Конспект урока по математике на тему "Письменные приемы умножения"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Данный урок проводится в 4 классе, УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по  математике, 4 класс

Тема: Письменные приемы умножения.

Цели урока: познакомить с приемом письменного умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел;

закреплять умение рассуждать, делать выводы; совершенствовать вычислительные навыки;

способствовать воспитанию интереса к изучению математики.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация на флешке, конверты для самопроверки, сигналы обратной связи, листки с карточками, листы бумаги

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

 умение соблюдать самые простые, общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Ученик получит возможность научиться: формулировать тему урока после предварительного обсуждения, определять его цель; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем, работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Познавательные УУД:

Ученик получит возможность научиться: определять круг своего знания и незнания, добывать информацию, перерабатывать информацию, преобразовывать её, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

Ученик получит возможность научиться: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Выполняя различные роли в паре, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты:

Ученик научится: выполнять письменно действия умножения многозначных и именованных чисел на однозначное число в пределах 10000.

Ученик получит возможность научиться: выполнять письменно действия умножения на однозначное число в пределах выше 10 000.

                                                           ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: У нас сегодня не совсем обычный урок, на нашем уроке присутствуют гости.

Девизом нашего сегодняшнего урока предлагаю выбрать китайскую мудрость:

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

- Как, вы понимаете эти слова?

Вспомним правила умножения с  числами  0  и  1 (с. 107-108)

Актуализация опорных знаний. 

Учитель: На  предыдущих уроках было изучено умножение трёхзначных чисел на однозначное «столбиком». Вспомним письменный приём умножения трёхзначного числа на однозначное,  327 умножить на 2.

Записываем числа друг под другом, единицы под единицами.

3

4

7

х

3

А теперь попробуем умножить четырёхзначное число на однозначное:

 6 427 ∙ 3.

Учитель:  Обнаружилась проблема, предыдущего алгоритма не хватает, т. к. первый множитель – многозначное число.

 Вывод: составить алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное. Записываем 3 под разрядом единиц многозначного числа.

6

4

2

7

х

3

Умножаем единицы 7 ∙ 3 = 21, записываем 1 под единицами, а 2 дес. запоминаем.

2

6

4

2

7

х

3

1

Умножаем десятки 2 ∙ 3 = 6 дес. плюс 2 дес. получится 8 дес., записываем под десятками.

2

6

4

2

7

х

3

8

1

Умножаем сотни 4 ∙ 3 = 12 сот., 2 записываю под сотнями, 1 запоминаю, пишем над единицами тысяч.

1

2

6

4

2

7

х

3

2

8

1

Умножаем единицы тысяч 6 ∙ 3 = 18, плюс 1, получится 19 ед. тыс. Записываем 9 под единицами тысяч, а 1 – под десятками тысяч. Получилось 19 281.

1

2

6

4

2

7

х

3

1

9

2

8

1

Учитель: Алгоритм письменного умножения записан на таблице (таблица)

Вып № 333          (у доски)

Познакомимся с приёмом письменного умножения, когда в записи первого множителя есть нули: 4 ∙ 21 803.

По переместительному свойству, при перемене мест множителей значение умножения не меняется, поэтому четыре умножить на двадцать одну тысячу восемьсот три равно двадцать одна тысяча восемьсот три умножить на четыре.

4 ∙21 803= 21 803 ∙ 4

Записываем 4 под разрядом единиц многозначного числа.

2

1

8

0

3

х

4

Рассмотрим использование приёмов при умножении величин:

 2 т 375  кг ∙ 3

 Объясните, как будем выполнять умножение именованных чисел, составьте алгоритм вычисления.

В вычислениях значения величин принято выражать в одних единицах измерения, поэтому 2 т 375 кг переводим в кг   получится 2 375 кг.

Далее выполняем вычисления также, как умножение многозначного числа на однозначное:

1

2

1

2

3

7

5

х

3

7

1

2

5

Ответ: 7125 кг или 7 т 125 кг

Вывод: Таким образом, надо записать однозначное число под разрядом единиц многозначного числа. Потом умножить единицы и записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить. Затем умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запоминали. Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) запомнить. Аналогично умножить все разряды многозначного числа. Назвать число.

1).   Работа над задачей    № 334      (у доски)

Учитель:         Прочитать задачу.

О чем говорится в задаче?

Выполняем коллективно чертеж, решение самостоятельно после разбора.

      6 простыней

по 1м 80смI____I_____I____I___I____I__10м 20см  ?

                             40  м

Решение задачи. Проверка. 

Физминутка

Упражнения для глаз

Упражнения для мозгового кровообращения

2)  Самостоятельное решение  примеров № 337  ( вспомнить порядок выполнения действий)

3) Решение задачи на построение  № 338 (1)

1 вариант: найдите площадь прямоугольника АВСD.

2 вариант: площадь прямоугольника КРМО.

-Сравните площади этих прямоугольников.

     

Рефлексия учебной деятельности.

Учитель:

1) Выводы по уроку

- С каким новым способом умножения мы с вами сегодня познакомились?

- Какие цели вы сегодня перед собой ставили?

- Достигли ли вы этих целей?

- Каким путём вы сегодня шли?

- Возвращаясь к нашей китайской мудрости:

Д/з : № 335,  337 (2)   ( с. 77)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике во 2 классе "Умножение и деление. Конкретный смысл действия умножения."

Тема: Умножение и деление.Конкретный смысл действия умножения (закрепление) Цели: Продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения....

Конспект урока по математике на тему: "Приемы умножения, основанные на замене произведения суммой " 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: математикаКласс: 2Тема урока: «Приемы умножения, основанные на замене произведения суммой»Цель урока: закреплять умение заменять сложение умножением; совершенствова...

Конспект урока по математике 2 класс. Тема: "Умножение числа 2. Умножение на 2"

Конспект урока по математике для 2 класса. Тема: "Умножение числа 2. Умножение на 2" с использованием интерактивной доски....

Конспект урока по математике на тему " Приемы умножения на ноль и единицу" 2 класс

Конспект урока по математике на тему " Приемы умножения на ноль и единицу" 2 класс...

Конспект урока по математике на тему " Приемы умножения на ноль и единицу" 2 класс

Конспект урока по математике на тему " Приемы умножения на ноль и единицу" 2 класс...