Технологическая карта урока математики в 3 кл. "Сантиметр и миллиметр"
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Матросова Маргарита Петровна

Данный урок стоит первым в блоке   тем, посвященных вопросам изучения единицы длины - миллиметр.

Технологическая карта урока соответствует программе "Перспективная начальная школа".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: УМК «Перспективная начальная школа» Учебник «Математика» 3 класс 1 часть Автор учебника А. Л. Чекин Академкнига/учебник

Слайд 2

6 декабря. Классная работа.

Слайд 3

Дорогу осилит идущий!

Слайд 4

10

Слайд 5

Что изображено на слайде? Чем они отличаются? Что у них общего?

Слайд 6

10 10

Слайд 7

- Подумайте и определите что может в данной ситуации обозначать число 10?

Слайд 8

Тема урока:

Слайд 9

Задачи урока: Познакомиться с новой единицей измерения длины – миллиметром; Установить соотношение между сантиметром и миллиметром.

Слайд 10

Работа по учебнику Стр. 102 №343

Слайд 11

Миллиметр – это самая маленькая единица измерения длины на линейке.

Слайд 12

1см = 10 мм Миллиметр - мм

Слайд 14

Кило Деци Санти Милли

Слайд 15

«Милли» – это 1/1000 от метра «Санти» – 1/100 от метра «Деци» – 1/10 от метра «Кило» - 1000 метров

Слайд 16

Милли – Миллиметром Санти – Сантиметром Деци – Дециметром Кило - Километром

Слайд 17

Погляди скорей вокруг, Опиши руками круг. И квадрат нам покажи. На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Смотрим вверх и смотрим вниз, На носочки поднялись. Вдох и выдох. Тихо сели. Мы урок продолжим смело. Физкультминутка

Слайд 18

Работа по учебнику Стр. 102 №344, Стр. 65 в рабочей тетради №142 (б)

Слайд 19

Измерьте толщину: - учебника, - пенала, - тетради.

Слайд 20

Практическая работа Измерение длины отрезка в миллиметрах № 346

Слайд 21

10 10

Слайд 22

10 см 10 мм

Слайд 23

1см = 10 мм Миллиметр - мм

Слайд 24

Дорогу осилит идущий!

Слайд 25

Справлюсь сам, Справлюсь Нужна помогу другу сам помощь



Предварительный просмотр:

Урок математики в 3 классе

Тема урока: Сантиметр и миллиметр

Место урока в учебном курсе:  

в тематическом планировании 48 урок посвящен теме «Сантиметр и миллиметр».   В разделе «Геометрические величины» он изучается первым.

Форма обучения

урок

Тип урока:

урок «открытия» нового знания 

Цель:

ознакомление с новой единицей длины – миллиметром.

Задачи: 

  • определить миллиметр как одну десятую долю сантиметра;
  • установить соотношение между миллиметром и сантиметром;
  • совершенствовать умение пользоваться линейкой; вести измерения;
  • развивать логическое мышление, воображение, мышление, память;
  • развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  • воспитывать культуру общения;
  • воспитывать коммуникативные качества учащихся в процессе групповой работы;
  • формировать положительные мотивы учения.

Планируемы результаты:

Предметные: знают единицы измерения длины – миллиметр, сантиметр, дециметр; умеют преобразовывать величины,  сравнивать числа и именованные числа, выполнять сложение именованных чисел.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): 

познавательные:  способны понимать учебную задачу урока, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, работать с учебником; регулятивные: могут контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность;

 коммуникативные: умеют достаточно полно и четко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося, овладевают начальными навыками адаптации в обществе; используют приобретенные навыки учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; знают, как важны в учебной деятельности мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность, личная ответственность.

Методологическая база:  

Технология

проблемно–диалогического обучения

Методы и формы обучения

проблемно- исследовательский метод с использованием индивидуальной, групповой, самостоятельной и фронтальной работы;

частично-поисковый  ( представление фактов с последующим выдвижением гипотез для решения проблемы - определение единицы измерения длины, измерение длины отрезка с помощью различных мерок);

объяснительно-иллюстративный (чтение вывода в учебнике, просмотр презентации)

Программа

«Перспективная начальная школа», разработанная на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Авторы: А.Л.Чекин, Р.Г.Чуракова. Издательство «Академкнига/учебник» Москва. 2011.

Учебно-методический комплекс

Чекин А.Л. Математика. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012- 2013.

Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельной работы 3 класс (в 2-х частях) — М.: Академкнига/Учебник, 2012 - 2013.

Оборудование и материалы:  

Учебники, рабочие тетради, ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация к уроку, индивидуальные листы оценивания по числу учащихся, фишки (треугольники, круги, квадраты), «снежки».

Тех

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

(2мин)

Слайд 1

 Девиз урока: Дорогу осилит идущий!

- Как вы понимаете данное высказывание? Дорога – это наш с вами жизненный путь  и  мы должны, преодолевая препятствия, идти вперёд к новым знаниям  и  целям.

- Какая цель у вас сейчас на уроке?

 

   Молодцы!

Высказывания детей.

Познакомиться с новой темой, получить новые знания.

Регулятивные УУД:

  1. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

Личностные УУД:

1 Умение проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам через систему заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте.

  1. Актуализация знаний учащихся. Зачин сюжета урока

 (3 мин)

  1. «Зимний пейзаж» Цель: повторить свойства прямой и отрезка.

2.  Игра «Снежки»

Цель: повторить состав числа 10.

- Что изображено на зимнем пейзаже? Перечислите объекты.

- С помощью, каких единиц необходимо измерять длину дороги?

- Какие еще единицы измерения длины вам известны?

- Какая из этих единиц длины является наименьшей?

- Как вы думаете, есть еще меньшая единица длины?

- Ребята, давайте поиграем в «Снежки». Игрок, который поймает снежок,  должен назвать состав числа 10.

На слайде 2 изображена снежинка, в центре которой находится число 10.

( Из белой бумаги сделан снежок, который передается учащимся в любом порядке.  Внутри этого» снежка» изображены два синих квадрата: один имеет длину стороны 10 см, а другой - 10 мм)

Деревья, снег, иней, дорога.

Метры, километры.

Сантиметры, дециметры.

Сантиметры.

Высказывания детей.

Учащиеся называют состав числа 10 и передают снежки другому.

После завершения игры учащиеся разворачивают «снежки» и обнаруживают, изображенные там квадраты с числом 10.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.
  2. Умение формулировать точку зрения.
  3. Умение определить общую цель и пути ее достижения.

Личностные УУД:

  1. Умение самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  1. Постановка учебной проблемы

(7 мин)

Цель: подведение детей к формулированию темы

и постановке задач урока. Составление плана работы 

  1. На слайде 3 и на листочке изображены два синих квадрата
  2.  разного размера.

- Какие  геометрические фигуры изображены на листочке?

 - Чем они отличаются?

- Что у них общего?

- Ребята, кроме формы и цвета эти квадраты объединяет еще один признак – это число 10. Подумайте и скажите, что будет обозначать в данной ситуации число 10.

- Начертите  в тетрадях большой квадрат.

- Что вам необходимо для этого сделать?

- Какой единицей измерения вы будете пользоваться?

Рассмотрите маленький квадрат и скажите, что может обозначать число 10 во втором квадрате? Обсудите в парах.

- Сформулируйте тему и цель урока.

Слайд 4

Определите, 3 главных вопроса, на которые должны ответить при изучении новой темы.

Квадраты.

Размером: один большой квадрат, другой маленький.

Форма, цвет.

Число 10 может обозначать величину какой-либо меры, которую необходимо узнать сегодня на уроке.

  1. Взять линейку и карандаш.
  2.  Измерить длину квадрата.
  3. Начертить в тетради квадрат такой же длины.

Сантиметром.

Измеряют длину большого квадрата и чертят в тетради.

Высказывания детей.

Устанавливают, что это может быть наименьшая величина длины.

Познакомиться с новой единицей измерения длины, которая будет меньше, чем сантиметр.

  1. Сколько частей содержится в 1см?
  2. Как записывается новая единица длины?
  3. Каким способом выражаются мм в см и наоборот?

Познавательные УУД:

  1. Умение осуществлять логическое действие анализ.
  2. Умение осуществлять логическое действие синтез.

3  Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным/самостоятельно выбранным критериям.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).

Регулятивные УУД:

  1. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
  2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД:

  1. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение определить общую цель и пути ее достижения.

  1. «Открытие нового знания» (6 мин)

Цель: Знакомство с миллиметром, установление соотношения между см и мм.

- Какую длину мы можем назвать сантиметром?

-Можем ли мы сказать, что между числами 2 и 3 находится сантиметр?

Работа в парах

- Определяет по линейке, на сколько равных частей разделен каждый сантиметр.

- Эта часть должна иметь свое название – миллиметр.

- Что вы можете сказать о миллиметре?

Это слово пришло из французского языка,  и  означает «тысячная доля метра».

- Следовательно, сколько будет в 1 метре  миллиметров?

- На сколько частей разделили 1см (по линейке)?

от 0 до 1см

Да

В 1 сантиметре содержится 10 равных частей.

Это самая маленькая единица измерения длины на линейке.

Учащиеся записывают: 1 м = 1000 мм

На 10 частей.1 часть равна 1 мм

Запись в тетради: 1 см = 10 мм)

Регулятивные УУД:

  1. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

  1. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов

Коммуникативные УУД:

  1. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации).
  2. Умение определить общую цель и пути ее достижения.
  3. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
  1. Первичное закрепление (3 мин)

  1. Работа по учебнику. Стр.102
  2. №343      

Работа  со словарем. Стр. 146                                                                                                                                                                                                                    

Прочитайте правило в учебнике.

- Начертите маленький квадрат, используя полученные знания.

- Что же обозначает число 10 в маленьком квадрате

- Найдите в словаре значение слова «мили».

Читают вывод в учебнике, сопоставляют со своим выводом.

Число 10 обозначает количество миллиметров в 1 см

Чертят квадрат со стороной 10мм

Учащиеся читают  о том, что означает  слово «милли», в словарике в конце учебника (с. 146).

Регулятивные УУД:

  1. Умение сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.

Познавательные УУД:

  1. Умение обобщать текстовую информацию и отнести ее содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
  2. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
  3. Умение оценить информацию с точки зрения ее целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.

Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

  1. Физкультминутка

 (2 мин)

  1. Погляди скорей вокруг,

Опиши руками круг.

Треугольник опиши

 И  квадрат нам покажи.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Смотрим вверх  и  смотрим вниз,

На носочки поднялись.

Вдох  и  выдох. Тихо сели.

Мы  урок  продолжим смело.

  1.  Заранее учащимся учитель раздает геометрические фигуры:

1. Круги – слабым;

2. Треугольники –    средним;

 3.Квадраты – сильным обучающимся.

Слайд 6

Дети выполняют движения.

Делятся на группы по уровню дифференциации.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
  1. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Тренинг.

 (10 мин)

Работа по учебнику

Цель: упражняться в преобразовании длин,   в переводе данных «смешанных» длин в миллиметры и в сложении длин.

Работа в группах

Каждый учащийся получает лист для оценивания  своей работы. После выполнения задания, они ставят себе оценку, согласно следующим критериям: 1- задание вызвало затруднение; 2 – задание выполнимо, но испытываю трудности; 3 – выполнение задания никаких затруднений не вызывает.

1 группа

А) Преобразование длин с помощью алгоритма. №344.

см        мм

Б) №346 Измерение длины отрезка в миллиметрах.

Взаимопроверка

Самооценка

2 группа

А) Преобразование длин с помощью алгоритма.№142 (б) в рабочей тетради на стр. 65

мм         см

Б) №347 Дополни до 1см.

Проверка выполнения заданий

Самооценка

3 группа

А) Выражение величин в сантиметрах и миллиметрах. №348

Б) №349 Сложение длин, выраженных в см и мм.

Совместная проверка с учителем.

Самооценка

1 шаг. В 1см=10мм    

 2 шаг. 5см=10мм*5=50мм

  1. 1шаг. 1см=10мм  

2шаг.  60мм=10мм*6    

3шаг.   1см*6=6см

Проверяют по  образцу правильного выполнения

Ставят метки в листе оценивания

Используя состав числа 10, заполняют таблицу в рабочей тетради.

Выходят к доске и записывают решение заданий.

Ставят метки в лист оценивания

  1. 1см=10мм  
  2. 30мм/10мм=3см
  3. 3см+7мм=3см7мм

  1. Выражают в мм
  2. Выполняют сложение длин

Ставят метки в лист оценивания

Регулятивные УУД:

1. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения

ПознавательныеУУД:

  1. Умение устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

1.Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.

  1. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.

Личностные УУД:

  1. Умение самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Регулятивные УУД:

  1. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности.
  1. Включение нового знания в систему знаний (5 мин)

Практическая работа

Цель: измерение отрезка (предмета) различными способами - сломанной линейкой,  портняжим и столярным раскладным метром, циркулем и линейкой.

Работают в группах

- Измерьте  толщину предметов (учебника, пенала, тетради), в миллиметрах.

Фронтальная проверка

Самооценка

1группа – использует портняжий  и столярный (раскладной) метры;

2 группа – измеряют сломанной линейкой;

3 группа - используют циркуль и линейку.

Каждая группа представляет свои результаты работы.

Ставят метки в лист оценивания

Регулятивные УУД:

  1. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  1. Умение оценить информацию с точки зрения ее целесообразности в решении познавательной и коммуникативной задачи.

2. Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации.

Личностные УУД:

  1. Умение самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

  1. Итог урока. Концовка сюжетной линии  (2мин)

Возвращение к проблемной ситуации. Слайд 8

- Значит, что обозначает число 10 в изображении квадратов?

Число 10 обозначает:

 а) длину большого квадрата 10см

Б) длину маленького квадрата 10 миллиметров.

Познавательные УУД:

  1. Умение осуществлять логическое действие обобщение
  2. Умение оценить информацию с точки зрения ее целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
  1. Рефлексия деятельности  (3мин)

- Прочитайте девиз нашего урока. Слайд 9

- Кто считает, что он сегодня осилил дорогу по стране математики?  

- Подсчитайте количество баллов в своем листе оценивания.

- Если вы набрали:  Слайд 10

  • 2-3 балла – Нужна помощь.
  • 4 балла - Справлюсь сам.
  • 5 -6 баллов - Справлюсь сам, помогу другому.

«Дорогу осилит идущий»

Высказывания детей.

Просмотр результатов в виде смайликов.

Регулятивные УУД:

  1. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации.
  2. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи.
  1. Домашнее задание

(2 мин)

  1. Выполнить задания в рабочей тетради.
  2. Найти интересную информацию в интернете о миллиметре (по желанию)
  3. Придумать сказку о сантиметре и миллиметре (по желанию)

Слайд 11

Записывают д/з.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики "Сантиметр. Измерение отрезков".

Технологическая карта урока математики по теме: "Сантиметр. Измерение отрезков". 1 класс....

Технологическая карта урока математики по теме "Сантиметр"

Технологическая карта урока математики по теме "Сантиметр". 1 класс. УМК "Перспектива". Презентация к уроку....

Технологическая карта урока "математика" ПНШ 3 класс «Квадратный дециметр и квадратный сантиметр»

Технологическая карта урока«Квадратный дециметр и квадратный сантиметр»                    Пре...

Технологическая карта урока "математика" ПНШ 3 класс «Квадратный сантиметр»

Технологическая карта урока«Квадратный сантиметр»  Предмет: «Математика»Класс: 3Тема урока: «Квадратный сантиметр»Цели урока: познакомить учащихся с единицей площади – квадратным сантиметром...

Технологическая карта урок математики 2 класс тема "Миллиметр"

Представлена технологическая карта по теме "Миллиметр" - математика 2 класс, программа "Школа России". Урок является седьмым по счету в разделе "Числа от 1 до 100. Нумерация&q...

Технологическая карта урока математики по теме "Сантиметр и миллиметр"3 класс

Технологическая карта урока математики по теме " Сантиметр и миллиметр" 3 класс УМК "ПНШ"...

Технологическая карта урока математики «Единицы длины. Новые единицы длины: миллиметр, километр», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о новой единице длины – миллиметре, километре, способность к измерению длин отрезков в миллиметрах.Задачи урокаДидактические:Научить измерят...