«Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения по системе Л.В.Занкова»
методическая разработка на тему
Работа представлена для обмена опытом работы учителей-занковцев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_mladshih_shkolnikov.doc | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей младших школьников
в процессе обучения по системе Занкова Л.В.»
Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем
сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги.
Если мы делаем это эффективно и необычно – значит,
нас по праву можно назвать творческими людьми.
Джеймс Алан Гарднер
Мы все с вами знаем, что современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения. Поэтому работа педагога должна быть направлена на формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на действительность, изменяя её к лучшему. А это под силу лишь творчески мыслящим людям, способным решать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Педагогическая поддержка выступает как процесс взаимодействия между учителем и учеником, предоставляющий возможности для личностного саморазвития, самопознания и самореализации. В решении данной проблемы участвует как школа, так и семья. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и в развитии.
Задача школы – подхватить инициативу семьи, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Меня постоянно привлекала знаменитая фраза Антона Павловича Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
И почти на протяжении всей своей педагогической деятельности я искала ответ на свой вопрос: как построить свою работу так, чтобы соответствовать этой заповеди Чехова? Как построить свое преподавание, чтобы, обучая детей, воспитывать прекрасную душу ребенка?
Когда мои коллеги раздумывали, чью систему обучения выбрать, я остановила свой выбор на системе Занкова, и не ошиблась.
Четыре года я работала по этой системе и как учитель, и как классный руководитель, убедилась, - ни в одной другой программе настолько конкретно не проглядывается концепция «обучая, развивай». Именно в его программе заложено «целостное развитие ребенка – его ума, воли, чувств, нравственности при сохранении здоровья школьника»,почти по Чехову – «в человеке все должно быть прекрасно».
Работая по системе Занкова, я убедилась в том, что эта развивающая система дает возможность для максимального развития творческого потенциала учеников.
В системе Л.В. Занкова часто "знакомое" понятие рассматривается как бы под другим углом зрения и на другом материале, а принцип быстрого темпа прохождения материала требует частой смены познавательных задач и новизны. Нет "повторения в обычном смысле этого слова".
Иначе говоря, в учебниках нет "одинаковых" упражнений в процессе изучения темы, не будет их и после того, как тема пройдена; отсутствуют специальные уроки повторения в начале года и в конце четверти; нет "натаскивания" перед контрольной работой и т.д.
Ведь основная цель системы – общее развитие. А однообразное повторение приносит значительный ущерб общему, в том числе и творческому развитию школьников. Однако роль повторения как одного из путей достижения знаний вовсе не отрицается. Изменяется сам характер повторительных упражнений, в которых "старое" понятие вступает в новые связи с другими понятиями. Осознание этих связей ведет к более высокому качеству усвоения понятия.
Например, дети овладели понятиями "корень слова" и "однокоренные слова". В дальнейшем появляется понятие "суффикс". Усваивая новое понятие и выполняя в этих целях разнообразные упражнения (выделить суффикс, образовать новые слова с помощью суффикса и т.д.), дети без специального повторения воспроизводят понятие "корень слова", осознавая его в новом значении состава слова.
В системе Занкова все задания и вопросы по изучаемой теме как в классе, так и дома, формулируется так, что они требуют не однозначного ответа и действия, а, наоборот, способствует формированию разных точек зрения, разных оценок, отношений к изучаемому материалу. Таким образом, учащиеся каждодневно привыкают творчески относиться к каждому заданию, проблеме, вопросу.
На уроках окружающего мира каждая тема сопровождается творческим заданием, которые включают различные виды работ:
• Составить план к тексту в рисунках.
• Подготовить вопросы и задания, связанные с текстом учебника.
• Найти в тексте сведения для заполнения таблицы или составления схемы.
• Рассмотреть рисунки и составить рассказ на заданную тему.
• Прочитать соответствующий текст учебника, сформировать вывод.
• Дополнить текст интересными фактами, подобрать иллюстрации.
• Сочинить загадки о природных объектах, использую информацию учебника.
• Иллюстрирование отрывков.
• Подготовка проектов.
Задания творческого уровня на уроках окружающего мира способствуют созданию положительного эмоционального фона, стимулируют познавательную и мыслительную активность. Благодаря этому, вырос процент учащихся, отдающих предпочтение домашним заданиям творческого характера. Таким образом, повышается уровень познавательного интереса к предмету.
Работа по учебнику «Литературное чтение» по системе Л.В. Занкова предполагает непременное участие младшего школьника в литературном творчестве. Многие задания нацелены на то, чтобы воспитать в ребенке отсутствие страха перед высказыванием, пробудить в нем фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу.
Уже на первых страницах учебника рядом со стихотворением С.Я. Маршака помещено стихотворение, написанное первоклассником. Смысл этого жеста в том, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные возможности, в самое серьезное к себе отношение.
На развитие творческих литературных способностей направлены в учебнике те задания, где ребенку предлагается представить себя на месте героя, героини, посмотреть на одну и ту же ситуацию или предмет глазами разных персонажей (представить ситуацию глазами волка, по-медвежьи).
Использование естественно возникающих коллизий, акцентирование на них внимания учеников является отличительной чертой уроков по системе Л.Занкова при открытии новых знаний и при закреплении пройденного материала, они служат мощным инструментом для углубления и открытий новых знаний учащихся.
Вспомним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу: вы голодны. Я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не нужно давать рыбу, а нужно научить ловить её. Дидактическая система Л. Занкова и есть та система, которая помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых невозможно формирование фундаментального ядра образования. Именно в действии порождается знание. Такой подход обеспечивает возможности обучающемуся самостоятельно действовать при получении образования, обеспечивает целостность личностного, познавательного развития и саморазвития личности, усвоение учебного содержания и формирование способностей учащихся.
На протяжении 4 лет обучения мои ученики принимают активное участие в различных дистанционных конкурсах, олимпиадах, занимая призовые и победные места, в чем, я считаю, играет немаловажную роль и система Занкова.
В прошлом учебном году мы впервые участвовали в муниципальном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я- познаю мир» и заняли 1 место, в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я-исследователь»- 3 место, в муниципальном конкурсе творческих работ «В гостях у юбиляра Ш.Перро»-2 место, Всероссийский творческий конкурс «Мы- будущее планеты»-диплом 1 степени, Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и проектов - 3 место, XIII Региональный тур интеллектуального марафона учеников-занковцев- 3 место, Всероссийский математический конкурс «Ребус» - диплом II степени
Таким образом, обучение по системе Занкова помогает ребенку не только получать и развивать свои знания, но и положительно влияет на его творческие способности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики. 3 класс. (система Занкова) Тема: Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь
Урок математики в 3 классе по системе Занкова на тему "Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь"+ презентация.Учебник Аргинской...
Сборник правил по математике. Система Л.В.Занкова
Сборник правил по математике. Система Л.В.Занкова...
Урок русского языка в 3классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова "Знакомство с понятием "склонение"
Урок разработан для обучающихся 3 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
урок математики 2 класс по системе Занкова Л.В.
урок математики 2 класс по системе Занкова (учебник Аргинской И.И.) ...
урок русского языка 4 класс по системе Занкова+ презентация
урок руссокого языка (4 класс по системе Занкова, учебник А.В.Поляковой)...
Урок математики в 3 классе(система Л.В.Занкова) "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"
Урок математики в 3 классе (по учебнику Аргинской И.И.)...
Создание творческой среды для становления детской одаренности впроцессе обучения анлийскому языку
Творческая активность – одна из существенных характеристик личности, где наиболее полно проявляются ее индивидуальные особенности. Управление развитием детской одарённости в условиях школы – это регул...