Развитие логического мышления младшего школьника в процессе обучения математики.
статья по математике (2 класс)

АРТЕМЬЕВА  НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Данная работа окажет большую помощь преподавателям начальной школы,  работающим над развитием логического мышления учащихся на уроках математики. Разработанная система упражнений может быть использована как в процессе обучения, так и во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logicheskoe_myshlenie.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тесты, направленные на определение степени овладения

логическими операциями мышления (сравнение, классификация, обобщение, установление аналогий)

Задание 1. «Анаграмма».

Цель: выявить уровень умения анализировать.

В приведенных словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

1) лбко; 2) раяи; 3) еравшн; 4) ркдети; 5) рбкадоле.

Задание 2.

Цель: выявить уровень способности выделять существенное.

Перед скобками слово, а в скобках - еще пять слов. Найдите два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками. Подчеркните эти слова.

1) чтение (книга, очки, глаза, буква, луна)

2) сад (растение, садовник, земля, вода, забор)

3) река (берег, тина, вода, рыболов, рыба)

4) игра (шахматы, игроки, яблоки, правила, футбол, штраф)

5) вычитание (урок, уменьшаемое, ручка, вычитаемое, тетрадь).

Задание 3.

Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия.

Сравните понятия: книга - тетрадь.

Общие и отличительные черты выпишите на листе в 2 столбика.

Задание 4.

Цель: установить уровень развития умения классифицировать предметы, понятия.

Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпишите его.

1) Дуб, дерево, ольха, ясень.

2) Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий.

3) Дождь, снег, осадки, иней, град.

4) Запятая, точка, двоеточие, союз, тире.

5) Квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ломаная.

Задание 5.

Цель: выявить уровень развития умения обобщать предметы, понятия.

Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3-4 слов).

1) Дождь - град.

2) Нос - глаза.

3) Разность - частное.

4) Водохранилище - канал.

5) Предательство - трусость.

Задание 6.

Цель: выявить уровень развития умения анализировать отношения, т.е. установление аналогий.

Даны 3 слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье и одно из 5 слов, приведенных ниже, находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвертое слово.

1) Волк: пасть = птица: ...?

а) воробей; б) гнездо; в) клюв; г) соловей; д) петь.

2) Библиотека: книга = лес: ...?

а) береза; б) дерево; в) ветка; г) бревно; д) клен.

3) Птица: гнездо = человек: ...?

а) люди; б) рабочий; в) ветка; г) дом; д) разумный.

4) Слагаемое: сумма = множители: ...?

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) вычитание.

5) Холодно: горячо = движение: ...?

а) взаимодействие; б) покой; в) мяч; г) трамвай; д) идти. [23, с. 140-141]

Описание методики на стр.

Приложение 2.

Математический тест на определение

 уровня развития мыслительных операций детей

Задание 1. «Анаграмма» (спрятанное число).

Цель: выявить уровень сформированности у школьников умения анализировать.

Найди анаграмматическую пару, из чисел, находящихся в скобках.

1) 4782 (4738, 7482, 8265);

2) 3954 (1268, 3951, 4359);

3) 8612 (6821, 1251, 8152);

4) 3621 (3629, 2161, 1326);

5) 7416 (7417, 4176, 4166).

Задание 2.

Цель: выявить уровень сформированности умения выделять существенные признаки понятий.

Перед скобками слово, а в скобках - 5 слов. Найдите 2 слова из написан-ных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед скобками. Подчеркните эти слова.

1) Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага);

2) Куб (углы, дерево, камень, чертеж, сторона);

3) Кольцо (диаметр, проба, круглость, печать, дверь);

4) Задача (условие, медаль, врач, слово, вопрос);

5) Сложение (сумма, бумага, победа, деньги, слагаемое).

Задание 3.

Цель: выявить уровень сформированности умения сравнивать предметы, понятия.

Сравни понятия: треугольник и прямоугольник. Общие и отличительные черты выпиши на месте в 2 столбика.

Задание 4.

Цель: выявить уровень сформированности операции анализа и классифи-кации.

Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Подчеркните его.

1) Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.

2) Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.

3) Секунда, час, год, вечер, неделя.

4) Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник.

5) Сантиметр, метр, литр, километр, дециметр.

Задание 5.

Цель: выявить уровень сформированности умения обобщать понятия.

Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3-4 слов).

1) Математика - русский язык.

2) Квадрат - треугольник.

3) Сумма - произведение.

4) Плюс - минус.

5) Сантиметр - метр.

Приложение 3

ИГРОТЕКА

Наблюдение и классификация по самостоятельно  найденному и заданному основанию, самоконтроль.

Живые группы.

Для этой игры не потребуется никакой специальной подготовки, поскольку группировать дети будут сами себя. Педагог предлагает выбрать водящего, который на некоторое время удаляется за дверь. В его отсутствие дети договариваются между собой, на основании каких признаков они будут объединятся в группы. Водящий, вернувшись, должен догадаться, какое основание для группировки выбрали дети. Если он определяет его правильно, то выбирается другой водящий, если нет - игра повторяется до тех пор, пока водящий правильно не определит принцип новых группировок детей.

Вариант игры - один из игроков проводит классификацию (делит игроков на группы) на основании только ему известного признака, а все остальные должны, глядя на созданные группы, угадать, что это за признак.

Разноцветные пуговицы.

Название игры условно, т.к. пуговицы отличаются друг от друга не только по цвету, но и форме, количеству отверстий для пришивания, наличию или отсутствию «ножки» и др. Педагог предлагает детям в ходе игры разделить собранную совместными усилиями богатую «коллекцию» пуговиц сначала на две группы - подходящие к подходящим, потом - на три, четыре и т.д. Каждый раз после того, как дети выполняет задание, необходимо обсудить с ними основание выделения групп и оценивать соответствие результата группировки выбранному основанию.

Какую группу спрятали?

Взрослый объясняет детям, что на настенном полотне (или на доске) рас-положены картинки разных групп и предлагает их, не называя, рассмотреть. Затем дети ненадолго закрывают по его просьбе глаза или отворачиваются от картинок. Взрослый в этот момент снимает картинки, относящиеся к какой-либо одной группе. Задача играющих - быстро и правильно отгадать, какая группа спрятана и как можно полнее перечислить входящие в нее картинки.

При повторении игры прячутся картинки уже другой группы.

Подбери нужную карточку.

Перед началом игры на доске рисуется большой прямоугольник, который разбивается на 6-8 клеток. В клетках - изображения чисел. Другой игровой материал - карточки с изображением разного количества предметов (грибов, звездочек, флажков, яблок и др.) - расположен на столе у педагога.

От каждой команды детей (или от каждого ряда детей, сидящих за парта-ми) выходят по одному ребенку и тянут карточки с изображением предметов, которые они должны прикрепить на ту клетку прямоугольника, где находится соответствующая числовая фигура. Выигрывает та команда, игроки которой справились с заданием правильнее и быстрее.

Выбери быстро.

Для проведения игры потребуется предварительно вырезать из цветной бумаги 15 небольших треугольников, квадратов, прямоугольников и кругов различной величины и наклеить их в беспорядке на белый лист бумаги 50х50 см.

Прикрывая газетой по одну, то другую часть листа, ведущий подсчитывает, какое количество и каких фигур видно целиком. Во время игры он кладет газету на эти же места и предлагает одним детям считать треугольники, другим - квадраты и т.д. На подсчет дается не более 20-30 сек. За правильный ответ начисляется очко. По окончании игры очки подсчитывают и определяется победитель.

Слушание, классификация по самостоятельно найденному

и заданному основанию, самоконтроль

Скажи пятое!

Играют несколько человек, один из игроков - водящий. Он обращается к кому-либо с предложением - «скажи пятое». При этом он должен быстро назвать подряд четыре каких либо объекта (геометрические фигуры, арифметические знаки, единицы длины, времени, массы и т.д.), а тот, к кому водящий обращается, должен, как только он закончит говорить, немедленно назвать пятое. Повторять сказанное водящий не имеет права. Если ответ последует вовремя, то тот, кто ответил, становится водящим: если нет, водящий остается прежний.

У кого хороший слух?

Педагог предлагает детям внимательно слушать числа, которые он будет произносить, и хлопать в ладоши тогда, когда они услышат в числе заранее названную взрослым цифру. Выигрывает тот, кто не разу не ошибся.

Продолжай!

Играют две команды. Педагог называет несколько чисел, которые подчи-нены определенному правилу (например, 2, 4, 6, 8).

Представители каждой команды определяют самостоятельно принцип подбора чисел и по очереди подбирают и называют их. Затем набор чисел, предлагаемых педагогом, меняется - следовательно, меняется игровое задание детям, и игра продолжается.

Чтение, классификация по самостоятельно найденному

или заданному основанию, самоконтроль

Кто самый внимательный?

В игре педагог предлагает детям:

•        из предложенных карточек выбрать только те, на которых написаны числа (например, карточка 1: 5, 2, 7);

•        составить, пользуясь этими числами верное равенство (например, 5+2=7 или 7-2=5).

Тот, кто выполнит задание быстрее всех и без ошибок, признается победителем.

Карточка 1

К        С        2        Ответ:

7-2=5

2+5=7

5+2=7

5        У        7        

Карточка 2

6        У        Л        Ответ:

6-2=4

4+2=6

2+4=6

К        2        4        

Карточка 3

К        2        К        3        Ответ:

7+3+4+5-2-1=16

16-7-3--4+1+2=5

16+2-3+1-4-5=7 и т.д.

Т        1        7        а        

5        О        16        4        

Прочитай - разложи

Вариант 1. На доске или на карточках педагог заранее пишет ряд слов. Например, следующие слова: ВЫЧИТАЕМОЕ, ДЕЛИТЕЛЬ, СУММА, РАЗ-НОСТЬ, СЛАГАЕМОЕ, ЧАСТНОЕ, МНОЖИТЕЛЬ, ПРОИЗВЕДЕНИЕ, УМЕНЬШАЕМОЕ, ДЕЛИМОЕ.

Дети должны самостоятельно распределить слова на равные группы, раз-ложив карточки или записав каждую группу слов в отдельный столбик. Побе-дителями в игре являются те, кто верно найдет основание для классификации и меньше допустит ошибок при распределении слов по группам (основание для классификации - компоненты сложения, вычитания, умножения и деления).

Вариант 2. На карточках или на доске написаны числа:

3, 11, 50, 1, 44, 13, 5.

Учитель просит учеников придумать для этих чисел как можно больше оснований для группировки. Вот несколько примеров:

•        однозначные и двузначные числа;

•        четные и нечетные;

•        простые и составные;

•        числа, записанные с помощью одной цифры и числа, записанные с по-мощью разных цифр и т.д.

Наблюдение, обобщение, самоконтроль

Оглянись вокруг.

Учитель предлагает детям внимательно посмотреть на окружающие их предметы и называть те, которые имеют прямоугольную форму, затем - круг-лую, треугольную и т.д.

Путанка-запутанка

Учитель предлагает детям найти девятый предмет.

На что это похоже?

Для игры потребуется набор из карточек с различными фигурками.

Дети должны попробовать соотнести символические изображения на кар-точках с известными им предметами. Учитель стремиться к тому, чтобы каж-дый участник игры придумал что-то новое, свое, что еще не называл никто из детей.

Детектив

Учитель предлагает рассмотреть таблицу и, определив закономерность, вставить соответствующую фигуру.

Слушание, обобщение, самоконтроль

Найди предмет.

Педагог описывает внешний вид какого-либо предмета (предмет мебели, комнатное растение, что-то из школьных принадлежностей и т.д.) - его разме-ры, форму, цвет и т.д. Дети самостоятельно определяют, что это за предмет и называют его. Правильно назвавший ребенок становится ведущим и сам опи-сывает любой предмет. После игры отмечаются наиболее внимательные игро-ки.

Какое время года?

Перед каждым игроком на столе лежат картинки с изображением времен года.

Педагог читает небольшой отрывок - описание того или иного времени года в стихах или прозе.

«Кто знает, когда это бывает?» - спрашивает он после каждого отрывка. Дети должны показать ту или иную картинку, отгадав время года по его описанию. Тот, кто ни разу не ошибся в ответах, выигрывает.

Мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень,

От черемухи душистой

И от лип кудрявых тень.

А.Н. Плещеев

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит.

А.С. Пушкин

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

А.К. Толстой

Буря мглою не кроет,

Вихри снежные крутя:

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя.

А.С. Пушкин

Новы сжаты. Рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

С.А. Есенин

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело, и важно.

И.А. Бунин

Логические задачи

1. Волк, Лиса и Медведь жили в трех домиках: первый - белый с большим окном, второй - зеленый с большим окном, третий - зеленый с маленьким окном. У Волка и Лисы домик с большим окном, у Волка и Медведя - зеленые домики. У кого какой домик?

2. При девочки нарисовали по одному животному. Получились две собаки и одна кошка. Что нарисовала каждая их них, если Катя с Леной и Маша с Леной нарисовали разных животных?

3. Миша и Витя летом поехали отдыхать: один - в деревню, другой на море. Где был Миша, если Витя не был на море?

4. Через несколько лет Сергею будет немного больше лет, чем Петру сей-час. Кто старше?

5. Шли пятеро братьев, у каждого брата по одной сестре. Сколько всего шло человек?

6. Сапожник решил починить 3 пары ботинок. На каждый каблук сапож-ник набьет набойку, каждую набойку он прибьет 2 гвоздями. Сколько набоек и гвоздей понадобится сапожнику?

7. Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг. Сколько весит курица, когда она стоит на двух ногах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"

Данный материал поможет в развитии логического мышления младших школьников на уроках математики....

Программа самообразования «Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики»

Программа профессионального самообразования учителя начальных классов "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики"...

Педагогический проект на тему: "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК "Планета знаний"

УМК "Планета знаний" привлекает меня чёткостью построения содержания курса, направленного не только на обработку знаний, умений и навыков, но прежде всего на развитие логического мышления....

«Развитие логического мышления младших школьников на уроке математики»

Тема самообразования учителя начальных классов. Будет интересна молодым и начинающим педагогам!!!!...

Развитие логического мышления младших школьников при обучении решению орфографических задач

методические рекомендации для учителя при работе по формированию орфографической грамотности...

Развитие логического мышления младших школьников через обучение игре в шахматы

В настоящее время наше общество вышло на новый этап развития. В нравственной и социальной сферах появляются новые позиции. Для успешного развития общества требуются люди с высоким образованием, больши...