Конспект урока математики, УМК "Перспектива", 3 класс: "Сравнение, сложение и вычитание единиц времени" + презентация
план-конспект урока по математике (3 класс)

Хабибуллина Ксения Александровна

Цели деятельности учителя: формирование умений сравнивать, выполнять операции сложения и вычитания с единицами времени; закрепление знаний соотношений единиц времени; развитие умения преобразования крупных единиц измерения в мелкие и обратно.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся пользоваться изученными единицами времени;
  • уметь решать задачи с использованием единиц времени;
  • уметь выполнять арифметические действия.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • осознавать личностный смысл учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока: Сравнение, сложение и вычитание единиц времени

Дата:25 января 2019г., пятница

Школа: МОУСОШ №104

Класс: 3 «а»

Урок: 2

Время: 09.30 – 10.10

Кабинет: 109

                             Учитель: Моцная Н.В.

Студент: Хабибуллина К., 31 гр.

Методист: Серебренникова С.В.

Цели деятельности учителя:

  • формирование умений сравнивать, выполнять операции сложения и вычитания с единицами времени;
  • закрепление знаний соотношений единиц времени;
  • развитие умения преобразования крупных единиц измерения в мелкие и обратно.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • научатся пользоваться изученными единицами времени;
  • решать задачи с использованием единиц времени;
  •  выполнять арифметические действия.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «Перспектива»; учебник: Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс (2 часть), рабочие тетради, раздаточный материал, презентация

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

 

Словесный: слово учителя, ответы на вопросы.

2 мин

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Ксения Александровна и сегодня урок математике у вас проведу я. Садить. Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

 

Девиз нашего урока звучит так:

«Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой своей дорожи!»

Как вы понимаете смысл?

Здороваются.

Садятся.

Проверяют готовность.

Нужно работать с душой и беречь время.

Р: Выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

2.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: слово учителя.

Практический:

ответы на вопросы,

выполнение задания.

5 мин

-Какие единицы времени мы уже знаем?

-Для чего нужно точно определять время?

-Какие единицы времени мы уже знаем?

-Для чего нужно точно определять время?

- О чем мы говорили на прошлом уроке?

-Какие виды часов вы знаете?

- Какие единицы времени мы уже знаем?

- Для чего нужно точно определять время?

Тестовые задания по карточкам. На выполнение у вас 3 минуты. Затем проверим по образцу.

1. В какой строке слова расположены по порядку?

а) Сегодня, завтра, вчера, послезавтра, позавчера;

б) Послезавтра, вчера, сегодня, позавчера, завтра;

в) Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

2. Сколько минут в 3 часах?

а) 300;

б) 150;

в) 180.

3. В каком выражении знак сравнения поставлен неверно?

а) 1 век > 207 лет;

б) 2 мин. 50 с. < 200с;

в) 2 ч. >100 мин.

4.  Солнце взошло в 5 ч 38 мин., а зашло в 18 ч 10 мин. Найди продолжительность дня.

а) 24 ч.;

б) 13ч 12 мин.

5. Найдите значение выражения: 12ч 7мин – 5ч 35 мин

а) 2ч 54мин

б) 392 мин

в) 6ч 32мин

О часах.

Солнечные, водяные, песочные, механические и электронные.

Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.

Правильный ответ В.

Правильный ответ В.

Правильный ответ А.

Правильный ответ Б.

Правильный ответ В.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, построение речевых высказываний.

3.

Постановка учебной задачи

Словесный: слово учителя.

Практический:ответы на вопросы.

3 мин

- Какое задание в тесте вызвало у вас затруднение?

-  Почему?

- А операцию вычитания над единицами измерения времени умеете выполнять?

-Посмотрите на доску, перед вами три таблицы. Назовите их.

Первая таблица.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/241/213628/1/img3.jpg

Вторая таблица.

http://topkin.ru/wp-content/uploads/2017/02/img9-1.jpg

Третья таблица.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0e20/000230ff-8446ae22/hello_html_m7ff0cab0.jpg

Сравните эти таблицы. Отличается ли таблица единиц времени от других?

При переводе одной единицы в другую мы умножали и делили на 10,100,1000. Теперь коэффициенты, т.е. числа, на которые надо умножать или делить при переходе к другим меркам, не круглые – 12, 24, 28, 31.

-Предположите тему урока.

- Какую цель поставим?

Пятое.

Мы не умеем еще выполнять операцию сложения с единицами измерения времени – сутками.

Умеем.

Таблица единиц длины.

Таблица единиц массы

Таблица единиц времени.

Да, она не десятичная.

Сравнение, сложение и вычитание единиц времени.

Научиться сравнивать, складывать и вычитать единицы времени.

К.: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. П.: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков

4.

Открытие детьми нового знания

Практический: ответы на вопросы.

8 мин

-Теперь откройте свои тетради, запишите в них число и классная работа.

- Посмотрите, на экране написан пример, вам нужно его переписать к себе в тетрадь. 17ч 5мин – 9ч 30мин = - во что можно превратить часы и минуты?

- Как это сделать?

- Что нужно сделать дальше?

- Как мы это сделаем?

Я пишу в основной пример после равно 1025 мин – 9х60=1025 - 540мин+ 30мин. Какое следующее действие? 17ч 5мин – 9ч 30мин = 1025 мин – 9х60=1025 - 540мин+ 30мин. =1025мин - 570мин=455 мин.

А можно было как по-другому решить?

Выйдите кто-то один к доске и запишите.

В 1 случае получилось 455 минут, во втором  7ч 35 минут. Это разные или одинаковые ответы? Как

проверить?

7х60+35=455

Какой способ легче? (Второй)

- В 1 случае получилось 455 минут, во втором 7ч 35 минут. Это разные или одинаковые ответы? Как проверить?

- Какой способ легче?

- Вернемся к примеру, который вызвал затруднение в начале урока.   Кто хочет у доски объяснить решение примера? (Остальные в тетрадях)

- Каким способом будем записывать?

12ч 7мин – 5ч 35 мин

Скажите, мы справились с затруднением? Молодцы.

ФИЗМИНУТКА

В понедельник я купался
А во вторник — рисовал.

В среду долго умывался,  
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, бегал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

Пишу на доске, дети списывают пример:

17ч 5мин – 9ч 30мин =  

- во что можно превратить  часы и минуты? (в минуты) Как это сделать?

 Один ребенок у доски:  

17х60=1020 минут (в столбик)   + 5 минут = 1025 мин

Я пишу в основной пример после равно 1025 мин –

9х60=540мин+30мин=570 мин

Я пишу в основной пример после – 570 мин= один выполняет вычитание в столбик. Я записываю

ответ: 455мин

 

Можно ли решить этот пример по-другому, не превращая часы в минуты?

Запись примера еще раз на доску и в тетради:

17ч 5мин – 9ч 30мин =  16ч 65мин – 9ч 30мин= 7ч 35 мин

Можно было записать этот пример в столбик: на интерактивной доске

    16ч 65мин

-    9ч 30мин

    7ч   35мин

В 1 случае получилось 455 минут, во втором  7ч 35 минут. Это разные или одинаковые ответы? Как

проверить?

7х60+35=455

Какой способ легче? (Второй)

Первый способ убрать с доски.

Записываем следующий пример – пример на сложение единиц времени можно сразу записывать

столбиком:

     5ч 42мин

+  9ч 36мин

  14ч 78мин

  15ч 18мин    появляется на интерактивной доске вместе с вычитанием

Сравните  наши способы решения с эталоном учебника с.62 – чтение про себя.

_Справились  мы с заданием?

Вернемся к примеру, который вызвал затруднение в начале урока.  

 Кто хочет у доски объяснить решение примера? (Остальные в тетрадях)

12ч 7мин – 5ч 35мин= 11ч 67мин – 5ч 35мин= 6ч 32мин

Скажите, мы справились с затруднением? Молодцы.

Записывают число в тетрадь.

Записывают пример.

В минуты.

17х60=1020 минут + 5 минут = 1025 мин

9ч30мин. перевести в минуты.

9х60=540мин+30мин=570 мин

Из 1025 вычитаем 570. Получаем 455 минут.

Столбиком.

16ч 65мин

-    9ч 30мин

    7ч   35мин

16ч 65мин

-    9ч 30мин

    7ч   35мин

Одинаковые.

7х60+35=455

Второй.

Столбиком.

12ч 7мин – 5ч 35 мин= 11ч 67мин – 5ч 35мин= 6ч 32мин

Да.

Изображают плавание.

Изображают рисование.

Умываются.

Бег на месте.

Прыгают.

Кружатся на месте.

Хлопки в ладоши.

Садятся на места.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия.

5.

Первичное закрепление

Практический: ответы на вопросы, работа с учебником, рабочей тетрадью.

5 мин

Теперь попробуем применить наше новое знание.

Откройте учебник на странице 63, №4. Решим первую строчку вместе, а вторую вы будете решать самостоятельно, а затем проверим по образцу.

1) 5ч 28мин-2ч16мин. Как будем решать?

Объясните решение.

2)4ч53мин+1ч45мин. Как будем решать?

Расскажите решение.

3)1ч21мин48с:4. Как будет решать?

Давайте обсудим решение.

Молодцы, теперь решайте самостоятельно. На выполнение у вас 3 минуты.

Проверьте свою работу с образцом.

Поднимите руку у кого есть ошибки. Давайте обсудим их.

Работают с учебником.

Столбиком.

Из 5 часов вычитаем 2 часа получается 3 часа, затем из 28 минут вычитаем 16 минут и получаем 12 мину. Ответ: 3 часа 12 минут.

Столбиком.

К 4 часам прибавляем 1 час получается 5 часов, затем к 53 минутам прибавляем 45 минут и получается 98 минут. Получаем ответ: 5 часов 98 минут, но можем у 98 минут убрать 60 минут и добавить их к часам, тогда получим 6 часов 38 минут.

По действиям.

Сначала 1 час мы переводим в минуты. В 1 часа 60 минут. К 60 минутам прибавляем 21 минуту, в результате получим 81 минуту. Затем из 81 минуты отдаем 1 минуту к 48 секундном, переводя 1 минуту в 60 секунд. Получаем 80мин108с:4. В ответе получается 20мин27с.

Выполняют самостоятельно три примера.

Проверяют по образцу.

Оценивают свою работу.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение способов взаимодействия.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: выполнение задания, парная работа

5 мин

-Сейчас вам нужно будет решить № 3.

-Работать будете в парах. Я вам раздам листочки. Обратите внимание, положите листочек так, чтобы поля у вас были справа. Отступите 2 клеточки сверху и слева. Можно советоваться, помогать друг другу, сравнивать ответы. На выполнение у вас 3 минуты, но как только будете готовы, то поднимите руки.

Кто желает выйти к доске и проверить выполненную работу?

Выполняют задание в парах.

Проверяют работу.

Р.: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий.

7.

Включение в систему знаний, повторение

Практический: выполнение задания.

6 мин

-Сейчас выполним №5 в учебнике.

-Прочитайте задачу.

-Что нам нужно найти?

-Что надо сделать сначала?

- Что делаем дальше?

- Для того чтобы было удобно вычесть что мы можем сделать с числом 14ч15мин?

- Какое действие следующее?

- Мы нашли сколько времени Максима не было дома?

- Верно, запишите ответ.

Максим ушёл за грибами утром в 6 ч 40 мин, а вернулся только в 2 ч 15 мин дня. Сколько времени его не было дома?

Сколько времени Максима не было дома.

2ч15мин записать как 14ч15мин.

Из 14ч15мин вычитаем 6ч40мин.

У 14ч забрать 1час и отдать минутам, переводя 1 час в 60 мин. Получим 13ч75мин.

Из 13ч75мин вычитаем 6ч40мин. Получаем 7ч35 мин.

Да, Максима не было дома 7ч35мин.

П.: структурирование знаний.

8.

Рефлексия деятельности

Словесный: ответы на вопросы.

3 мин

-Наш урок подходит к концу, поэтому давайте подведём итоги нашего урока.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Справились ли мы со своей задачей?

- Что необходимо помнить при операции преобразования единиц измерения времени?

- А теперь я вам предлагаю оценить свою работку на уроке. У вас на парте лежат листы, подчеркните слово из правого столбика, которым вы можете охарактеризовать свою работу на уроке.

Домашнее задание: №6 на стр. 63, №12 (а).

Научиться сравнивать, складывать и вычитать единицы времени.

Да.

Таблицу единиц времени.

Оценивают свою работу на уроке.

П: осознанное построение речевого высказывания.

На уроке я работал(а)

активно/пассивно

Своей работой на уроке я

доволен(ьна)/недоволен(ьна)

Моё настроение

не изменилось/ стало лучше/стало хуже

Материал урока мне был

понятен/не понятен/    полезен/бесполезен/ интересен/скучен

Домашнее задание мне кажется

лёгким/трудным/    интересным/не интересным

Я ставлю себе отметку

5/4/3/2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИКА

Слайд 2

начинается С малой успех! удачи

Слайд 3

«С малой удачи начинается успех!»

Слайд 4

Какую тему вы начали изучать на прошлом уроке? Переменная

Слайд 5

Устный счет

Слайд 6

8+7 = 15 6*8 = 48 50-13 = 37 7*3 = 21 45:9 = 5 45-7 = 38 60-8 = 52

Слайд 7

5*3 = 7*4 = 8+6 = 30-25 = 48:6 = х+3 = 15 28 14 5 8 ?

Слайд 8

Тема урока: «Выражение с переменной»

Слайд 9

Цель урока: научиться вычислять значение с переменной ; научиться составлять выражения с переменной.

Слайд 10

Что такое переменная? Переменная - это величина, которая по условию задачи может принимать различные значения.

Слайд 11

У Ани в букете 7 цветов. А у Коли – на х цветов меньше. Сколько цветов у Коли может быть?

Слайд 12

7 – х 7-1, 7-2, 7-3, 7-4, 7-5, 7-6

Слайд 13

7-х х= 1 7-1 = 6 7 – х х= 2 7-2 = 5 Числа 1, 2, 3, 4, 5, 6 образуют множество значений выражения 7-х

Слайд 14

Вывод: в буквенном выражении переменная может принимать множество значений.

Слайд 15

a – b – 15

Слайд 16

Физкультминутка Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется.

Слайд 17

Х+3 х= 5 5+3 = 8

Слайд 18

Задание № 1 У Тани 3 розы и k пионов. Сколько цветков у Тани? k= { 2, 4, 5 }

Слайд 19

Задание № 4 38+ у у= 92 38+92 = 130

Слайд 20

Миша от дома до магазина прошёл 38 метром, а от магазина до школы 92 метра. Сколько всего метров прошел Миша от дома до школы ? 38+92 = 130 (м)

Слайд 21

m*15 m=60 60*15 =900

Слайд 22

Длина прямоугольного участка земли равно 60 метров, а ширина 15 метром. Найди площадь прямоугольного участка земли. S= a*b S= 15*60 S= 900

Слайд 23

Задание № 5 1 вариант m= {0, 18, 36, 54, 72} 2 вариант m= {0, 2, 4, 6, 8}

Слайд 24

Задание № 2 В первой коробке 6 карандашей, а во второй в 2 раза больше. Сколько карандашей во второй коробке? В первой коробке 6 карандашей, а во второй в 4 раза больше. Сколько карандашей во второй коробке? В первой коробке 6 карандашей, а во второй в 8 раз больше. Сколько карандашей во второй коробке? 6*2 6*4 6*8

Слайд 25

Итоги урока

Слайд 26

Домашнее задание № 8 на стр. 70

Слайд 27

Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 3 классе "Сложение и вычитание круглых сотен", УМК "Перспектива"

Урок с использованием технологии - ИКТ, работа в сотрудничестве....

Конспект по математике на тему ; "Сравнение, сложение и вычитание единиц времени."

Цели урока: Повторить сведения об измерении величин времени.Формировать умение пользоваться таблицей мер времени для определения продолжительности событий, перевода единиц времени и действий с м...

Конспект урока математики в 3 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20"

данный урок является частью педагогического проекта, проводимого мной в течение учебного года для повышения познавательной активности учащихся  и развития математических навыков в целом....

Конспект урока математика 1 класс "Таблицы сложения и вычитания с числом 2".

Конспект урока по математике 1 класс по теме: "Таблицы сложения и вычитания  с числом 2". Составила: Яцуценко Ю.В., учитель нач.классов. Цели: опираясь на знания о связи между целым и частями цел...

Конспект урока математики во 2 классе «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Приводится  конспект  урока  математики  во  2  классе...