I.Организационный момент «Рыбе- вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу-значит охранять Родину» Так говорил русский писатель М.М. Пришвин - Вы согласны со словами писателя? - Для чего нужно охранять природу? - Действительно, наша планета — это наш дом. - Вы уже не раз слышали, что наша планета тяжело больна. Что это за болезнь? (Наша планета загрязнена). - А кто допустил такую болезнь, кто заразил наш «дом»? - Да, ее болезнь -последствие нашего невежества. Человек, уже много не щадя природу, использует ее богатства. Чтобы не случилось такой беды, ей нужно помочь. - Сегодня у нас будет не обычный урок, где мы с вами объединим математику и ещё один предмет, помогающей природе. Чтобы узнать, что за предмет вам необходимо выполнить первое задание. Решив примеры, вы узнаете «Какое слово зашифровано на доске?»
II. Устный счёт. Самоопределение к деятельности. 1). Решите примеры, расставьте их в порядке возрастания. 536 800 299 826 + 241(г) - 396(о) + 136(л) - 538(к)
582 367 908 979 + 299(и) - 138(э) - 340(о) + 285 (я)
229 | 288 | 404 | 435 | 568 | 777 | 881 | 1264 | э | к | о | л | о | г | и | я |
- Какое слово получилось? -Как вы понимаете значение слова экология? 2). Хозяйственная деятельность человека часто и контролировать деятельность человека. приводит к загрязнению воды, воздуха, гибели живой природы, а это прежде всего вредит его собственному здоровью. А чтобы этого не происходило необходимо вести подсчёты и контролировать деятельность человека. Давайте убедимся на примере решения экологических задач. 1. В 1984 году в нашей стране было 143 заповедника. Зв последние годы создано ещё 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране? -Какие заповедники вы знаете? -Какие заповедники расположены в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре?
2. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?
3. Из 250000 видов растений Земли 1\10 часть находится на грани исчезновения. Сколько видов растений Земли на грани исчезновения?
4. Самые трудолюбивые санитары леса-муравьи. В среднем муравьи за минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?
Для ознакомления с жизнью животных и растений нашей страны можно почитать книги Виталия Бианки, Григория Скребицкого, Михаила Пришвина. III.Актуализация опорных знаний. Самоопределение к деятельности.
- Какую тему мы повторяли при решении некоторых экологических задач(величины). - С чего начался урок? Что вы делали? (складывали и вычитали числа). -Исходя из выше сказанного, сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание величин). -Какую задачу вы поставите перед собой? (Повторить решение сложения и вычитания величин). -Сегодня на уроке мы вспомним уже знакомые вам действия с величинами: - преобразование,
- сложение и вычитание величин.
1). Какие единицы измерения вы знаете? Задания по группам.
1группа 2 группа Расположите в порядке возрастания единицы длины единицы массы
3 группа 4 группа Расположите в порядке убывания единицы площади единицы времени
Проверим выполнение данного задания. От группы выходит отвечать один ученик.
2). Преобразуйте величины. Задание по группам.
1 группа (белый медведь) 9м 3дм=…дм
2 группа( морж) 7000г= ….кг
3группа(белый носорог) 3ч 45 мин= …..мин
4 группа( амурский тигр) 20 мин 45 сек= …сек
Проверим выполненную работу. 1 ученик от группы отвечает с объяснением. -Найдите карточку со своим ответом. Переверните. На картинке изображены животные, которые находятся под угрозой исчезновения. - Перечислите их. -Эти животные занесены в Красную книгу. В эту книгу попадают самые ценные и редкие животные. И таких исчезающих животных очень много. Какой совет дадим людям, чтобы они совсем не исчезли? - Оцените свою работу в листках самооценки №1. IV. Изучение нового материала Вспомним, как нужно складывать и вычитать величины (устно с объяснением у доски). 6кг+800г=6кг800г 1ч 20 мин+15 мин=1ч 35 мин 1ч 20 мин+55 мин=2ч 15 мин - «пошаговое» объяснение 1ч 20 мин=80 мин 80+55=135 135 мин=2ч 15 мин Что нужно вспомнить при решении этого выражения? (алгоритм сложения и вычитания величин). Алгоритм сложения и вычитания величин 1. Заменю крупные единицы мелкими. 2. Выполню действие. 3. Заменю мелкие единицы крупными. V. Закрепление изученного материала
Пользуясь алгоритмом сложения и вычитания величин, выполните следующее задание в парах. (2 человека выполняют задание на доске) А)6т3ц+2т 8ц=9т1ц 6т3ц=63ц 2т8ц=28ц 63+28=91 91ц=9т1ц Б) 12м 45 см-3м86 см=8м59см 12м45см=1245см 3м86см=386см 1256-586=859 859см=8м59см
Проверка с объяснением. Найдите полученные ответы, и мы узнаем, какие растения занесены в Красную книгу. Беречь нужно не только животных, но и растения. Как мы можем помочь сохранить растения? - Оцените свою работу в листках самооценки № 2. VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Проверим, как вы научились складывать и вычитать величины. 3км865 м+7км 48м=________ 3км 865 м=______________ 7км 48м=________________ ________________________ _____________=______________
Проверьте свою работу по образцу. Поставьте себе отметку. VII. Повторение изученного материала. Решение задачи. На территории Окского заповедника гнездятся много птиц. Поползни приносят своим птенцам 112 гусениц в день, дятлы-в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы -в 5 раз больше, чем поползни. На сколько больше гусениц приносят своим птенца скворцы, чем дятлы? -О ком говорится в задаче? (о поползнях, скворцах и дятлах) П.(картинка)-112 г. Д.(картинка)- ? в 3 раза больше, чем С.(картинка)- ?5 раз больше, чем на ? > -Можем ли ответить на главный вопрос задачи? -Что мы должны знать сначала? -Как узнать? Каким действием? Почему? -Что теперь должны узнать? Как узнать? Каким действием? Почему? -Можем теперь ответить на главный вопрос задачи? (да) Каким действием? Почему? Запишите решение задачи. План 1.* 2.* 3. – -Оцените свою работу в листках самооценки № 3. -Подумайте, что произошло бы в природе, если бы дятлы исчезли? VIII. Итог урока. Рефлексия. В природе всё взаимосвязано. Наш природный дом в опасности. Чтобы его сберечь, каждый человек должен быть немного экологом. Тогда и все общество бет жить в согласии с природой. - Что нового вы узнали на уроке? У меня получилось… Я научился Сегодня на уроке я смог… Урок дал мне для жизни… За урок я… - Покажите смайлик с вашим настроением. VIII. Домашнее задание Домашнее задание по выбору на 3, 4,5: Учащимся выдается конверт с заданием. |