Урок математики в 4 классе "Задачи на движение. Закрепление"
план-конспект урока по математике (4 класс)
Урок для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_na_dvizhenie._zakreplenie.pptx | 943.4 КБ |
zadachi_na_dvizhenie._zakreplenie.docx | 330.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Порядок и хаос
1/4 + 2/4 6/8 - 3/8 7/12 + 5/12 4/7 + 4/7 8/9 – 7/9 5/6 – 4/6 хаосе порядке в о математика наука 1/9 1/6 11/7 3/8 1 3/4
Сказка басня задача рассказ Петь решение рисовать ходить Движение мажор минор форте
Тема урока Решение задач на движение
Формулы вычисления скорости, времени, расстояния Составление схем к задачам Разные способы решения задач
V S t м км см мин с ч м/мин км/ч см/с
5км/ч 700км/ч 100км/ч 45км/ч 60км/ч
Как найти скорость? V =S : t V =S ∙ t V =t : S Как найти расстояние? S =t : V S =V·t S =V : t Как найти время? t =V : S t =S ∙ V t =S : V
Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 50 км. Скорость первого лыжника 7 км/ч, а скорость второго – 8 км/ч. Чему равно расстояние между лыжниками через 2 часа? Решите задачу
Алгоритм решения задач на движение Прочитай задачу. Вспомни о связи между величинами: скорость время, расстояние Установи, что нужно найти. Запиши решение. Составь схему. 1 2 3 4 5 Два лыжника вышли с двух стартов, расстояние между которыми 50 км. Скорость первого лыжника 7 км/ч, а скорость второго – 8 км/ч. Чему равно расстояние между ними через 2 часа?
Домашнее задание Старинная русская задача : Роскошно липа расцветала. Под ней червяк завелся малый. Да вверх пополз во всю он мочь- Четыре локтя делал в ночь. Но днем сослепу полз обратно Он на два локтя аккуратно. Трудился наш червяк отважный, И вот итог работы важной, Награда девяти ночей: Он на верхушке липы сей. Теперь, мой друг, поведай ты, Какой та липа высоты. Ответ запиши в привычных единицах длины, используя собственный локоть.
На уроке я работал Своей работой на уроке я Материал урока мне был активно / пассивно доволен / не доволен понятен / не понятен полезен / бесполезен
Молодцы !
Предварительный просмотр:
Тип урока: урок закрепления знаний
Класс: 4
Технология построения урока: технология деятельностного метода
Тема: Решение задач на движение. Закрепление.
Цель: Закрепить знания по теме: «Задачи на движение», отработать навыки расчёта скорости, пройденного пути и времени, продолжить формирование самостоятельности мышления
Задачи:
образовательные: формировать умение анализировать и решать задачи на дижение; отрабатывать вычислительные навыки при решении задач, систематизировать знания при установлении взаимосвязи между математическими понятиями.
развивающие: развивать мыслительные операции, речь, пространственное воображение, самостоятельность, коммуникативные способности.
воспитывающие: воспитание уважения к себе в результате достижения целей, дружеских отношений между учащимися.
Метапредметные:
- регулятивные: выполнять действия самоконтроля при вычислениях; планировать действия при выполнении практического задания по решению задач на движение, осуществлять самоконтроль;
- познавательные: моделировать задачи на движение в одно действие, используя схематический рисунок или таблицу; объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи; дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом; самостоятельно планировать и осуществлять небольшую исследовательскую работу;
- коммуникативные: задавать вопросы, участвовать в диалоге.
Личностные: понимание значения математики в повседневной жизни; умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеваемости в своей учебе.
Ход урока:
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Личностные: - принимать роль ученика Регулятивные: - готовить рабочее место, всё необходимое для включения в деятельность; - осуществлять самоконтроль Коммуникативные: - слушать и понимать речь других | Все готовы точно в срок, Со звонком начать урок? Очень рада. Начинаем! Всем успеха я желаю! Слайд 1 - Внимательно посмотрите на этот рисунок. - Что вы на нём видите? - Какой странный рисунок! Если художник хотел картину природы, то зачем здесь лицо человека? Если хотел нарисовать портрет, то зачем изобразил дерево? - Как бы вы назвали этот рисунок? - Автор назвал её «Порядок и хаос». (Слайд 1а) - Все ли слова в названии вам понятны? - Посмотрите на карточку розового цвета. На ней несколько предположительных значений слова хаос. Прочитайте их и попробуйте определить правильное - Ребята, вы сейчас сами того не подозревая, из хаоса сотворили порядок. - Обратимся к русскому языку: какими по отношению друг к другу являются слова порядок и хаос (противоположным). То есть антонимами. - На данном рисунке видим смешение молодости (лицо молодого человека) и старости (увядающее дерево). | Дети рассматривают рисунок - Дерево без листьев, лицо человека Дети высказывают свои предположения - Нет. Что такое хаос? -Это беспорядок, смешение, нагромождение |
II. Актуализация опорных знаний Цель: - закрепить умение выполнять арифметические действия с дробями | Предметные: - выполнять арифметические действия с дробями Регулятивные: - действовать по инструкции Познавательные: - Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме | - А у нас урок-то какой? - Так как же связаны между собой хаос, порядок и математика? - Об этом вы узнаете, прочитав высказывание на доске. (Слайд 2) - Можете ли вы это сделать? - Почему? - Что нужно сделать для того, чтобы прочитать это высказывание? - То есть необходимо навести порядок. На экране: 1/4 + 2/4 хаосе 6/8 - 3/8 порядке 7/12 + 5/12 в 4/7 + 4/7 о 8/9–7/9 математика 5/6– 4/6 наука (Таблица представлена в приложении) - Прочитайте высказывание, которое у нас получилось самооценка - Я не случайно предложила вам это высказывание. - Сегодня на уроке нам предстоит навести некий порядок в знаниях. | - Математика - Нет - Слова стоят не по порядку - Найти значения выражений и расположить слова в определённом порядке Дети находят значение выражения, слова выстраиваются в таблицу - Математика – наука о порядке в хаосе |
III. Формулирование темы и целей урока Цель: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и её мотивом Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность; - проговаривать последовательность действий на уроке | - В хаосе слов на экране выберите лишние: Слайд 3 - Составьте из этого беспорядка, из этого хаоса предложение - Значит, как звучит тема урока? - Знакомы ли вы с этим видом задач или будем учиться их решать? - Зачем же тогда мы сегодня будем их решать? На экране: Формулы вычисления скорости, времени, расстояния Составление схем к задачам Разные способы решения задач - Вы сейчас сформулировали цели нашего урока | Дети выбирают слова: задача, решение, движение и объясняют по какому признаку они выбрали именно эти слова - Решение задач на движение - Решение задач на движение - Знакомы - Чтобы повторить, как они решаются, закрепить умение применять формулы вычисления скорости, времени, расстояния, подготовиться к решению более сложных задач на движение, повторить взаимосвязь между скоростью, расстоянием и временем, закрепить умение составлять схемы к задачам, находить разные способы решения задач |
IV. Постановка учебной проблемы Цель: - выявить знания учащихся по теме урока | Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания) Регулятивные: - высказывать своё предположение Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - оформлять свои мысли в устной форме; - умение работать в паре | - Как вы отличаете задачи на движение от других задач? - Пригодятся ли записи на экране при решении задач на движение? Слайд - Что они обозначают? - Всё ли здесь в порядке? - Каким словом можно назвать то, что вы видите? - Наведите порядок. - Все ли предметы двигаются с одинаковой скоростью? Слайд - Что за величина указана справа? - Внимательно посмотрите на доску. Вас ничто не смутило? - Мы видим хаос. - Математика – это точная наука, поэтому наведите порядок: соедините картинку со значением скорости. - Зачем нам необходимо знать, с какой скоростью движется предмет? - Что ещё необходимо знать при решении задач на движение? - Поработайте в парах. На розовых карточках записаны формулы. Все ли они правильные? Наведите порядок – обведите нужную формулу. - Как найти скорость? Выберите нужную формулу. - Как найти расстояние? Как найти время? Самооценка по слайду | - В задачах на движение присутствуют такие понятия как скорость, время, расстояние - Да - Единицы измерения скорости, времени, расстояния, буквенные обозначения скорости, времени, расстояния - Нет, всё перемешано - Хаос Дети высказываются, как необходимо переставить записи - Скорость - Эти предметы не могут двигаться с такой с такой скоростью Дети рассказывают, как переставить записи - Формулы нахождения скорости, времени, расстояния Дети на карточках находят правильные формулы (см. приложение) |
V. Применение ранее полученных знаний Цель: - организовать работу по совершенствованию навыка решения задач на движение | Предметные: - формулирование алгоритма решения задач на движение; - решение задачи на движение; - использование рационального способа решения Регулятивные: - работать по плану; - высказывать своё предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - формулировать свои мысли в устной форме | - Мы вспомнили важные понятия по теме. - Готовы ли вы к решению задач? - Познакомимся с текстом задачи Слайд Два лыжника стартовали с двух разных стартов, расстояние между которыми 50 км. Скорость первого лыжника 7 км/ч, а скорость второго – 8 км/ч. Чему будет равно расстояние между лыжниками через 2 часа? - Что вам помогает решать задачу? - Что такое алгоритм? Слайд - Прочитайте. Является ли эта запись алгоритмом для решения задачи? - Почему? - Наведите порядок. Расставьте правильно шаги алгоритма. самооценка - Пользуясь алгоритмом, решите задачу. - Какой ответ у вас получился? - Как же так, почему у вас разные ответы? - Отсутствие одной маленькой фразы привело к хаосу и в результате каждый решал задачу по-разному. - Посмотрим, как вы составили схемы к своим задачам. Дополните схему на доске, снизу подпишите ответ к вашей задаче. Поменяйтесь тетрадями, проверьте правильность составления схемы у вашего товарища. Взаимооценка - Сколько действий вы выполнили, чтобы ответить на вопрос задачи? - Почему у вас разное количество действий? - Как вы можете узнать правильно ли вы решили задачу? - Запишите второй способ решения своей задачи. - Прошу встать тех, у кого ответы при решении первым и вторым способом совпали. Самооценка - Как вы считаете, какой способ решения наиболее рациональный. | - Алгоритм - Последовательность действий - Нет - В этой записи нет последовательности действий - 20 км, 80 км - В задаче не было указано направление движения Дети выходят к доске и дорисовывают схему к «своей» задаче - 4, 3 - Решали разными способами - Решить другим способом |
VI. Задание творческого характера Цель: - применить свои знания в нестандартной ситуации | Личностные: - определять общие для всех правила поведения Регулятивные: - высказывать своё предположение на основе учебного материала; Познавательные: - уметь извлекать информацию из предложенных источников Коммуникативные: - уметь работать в группе; - слушать и понимать других, принимать чужую точку зрения | Слайд - Движутся ли эти круги? - На самом деле предметы не двигаются, это обман зрения или оптические иллюзии. Это явление изучает физика – наука о неживой природе. А кто знает, как называется наука о живой природе? Все предметы движутся по физическим законам. - Об оптических и многих других интересных явлениях вы узнаете на уроках в старших классах. Но это будет через несколько лет. А прямо сейчас я предлагаю вам побыть учёными и, работая в четвёрках, самим составить задачи из разных областей науки. - Для этого возьмите карточку. Переверните её. Что вы видите? - Используя эти данные, устно составьте задачу и запишите её решение. Проверка: озвучьте вашу задачу. Как вы её решили? Все ли в вашей четвёрке решали задачу одинаково? Есть ли у неё другой способ решения? Оценка группы - Ребята, выполняя это задание, вы смогли самостоятельно применить свои знания. - Если вам понравилась такая работа, вы можете составить свои задачи дома или решить ту, которую предлагаю я. Слайд - Текст задачи есть на обороте ваших рабочих листов. У этой задачи есть несколько вариантов решения. Попробуйте их найти. | - Да - Биология - Изображения предметов и некоторые данные Дети озвучивают свою задачу, рассказывают, как они её решили |
VII. Рефлексия Цель: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; Регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной форме | - В заключении нашего урока я попрошу вас закончить несколько предложений. Концовки есть у вас на партах в конвертах. Выберите нужное слово и положите карточку перед собой. Слайд Формулы знаю/не знаю вычисления V, t, S Составление умею/не умею схем к задачам Разные могу/не могу Способы решения задач Применять смогу/не смогу свои знания - А теперь переверните ваши карточки. Всё ли в порядке? Получилась ли у вас картинка? Наведите порядок - переложите карточки, составьте картинку. - Если у вас сложилась картинка, можно сказать, что вы навели порядок в знаниях, касаемых решения задач на движение. - Если картинка не сложилась, значит вам ещё есть над чем поработать Урок окончен! | Дети выбирают карточку с нужным ответом и кладут перед собой на парту Дети переворачивают карточки. На обратной стороне – часть картинки. |
Приложения
1. Таблица для составления фразы
1/9 | 1/6 | 1 1/7 | 3/8 | 1 | 3/4 |
2. Для работы в парах
3. Творческое задание:
Адмирал Монарх
3 м/с 4 м/с
28 м t - ?
Леопард Гепард
60 км/ч 100 км/ч
? t = 3ч
Лиса Собака
300 м/мин ?
1500 м
t=3 мин
Самолёт Вертолёт
700 км/ч 350 км/ч
50 км t=2 ч
4. Карточки для рефлексии
Знаю | Умею |
Могу | Смогу |
Не знаю | Не умею |
Не могу | Не смогу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики "Решение задач на движение"
Тема: Решения задач на движение.Цель: Составление обратных задач при решении задач на движение.Задачи:Развивать умение устанавливать взаимосвязь между величинами (v, t, s), показать практическую значи...
Урок математики в 4 класс" Движение в догонку"
Данна презентация выполнена к уроку математики в 4 классе по учебнику Л.Г. Петерсон...
Урок математики. Решение задач на движение. Презентация.
Тема. Решение задач на движение в противоположных направлениях.Цели: · познакомить учащихся с новым видом задач на движение в противоположных направлениях;·...
Разработка урока математики "Решение задач на движение"
Разработка урока с использованием технологии модульного обучения....
Презентация к уроку математики "Решение задач на движение"
Презентация к уроку математики "Решение задач на движение"...
Урок математики "Решение задач на движение" (технологическая карта)
На уроке закрепляется умение решать задач на движение, используется проблемная технология, работа с текстом и т.п....
Методическая разработка урока математики " Решение задач на движение в противоположных направлениях" 4 класс
Урок-ознакомления по программе "Начальная школа 21 века"....