«Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике».
статья по математике
В статье идёт речь о проблеме развития математических способностей младшего школьника в процессе обучения математике, перечисляются требования к методическим материалам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности развития математических способностей младших школьников в процессе обучения математике».
Аннотация. В статье идёт речь о проблеме развития математических способностей младшего школьника в процессе обучения математике, перечисляются требования к методическим материалам.
Ключевые слова: обучение математике, способности, математические способности, младший школьник.
Проблема развития математических способностей детей младшего возраста - одна из наименее разработанных на сегодня дидактических и методических проблем обучения математике в начальных классах. Крайняя разнородность взглядов на само понятие "математические способности" приводит к тому, что до сих пор отсутствуют концептуально обоснованные методики, что в свою очередь порождает сложности в работе учителей. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Данная тема является актуальной, так как в последнее время стало уделяться повышенное внимание к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребенка.
При всей разнородности высказываемых мнений исследователей, занимавшихся проблемами математических способностей, отмечают, специфические особенности мышления математически способного ребенка, а именно, гибкость мышления, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, выходить за пределы привычного способа деятельности и находить новые варианты решения проблемы при измененных условиях. Очевидно, что эти особенности мышления напрямую зависят от особой организованности памяти, воображения и восприятия.
Наиболее благоприятным периодом для развития индивидуальных особенностей является младший школьный возраст. Именно в это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Возможность полного и интенсивного развития математических способностей, как и способностей вообще, зависит от уровня развития характерологических черт, особенно волевых черт характера.
Как бы ни были блестящи способности человека, но если у него нет привычки усидчиво и упорно работать, он вряд ли способен достигнуть больших успехов в деятельности. Он в лучшем случае так и останется лишь потенциально способным. Упорство, настойчивость, работоспособность, трудолюбие постоянно проявляются в математической деятельности одаренных учащихся.
Математические способности - это совокупная характеристика, в которой отражаются особенности разных психических процессов: восприятия, мышления, памяти и воображения [3].
Признаки, по которым можно судить о наличии у детей математических способностей:
а) систематичность и последовательность мышления;
б) отчетливость мышления;
в) способность к обобщениям;
г) сообразительность;
д) способность к установлению связи между приобретенными математическими знаниями и явлениями жизни;
е) память на числа.
Для того чтобы учебная деятельность положительно влияла на развитие способностей, она должна удовлетворять некоторым условиям:
1. Эта деятельность должна вызывать у ребенка сильные и устойчивые положительные эмоции.
2. Деятельность школьника должна быть по возможности творческой.
3. Важно организовать деятельность школьника так, чтобы он преследовал цели, всегда немного превосходящие его наличные возможности [2].
Математические способности проявляются в том, с какой скоростью, как глубоко и насколько прочно люди усваивают математический материал. Эти характеристики легче всего обнаруживаются в ходе решения задач.
Математические способности можно выявить и оценить на основе того, как ребёнок решает определённые задачи. Само решение этих задач зависит не только от способностей, но и от мотивации, от имеющихся знаний, умений и навыков.
Специально отбираемые учителем из методических пособий или самостоятельно конструируемые задания должны быть ориентированы на:
- постепенное усложнение материала;
- поэтапное увеличение объема работы;
- повышение уровня самостоятельности учащихся;
- интеграцию знаний и способов деятельности;
- привлечение элементов теории для решения познавательных задач;
- обучение способам рассуждения (как по образцу, так и самостоятельно) с учетом принципа вариативности задач;
- формирование следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли (количество идей, возникающих за единицу времени), гибкость ума (способность переключаться с одной мысли на другую), оригинальность (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире), умение выдвигать и разрабатывать гипотезы [1].
Важные показатели хорошего развития учеников-активность и самостоятельность во всех видах учебной деятельности. Совершенно очевидно, что эта работа младших школьников невозможна без овладения ими познавательными универсальными действиями. В статье Налимовой И.В., Шевчук А.В. представлены результаты изучения логических УУД, без формирования которых невозможно развивать математические способности учащихся [4].
В процессе развития способностей главенствующую роль играет учитель, его профессионализм. Поэтому для процесса развития способностей так важна личность учителя, его жизненная позиция. Только педагог с активной жизненной позицией, постоянно занимающийся личным и профессиональным самосовершенствованием, постигающий новые педагогические технологии, методы и приёмы может достичь высоких успехов в процессе развития математических способностей своих учеников.
Библиографический список
- Белошистая, А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема [Текст] / А.В. Белошистая // Начальная школа. – 2013. - №1. – С. 44-53.
- Колмагоров, А.Н. О развитии математических способностей школьников [ Текст] / А.Н. Колмагоров. – М., 2001.
- Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников [ Текст ] / В.А. Крутецкий. – М., 1968.
- Налимова И.В., Шевчук А.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников при обучении математике [Текст] /
И.В. Налимова, А.В. Шевчук // Ярославский педагогический вестник 2015. №3, - С.43-47.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения русскому языку
Развитие творческих возможностей уч-ся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрас...
Тема: Нестандартные задачи и логические упражнения как средства развития мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения математике.
Каждое поколение людей предъявляет свои требования к школе. Меняется жизнь: претерпевает изменения её социальная и нравственные сферы. Общество не стоит на месте, оно раз...
«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова»
Работа представлена для обмена опытом работы учителей-занковцев...
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"
Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения математики"...
«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения»
quot;Заинтересовать ребенка творческой деятельностью можно, используя на уроках различные творческие задания, упражнения". В работе рассказывается о развитии творческих способностей младших школ...
Развитие логического мышления младшего школьника в процессе обучения математики.
Данная работа окажет большую помощь преподавателям начальной школы, работающим над развитием логического мышления учащихся на уроках математики. Разработанная система упражнений может быть испол...
«Развитие математической грамотности младших школьников в процессе обучения»
Математическая грамотность способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.Выделяют три составляющие математической грамотности: -умение находи...