Окружность
план-конспект урока по математике (2 класс)

конспект урока по математике на тему "Окружность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_matematike_okruzhnost.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО "Саратовский областной педагогический колледж"

Конспект урока математики

На тему: «Окружность»

Выполнила студентка 24 группы:

Чуркина Екатерина Михайловна

МБОУ «Прогимназия №237 «Семицветик»

Класс:  2 «Б»

Учитель: Ковылова Н.С.________________

Методист: Старостина О.В._______________

Дата проведения: 20.03.2020

Оценка:______________________

«Саратов 2020 »

ТЕМА УРОКА: «Окружность».        

ЦЕЛЬ УРОКА: создать условия для формирования представления об окружности и её элементах.

ЗАДАЧИ УРОКА:

- формировать представления об окружности и её элементах: центр окружности, радиус, диаметр, путём сравнения с кругом;

- познакомить с новыми чертёжным инструментом – циркулем;

- формировать практические навыки построения окружности с помощью циркуля;

- развивать внимание, мышление, речь  учащихся, мыслительные операции: обобщение, анализ, сравнение;

- воспитывать положительную мотивацию к учению, толерантность, самостоятельность, аккуратность.

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности

Мы на урок пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята, сегодня на уроке мы проведём исследовательскую работу.

- Как вы думаете, что мы будем исследовать? (Ответы детей)

- Для того чтобы это узнать – выполним следующее задание: посмотрите на экран, как одним словом называются эти предметы? (геометрические фигуры)

- На какие две группы можно разбить данные фигуры? (многоугольники, круг, окружность)

- Какие из фигур выглядят одинаково? (круг и окружность)

- Кто знает, какая из фигур – круг, а какая – окружность? Обоснуйте свой ответ. (Ответы детей)

- Чтобы не осталось сомнений в правильности ваших ответов, предлагаю отгадать загадки про эти фигуры и соединить фигуру с названием.

Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
На известную фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).

Вроде круг, но дело в том,
Что иначе мы зовем
Нарисованный кружок.
В чем секрет? Скажи, дружок!
Эта странная наружность
Называется…. (окружность)

III. Выявление места и причины затруднения.

Ребята, какая из данных фигур вам не знакома? (окружность)

- Кто догадался, как называется тема нашего урока? (Окружность)

Постановка задач урока.

- Предположите, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться отличать круг от окружности, чертить окружность, познакомимся с циркулем, узнаем об окружности что-то новое (свойства) и т.д.)

- Это и будут наши задачи урока.

- Итак, начинаем!

- Для начала предлагаю дать определение, что такое круг и окружность?

Практическая работа №1 (в парах)

- У вас на столе лежит Карточка №1. На ней изображены геометрические фигуры – круг и окружность и даны два определения. Ваша задача: прочитать эти определения и соединить фигуры с определением.

- Проверим по эталону. 

Ребята, с помощью каких инструментов вы уже выполняли чертежи? (простой карандаш, линейка)

- Как вы думаете, что мы будем учиться чертить: круг или окружность?

- Перед вами лежит Карточка №2, возьмите простой карандаш и в первой колонке попробуйте начертить окружность. (Учащиеся выполняют задание)

- Покажите свою работу друг другу. Сравните её с эталоном (на доске).
- Получилась окружность? (нет)

- Почему? (Ответы детей)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

На листе бумаги отмечается точка О. Учащиеся с помощью линейки по очереди отмечают точки, находящиеся на расстоянии 10 см от точки О. Как вы думаете, что получится, если все ваши точки соединить плавной линией? (окружность)

Для построения окружности существует специальный инструмент.

Загадка: Я – циркач лихой, 
Окружность я черчу одной ногой,
А другой – проткну бумагу,
Уцеплюсь я и ни шагу!
- Что это? (циркуль) 
– карточка с названием появляется на доске.
- Какое слово спряталось в слове циркуль? (Цирк)

- А почему?
- Слова цирк и циркуль происходят от одного и того же слова «циркулюс», что значит «круг», «окружность». У цирка арена круглая, а циркуль как раз чертит окружности. Существует много различных циркулей! Самые древние циркули найдены при раскопках во Франции 3000 лет назад.

V. Реализация построенного проекта.

- Какое правило безопасности надо соблюдать? (Осторожно, не играть, пользоваться по назначению и т.д.)

- Как же построить окружность с помощью циркуля? (Ответы детей)
- Попробуйте начертить окружность на 
Карточке №2, рядом с вашей пробной окружностью по алгоритму. 
- Проверьте работу друг друга. Поставьте знак: + или ?
- Почему у вас получились разные окружности? (Ответы детей)

Физкультминутка

Время тратить мы не будем, поднимаем кверху руки,

Опускаем их на плечи, продолжаем дальше вместе.

Поднимаем, опускаем, от урока отдыхаем.

Руки вверх над головой, смотрим все перед собой,

Позвоночник выпрямляем, локти сводим, распрямляем,

Организм оздоровляем, кислородом наполняем.

Чтобы ноги поразмять, будем дружно приседать,

Встали, кверху потянулись, повторили, улыбнулись.

Заряд бодрости поможет нам опять урок продолжить.

VI Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы окружность получилась у всех одинаковая? (определить расстояние между ножками циркуля)

- Какой инструмент нам в этом поможет? (линейка)

- Установите ножки циркуля так, чтобы расстояние между ними было равно 5 см. (индивидуальная помощь)

- А теперь на Карточке №3 начертите окружность. Покажите работу соседу по парте. Сравните с образцом на доске.

- Какой можно сделать вывод? (У всех получились одинаковые окружности)

- Ребята, найдите на своей окружности прокол, отметьте его карандашом. 

- Чем является для окружности эта точка? (середина, центр)

- Правильно – центром. Давайте дадим центру окружности имя.

- Как пишутся имена? (С заглавной буквы)

- Назовём центр – О, для обозначения точек будем использовать заглавные буквы латинского алфавита.

- А теперь поставьте на окружности любую точку. Назовите её – А. И ещё одну точку – В, ещё одну – С. Соедините, с помощью линейки центр окружности с точкой А, В, С.

- Что получилось? (отрезки ОА, ОВ, ОС)

- Измерьте длину каждого отрезка. Чему она равна? (5см)

- Что интересного заметили? (все отрезки равны)

- Ребята, эти отрезки называются – РАДИУСАМИ. (Карточка с термином – на доске)

- А теперь продолжите один радиус по прямой линии так, чтобы он проходил через центр до пересечения с окружностью.

- Что интересного заметили? (линия делит окружность пополам)

- Ребята, отрезок, который проходит через центр и соединяет две точки окружности, называется ДИАМЕТР.

- Сравните диаметр и радиус.
- Что заметили? (Диаметр равен двум радиусам)
- Давайте ещё раз повторим названия всех элементов окружности.

Знакомство с кругом.
- Представьте, что получится, если окружность вырезать? (Круг)
- Чем круг отличается от окружности? (показать на доске с помощью прикладывания на лист бумаги окружности и круга)
- Чем является окружность для круга? (границей)

- Можно ли вырезать круг без окружности? А окружность без круга?

- Ребята, можно ли сказать, что окружность и круг – это одна фигура? (нет, это две разные фигуры)
- Вывод: окружность и круг – это разные геометрические фигуры.

- Давайте ещё раз повторим… Окружность представляет границу круга, а круг – это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью.

Игра «Закончи предложение»

- Линия, ограничивающая круг (окружность)

-Часть плоскости, ограниченная окружностью - (круг)

- Середина круга, окружности - … (центр)

- Отрезок, соединяющий центр с любой точкой окружности - … (радиус)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- А сейчас я вам предлагаю потренироваться в черчении окружностей с заданным радиусом.

Творческая работа. Работа по группам (по рядам)

- Окружность – волшебная геометрическая фигура. С её помощью можно совершить чудесные превращения. Вот сейчас вы поработаете в группах.

- Возьмите Карточку №4. Что на ней вы видите? (точки) Это центры окружностей.
1 группа (ряд) – чертит окружность с центром в этих точках и радиусом 4 см.
2 группа (ряд) – чертит окружность радиусом 3 см.
3 группа (ряд) – 5 см.
Проверка работы.
- А теперь посмотрите, во что могут превратиться ваши узоры с помощью компьютера.

VIII. Включение в систему знаний и повторение

ИГРА:  «Круг  или  окружность » (Дети  показываю кулачок – круг и кольцо из указательного и большого пальцев – окружность)

-крышка от кастрюли,

-тарелка

-крышка от банки (окружность и круг)

-баранка

-браслетик

-колесо (окружность и круг)

-колечко

-обруч

-диск

-зеркало (там  окружность  и  круг )

- монета 

IX Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Что вы сегодня нового узнали на уроке?

- Круг и окружность – это одно и тоже? (это разные геометрические фигуры) (Окружность представляет границу круга, а круг – это окружность вместе с внутренней областью, ограниченной этой окружностью.)

- Какое свойство окружности запомнили? (все точки равноудалены от центра)

- Ребята, а полученные знания вам в жизни пригодятся? Где?

- Оцените свою работу на уроке, используя цветные круги.

Если вам всё понятно - возьмите розовый круг.

Если ещё остались затруднения – жёлтый круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике и конструированию в 3 классе по теме "Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг."

Интегрированный курс «Математика и конструирование» представляет большой простор для творческой инициативы и фантазии учителя.Познавательные возможности детей младшего школьного возраста значительно в...

конспект урока по теме: Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности

конспект урока математике во 2 классе по теме "Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности"...

Проверочная работа по теме "Окружность. Диаметр, радиус окружности"

В данной работе представлены два варианта комбинированных проверочных работ по теме "Окружность", 2 кл. по курсу "Математика и конструирование"(авторы С.И.Волкова, О.Л.Пчёлкина")...

Урок математики.Тема: Окружность. Круг. Радиусы одной окружности.

формировать у детей понятие об основном свойстве радиусов одной окружности, учить самостоятельно формулировать правила; закрепить понятие «круг», «окружность»...

Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг. (урок с использованием ИКТ)

Методические приемы урока:Ввести понятия окружности, круга, радиуса, диаметра.Познакомить с инструментом “циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.Словесные (рассказ, объяснение, беседа,...

Презентация "Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности."

Презентация по предмету "Математика и конструирование" для 2 класса На тему :"Окружность."...