«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова»
методическая разработка на тему

Работа представлена для обмена опытом работы учителей-занковцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_mladshih_shkolnikov.doc21.32 КБ

Предварительный просмотр:

                        «Развитие  творческих  способностей   младших   школьников

                                    в  процессе   обучения по  системе  Занкова Л.В.»

                                                           

                                                                Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем

                                                             сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги.

                                                                    Если мы делаем это эффективно и необычно – значит,

                                                                         нас по праву можно назвать творческими людьми.

                                                                                                            Джеймс Алан Гарднер

Мы все с вами знаем, что современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения. Поэтому работа педагога должна быть направлена на формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на действительность, изменяя её к лучшему. А это под силу лишь творчески мыслящим людям, способным решать возникающие  социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Педагогическая поддержка выступает как процесс взаимодействия между учителем и учеником, предоставляющий возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации. В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя  разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности  нуждаются в поддержке и в развитии.

Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Меня  постоянно привлекала знаменитая фраза Антона Павловича Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

И почти на протяжении всей своей  педагогической деятельности  я искала ответ на свой вопрос: как построить свою работу так, чтобы соответствовать  этой заповеди Чехова?  Как построить  свое преподавание, чтобы, обучая детей, воспитывать  прекрасную душу ребенка?

Когда мои коллеги раздумывали, чью систему обучения  выбрать, я остановила свой выбор на системе Занкова, и не ошиблась.

Четыре года я работала по этой системе и как учитель, и как классный руководитель,  убедилась, - ни в одной  другой программе настолько конкретно не проглядывается концепция «обучая, развивай». Именно  в   его  программе  заложено  «целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника»,почти по Чехову – «в человеке все должно быть прекрасно».

Работая по системе Занкова, я убедилась в том, что эта развивающая система  дает возможность для максимального развития  творческого потенциала учеников.

В системе Л.В. Занкова часто "знакомое" понятие рассматривается как бы под другим углом зрения и на другом материале, а принцип быстрого темпа прохождения материала требует частой смены познавательных задач и новизны. Нет "повторения в обычном смысле этого слова".

Иначе говоря, в учебниках нет "одинаковых" упражнений в процессе изучения темы, не будет их и после того, как тема пройдена; отсутствуют специальные уроки повторения в начале года и в конце четверти; нет "натаскивания" перед контрольной работой и т.д.

Ведь основная цель системы – общее развитие. А однообразное повторение приносит значительный ущерб общему, в том числе и творческому развитию школьников. Однако роль повторения как одного из путей достижения знаний вовсе не отрицается. Изменяется сам характер повторительных упражнений, в которых "старое" понятие вступает в новые связи с другими понятиями. Осознание этих связей ведет к более высокому качеству усвоения понятия.

Например, дети овладели понятиями "корень слова" и "однокоренные слова". В дальнейшем появляется понятие "суффикс". Усваивая новое понятие и выполняя в этих целях разнообразные упражнения (выделить суффикс, образовать новые слова с помощью суффикса и т.д.), дети без специального повторения воспроизводят понятие "корень слова", осознавая его в новом значении состава слова.

В системе Занкова все задания и вопросы по изучаемой теме как в классе, так и дома, формулируется так, что они требуют не однозначного ответа и действия, а, наоборот, способствует формированию разных точек зрения, разных оценок, отношений к изучаемому материалу. Таким образом, учащиеся каждодневно привыкают творчески относиться к каждому заданию, проблеме, вопросу.

На уроках окружающего мира каждая тема сопровождается творческим  заданием, которые  включают различные виды работ:

• Составить план к тексту в рисунках.

• Подготовить вопросы и задания, связанные с текстом учебника.

• Найти в тексте сведения для заполнения таблицы или составления схемы.

• Рассмотреть рисунки и составить рассказ на заданную тему.

• Прочитать соответствующий текст учебника, сформировать вывод.

• Дополнить текст интересными фактами, подобрать иллюстрации.

• Сочинить загадки о природных объектах, использую информацию учебника.

• Иллюстрирование отрывков.

• Подготовка проектов.

Задания творческого уровня на уроках окружающего мира способствуют созданию положительного эмоционального фона, стимулируют познавательную и мыслительную активность. Благодаря этому, вырос процент учащихся, отдающих предпочтение домашним заданиям творческого характера. Таким образом, повышается уровень познавательного интереса к предмету.

Работа по учебнику  «Литературное чтение» по системе Л.В. Занкова предполагает непременное участие младшего школьника в литературном творчестве. Многие задания нацелены на то, чтобы воспитать в ребенке отсутствие страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу.

Уже на первых страницах учебника  рядом со стихотворением С.Я. Маршака помещено стихотворение, написанное первоклассником. Смысл этого жеста в том, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные возможности, в самое серьезное к себе отношение.

На развитие творческих литературных способностей направлены в учебнике те задания, где ребенку предлагается представить себя на месте героя, героини, посмотреть на одну и ту же ситуацию или предмет глазами разных персонажей (представить ситуацию глазами волка, по-медвежьи).

Использование естественно возникающих коллизий, акцентирование на них внимания учеников является отличительной чертой  уроков по системе Л.Занкова при открытии новых знаний и при закреплении пройденного материала, они  служат мощным инструментом для углубления и открытий новых знаний учащихся.  

            Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Дидактическая система Л. Занкова  и есть та система,  которая помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых невозможно формирование  фундаментального  ядра образования. Именно в действии порождается знание.  Такой подход обеспечивает возможности обучающемуся самостоятельно действовать при получении образования, обеспечивает целостность личностного, познавательного развития и саморазвития личности, усвоение учебного содержания и формирование способностей учащихся.

 

 

На протяжении 4 лет обучения мои ученики принимают активное участие в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах, занимая призовые и победные места, в чем, я считаю, играет немаловажную роль и система Занкова.

В прошлом учебном году мы впервые участвовали в муниципальном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я- познаю мир» и заняли 1  место,                          в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я-исследователь»-         3 место, в муниципальном конкурсе творческих работ «В гостях у юбиляра Ш.Перро»-2 место,   Всероссийский творческий конкурс  «Мы- будущее планеты»-диплом 1 степени, Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов - 3 место, XIII Региональный тур интеллектуального марафона учеников-занковцев- 3 место, Всероссийский математический конкурс «Ребус» - диплом II степени

                Таким образом, обучение по системе Занкова помогает  ребенку не только получать и развивать свои знания, но и положительно влияет на его  творческие  способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. 3 класс. (система Занкова) Тема: Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь

Урок математики в 3 классе по системе Занкова на тему "Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь"+ презентация.Учебник Аргинской...

Сборник правил по математике. Система Л.В.Занкова

Сборник правил по математике. Система Л.В.Занкова...

Урок русского языка в 3классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Знакомство с понятием "склонение"

Урок разработан для обучающихся 3 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

урок математики 2 класс по системе Занкова Л.В.

урок математики 2 класс по системе Занкова (учебник Аргинской И.И.) ...

урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация

урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...

Создание творческой среды для становления детской одаренности впроцессе обучения анлийскому языку

Творческая активность – одна из существенных характеристик личности, где наиболее полно проявляются ее индивидуальные особенности. Управление развитием детской одарённости в условиях школы – это регул...