- Ребята обратите внимание у вас на столах лежат конверты. Давайте посмотрим, что находится в этих конвертах. - Так что вы нашли ? Обратите внимание , что фигуры состоят из квадратов! -Давайте разложим фигуры и посмотрим! ( Учитель на доске, выкладывает фигуру из4 красных квадратов и фигуру из 5 синих квадратов.) - Ребята 1 варианта выкладывают выражение из красных и синих фигур пользуясь математическими знаками + и =. - А ребята 2 варианта должны из этих частей собрать одну фигуру.. - Давайте красную фигуру обозначим 1 частью, а синюю 2 частью, а фигуру 2 варианта обозначим целое. (Учитель делает запись на доске.) 1 часть +2 часть = Целое 1часть – кранная фигура. 2часть – синяя фигура. Целое –все фигуры. - Закройте планшетом синюю фигуру. Какая фигура осталась ? - Как мы найдём эту часть? (Ц-1часть=2 часть) ( От целого вычитаем первую часть и получаем вторую часть) - Откройте синюю фигуру и закройте красную фигуру. Какая фигура осталась? - Как мы найдём эту часть? ( Ц- 2часть = 1часть) ( От целого вычитаем вторую часть и получаем первую часть) . Обратите внимание ,что наши фигуры состоят из квадратов! -Сколько квадратов в красной фигуре? (4) Обозначим эту фигуру цифрой 4. А какой цифрой обозначим синюю фигуру? А почему? -Сколько квадратов в целой фигуре? (9) - Какое числовое выражение у вас получилось? 4 +5=9 - Теперь можно убрать фигуры в конверты, чтоб они вам не мешали. -Давайте вспомним как называются числа при сложении? ( 1 часть +2 часть = Целое, а ещё как можно назвать эти числа 1слагаемое +2 слагаемое = значение суммы). Ребята давайте откроим тетради и запишем число, классная работа. Теперь запишем пример который выложили на столе. (4+5=9.)
(Учитель на доске выкладывает выражение цифрами ) 4 +5=9 5+ 4 =9 -Что изменилось? - Как при этом изменилась сумма? Сделай вывод! Перемены мест слагаемых значение суммы не меняется. Я убрала 2 часть у меня осталось целое и 1 часть. Как мы найдём 2 часть? Запишем выражение которое у нас получилось. (9-4=5) Я убрала 1 часть у меня осталось целое и 2 часть. Как мы найдём 1 часть? Запишем выражение которое у нас получилось. (9-5=4) -Какое правило мы будем использовать сегодня на уроке? ( Если из значении суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.)Если из целого вычесть одну из частей, то получится другая часть. (На доске алгоритм, запись образец к правилу) 4+5=9 1часть+ 2часть= Целое Проверка: 9-5=4 ( Ц- 2часть = 1часть) ( Из целого вычитаем 2 часть.) 9-4=5 (Ц-1часть=2 часть) ( Из целого вычитаем 1 часть.) Делаем выводы!!!!! Что сложение можно проверить вычитанием. Для того, чтобы найти одно из слагаемых нужно из значении суммы вычесть любое из слагаемых. Если вы получите второе слагаемое, значит вычисление выполнено верно. -Откройте учебник на с. 84. ( тема урока на доске.) Прочитайте тему и задачи урока. -Прочитайте правило, приведённое ниже. Если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое. -Как можно использовать это правило? ( Для проверки вычислений.) - Давайте вернёмся к выражению, в котором была допущена ошибка, и воспользуемся новым правилом. 33+35=70 -Давайте сделаем проверку? 70-35=35 -Какой можно сделать вывод? Что выражение решено не верно!!!! - А теперь давайте вместе решим это выражение, и сделаем проверку. 33+35=68 68-35=33 68-33=35 -Посмотрите ребята, мы с вами правильно решили выражение, и проверили двумя способами. Пробное выполнение задания №1 с.84 -Выполни действия и объясни, как получены в столбике второе и третье равенства из первого. 1.Коллективная работа.(Устное выполнение, запись на доске.) 10+7 - А как мы можем проверить, правильно ли мы решили пример? 17-7
-Посмотрите на следующий пример. Давайте решим этот пример и сделаем проверку. ( Один ученик решает у доски.) 40+20
-Какой мы можем сделать вывод? (Сложение проверяем вычитанием.) -А чтоб проверить сложение ,что нужно сделать? ( Из суммы вычитаем одно из слагаемых и если получаем другое слагаемое, то пример решён правильно.) А сейчас попробуем выполнить самостоятельно в тетрадях. 19+8 Выражение на доске 19+8=27 …- 19 27-19=8 …- 8 27-8=19 Кто выполнит поднимает сигнальную карточку и объясняет порядок решения данного выражения. - Кому было сложно? -Что было сложно?(ответы детей). Ребята, общими усилиями мы открыли с вами новое знание! (На доске появляется схема.) -Вы не догадались, что это? (алгоритм) -Что такое алгоритм? (пошаговые действия) - Сейчас мы вместе составим алгоритм проверки сложения. 1 Слагаемое + 2 Слагаемое = Значение суммы из Значении суммы -2 Слагаемое = 1Слагаемое из Значении суммы -1 Слагаемое = 2 Слагаемое
1 часть +2 часть = Целое Ц-1часть=2 часть Ц- 2часть = 1часть
|
-Открывают конверты, ответы детей. Геометрические фигуры, разного цвета и математические знаки., цифры.
-Учащиеся на местах выкладывают фигуру из4 красных квадратов и фигуру из 5 синих квадратов
- Дети 1 варианта выкладываю математическое выражение пользуясь знаками + и =. - Дети 2 варианта из квадратов складывают один большой квадрат.
- Дети закрывают планшетом синие квадраты и высказывают своё мнение, как найти неизвестную часть.
-Дети закрывают планшетом красные квадраты и высказывают своё мнение, как найти неизвестную часть. - Выполняют задание под руководством учителя. Устанавливают зависимость алгоритма сложения.
-Ответ детей. ( Потому, что она состоит из 5 квадратов.)
- Дети убирают фигуры в конверты.
-Ответы детей.
- Дети открывают тетради и записывают число, классная работа, числовое выражение.
- Выполняют действия сложения с перестановкой слагаемых и устанавливают арифметическое действия, переместительные свойства сложения.
- Дети выполняют запись в тетради.
- Дети выполняют запись в тетради. - Ответы детей
- Устанавливают зависимость между данными, объясняют арифметические действия для решения выражения.
- Открывают учебники, читают тему урока.
- Читают правило.
- Ответы детей.
- Совместная работа детей и учителя.
- Ученик читает задание в учебнике.
- Выполняют задание под руководством учителя.
- Ученик выполняет задание у доски, демонстрирует полученные знания приёма проверки сложения. Значение суммы равна 60, вычитаем из 60 одно из слагаемых, вычитаем второе слагаемое 20. Получим пример 60-20 какой ответ получим? -Мы получили ответ 40, а это первое слагаемое. Значит, пример решен правильно! 60-20 60-40 - Ответы детей.
- Дети делают запись в тетрадь.
- Один из учащихся выполнивший задание объясняет порядок решения данного выражения.
. |