Технологическая карта урока математики: "Решение нестандартных задач"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Наблюдения показывают, что математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи. Нестандартные задачи способствуют развитию критического мышления. Кроме того, они являются мощным средством активизации познавательной деятельности, т.е. вызывают у детей огромный интерес и желание учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Тема: «Решение нестандартных задач»
Учитель Долгаева Татьяна Анатольевна – учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 34» г.Ульяновска.
- Тип урока: открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Цель:
- организовать деятельность детей на уроке таким образом, чтобы они восприняли, осмыслили и закрепили умения решать нестандартные задачи самостоятельно.
Задачи занятия:
- формировать теоретические и практические навыки решения нестандартных задач;
- активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки;
- продолжать формировать навыки коммуникативного общения, умение работать в паре и группе.
Термины, применяемые в процессе урока: «нестандартные задачи», «алгоритм», «истинность».
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.
Методы обучения: словесный (разъяснения учителя), частично-поисковый (самостоятельное изучение детьми новой темы); наглядный (карточки, таблицы, наглядный материал), информационно-коммуникационные (интерактивная доска).
Технологии: технология развития критического мышления, технология сотрудничества.
Литература: Книга « Как научиться решать задачи» авторов Л.М. Фридмана, Е.Н. Турецкого.
Аннотация: наблюдения показывают, что математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.
Нестандартные задачи способствуют развитию критического мышления в еще большей степени. Кроме того, они являются мощным средством активизации познавательной деятельности, т. е. вызывают у детей огромный интерес и желание работать.
Какая задача по математике может называться нестандартной? Хорошее определение приведено в книге «Как научиться решать задачи» авторов Л.М. Фридмана, Е.Н. Турецкого.
-Нестандартные задачи – это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения. Научить ребят решению задач нестандартного вида можно, если вызвать интерес, другими словами, предложить задачи, интересные и содержательные для современного ученика. Или же заменять формулировку вопроса, используя проблемные жизненные ситуации.
На уроках математики уже встречаются такие задачи, хотя и в малом количестве. Также мои ученики работают с такими задачами, принимая активное участие в дистанционных онлайн-олимпиадах на сайте «Учи.ру», поэтому я и выбрала тему: «Решение нестандартных задач» для учеников 3 класса, который можно провести как в резервные часы, так и во время обобщения изученного материала.
Ход фрагмента урока.
№ п/п | Этап занятия | Цели этапа занятия | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Предполагаемые ответы обучающихся |
1. | Оргмомент. Минутка создания хорошего настроения (в парах). | 1. Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 2. Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность. | Регулятивные: - волевая саморегуляция; Личностные: - смыслообразование (Я должен узнать…) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | Спокойным тоном учитель приветствует ребят и гостей, проверяет готовность к уроку, желает удачи на уроке и начинает урок. | Дети настраиваются на урок, желают друг другу успехов. | Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят: - Желаю (большой) - Успеха (указательный) - Большого (средний) - Во всём (безымянный) - И везде (мизинец) - Здравствуй! (вся ладошка) |
2. | Мотивация учебной деятельности учащихся. | 1) Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»). 2) Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 3) Установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). | Регулятивные: - целеполагание; Личностные: - смыслообразование, самоопределение. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | 1) Демонстрирует детям ребус. 2)- Вчера на уроке я задавала детям несколько задач и хочу сегодня некоторые из них вам. (Слайд 2) 1. Жили-были дед да баба. Когда они были молодые, дед был старше бабы на 7 лет. Сегодня деду уже 60 лет. На сколько лет он старше бабы? (На 7 лет) 2.Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. Старуха связала из этой пряжи 4 шапочки и 8 варежек для внучат. Сколько внуков у старика со старухой? (4 внука) 3. Масса курочки Рябы, стоящей на одной ноге 2 кг. Сколько она будет весить, если встанет на 2 ноги?(2 кг) 4.Красной Шапочке и маме вместе 40 лет. Сколько будет им вместе через три года? (46) | Разгадывание ребуса: (Слайд 1) | Дети отгадывают слово «задача». |
3. | Актуализация знаний, обозначение темы и цели урока. | 1) Актуализировать знания обучающихся. 2) Выявить тему урока. 3) Сформулировать цели занятия. | Познавательные Общеучебные Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (учебной задачи); осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; извлечение необходимой информации из учебника и карточки. Регулятивные Целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того что ещё не известно. | -Все ли задачи решили быстро и легко? Почему? -Они похожи на обычные задачи, которые вы решаете? -Такие задачи называются нестандартными. (Слайд 4) -Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет? - Какую цель поставим на урок? | Работа с таблицей. (Слайд 3) | -Нет. Эти задачи не совсем обычные, интересные, но немного запутанные и призывают подумать, как будто разгадать их. -Для таких задач не подходят обычные правила решения, которыми вы привыкли пользоваться на уроке. -Узнать, что такое нестандартные задачи и научиться их решать. |
4. | Первичное усвоение новых знаний. | 1) Создать условия для осознания новой учебной информации. 2) Дать учащимся конкретные представления об основной теме изучаемого материала. 3) Обеспечить правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведения материала. | Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера умение выражать свои мысли. Познавательные: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. | -Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в сказку. Совсем недавно мы встретили Новый год. Чей это год по Китайскому календарю? Как вы думаете, в какую сказку мы отправимся? Верно, наш сегодняшний урок будет связан с хорошо знакомой вам сказкой Сергея Михалкова «Три поросенка». Если вы внимательно читали сказку, то знаете, что поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф построили себе домики. –Что они для этого использовали? - Давайте попробуем выснить, где Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Посмотрите на слайде еще 1 нестандартная задача: Поросята Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф нарядились в новые кофточки: (Слайд 5) -Можем ли мы сразу ответить на вопрос? -Предложите свои варианты, как её решить. -Молодцы! Сложно было? -Вы сейчас сами одевали поросят, т.е. выполняли что-то руками, не выполняя никаких вычислений. Такой метод решения называется практический. Но решить задачу таким способом можно лишь при условии, что действующих лиц и принадлежащих им предметов в этой задаче мало. Если бы поросят было больше, мы бы уже запутались. Согласны? Поэтому этот способ не всегда хорош. Да и нужные картинки, предметы у нас не всегда имеются под рукой. В этом случае нам поможет таблица истинности, (Слайд 6). т.е. будем отмечать правду и ложь знаками «+» и «-». -Прочитайте еще раз задачу. Что известно из задачи? - Сколько поросят? Мы их запишем сверху. Как их зовут? А кофточек? Запишем слева. Какой вопрос в задаче? Может ли поросёнок одеть несколько курточек? (Нет) Очевидно, что каждый поросёнок надел только 1 куртку. Что еще известно из условия задачи? -Поставим знак «-» в соответствующие ячейки таблицы. А это значит, что он надел … -А зеленую куртку может еще другой поросёнок надеть? Ставим в столбике с «зелен курткой» в оставшихся ячейках знак «-». -Какую информацию мы можем еще взять из задачи? Значит в соответствующей ячейке ставим знак «-» -Что можно заметить в таблице? Ставим знак «+» в эту ячейку. -Полосатую кофточку может еще кто-нибудь надеть? Значит, в этом столбце в оставшейся ячейке ставим знак «-». - Что заметили в таблице? Ниф-Ниф – в желтой кофточке. Нуф-Нуф – в полосатой кофточке. Наф-Наф – в зеленой кофточке. -Сверьте своих одетых поросят с таблицей. Все верно? -Давай вспомним наши рассуждения и запишем все шаги, т.е. составим алгоритм. Кто знает, что такое «Алгоритм»? (Алгоритм – это правило, образец выполнения в строгой последовательности некоторых действий, которые ведут к решению задач.) - Что сделали в начале? (прочитали задачу) 1 этап: Чтение задачи. Что сделали дальше? (вычленили известные данные) 2 этап: Анализ текста задачи, вычленение данных; -Что было дальше? (думали, как решить) 3 этап: Поиск способа решения; (каким способом решали?) - Дальше мы заполняли таблицу, т.е. решали задачу. 4 этап: Решение задачи (составление и заполнение таблицы); -В нашем случае в решении можно выделить несколько пунктов: * записать в таблицу героев и предметы, которые нужно распределить между ними; * обозначить знаком «+» данные, которые известны из условия; * отметить знаком «-» те ячейки, которые противоречат условию; * занести в таблицу оставшиеся данные из задачи. И, когда таблица заполнена, нужно сверить решение и ответ с условием задачи. 5 этап: Проверка решения задачи. -Скажите, каким способом удобнее решать такие задачи: практическим или с помощью таблицы? Почему? | Дети отвечают на вопросы учителя, вспоминают автова произведения «Три поросенка». Знакомство обучающихся с нестандартной задачей. Анализ задачи, решение задачи практическим способом. Работа с таблицей истинности. Дети решают задачу путем проб и ошибок. Заполнение таблицы истинности. Проверка решения задачи. | -Год свиньи. -«Три поросенка» - Ниф-Ниф – из соломы, Нуф-Нуф – изветок и прутьев, а Наф-Наф –надежный дом из камней. -Есть порося та и кофточки. -Их 3. -Их тоже три. -Необходимо установить, кто из поросят Ниф-Ниф, кто Нуф-Нуф и кто Наф-Наф. - Наф-Наф не надевал желтую и полосатую кофточку. -Зеленую кофточку. - Нет, больше никто надеть не сможет. - Нуф-Нуф никогда не носит одежду желтого цвета. -Зеленая куртка уже занята, получается, что Нуф-Нуф надел полосатую кофточку. -Нет. Желтая кофтоска остаётся Ниф-Нифу. |
5. | Первичное усвоение новых знаний. (Организация самостоятельной деятельности учащихся со взаимопроверкой в парах). | 1)Работать над усвоением учащимися нового способа действия по заданному алгоритму. 2) Учить систематизировать новый способ действий и применять его на практике. | Познавательные Общеучебные осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурировать знания. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | -У вас на столе у каждого есть конверты, в которых лежат карточки с текстом задач и таблицы истинности. Попробуйте самостоятельно решить данные задачи. | Дети самостоятельно решают подобные задачи. Осуществляется работа в парах. Дети знакомят друг друга со своими задачами и способом их решения. | |
6. | Работа в группах, уровневая дифференциация. | 1)Развивать навыки самостоятельной учебной деятельности 2) Совершенствовать межличностные отношения. 3) Проконтролировать степень усвоения нового материала. 2) Обсудить допущенные ошибки. 3) Провести коррекцию. | Регулятивные: - планирование, контроль, оценка учебных действий. Личностные: - самоопределение. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. | Далее детям предлагаются нестандартные задачи трех уровней сложности по выбору. - А теперь поднимите руку те, кто смог бы научить решать такие задачи своих одноклассников, друзей, родителей? | Дети самостоятельно решают задачи. В каждой группе выбирается эксперт. Дети объединяются в группы и объясняют свой способ решения задачи. После рассмотрения различных вариантов решения задач, эксперт представляет классу самый рациональный способ решения задачи в группе. | |
7. | Подведение итогов, рефлексия. | 1) Оценить результаты деятельности. | Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Познавательные Общеучебные Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; оценка процесса и результата своей деятельности. Регулятивные Самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения. Коррекция как способность исправлять в своих действиях возможные ошибки. | -Вам понравилось решать нестандартные задачи? -Вспомните, какую цель мы ставили на урок? -Что же такое нестандартные задачи, как вы поняли? -С какими способами их решения мы познакомились? -Нестандартные задачи бывают разных видов, и способов их решения много. Мы сегодня разобрали только 2 из них: практический и табличный. Давайте вспомним алгоритм решения, который мы с вами вывели. А чтобы он всегда мог вам помочь, я его распечатала и сейчас раздам . -Хотели бы вы еще порешать такие задачи? Я приготовила ещё целых 10 таких интересных задач со сказочными сюжетами. -Закончить урок я предлагаю тоже нестандартным способом. Рефлексия «Ромашка». | Обучающиеся отвечаю на вопросы учителя, подводят итог урока. Каждый ученик берет лепесток ромашки и прикрепляет его к одной из сердцевинок: -На уроке было комфортно и все понятно. -На уроке затруднялся, но многое понял. -На уроке было трудно, ничего не понял. | -Познакомиться с нестандартными задачами и узнать способы их решения. -Практическим и с помощью таблицы истинности. |
20 | 4 | 27 | 36 | 72 | 7 | 45 | 340 | 2 | 878 | 25 | 46 | 150 |
Н | Е | А | Д | Т | Н | А | Ы | С | Р | Н | Т | Е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики:"Решение задач"(3 класс).
Урок по теме: «Решение задач» является закрепляющим. Данная тема периодически встречается на протяжении всего курса математики в начальной школе. Но при этом ребята испытывают затруднения, работ...
Технологическая карта урока математики "Решение задач" УМК "Гармония"
Технологическая карта урока математики "Решение задач" УМК "Гармония"...
Технологическая карта урока математики " «Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз» 2 класс
Урок математики «Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз» по программе "Начальная школа XXI века" . УМК: В.Н.Рудницкая «Математика» 2 класс; ...
Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач. Повторение" 1 класс "Школа России"
Урок-путешествие. Технологическая карта урока математики " Решение задач.Повторение" 1 класс "Школа России"...
Технологическая карта урока математики "Решение задач на деление с остатком"
Урок для 3 класса по программе "Школа России"...
Технологическая карта урока математики. Решение задач на увеличение в несколько раз.
Урок математики по УМК " Начальная школа XXI века" организован в соответствии с требованиями ФГОС. На данном уроке применяется групповая работа детей, созданы разноуровневые задачи. Моделиро...
Технологическая карта урока математики "Решение уравнений и задач" УМК "Школа России"(3 класс)
Тема урока: «Решение уравнений и задач»Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: создание условий для закрепления вычислительных навыков, умения решать задачи и уравн...