Рисование геометрического орнамента в круге.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Рисование геометрического орнамента в круге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_urok._risovanie_geometricheskogo_ornamenta_v_kruge.docx | 19.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Орнамент в круге.
Цель: познакомить учащихся с понятием «орнамент» и его разновидностями в изобразительном искусстве и мировой художественной культуре.
Задачи:
Освоить основные технологические приемы составления композиции орнамента в круге.
Развивать навыки художественно-декоративной росписи по дереву, владение кистью и красками, чувство композиционной целостности и гармонии.
Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус, чувство патриотизма, любовь и уважение к творчеству народных мастеров России.
План занятия (2 часа):
Ход занятия:
– Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя тема «Орнамент». А что вы знаете об орнаменте?
– Наш первый вопрос: «Что такое орнамент? Обратимся к словарю.
Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.
Учащиеся: приводят примеры, потолочная и половая плитка, наличники, лепнина и т.д.
– Как вы думаете, когда появился орнамент? Можно ли по орнаменту определить, какому народу или стране он принадлежит? (беседа с учащимися).
– Орнамент появился очень давно в древнем мире. Когда человек научился изготавливать предметы быта. Например, глиняную посуду. Да, по орнаменту можно определить его возраст и происхождение. Это можно определить по мотивам, изображенным в орнаменте, элементам, цвету, знакам, символам и т.д.
– Как вы думаете для чего нужен орнамент?
– Орнамент украшает предметы, делает их уникальными и интересными.
– Вы знаете, что орнамент несет помимо украшения еще и смысловую нагрузку? Например, символы, которые вышивали наши предки - славяне на одежде играли роль защиты от злых духов, болезней и невзгод, не случайно выбирали и красный цвет, он всегда считался символом не только красоты, но и защиты, силы.
– А теперь давайте познакомимся с видами и типами орнамента.
Все орнаменты по видам делятся на две большие группы: бесконечные и замкнутые. Бесконечный орнамент не имеет ни начала, ни конца. Его можно продлить в любую сторону до бесконечности. Отсюда и название. А замкнутый орнамент имеет границы и замыкается в какую-либо фигуру: круг, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник, овал, звезда и т.д. посмотрите на примеры и определите, где какой орнамент представлен?
– Также орнаменты делятся на виды:
- по цвету:
монохромные (одноцветные) и полихромные (многоцветные) или живописные. В монохромном (от греч. «монос» - один) орнаменте использован один цвет, кроме цвета фона. А в полихромном (от греч. «поли» - много) используется от двух и более цветов.
- по форме:
Плоские или плоскостные - располагаются на плоской поверхности и выполняются различными линиями с применением цвета.
Рельефные - выпуклые, резные, выполняемые путем художественной обработки материалов, углубленные (контррельеф) и выпуклые (барельеф).
- по характеру композиции:
Ленточный - узор, вписывающийся в ленту, полосу, ограниченную сверху и снизу. Декоративные элементы создают ритмический ряд с открытым односторонним движением. Орнамент окаймляет поверхность предмета. Мотивы располагаются по прямой линии - полосой. Например: кайма, бордюр, фриз.
Замкнутый - узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Мотивы располагаются в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др. геометрической форме. Орнамент, основанный на центрально – осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси его композиции, называется центрическим. Например: розетта, розетка.
Сетчатый - на четкой геометрической основе, представляющей своеобразную решетку, бесконечно продолжающуюся во все стороны. Примеры сетки: квадратная система узлов; правильная треугольная система узлов; прямоугольная система узлов; ромбическая система узлов; система параллелограммов и т.д.
Комбинированный, сложный - представляет собой смешение вышеперечисленных видов.
- по характеру изображения:
геометрический - изображение строгого чередования ритмических элементов, фигур, мотивов геометрической формы (прямые и изогнутые линии, круг, квадрат, овал, треугольник и др.), которые могут заполнить любую поверхность. Меандр, гирих, розетта, звезда, крест, плетенка.
растительный - изображение сочетаний (стилизованных) растений: листьев, цветов, плодов, веток и др. природных элементов.
зооморфный, анималистический - изображение стилизованных фигур или частей фигур (голова, лапа и т.п.) реальных или фантастических насекомых, рыб, животных (звериный стиль).
антропоморфный, антропологический - Изображение фигуры человека мужская, женская) или отдельных частей человеческого тела.
– Сегодня мы с вами тоже попробуем составить свой орнамент и изготовить оберег. А вы знаете, что такое оберег?
Ответы и предположения учащихся.
Педагог: оберег –СЯВ предмет, оберегающий от бед и нечистой силы. Наши предки всегда изготавливали обереги для защиты дома, семьи, детей, близких. Отличительной особенностью оберега является то, что его нельзя изготовить для себя, только в дар близкому или дорогому человеку. Поэтому и мы обменяемся оберегами друг с дружкой, чтобы они имели защитную силу. А еще во время изготовления оберега, нужно думать о человеке, которому он уготован и концентрироваться на положительных эмоциях, солнце, свете, радости, доброте, щедрости, мысленно желая здоровья владельцу.
V этап. Практическая работа.
Педагог: как правильно расположить орнамент в круге? Как разметить схему орнамента?
Объяснение композиционных правил расположения орнамента, разбор «типичных ошибок». Рассматривается построение орнамента в круге по осям симметрии и по законам композиции, соответствие элементов орнамента
Далее выполняется совместный анализ алгоритма выполнения практического задания. Во время выполнения практики преподаватель осуществляет инструктаж по выполнению практического задания: а) вводный; б) текущий; в) итоговый.
VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия.
Делается выставка работ учащихся, обсуждаются все работы, выбираются лучшие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по математике " Круговой геометрический орнамент"
Внеклассное занятие по математике " Круговой геометрический орнамент" · Этот материал готовит младших школьников к изучению систематического курса геометрии, учит пользов...
Изобразительное искусство "Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты"
Цель урока: Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.Образовательны...
Урок изобразительного искусства.1 класс. Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.
Тема урока.Декоративное рисование.Геометрический орнамент в полосе.Пас.Учащиеся познакомятся с разнообразием элементов и особенностями орнамента.К концу урока дети смогут нарисовать геометрическ...
конспект урока ИЗО в 1 классе "Растительный орнамент в круге" - по мотивам городецкой росписи
презентация и конспект занятия в 1 классе...
Конспект урока ИЗО " Витражная роза. Орнамент в круге."
-Когда-то много веков назад, древние художники поняли красоту и выразительную силу солнечного луча, пропущенного через цветное стекло. Так появился витраж&helli...
Методическая разработка занятия " Орнамент. Орнамент в круге"для дистанционного обучения.
Данная методическая разработка предназначается для обучающихся кружка " Юный художник" и их родителей с целью дистанционного обучения в условиях самоизоляции.материал представлен теоретическ...
Рисование геометрического орнамента в квадрате
Рисование геометрического орнамента в квадрате...