Рабочая программа по кружку "Мир логики" 1 класс 2018-2019 уч.г.
рабочая программа по математике (1 класс)

Парилова Елена Валерьевна

 Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок “Мир логики”. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.

 Программа математического кружка создана для занятий с учащимися 1-4 классов (дети с высокой учебной мотивацией).

        Основная цель программы – всестороннее развитие ребенка,  становление самосознания,   формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию,  интеллектуальное развитие личности.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.

2. Оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

4. Развитие у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений воспитанников о практическом значении математики.

7. Воспитание у воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• доступность;

• системность;

• научность;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_mir_logiki_1_klass.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеообразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Якутска

«Согласовано»                                                              «Утверждаю»

Зам.директора  по НМР                                                   директор МОБУ СОШ №7

________ Н.Е. Егорова                                             __________ С.Н. Федорова

«___» __________ 2018 г.                                            Приказ № ___________

                                                                                       « ___» ___________ 2018 г.

Кружок по математике

 «Мир логики»

1 в класс

Парилова Елена Валерьевна

2018-2019 уч.г.

Пояснительная записка

 Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок “Мир логики”. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.

 Программа математического кружка создана для занятий с учащимися 1-4 классов (дети с высокой учебной мотивацией).

        Основная цель программы – всестороннее развитие ребенка,  становление самосознания,   формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию,  интеллектуальное развитие личности.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.

2. Оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

3. Воспитание высокой культуры математического мышления.

4. Развитие у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений воспитанников о практическом значении математики.

7. Воспитание у воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;
  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  • повышение математической культуры ученика;
  • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• доступность;

• системность;

• научность;

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

           Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется  большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа». Именно в начальной школе закладываются основы для дальнейшего успешного обучения школьников в основной школе.

          Данная программа позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

        Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

       Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность воспитанникам работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют проекты, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.

Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов воспитанников: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.

В практике работы кружка возможны следующие формы работы: решение занимательных и комбинаторных задач, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с учением великих математиков, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет.

Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах школьного, районного уровня, интеллектуальных играх. Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса “Кенгуру”.

Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.

Условия организации занятий. Кружок создается из учащихся начальных классов, имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе. Занятия групповые, по 12 - 15 человек. Продолжительность одного занятия 60 минут. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю.

      Ожидаемые результаты: 

           По окончании обучения воспитанники должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

           По окончании обучения воспитанники должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

• применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач

    Формы контроля.

Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях отличается от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:

- сообщения и  мини-доклады;

- тестирование;

- творческий отчет (в любой форме по выбору воспитанников);

- различные упражнения в устной и письменной форме.

А также участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, выпуск математических газет.

Также возможно проведение рефлексии самими воспитанниками. Воспитанникам можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:

занятия

Определение уровня трудности занятия

Настроение

Самооценка работы на занятии

легкое

среднее

трудное

Учебно-тематическое планирование занятий

Первый год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические

Практические

Пространственные представления

6

1

5

Закономерности

4

1

3

Геометрия

4

4

Комбинаторика  

3

3

Логика

4

4

Нестандартные задачи

3

3

Математические игры

10

10

Итого

34

5

29

Второй год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические

Практические

Закономерности

6

1

5

Геометрия

6

1

5

Комбинаторика  

5

1

4

Логика

6

1

5

Нестандартные задачи

5

5

Математические игры

6

6

Итого

34

4

30

Третий год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические

Практические

Закономерности

5

5

Геометрия

6

2

4

Комбинаторика  

6

2

4

Логика

7

3

4

Нестандартные задачи

6

2

4

Математические игры

4

4

Итого

34

9

27

Четвёртый год обучения

Тема раздела

Общее кол-во часов

В том числе

Теоретические

Практические

Многозначные числа

2

2

Геометрия

6

2

4

Комбинаторика  

7

1

6

Логика

7

7

Нестандартные задачи

7

1

6

Математические игры

5

5

Итого

34

4

30

Содержание дополнительной образовательной программы

Первый год обучения

 

Пространственные представления (6 ч) Графические диктанты. Взаимное расположение предметов.  При изучении данной темы уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже», «дальше-ближе».

Закономерности (4 ч) Выявление закономерности расположения предметов и фигур.

Геометрия (4 ч) Поверхности. Линии. Точки. Луч. Отрезок. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить на них линии и изображать их на рисунках.

Комбинаторика,  логика, нестандартные задачи (10 ч) Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания. Изучение правил шифровки.

Математические игры (10 ч) Задачи-шутки, решение задач на материале сказок.

Второй год обучения  

Закономерности (6 ч) Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству.

Геометрия (6 ч) Углы. Многоугольники. Многогранники. Применяются сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии.

Комбинаторика,  логика, нестандартные задачи (16 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений.

Математические игры (6 ч) Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил.

                                              Третий год обучения  

Закономерности (5 ч) Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод.

Геометрия (6 ч) Кривые и плоские поверхности. Объёмные предметы (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). Окружность.  Круг. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в пространстве, умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры. Дается представление о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.

Комбинаторика,  логика, нестандартные задачи (19 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение задач нетрадиционными способами;

Математические игры (4 ч) Математическая грамматика,  викторины, кроссворды, олимпиады.

                                    Четвёртый год обучения  

Многозначные числа (2 ч) Упражнения с многозначными числами.

Геометрия (6 ч) Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.

Комбинаторика,  логика, нестандартные задачи (21 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения.  Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем.

Математические игры (5 ч) Ребусы, занимательные конкурсы, олимпиады, интеллектуальный  марафон.

Методическое обеспечение занятий кружка «Мир логики»

на первый год обучения

№ п/п

Тема занятий

Форма проведения занятий

Приёмы и методы, используемые на занятии

Форма подведения итогов

Техническое оснащение

Рекомендуемая литература

Для учителя

Для обучающегося

1.

Организационное занятие.

Работа в группах

Эвристическая беседа

1.Компьютер.

2. Проектор.

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

2.

Цвет, форма, размер, материал.

Практическая работа

Выставка

работ

1.Компьютер.

2. Проектор.

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс.

3.

Выше-ниже,  больше-меньше,  слева-справа.

Практическая работа

Дидактическая сказка

Выставка

работ

1.Компьютер.

2. Проектор.

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс.

4.

Раньше-позже.

Практическая работа

Дидактическая сказка

1.Компьютер.

2. Проектор.

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс.

5.

Совокупность предметов.

Практическая работа

Выставка

работ

Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки.

6.

Расположение предметов в пространстве.

Практическая работа

Выставка

работ

1.Компьютер.

2. Проектор.

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс.

7.

Решение задач на развитие пространственных представлений.

Практическая работа

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

8.

Сказочные поезда.

Игра.

Дидактическая игра

Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай.

9.

Цепочки.

Практическая работа

Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

10.

Последовательность событий.

Практическая работа

Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

11.

Шифровка.

Работа в группах

Эвристическая беседа

Проверочный тест

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

12.

Задачи - шутки.

Индивидуальная работа

Эвристическая беседа

Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.

13.

Точка. Прямая. Кривая.

Практическая работа

Дидактическая сказка

1.Компьютер.

2. Проектор

3. Линейки, карандаши.

Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах.

Истомина Н.Б. Наглядная геометрия для 1 класса

14.

Луч, отрезок.

Практическая работа

Дидактическая сказка

1.Компьютер.

2. Проектор

3. Линейки, карандаши.

Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах.

Истомина Н.Б. Наглядная геометрия для 1 класса

15.

Угол. Стороны, вершины углов.

Практическая работа

Дидактическая сказка

1.Компьютер.

2. Проектор

3. Линейки, карандаши.

Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах.

Истомина Н.Б. Наглядная геометрия для 1 класса

16.

Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

Практическая работа

Дидактическая игра

Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах.

Истомина Н.Б. Наглядная геометрия для 1 класса

17.

Математическая викторина.

Викторина

Награждение победителей

1.Компьютер.

2. Проектор.

Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.

18.

Решение логических задач.

Индивидуальная работа

Эвристическая беседа

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

19.

Нестандартные задачи.

Индивидуальная работа

Эвристическая беседа

Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике»

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

20.

Головоломки.

Работа в парах

Эвристическая беседа

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

21.

Танграммы.

Практическая работа

Выставка работ

Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками.  

Истомина Н.Б. Наглядная геометрия для 1 класса

22.

Задачи  Г.Остера.

Индивидуальная работа

Эвристическая беседа

Работа с информацией

Остер Григорий. Весёлые задачи.

23.

Решение комбинаторных  задач.

коллективная работа

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

24.

Решение логических задач.

Индивидуальная работа

Эвристическая беседа

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

25.

Составление магических квадратов.

Работа в группах

Эвристическая беседа

Составление подобных

квадратов

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

26.

Тайны шифра.

Индивидуальная работа

Эвристическая беседа

Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.

27.

Решение комбинаторных  задач.

Коллективная работа

Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

28.

Решение логических задач.

Индивидуальная работа

Эвристическая беседа

Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

29.

Задачи на упорядочивание множеств.

Индивидуальная работа

Эвристическая беседа

Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

30.

Решение комбинаторных  задач.

Коллективная работа

Уорд Адам. Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

31.

Комбинаторные  задачи.

Индивидуальная работа

Уорд Адам. Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

32.

Закономерности.

Практическая работа

Составление подобных

закономерностей

Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки.

А.З. Зак.  Интеллектика. 1 класс.

33.

Разгадывание арифметических ребусов

Практическая работа

Создание ребусов

Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика.

Тематический план

1 класс

№ п/п

Тема занятий

1.

Организационное занятие.

2.

Цвет, форма, размер, материал.

3.

Выше-ниже,  больше-меньше,  слева-справа.

4.

Раньше-позже.

5.

Совокупность предметов.

6.

Расположение предметов в пространстве.

7.

Решение задач на развитие пространственных представлений.

8.

Сказочные поезда.

9.

Цепочки.

10.

Последовательность событий.

11.

Шифровка.

12.

Задачи - шутки.

13.

Точка. Прямая. Кривая.

14.

Луч, отрезок.

15.

Угол. Стороны, вершины углов.

16.

Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

17.

Математическая викторина.

18.

Решение логических задач.

19.

Нестандартные задачи.

20.

Головоломки.

21.

Танграммы.

22.

Задачи  Г.Остера.

23.

Решение комбинаторных  задач.

24.

Решение логических задач.

25.

Составление магических квадратов.

26.

Тайны шифра.

27.

Решение комбинаторных  задач.

28.

Решение логических задач.

29.

Задачи на упорядочивание множеств.

30.

Решение комбинаторных  задач.

31.

Комбинаторные  задачи.

32.

Закономерности.

33.

Разгадывание арифметических ребусов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК "Гармония" 4 класс 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и технологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС и включает в себя планируемые результата и содержание...

Рабочая программа по ИЗО 4 класс 2018-2019 уч. год

Данная программа разработана на основе ФГОС...

Рабочая программа но технлогии 2 класс 2018-2019 уч. год УМК "Школа России"

Рабочая программа по технологии для общеобразовательных учреждений (1-4 класс // Автор Е.А. Лутцева и Т.П. Зуева "Технология" и учебник "Технология" 2 класс)...

Рабочая программа по ИЗО 2 класс 2018-2019 год УМК "Школа России"

Рабочая программа по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений 2 класс (1-4 классы //Автор  Б.М. Неменский "Изобразительное искусство" УМК "Школа России и учебн...

Рабочая программа ДО кружка "Юный звездочёт" (2018/2019 учебный год)

quot;Юный звездочёт" - кружок для учащихся начальной школы, значительно дополняющий и углубляющий знания детей о наблюдаемых небесных явлениях и о мире небесных тел....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию на 2018 – 2019 учебный год «Я и мой посёлок»

Программа разработана в соответствии:- с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,-основной образовательной программой дополнительного образов...