Изобразительное искусство "Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Цель урока: Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте. Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.
Образовательный процесс на уроке строился путем рационального сочетания традиционных и инновационных форм и способов обучения, направленных на реализацию технологии личностно-ориентированного обучения.
Старалась развивать коммуникативные навыки (умение слушать, слышать, понимать партнера, выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками)
Методами обучение были взяты:
- объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
- практический (отработка навыков);
- исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций);
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geometricheskiy_ornament.doc | 736 КБ |
geometricheskiy_ornament.ppt | 2.59 МБ |
Предварительный просмотр:
ИЗО
Тема: Геометрический орнамент. Как получаются разные орнаменты.
Цель: Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте.
Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнаменты, и уметь их создавать.
Ход урока.
- Организационный момент
- Актуализация знаний
- О чем говорили на прошлом уроке? (Орнамент)
- Что такое орнамент? (Это слово в переводе на русский язык означает «украшение»)
- Какие бывают орнаменты (геометрические, растительные, животные)
Справка: По используемым в орнаменте мотивам его делят на: геометрический, состоящий из абстрактных форм (точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии; круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — меандр и т. п.); растительный, стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант и т. д.); зооморфный, или животный, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных. В качестве мотивов используются также человеческие фигуры, архитектурные фрагменты, оружие, различные знаки и эмблемы (гербы). Особый род орнамента представляют стилизованные надписи на архитектурных сооружениях (например, на среднеазиатских средневековых мечетях) или в книгах (т. н. вязь). Нередки сложные комбинации различных мотивов (геометрических и звериных форм — т. н. тератология, геометрических и растительных — арабески).
- Какой прием используют при составлении некоторых орнаментов? (прием стилизации – упрощение при рисовании)
- При составлении каких орнаментов используется прием стилизации? (растительного и животного характера)
- А при составлении какого орнамента не используется этот прием? (геометрического)
- Из чего могут состоять геометрические орнаменты? (Геометрических фигур: из полос, волнистых линий, треугольников, квадратов и т.п.)
- Работа в тетради
Откройте тетрадь по закладке (стр. 22-23). Рассмотрите узоры.
- Из чего они состоят? (Из линий)
Задание: а) Нарисуйте на листочках, вложенных в тетрадь, любым цветом похожие узоры. Прежде чем приступить к выполнению задания вспомните правила работы с кистью и красками.
ПРАВИЛА:
- Как работать кистью? (Аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос. Нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей “ прическу”, а также долго держать в воде (искривится волос)).
- Что значит "Бурю" в банке не поднимать? (Не брызгать водой из банки, сильно не разбалтывать воду кисточкой).
- Что любят краски? (Смочить краски водой слегка. Нельзя пачкать краски грязной кистью. Кисть промыть и вытереть).
- Вспомните правила работы акварелью (В воду, в краску, на бумагу).
б) Образец вклейте в тетрадь.
- Изучение новой темы
- Как думаете, где можно использовать похожие узоры? Для чего они нужны? (украшение одежды, полотенец, скатертей и т.д.)
- В старые времена каждый узор имел свой смысл:
КАРТОЧКА: Давайте проверим, как вы запомнили древние символы. Каждой паре предлагается по две карточки, в каждой из которой есть лишний символ. Надо найти ошибку и зачеркнуть лишнее. (1 карточка: Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Изображение солнца на карточке под номерами 1,2,4; под номером 3 – вода.; 2 карточка: Изображение воды на карточке под номером 1,3,4. На карточке под номером 2 изображены побеги, засеянные в землю).
КАРТОЧКА 1
КАРТОЧКА 2
Проверка.
- Молодцы! Мы познакомились с древними символами. В русском народном искусстве нет устрашающих изображений, нет ужаса, нет зла.
Загадки.
А теперь в награду вам загадки.
С переливами поет, утром будит весь народ.
Золотистый гребешок гордо носит … (Петушок)
Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснется, ну реветь,
Как зовут его…( Медведь)
Берегись, мышиный род -
На охоту вышел … (Кот)
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его… ( Индюк)
Он стройный и красивый
У него густая грива.
Очень быстрый, как огонь.
Кто же это, дети? (Конь)
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Скачет по лесу весь день,
Называется …. (Олень)
- Что объединяет все эти изображения животных? (Это игрушки)
- Что еще у них общего? (одинаково расписаны)
- А одинаково они расписаны все потому, что все они пришли к нам из одного села – Филимоново (рассказ на слайдах)
- Кроме того это все игрушки свистульки
Птица-свиристелка,
Звонкая поделка!
Ну-ка, ну-ка, говори,
Что там у тебя внутри?
-Верь, не верь ли, мой хороший,
А внутри-то - ничего,
Кроме двух сухих горошин
И дыханья твоего
- Что общего в их росписи (Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зеленой или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный орнамент, используя те элементу узоров, которые мы сегодня изучили)
Справка: Женская фигурка олицетворяет великую богиню «Природу». Женское начало несло знак добрых сил: Мать – кормилица, Весна, Купава, Берегиня, Лада и Доможириха – вот перечень имен и смыслов, которыми народ наделил глиняную женскую фигуру. Этот образ – продолжение рода всего живого. Медведь – один из ведущих персонажей народных сказок – предвещал пробуждение природы, был символом могущества. Олень – изображал удачный брак, тепло и плодородие. Конь – считался слугой Солнца. Он символизировал как культ солнца, так и воды. В народном искусстве конь – это время, свет, богатырская сила. Корова символизировала бодрую силу, плодородие и могущество. Птицы – знак воскресения природы, пробуждение земли, рассвета, хорошего урожая, счастливой семьи. Они вестники богини Матери – земли и обязательные спутники женских изображений.
- Я предлагаю вам расписать филимоновского петушка (поэтапность на слайде)
- Сравните росписи 2 петушков. Что изменилось? (добавился синий цвет; форма крыла и узор на хвосте).
- Сменился не только рисунок крыла и хвоста, но сменился и смысл, который несла в себе игрушка. (1 петух- пашня, плодородие. 2 петух – солнце, зрелые колосья)
- Кроме того каждый цвет так же имел свой смысл. Зеленый цвет в народном представлении связан с понятием жизни, символизирует природу, землю, пашню. Белый всегда был связан с правдой и добром. Красный - цвет символ огня, красоты, силы, славы, здоровья. Желтый - символ солнца, душевного тепла. Синий – цвет неба, мечты, надежды.
- Самостоятельная работа детей на готовых шаблонах (помощь слабоуспевающим). А сейчас вы будете расписывать своих петушков. Вы слышали, что готовые игрушки увозили на ярмарку. Давайте и мы распишем игрушки, погрузим готовых петушков на телегу и увезем на ярмарку.
- Выставка и анализ готовых работ.
- Рефлексия.
Чтобы олень быстро вёз петушков на ярмарку, нужна хорошая дорога. Вымостите дорогу для оленя разноцветными полосками. Возьмите полоску, соответствующую вашему настроению и прикрепите её на доску. Какая получится дорога, так олень и побежит.
- Итог урока: Сегодня на занятии мы попытались по-новому взглянуть на народное декоративно-прикладное искусство, понять смысл филимоновских узоров и орнаментов. Научились правильно расписывать филимоновскую игрушку и самостоятельно оценивать свою и чужую работы, анализировать ошибки и достижения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по изобразительному искусству на тему "Использование орнамента в украшении головного убора". УМК "Перспектива", 2 класс
Методическая разработка представляет собой презентацию, включающую понятие орнамента, его видов и использования в быту. В ходе презентации подробно рассматриваются этапы выполнения работы....
Технологическая карта урока по технологии (урок открытия нового) в 1 классе " Орнамент в полосе. Для чего нужен орнамент?"
Технологическая карта составлена по учебнику и рабочей тетради Е.А.Лутцевой, Т.Н.Зуевой (УМК "Школа России) в соответствии с ФГОС....
Методическая разработка занятия " Орнамент. Орнамент в круге"для дистанционного обучения.
Данная методическая разработка предназначается для обучающихся кружка " Юный художник" и их родителей с целью дистанционного обучения в условиях самоизоляции.материал представлен теоретическ...
Конспект урока по Изобразительному искусству. Тема:"Дома бывают разные" (3 класс)
Цель урока: знакомство с различными домами нашего мира. Планируемые результаты:воспитывать самостоятельность, взаимоуважение.уметь принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужно...
ОРнамент разных народов
Орнамент народный. 3 класс по Шпикаловой Т.Я. Презентация знакомит с орнаментами разных народов. Прилагается творческое задание....
Технологическая карта урока по изобразительному искусству Тема: Дома бывают разными.
Тема урока: Дома бывают разными.Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Цель урока: создать условия для развития творческого мышления учащихся. Задачи:обучающие:-дать представление о...
Технологическая карта урока Технологии "Что такое орнамент?Орнамент листьев из цветной бумаги" ( 1 класс, УМК "Школа России")
Цель урока: формирование умения у обучающихся понимания, что такое орнамент и создание его из листьевДидактические:1. Освоить технику многослойного складывания;2. Узнать, что такое орнамент.Развивающи...