Рабочая программа по кружку "Мир логики" 1 класс 2018-2019 уч.г.
рабочая программа по математике (1 класс)
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок “Мир логики”. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.
Программа математического кружка создана для занятий с учащимися 1-4 классов (дети с высокой учебной мотивацией).
Основная цель программы – всестороннее развитие ребенка, становление самосознания, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, интеллектуальное развитие личности.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.
2. Оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
3. Воспитание высокой культуры математического мышления.
4. Развитие у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
6. Расширение и углубление представлений воспитанников о практическом значении математики.
7. Воспитание у воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• доступность;
• системность;
• научность;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_mir_logiki_1_klass.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеообразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Якутска
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по НМР директор МОБУ СОШ №7
________ Н.Е. Егорова __________ С.Н. Федорова
«___» __________ 2018 г. Приказ № ___________
« ___» ___________ 2018 г.
Кружок по математике
«Мир логики»
1 в класс
Парилова Елена Валерьевна
2018-2019 уч.г.
Пояснительная записка
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает кружок “Мир логики”. Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении знаний и в дальнейшем индивидуальном обучении. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства.
Программа математического кружка создана для занятий с учащимися 1-4 классов (дети с высокой учебной мотивацией).
Основная цель программы – всестороннее развитие ребенка, становление самосознания, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, интеллектуальное развитие личности.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.
2. Оптимальное развитие математических способностей у воспитанников и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
3. Воспитание высокой культуры математического мышления.
4. Развитие у воспитанников умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
6. Расширение и углубление представлений воспитанников о практическом значении математики.
7. Воспитание у воспитанников чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
- развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
- повышение математической культуры ученика;
- воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
• доступность;
• системность;
• научность;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
• доброжелательный психологический климат на занятиях;
• личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
• подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
• оптимальное сочетание форм деятельности;
Актуальность программы определена тем, что именно работе с талантливыми детьми в настоящее время уделяется большое внимание. Это направление является одним из пунктов президентской инициативы «Наша новая школа». Именно в начальной школе закладываются основы для дальнейшего успешного обучения школьников в основной школе.
Данная программа позволяет воспитанникам ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у воспитанников умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды математических заданий, направленных на развитие математических способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Дает возможность воспитанникам работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся. В ходе занятий ребята выполняют проекты, готовят рефераты, выступления, принимают участия в конкурсных программах.
Основное содержание занятий составляет материал арифметического и геометрического характера. Большая роль отведена решению задач. Задачи рекомендуется решать арифметическим способом по вопросам или с пояснениями, что позволяет отчетливо выявлять логическую схему рассуждения. Поэтому на занятиях математического кружка рассматриваются задачи, формирующие умение логически рассуждать, применять законы логики. Задания представляют собой систему содержательно-логических задач и заданий, направленных на развитие познавательных процессов воспитанников: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, на развитие интереса к математике.
В практике работы кружка возможны следующие формы работы: решение занимательных и комбинаторных задач, конкурсы знатоков, КВНы, игровые занятия, знакомство с научно-популярной литературой, с учением великих математиков, участие в математической олимпиаде, различных математических конкурсах, выпуск математических газет.
Особое внимание в работе кружка уделяется подготовке детей к участию в математических олимпиадах школьного, районного уровня, интеллектуальных играх. Этому посвящены отдельные занятия, где рассматриваются задачи олимпиад прошлых лет, изучаются приемы решения олимпиадных задач, а также разбираются материалы конкурса “Кенгуру”.
Освоение содержания программы кружка способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Условия организации занятий. Кружок создается из учащихся начальных классов, имеющих повышенный интерес к математике, на добровольной основе. Занятия групповые, по 12 - 15 человек. Продолжительность одного занятия 60 минут. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты:
По окончании обучения воспитанники должны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании обучения воспитанники должны уметь:
• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач, олимпиадных задач
Формы контроля.
Оценивание учебных достижений на кружковых занятиях отличается от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы контроля:
- сообщения и мини-доклады;
- тестирование;
- творческий отчет (в любой форме по выбору воспитанников);
- различные упражнения в устной и письменной форме.
А также участие в математических конкурсах, чемпионатах, КВН, турнирах, олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, выпуск математических газет.
Также возможно проведение рефлексии самими воспитанниками. Воспитанникам можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:
№ занятия | Определение уровня трудности занятия | Настроение | Самооценка работы на занятии | ||
легкое | среднее | трудное |
Учебно-тематическое планирование занятий
Первый год обучения
Тема раздела | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
Пространственные представления | 6 | 1 | 5 |
Закономерности | 4 | 1 | 3 |
Геометрия | 4 | 4 | |
Комбинаторика | 3 | 3 | |
Логика | 4 | 4 | |
Нестандартные задачи | 3 | 3 | |
Математические игры | 10 | 10 | |
Итого | 34 | 5 | 29 |
Второй год обучения
Тема раздела | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
Закономерности | 6 | 1 | 5 |
Геометрия | 6 | 1 | 5 |
Комбинаторика | 5 | 1 | 4 |
Логика | 6 | 1 | 5 |
Нестандартные задачи | 5 | 5 | |
Математические игры | 6 | 6 | |
Итого | 34 | 4 | 30 |
Третий год обучения
Тема раздела | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
Закономерности | 5 | 5 | |
Геометрия | 6 | 2 | 4 |
Комбинаторика | 6 | 2 | 4 |
Логика | 7 | 3 | 4 |
Нестандартные задачи | 6 | 2 | 4 |
Математические игры | 4 | 4 | |
Итого | 34 | 9 | 27 |
Четвёртый год обучения
Тема раздела | Общее кол-во часов | В том числе | |
Теоретические | Практические | ||
Многозначные числа | 2 | 2 | |
Геометрия | 6 | 2 | 4 |
Комбинаторика | 7 | 1 | 6 |
Логика | 7 | 7 | |
Нестандартные задачи | 7 | 1 | 6 |
Математические игры | 5 | 5 | |
Итого | 34 | 4 | 30 |
Содержание дополнительной образовательной программы
Первый год обучения
Пространственные представления (6 ч) Графические диктанты. Взаимное расположение предметов. При изучении данной темы уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже», «дальше-ближе».
Закономерности (4 ч) Выявление закономерности расположения предметов и фигур.
Геометрия (4 ч) Поверхности. Линии. Точки. Луч. Отрезок. Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. У детей формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умение проводить на них линии и изображать их на рисунках.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (10 ч) Задания на развитие памяти, мышления, логики, внимания. Изучение правил шифровки.
Математические игры (10 ч) Задачи-шутки, решение задач на материале сказок.
Второй год обучения
Закономерности (6 ч) Использование ритма при составлении закономерности по форме, размеру, цвету, количеству.
Геометрия (6 ч) Углы. Многоугольники. Многогранники. Применяются сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностях и точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная. Уточняются представления об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многоугольниками используются их представления о поверхности; продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (16 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение нетрадиционных задач путём сравнения исходных данных и рассуждений.
Математические игры (6 ч) Правила решения ребусов; разгадывание ребусов на основе знания правил.
Третий год обучения
Закономерности (5 ч) Закономерность расположения чисел; продолжение ряда чисел, на основе закономерности их расположения. Наблюдения над изученными видами закономерностей в ряду чисел, геометрических фигур; сравнение, обобщение, вывод.
Геометрия (6 ч) Кривые и плоские поверхности. Объёмные предметы (призма, пирамида, цилиндр, конус, шар). Окружность. Круг. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах. Формируется представление о пересечении фигур на плоскости и в пространстве, умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры. Дается представление о круге как сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (19 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение задач нетрадиционными способами;
Математические игры (4 ч) Математическая грамматика, викторины, кроссворды, олимпиады.
Четвёртый год обучения
Многозначные числа (2 ч) Упражнения с многозначными числами.
Геометрия (6 ч) Равносоставленные фигуры. Цилиндр. Конус. Шар. (Тела вращения). Пересечение фигур. Продолжается работа по формированию представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус, шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливаются соответствия новых геометрических форм с известными детям предметами; учащиеся знакомятся с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры. Обобщаются представления учащихся о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.
Комбинаторика, логика, нестандартные задачи (21 ч) Задания на развитие мышления, памяти, логического рассуждения. Решение комбинаторных задач, задач на «просеивание»; истинные и ложные умозаключения. Задачи, связанные со временем.
Математические игры (5 ч) Ребусы, занимательные конкурсы, олимпиады, интеллектуальный марафон.
Методическое обеспечение занятий кружка «Мир логики»
на первый год обучения
№ п/п | Тема занятий | Форма проведения занятий | Приёмы и методы, используемые на занятии | Форма подведения итогов | Техническое оснащение | Рекомендуемая литература | |
Для учителя | Для обучающегося | ||||||
1. | Организационное занятие. | Работа в группах | Эвристическая беседа | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | |
2. | Цвет, форма, размер, материал. | Практическая работа | Выставка работ | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. | ||
3. | Выше-ниже, больше-меньше, слева-справа. | Практическая работа | Дидактическая сказка | Выставка работ | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. | |
4. | Раньше-позже. | Практическая работа | Дидактическая сказка | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. | ||
5. | Совокупность предметов. | Практическая работа | Выставка работ | Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. | |||
6. | Расположение предметов в пространстве. | Практическая работа | Выставка работ | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. | ||
7. | Решение задач на развитие пространственных представлений. | Практическая работа | Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | |||
8. | Сказочные поезда. | Игра. | Дидактическая игра | Удодова Н.И. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. | |||
9. | Цепочки. | Практическая работа | Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | |||
10. | Последовательность событий. | Практическая работа | Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | |||
11. | Шифровка. | Работа в группах | Эвристическая беседа | Проверочный тест | Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | |
12. | Задачи - шутки. | Индивидуальная работа | Эвристическая беседа | Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. | |||
13. | Точка. Прямая. Кривая. | Практическая работа | Дидактическая сказка | 1.Компьютер. 2. Проектор 3. Линейки, карандаши. | Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах. | Истомина Н.Б. Наглядная геометрия для 1 класса | |
14. | Луч, отрезок. | Практическая работа | Дидактическая сказка | 1.Компьютер. 2. Проектор 3. Линейки, карандаши. | Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах. | Истомина Н.Б. Наглядная геометрия для 1 класса | |
15. | Угол. Стороны, вершины углов. | Практическая работа | Дидактическая сказка | 1.Компьютер. 2. Проектор 3. Линейки, карандаши. | Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах. | Истомина Н.Б. Наглядная геометрия для 1 класса | |
16. | Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. | Практическая работа | Дидактическая игра | Шадрина И. В. Обучение геометрии в начальных классах. | Истомина Н.Б. Наглядная геометрия для 1 класса | ||
17. | Математическая викторина. | Викторина | Награждение победителей | 1.Компьютер. 2. Проектор. | Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. | ||
18. | Решение логических задач. | Индивидуальная работа | Эвристическая беседа | Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | ||
19. | Нестандартные задачи. | Индивидуальная работа | Эвристическая беседа | Керова Г.В. «Нестандартные задачи по математике» | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | ||
20. | Головоломки. | Работа в парах | Эвристическая беседа | Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | ||
21. | Танграммы. | Практическая работа | Выставка работ | Мищенкова Л.В. 50 развивающих занятий с младшими школьниками. | Истомина Н.Б. Наглядная геометрия для 1 класса | ||
22. | Задачи Г.Остера. | Индивидуальная работа | Эвристическая беседа | Работа с информацией | Остер Григорий. Весёлые задачи. | ||
23. | Решение комбинаторных задач. | коллективная работа | Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | |||
24. | Решение логических задач. | Индивидуальная работа | Эвристическая беседа | Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | ||
25. | Составление магических квадратов. | Работа в группах | Эвристическая беседа | Составление подобных квадратов | Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | |
26. | Тайны шифра. | Индивидуальная работа | Эвристическая беседа | Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. | |||
27. | Решение комбинаторных задач. | Коллективная работа | Белошистая А.В., Левитес В.В. Задания для развития логического мышления 1 класс. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | |||
28. | Решение логических задач. | Индивидуальная работа | Эвристическая беседа | Малофеева Н. Развиваем интеллект. Лучшие логические игры. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | ||
29. | Задачи на упорядочивание множеств. | Индивидуальная работа | Эвристическая беседа | Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | ||
30. | Решение комбинаторных задач. | Коллективная работа | Уорд Адам. Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | |||
31. | Комбинаторные задачи. | Индивидуальная работа | Уорд Адам. Творческие игры для развития логики у детей. Образ. Число. Комбинация. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | |||
32. | Закономерности. | Практическая работа | Составление подобных закономерностей | Савушкин С. Как решать задачки. Строим логические цепочки. | А.З. Зак. Интеллектика. 1 класс. | ||
33. | Разгадывание арифметических ребусов | Практическая работа | Создание ребусов | Агаркова Н.В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. |
Тематический план
1 класс
№ п/п | Тема занятий | |||
1. | Организационное занятие. | |||
2. | Цвет, форма, размер, материал. | |||
3. | Выше-ниже, больше-меньше, слева-справа. | |||
4. | Раньше-позже. | |||
5. | Совокупность предметов. | |||
6. | Расположение предметов в пространстве. | |||
7. | Решение задач на развитие пространственных представлений. | |||
8. | Сказочные поезда. | |||
9. | Цепочки. | |||
10. | Последовательность событий. | |||
11. | Шифровка. | |||
12. | Задачи - шутки. | |||
13. | Точка. Прямая. Кривая. | |||
14. | Луч, отрезок. | |||
15. | Угол. Стороны, вершины углов. | |||
16. | Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. | |||
17. | Математическая викторина. | |||
18. | Решение логических задач. | |||
19. | Нестандартные задачи. | |||
20. | Головоломки. | |||
21. | Танграммы. | |||
22. | Задачи Г.Остера. | |||
23. | Решение комбинаторных задач. | |||
24. | Решение логических задач. | |||
25. | Составление магических квадратов. | |||
26. | Тайны шифра. | |||
27. | Решение комбинаторных задач. | |||
28. | Решение логических задач. | |||
29. | Задачи на упорядочивание множеств. | |||
30. | Решение комбинаторных задач. | |||
31. | Комбинаторные задачи. | |||
32. | Закономерности. | |||
33. | Разгадывание арифметических ребусов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК "Гармония" 4 класс 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и технологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС и включает в себя планируемые результата и содержание...
Рабочая программа по ИЗО 4 класс 2018-2019 уч. год
Данная программа разработана на основе ФГОС...
Рабочая программа но технлогии 2 класс 2018-2019 уч. год УМК "Школа России"
Рабочая программа по технологии для общеобразовательных учреждений (1-4 класс // Автор Е.А. Лутцева и Т.П. Зуева "Технология" и учебник "Технология" 2 класс)...
Рабочая программа по ИЗО 2 класс 2018-2019 год УМК "Школа России"
Рабочая программа по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений 2 класс (1-4 классы //Автор Б.М. Неменский "Изобразительное искусство" УМК "Школа России и учебн...
Рабочие программы по предметам: «Школа России» 2018-2019 уч. год
рабочие программы по предметам...
Рабочая программа ДО кружка "Юный звездочёт" (2018/2019 учебный год)
quot;Юный звездочёт" - кружок для учащихся начальной школы, значительно дополняющий и углубляющий знания детей о наблюдаемых небесных явлениях и о мире небесных тел....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию на 2018 – 2019 учебный год «Я и мой посёлок»
Программа разработана в соответствии:- с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,-основной образовательной программой дополнительного образов...