Число и цифра 2.
план-конспект урока по математике (1 класс)
Основные цели:
1) сформировать способность к фиксированию количества два в графической и знаковой форме, к фиксированию соотношений между частями и целым;
2) повторить соотношения между количественными характеристиками частей и целого;
3) тренировать мыслительные операции: сравнение и аналогия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislo_i_tsifra_2.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Число и цифра 2»
Основные цели:
1) сформировать способность к фиксированию количества два в графической и знаковой форме, к фиксированию соотношений между частями и целым;
2) повторить соотношения между количественными характеристиками частей и целого;
3) тренировать мыслительные операции: сравнение и аналогия.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие по стране Цифирии. А поможет нам в этом один сказочный человечек. Угадайте, как его зовут:
«Черный Ивашка – деревянная рубашка. Где носом проведет, там заметку кладет». (Карандаш.)
Учитель вывешивает на доске рисунок Карандаша
- Веселый Карандаш предлагает нам отправиться в Цифирию на ракете.
Учитель вывешивает картинку с изображением ракеты.
- А ракета непростая:
- А что мы будем делать в путешествии? (Узнавать что-то новое, повторять наши знания.)
- Как мы должны стараться узнавать новое? (Мы должны сами понять, чего мы не знаем, и самим открыть новое знание.)
- Что вам может помочь? (Уже имеющиеся знания, смекалка, ум, помощь учителя, …)
- Давайте вспомним, какие слова с прошлого урока встретились в стихотворении? (Один, единица).
- Какое свойство предметов они обозначают? (Количество).
- В стране Цифири мы продолжим изучение количественных свойств предметов.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
1) Повторение соотношений между частью и целым.
Учитель организует работу учащихся в парах.
- Веселый Карандаш просит нас помочь ему построить ракету из деталей.
Учитель предлагает детям рассмотреть детали и назвать их.
Далее работа организуется в парах. Одна пара работает у доски, остальные на местах.
- Отберите себе из геометрического лото такие же фигуры.
Учащиеся составляют такой же ряд фигур из геометрического лото.
- Чем похожи все фигуры? (Размером.)
- Чем отличаются? (Цветом и формой.)
- На какие группы можно разбить все фигуры? (На красные и желтые, треугольники и круги.)
Учитель вывешивает пять листов с изображение мешков, учащиеся раскладывают такие же у себя на столах.
- Почему два мешочка маленькие, а один большой? (Маленькие – части, большой – целое.)
- На какие группы мы можем разбить все фигуры? (По цвету, по форме.)
- Разбейте фигуры по цвету. Какие группы получатся? (Желтые фигуры и красные.)
- Положите в первый мешочек желтые фигуры.
- Положите во второй мешочек красные фигуры.
- Чтобы из этих фигур получить ракету, какое действие надо выполнить? (Сложение, соединение частей.)
- Обведите фигуры в маленьких мешках, затем переложите фигуры в большой мешок.
Учащиеся обводят геометрические фигуры и перекладывают их в большой мешок.
- Составьте из этих деталей ракету в большом мешке.
- Составьте действие, которое выполняли.
- Проверьте с помощью эталона сложения, не потерялись ли детали. Назовите еще раз части и целое.
- Перед полетом давайте проверим, хорошо ли собрана наша ракета. Положите перед собой мешочек-целое. Удалим из целого круг. Какое действие выполнили? (Вычитание.)
- Составим это действия, используя математические знаки и геометрические фигуры. Возьмите не использованный лист с изображением мешка – части. Переложите в него круг.
- Что надо сделать, чтобы не забыть, что мы взяли круг из целого? (Нужно сначала его обвести в мешке – целом, а затем переложить в часть.)
- Выполните задание сами.
- Что получилось в результате в третьем мешочке? (Три треугольника.)
- Проверьте по эталону, не потерялись ли детали.
- Назовите целое и части на этом рисунке.
2) Актуализация представлений о количестве как о свойстве предметов и способе сравнения групп предметов.
- Положите перед собой фигуры, которые остались в результате вычитания.
- На какие группы можно их разбить? (По цвету – красные и желтые.)
- Сколько желтых фигур? (Одна.)
- Как можно обозначить это количество? (С помощью одной точки и цифрой 1.)
- Итак, что мы с вами повторили при подготовке к полету? (Запись числа один, разбиение фигур на группы, действия сложения и вычитание.)
- Как вы думаете, почему именно это мы повторили при подготовке к полету? (Нам это понадобиться, когда мы будем открывать что-то новое.)
- Хотите узнать, что вы будете изучать?
3) Пробное действие.
- Сколько красных треугольников у вас на столах? (Два.)
- опробуйте обозначить это количество графически и цифрой.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось. У кого нет вариантов?
- У кого есть предложения? (Учащиеся показывают свои варианты.)
- Что вы видите? (Мы по-разному обозначаем число два. По-разному пишем цифру.)
- А кто же из вас прав? (Мы не знаем.)
- Значит, что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Вернемся к нашему заданию. Что нужно было сделать? (Обозначить число 2 точками и цифрой).
- В чем у нас затруднение? (Мы по-разному обозначили это число)
- Почему возникло это затруднение? (Мы раньше не записывали число два, у нас нет эталона, не знаем как правильно.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель поставим перед собой на этом уроке? (Научиться обозначать число два точками и цифрой.)
- Тема нашего урока «Число и цифра 2».
- Приходилось ли нам раньше обозначать числа таким образом? (Да, мы обозначали таким способом число один).
- Как мы это делали? (Договорились о том, какой следует выбрать графический знак и как писать цифру 1.)
- Куда мы можем обраться, чтобы посмотреть, как же принято обозначать число два? (мы можем воспользоваться учебником.)
- Что мы должны будем сделать с нашим «открытием»? (Оформить на эталоне.)
5. Реализация построенного проекта.
- Итак, давайте откроем учебник на стр. 29 и посмотрим, как же люди договорились записывать число два?
- Рассмотрите, как обозначено число два с помощью точек на кубике вверху страницы. (Число два обозначается двумя точками.)
- Как расположены точки? (Одна точка в верхнем левом углу клеточки, другая в нижнем правом углу.)
- Рассмотрите образец записи цифры два в прописи.
- У всех получилась цифра два, похожая на образец?
- Чему мы должны научиться? (Писать цифру два как в образце.)
- Откуда начнем писать цифру два? (Чуть выше середины клеточки).
- Продолжим работу на файлах. Поставим точку чуть выше середины клеточки.
- Как должны двигаться дальше? (Вверх).
- Правильно. Ведем руку вверх до верхней линии клеточки и делаем закругление в верхнем правом углу клеточки.
- Опускаем линию на середину нижней границы клеточки и вправо проводим волнистую линию.
- Заканчиваем написание цифры чуть выше нижнего правого угла клеточки.
- Молодцы! Вы хорошо написали цифру два.
- Что обозначает эта цифра? (Число два).
- На что похожа цифра два? (На лебедя, змею, …)
- Давайте вспомним, с чего мы начинали написание цифры. (Ставили рабочую точку чуть выше середины клеточки.)
- Начало наших действий я отмечу звездочкой.
- Что делали дальше?
Дети проговаривают алгоритм написания цифры, а учитель указывает движение стрелочками на листе бумаги на доске, где написана цифра два.
- Как мы договорились обозначать число два? (Точками и цифрой два).
- Какой подарок мы можем доставить жителям страны Цифирии? (Эталон числа два.)
- Теперь, когда детали ракеты проверены и сосчитаны, мы можем отправиться в страну Цифирию.
Физкультминутка.
- Жители Цифири тоже хотят сделать нам подарок: познакомить с тем, из каких частей состоит число два.
- Возьмите рабочие тетради и откройте их по закладке. Найдите первую рабочую строку. Рассмотрите рисунок. Какие фигуры лежат в первом мешке? (Один желтый треугольник.)
- Какие фигуры лежат во втором мешке? (Один зеленый круг.)
- Какое действие нужно выполнить? (Сложение).
- Что поможет выполнить действие сложения? (Эталон сложения).
- Нарисуйте нужное количество фигур в целом.
- Сколько фигур нарисовали в 3 мешочке? (Две фигуры – желтый треугольник и зеленый круг.)
- Проверьте себя. (Соединяют фигуры ниточками).
- Каким способом можно обозначить количество предметов в каждом мешочке? (Точками, цифрами).
- Обозначим сначала точками и запишем пример в тетради, отступив от рисунка вниз одну клеточку.
- Проверьте себя. Соединим точки с предметами.
- Прочитаем получившуюся запись. К одному предмету прибавить еще 1 предмет, получится два предмета.
- Запишем этот пример цифрами, отступим от предыдущей записи вниз одну клеточку.
- Назовите и подчеркните в последней записи целое и части.
- Как же получить число два? (К одному прибавить один).
- Как иначе называют два предмета? (Пара). Приведите примеры предметов окружающей обстановки, о которых можно сказать, что их пара. (Пара глаз, пара ушей, пара рук, ног и т. д.)
- Найдите вторую рабочую точку. Рассмотрите рисунок на этой строчке. Какое действие необходимо выполнить? (Вычитание.)
- Из чего состоит целое? (Из синего прямоугольника и красного квадрата.)
- Какую часть мы вычтем? (Мы должны вычесть красный квадрат.)
- Найдите другую часть.
- Итак, удалось ли нам преодолеть затруднение? (Да.)
- Что вы только что узнали? (Обозначение числа два, состав числа два.)
- Посмотрите, сколько всего вы узнали, а вы уверены, что все это запомнили? Что необходимо сделать? (Нужно потренироваться.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Работа в прописи.
- Ребята, Веселый Карандаш тоже хочет потренироваться в написании цифры два. Напомните ему, как вы ее записывали. Начнем работу с первой строки. Что нам поможет вспомнить порядок записи цифры два? (Эталон обозначения числа два.)
- С чего начнем писать цифру два? (Поставим точку чуть выше середины клеточки).
- Давайте выберем среди ваших цифр Королеву Красоты. Сравним свою работу с образцом и поставим зеленой ручкой черту над той цифрой, которая больше всего похожа на образец. Поднимите руку, кто нашел у себя Королеву Красоты?
- А теперь попробуйте решить веселые задачки:
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
- Что находили в задаче – целое или часть? (Целое.) С помощью какого действия? (Сложения.) Подчеркните в решении целое и части.
Утка морковку в корзине несла,
Этой покупкой довольна была.
Если морковку еще ей купить,
Сколько их будет? Ты можешь сложить?
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Молодцы! Вы хорошо потренировались. А теперь пришло время попробовать свои силы в самостоятельной работе. Как вы думаете, зачем? (Чтобы проверить себя, как мы научились.)
1) № 1.
- Рассмотрите рисунок. Какое задание надо выполнить? (Записать цифру, которая обозначает данное количество предметов под каждой картинкой).
- Сравните свою запись с образцом.
- Если вы неверно записали число под рисунком, зачеркните его зеленым карандашом, а рядом напишите число, которое записано в образце. Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки). Поставьте на полях рядом с заданием «?». Не огорчайтесь, у вас еще все получится.
- Кто выполнил задание верно? Поставьте «+». Какой вывод вы можете сделать? (У нас хорошо получается писать цифру два.)
2) № 2.
- Рассмотрите рисунки этого номера. Какое задание надо выполнить? (Зарисовать в мешочках нужные фигуры, а в пустых клеточках записать число, которое получится в результате действий сложения и вычитания.)
- Сравните свою запись с образцом.
- Если вы допустили ошибку в решении или записи, зачеркните ее зеленым карандашом, а рядом напишите верный результат, как в образце. Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руку.) Поставьте на полях рядом с заданием «?». Мы еще потренируемся, и у вас все получится.
- Кто выполнил задание верно? Поставьте «+».
- Молодцы! Вы поняли состав числа два.
8. Включение в систему знаний и повторение.
1) Работа с учебником, № 3.
- Рассмотрите задание.
- Выполним действие сложения с числами. Что поможет нам выполнить это задание? (Эталон состава числа два).
- Какое число запишем в окошко? (Один) Почему? (Потому что два – это один и еще один).
- Запишите число. Назовите и подчеркните в записи целое и части.
- Проверьте себя. Заполните мешочки геометрическими фигурами.
- Сколько предметов нарисовали в 1-ой части? (Один.) Во 2-ой части? (Один.)
- Сколько предметов нарисовали в целом? (Два.)
- Выполним действие вычитание. Какое число запишем в окошко? (Один.)
- Почему? (Два – это один и еще один. Если из двух вычесть один, получится один.)
- Проверьте себя. Заполните мешочки геометрическими фигурами.
- Сколько предметов нарисовали в целом? (Два.)
- Сколько предметов нарисовали во 2 мешочке? (Один.) В 3 мешочке? (Один.)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что нового узнали сегодня в стране Цифирии? (Как обозначать число два с помощью точек и цифрой.)
- Покажите на эталоне.
- Как иначе называют два предмета? (Пара.)
- Кто научился писать цифру два? (Дети поднимают руки.)
- Что подтверждает ваши слова? (Верно выполненное первое задание в самостоятельной работе.)
- Что еще узнали о числе два? ( Как составить число два.)
- Расскажите. (К одному прибавить еще один.)
- Кому из вас в нашем путешествии удалось побывать в учебной деятельности? Докажите.
- Оцените свою работу на уроке, поставьте на полях в тетради точку цветным карандашом:
красная точка – активно работал с классом, у меня все получалось;
желтая точка – работал с классом, допустил 1-2ошибки;
зеленая точка - работал с классом, допустил 3-4 ошибки;
синяя точка – не включался в работу класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.
Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....
Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "
Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Число и цифра 1. Число и цифра 2.
Презентация к уроку "Число и цифра 1. Число и цифра 2"....
Число и цифра 8. Образование числа 8. Письмо цифры 8.
Описание урока по изучению цифры 8, цель урока - формирование понятия о числе и цифре 8 , образования числа 8 , обучение письму цифры 8....
конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,
laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»
Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...