Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг. (урок с использованием ИКТ)
план-конспект урока (математика, 3 класс) на тему
Методические приемы урока:
- Ввести понятия окружности, круга, радиуса, диаметра.
- Познакомить с инструментом “циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой);
- Наглядные (иллюстрации, демонстрация опытов);
- Практические (упражнения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_okruzhnost.docx | 112.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг. (урок с использованием ИКТ)
Цели и задачи урока:
Обучающие:
- Ввести понятия окружности, круга, радиуса, диаметра.
- Познакомить с инструментом “циркуль”, научить чертить окружность с помощью циркуля.
Развивающие:
- Развитие логического мышления, внимания, творческих и познавательных способностей, воображения, умения анализировать, делать выводы.
- Формирование точности и аккуратности при выполнении чертежей.
- Получение новых знаний путем проведения опытов.
Воспитательные: развитие трудолюбия, дисциплинированности, уважения к одноклассникам, формирование интереса к математике.
Методические приемы урока:
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой);
- Наглядные (иллюстрации, демонстрация опытов);
- Практические (упражнения).
Средства обучения:
4. Дополнительное оборудование урока.
Бумага, краски, стакан, тарелка из детской посуды, ножницы, циркуль, маркер, линейка, 10 магнитов. Иллюстрации к заданиям (), рисунки, выполненные из окружностей. Раздаточный материал: 19 кругов из цветной бумаги, 19 окружностей, нарисованные на бумаге. Напечатанное слово “циркуль”.
Межпредметная связь: русский язык, изобразительное искусство, технология, история.
Ход урока
І. Организация начала урока.
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните в себя свежесть и красоту зимнего утра и выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них.
ІІ. Актуализация знаний.
О, математика земная!
Гордись, прекрасная собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.
Задача нашего урока: открыть новое в известном. Тему урока мы узнаем, повторяя изученное. Сегодня наш урок посвящён замечательной науке ГЕОМЕТРИИ.
Куда бы мы не посмотрели, нас везде окружают предметы, состоящие из геометрических фигур.
- Какие геометрические фигуры нас с вами окружают в классе?
- Давайте посмотрим, как тесно она связана с реальной жизнью. (Слайды различных зданий, сооружений нашего района.)
Учитель: Кольцевая развязка – круг, мост через реку – полукруги, стадион – овал и прямоугольники, мост – треугольники. Церковь состоит из множества геометрических фигур. Геометрию легче, понятнее, интереснее изучать практически. Значит у нас сегодня – практическая работа.( раздать фигуры). У вас на партах лежат геометрические фигуры. Они нужны нам для блиц – турнира. Я даю определение геометрической фигуре, а вы должны её молча показать. (прикрепляю названные фигуры на магнитную доску)
Блиц – турнир.
Учитель: покажите фигуру, у которой противоположные стороны и противоположные углы равны.
Дети: Прямоугольник.
Учитель: Замкнутая ломаная линия, состоящая из 3 – х звеньев.
Дети: Треугольник.
Учитель: Фигура, у которой все стороны равны и углы прямые.
Дети: Квадрат.
Учитель: Замкнутая линия округлой формы.
Дети: круг
У вас на столе у каждого лежит шкала самооценки, найдите на ней пометку блиц-турнир и окрасьте в соответствии с поставленной оценкой.
-- Какая из геометрических фигур лишняя?( Круг, потому что у него нет углов)
IIІ. Сообщение темы, задач и целей урока.
- Тема нашего урока «Круг, окружность»
- Какие цели вы поставите перед собой, опираясь на тему урока.(Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: окружность и круг, выясним чем отличаются эти понятия.)
- Ребята, откройте тетради и запишите, число, классная работа и тему урока.
IV. Изучение нового материала.
Опыты.
-
Посмотрите, перед вами стакан, бумага и тарелка с окрашенной водой.
Проведем опыты.
1. Берём стакан, опускаем горлышком в тарелку с окрашенной водой и ставим отпечаток на бумагу. Обратите внимание, какой след оставляет стакан.
2. Берём круглый предмет, в нашем случае тарелка из детской посуды прикладывает к листу бумаги, обводим цветным карандашом тарелку.
- Ребята, посмотрите какой след оставил карандаш. Сравните получившийся результат с первым опытом. Что вы можете сказать?
- А теперь возьмем ножницы и аккуратно вырежем по той линии, которую оставил карандаш.
- Какая фигура у вас получилась?
Дети: круг.
- Как мы можем назвать результат первого опыта? (окружность)
- А чем они отличаются? (Ответы детей).
- Ребята, если мы возьмём ножницы и вырежем окружность. Что у вас получится? (Ответы детей).
- А теперь согните круг пополам. Сгиб образует линию, которая разделяет круг на две равные части. Эта линия будет диаметром круга. Диаметр делит круг пополам. (слайд) и обозначается латинской буквой D.
- Согните круг еще раз пополам, у вас получилось четыре равные части.
- Ребята, обратите внимание на линии сгиба, они пересеклись в одной точке, эта точка называется центром круга и обозначается буквой О, а линии сгибов – диаметры.
- Сколько можно провести диаметров?(много)
- Линия, соединяющая центр с краем круга называется радиусом. Проведите радиус цветным карандашом. Он обозначается буквой R.
- Обратите внимание, что длины диаметров равны. А что вы можете сказать о длинах радиусов?
Дети:
- Они тоже равны!
- Попытайтесь дать определение КРУГУ и ОКРУЖНОСТИ.
- Окружность – замкнутая линия, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от данной точки. Эта точка называется центром окружности.
Круг – это часть плоскости, которая лежит внутри окружности (вместе с самой окружностью).
- Что вы можете сказать о их размерах? ( Они имеют разные размеры).
- Как начертить окружность определенного размера? Какими инструментами мы должны воспользоваться?
(ответы детей)
- Для этого существует инструмент, который называется циркуль.
(Показать инструмент. Показать на доске стихотворение о циркуле).
- Ребята обратите внимание, как пишется слово “циркуль”.
Циркуль.
Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и – ни шагу.
- У циркуля две ножки. На конце одной ножки игла, на конце другой грифель. Ножки циркуля подвижны. Благодаря подвижности ножек мы можем начертить окружность разных размеров.
- Определим алгоритм построения окружности: (вывешиваю таблички)
-С чего мы начинаем строить окружность?
1. Определяю центр окружности.
2. Определяю радиус окружности между грифелем и закреплённой иглой с помощью линейки.
3. Устанавливаем иглу циркуля в центр, одной рукой придерживаем тетрадь, а другой ножкой циркуля, касаясь грифелем, чертим окружность.
Физминутка
Мы ногами топ –топ
Мы руками хлоп –хлоп
Мы глазами миг –миг
Мы плечами чик –чик.
Раз – сюда, два – туда
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали
Раз – два, раз – два
Заниматься нам пора.
V. Первичное закрепление изученного материала.
Задание №1. Попробуйте сами начертить произвольную окружность, пользуясь алгоритмом.
- Будьте осторожны при работе с инструментом.
Задание №2. Начертить окружность, радиус которой 2 см. Отметьте диаметр и радиус окружности. Найдите длину диаметра.
-Какими инструментами необходимо воспользоваться, чтобы выполнить это задание? (понадобится линейка и циркуль)
-Соблюдая алгоритм, выполняем задание. (проговаривает ученик)- отметим точкой О центр окружности. По линейке отмеряем 2 см. Это радиус окружности. Ставим иглу в центр окружности. Начертим окружность. Центр окружности соединим с любой точкой окружности, этот отрезок будет радиус. Обозначим его буквой r. Теперь проведем диаметр).
-Оцените свою работу по шкале.
Исторические сведения.
- В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно, в каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом, что позволяет ей двигаться самой по себе. Это свойство окружности сделало возможным возникновение колеса, поскольку ось и втулка колеса должны все время быть в соприкосновении. Но еще до колеса люди использовали круглые бревна-катки для перевозки тяжестей. Рисунки на стенах египетских пирамид рассказывают нам, что именно так доставлялись огромные камни на строительство этих пирамид.
- В русском языке слово “круглый” тоже означает высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.
- ИГРА: «Круг или окружность ». играть вы будете в парах. Распределите предложенные вам картинки на 2 группы КРУГ или ОКРУЖНОСТЬ.
крышка, тарелка, сушка, баранка, браслетик, блин, покрышка колеса, пяльца для вышивания, колечко, бублик, зеркало.
-.Правильность выполнения сверяем с доской.
- Оцените работу в парах на шкале.
VI. Итоги урока.
- Рефлексия
- Подведём итоги урока. Продолжите предложения, которые вы видите на доске.(слайд)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую….
Меня удивило…
Мне захотелось…
Творческое домашнее задание: Придумать образы животных, которые состоят только из окружностей. Например, «Весёлый слонёнок», «Стрекоза» (показать образцы)
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике и конструированию в 3 классе по теме "Окружность. Радиус окружности. Диаметр. Круг."
Интегрированный курс «Математика и конструирование» представляет большой простор для творческой инициативы и фантазии учителя.Познавательные возможности детей младшего школьного возраста значительно в...
конспект урока по теме: Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности
конспект урока математике во 2 классе по теме "Круг. Окружность, диаметр и радиус окружности"...
Констект урока математики по теме "Круг. Окружность. Радиус. Диаметр" 3 класс
Данный урок разработан для знакомства учащихся 3 класса с темой "Круг. Окружность. Радиус. Диаметр" ....
Презентация к уроку математики "Круг. Окружность. Радиус. Диаметр" 3 класс
Данная презентация помогает быстро учащимся 3 класса усвоить тему по математике "Круг. Окружность. Радиус. Диаметр"...
Окружность и круг. Радиус и диаметр.
Урок математики в 4 классе.Тема: Окружность и круг. Радиус и диаметр.Цель: формировать понятие «радиус» и «диаметр», научить чертить окружности с заданным радиусом или диаметром; закрепить изученные п...
Конспект урока математики по теме "Окружность.Радиус и диаметр окружности" 2 класс
Конспект урока математики во 2 классе по программе ПНШ по теме "Окружность.Радиус и диаметр окружности"....
Окружность и круг. Центр и радиус. Радиус и диаметр.
Образовательная программа: «Перспективная начальная школа»...