Рабочая программа по математике 4 класс
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс)

Танктырова Наталья Васильевна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_.docx59.98 КБ

Предварительный просмотр:

E:\4 класс\4 класс3.png

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике в 4 классе разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МОКУ «Чильчинская СОШ», на основе авторской программы Г.В.Дорофеева, Т.Н. Миракова. М: « Просвещение», 2019 год, учебника «Математика»  4 класс в 2-х  ч. Г.В.Дорофеева, Т.Н. Миракова - М. «Просвещение», 2019 год,  в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

В результате обучения математике реализуются следующие цели:

        - развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

 - воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Содержание предмета ориентированы на решение следующих задач:

  • развитие числовой грамотности учащихся путём постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к «культурной арифметике», т. е. арифметике, опосредствованной символами и знаками;
  • формирование прочных вычислительных навыков на основе освоения рациональных способов действий и повышения интеллектуальной ёмкости арифметического материала;
  • формирование умений переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений;
  • развитие умений измерять величины (длину, время) и проводить вычисления, связанные с величинами (длина, время, масса);
  • знакомство с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и развития пространственного мышления);
  • математическое развитие учащихся, включая способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  •  освоение эвристических приёмов рассуждений и интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуаций, сопоставлением данных и т. п.;
  •  развитие речевой культуры учащихся как важнейшего компонента мыслительной деятельности и средства развития личности учащихся;
  • расширение и уточнение представлений об окружающем мире средствами учебного предмета «Математика», развитие умений применять математические знания в повседневной практике.

Универсальные учебные действия

     Личностные

У учащегося будут сформированы:

- навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;

- понимание практической значимости математики для собственной жизни;

- принятие и усвоение правил и норм школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики;

- умение адекватно воспринимать требования учителя;

- навыки общения в процессе познания, занятия математикой;

-понимание красоты решения задачи, оформления записей, умение видеть и составлять красивые геометрические конфигурации из плоских и пространственных фигур;

- элементарные навыки этики поведения;

-правила общения, навыки сотрудничества в учебной деятельности;

- навыки безопасной работы с чертёжными и измерительными инструментами.

Учащийся получит возможность для формирования:

-осознанного проведения самоконтроля и адекватной самооценки результатов своей учебной деятельности — умения анализировать результаты учебной деятельности;

- интереса и желания выполнять простейшую исследовательскую работу на уроках математики;

- восприятия эстетики математических рассуждений, лаконичности и точности математического языка;

- принятия этических норм;

- принятия ценностей другого человека;

- навыков сотрудничества в группе в ходе совместного решения учебной познавательной задачи;

- умения выслушать разные мнения и принять решение;

- умения распределять работу между членами группы, совместно оценивать результат работы;

- чувства ответственности за порученную часть работы в ходе коллективного выполнения практико-экспериментальных работ по математике;

- ориентации на творческую познавательную деятельность на уроках математики;

     Метапредметные результаты

Регулятивные

Учащийся научится:

- понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной цели;

       -находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;

- самостоятельно или под руководством учителя составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий;

- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями, или на основе образцов;

      - самостоятельно или под руководством учителя находить и сравнивать различные варианты решения учебной задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в процессе обучения математике;

- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе решения;

       - самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;

       - осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;

-адекватно проводить самооценку результатов своей учебной деятельности, понимать причины неуспеха на том или ином этапе;

       - самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы и оценивать их на правдоподобность;

       - подводить итог урока: чему научились, что нового узнали, что было интересно на уроке, какие задания вызвали сложности и т. п.;

      - позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

      - оценивать результат выполнения своего задания по параметрам, указанным в учебнике или учителем.

       Познавательные

    Учащийся научится:

- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником, в справочной литературе и дополнительных источниках, в том числе под руководством учителя, используя возможности Интернет;

- использовать различные способы кодирования условия текстовой задачи (схемы, таблицы, рисунки, чертежи, краткая запись, диаграмма);

- использовать различные способы кодирования информации в знаково-символической или графической форме;

- моделировать вычислительные приёмы с помощью палочек, пучков палочек, числового луча;

- проводить сравнение (последовательно по нескольким основаниям, самостоятельно строить выводы на основе сравнения);

- осуществлять анализ объекта (по нескольким существенным признакам);

- проводить классификацию изучаемых объектов по указанному или самостоятельно выявленному основанию;

- выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения единичных объектов и выделения у них сходных признаков;

       - рассуждать по аналогии, проводить аналогии и делать на их основе выводы;

       - строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;

       -понимать смысл логического действия подведения под понятие (для изученных математических понятий);

-с помощью учителя устанавливать причинно-следственные связи и  родовидовые отношения между понятиями;

       - самостоятельно или под руководством учителя анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;

      - под руководством учителя отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, энциклопедий, научно-популярных книг.

Учащийся получит возможность научиться:

- ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению нового материала;

     - совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;

Коммуникативные

      Учащийся научится:

     - активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики;

     - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

       - читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и  научно-популярных книг, понимать прочитанное;

       - сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;

      - участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;

       - выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, осознавая роль и место результата этой деятельности в общем плане действий.

    Учащийся получит возможность научиться:

     - участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и выработке совместного решения;

     - формулировать и обосновывать свою точку зрения;

     - критично относиться к собственному мнению, стремиться рассматривать ситуацию с разных позиций и понимать точку зрения другого человека;

     -понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач; стремиться к пониманию позиции другого человека;

     - согласовывать свои действия с мнением собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;

     -приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;

     - готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Планируемые результаты

     В результате математики обучающиеся на уровне начального общего образования:

  • научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
  • овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
  • научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
  • получат представление о числе как результате счета и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
  • познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
  • приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.

Числа и величины

Обучающийся  научится:

• читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа;

• устанавливать закономерность - правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

• читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

Обучающийся получит возможность научиться:

выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Арифметические действия

Обучающийся  научится:

• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 1000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий;

• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

• вычислять значение числового выражения.

Обучающийся  получит возможность научиться:

  • выполнять действия с величинами;
  • использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

Работа с текстовыми задачами

Обучающийся научится:

• устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

• решать арифметическим способом учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

• оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Обучающийся  получит возможность научиться: решать задачи в 2—3 действия; находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Обучающийся  научится:

• описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

• распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

• выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

• использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

• распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

• соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Обучающийся  получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду.

Геометрические величины

Обучающийся  научится:

• измерять длину отрезка;

вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

• оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Обучающийся  получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

Содержание предмета  «Математика»

Числа и величины

Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин; сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.

Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).

Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.

Работа с текстовыми задачами

Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на», «больше (меньше) в». Зависимости между величинами, характеризующими процессы движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь; объём работы, время, производительность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (схема, таблица, диаграмма и другие модели).

Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида.

Геометрические величины

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (мм, см, дм, м, км). Периметр. Вычисление периметра многоугольника.

Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (см2, дм2, м2).  Вычисление площади прямоугольника.

Место предмета учебном плане

В соответствии с учебным планом школы рабочая программа составлена из расчета  4 часа в неделю, 136 часов в год.  

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

Виды работы

1.

Числа от 100 до 1000.Повторение.

16 ч

2.

Приёмы рациональных вычислений

35 ч

Контрольная работа № 1, 2, 3.

3.

 Нумерация.

13 ч

Контрольная работа № 4

4.

Сложение и вычитание.

12 ч

Контрольная работа № 5

5.

Умножение и деление

60 ч

Контрольная работа № 6, 7, 8,9.

Итоговая контрольная работа.

6

Итого:

136

Календарно-тематическое планирование

Содержание

Дата

план

факт

1.

Повторение. Натуральный ряд.

02.09

2.

Устные приемы сложения и вычитания

03.09

3.

Устные приемы умножения и деления

04.09

4.

Письменные приемы сложения и вычитания

05.09

5.

Письменное умножение трехзначных чисел

09.09

6.

Письменное умножение трехзначных чисел

10.09

7.

Письменное деление трехзначных чисел

11.09

8.

Умножение и деление трехзначных чисел

12.09

9.

Числовые выражения

16.09

10.

Числовые выражения

17.09

11.

Числовые выражения

18.09

12.

Диагональ многоугольника

19.09

13.

Диагональ многоугольника

23.09

14.

Диагональ многоугольника

24.09

15.

Диагональ многоугольника

25.09

16.

Диагональ многоугольника

26.09

17.

Группировка слагаемых

30.09

18.

Группировка слагаемых

01.10

19.

Округление слагаемых

02.10

20.

Округление слагаемых

03.10

21.

Контрольная работа №1

07.10

22.

Анализ контрольной работы. Умножение чисел на 10 и на 100

08.10

23.

Умножение чисел на 10 и на 100

09.10

24.

Умножение чисел на произведение

10.10

25.

Умножение чисел на произведение

14.10

26.

Окружность и круг

15.10

27.

Среднее арифметическое

16.10

28.

Среднее арифметическое

17.10

29.

Умножение двузначного числа на круглые десятки

21.10

30.

Умножение двузначного числа на круглые десятки

22.10

31.

Скорость. Время. Расстояние

23.10

32.

Скорость. Время. Расстояние

24.10

33.

Скорость. Время. Расстояние

28.10

34.

Умножение двузначного числа на двузначное (письменные вычитания)

29.10

35.

Умножение двузначного числа на двузначное (письменные вычитания)

30.10

36.

Контрольная работа №2

31.10

37.

Анализ контрольной работы. Виды треугольников

01.11

38.

Виды треугольников

11.11

39.

Виды треугольников

12.11

40.

Деление круглых чисел на 10 и на 100

13.11

41.

Деление круглых чисел на 10 и на 100

14.11

42.

Деление числа на произведение

18.11

43.

Цилиндр

19.11

44.

Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам

20.11

45.

Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам

21.11

46.

Деление круглых чисел на круглые десятки

25.11

47.

Деление круглых чисел на круглые десятки

26.11

48.

Деление на двузначное число (письменные вычисления)

27.11

49.

Деление на двузначное число (письменные вычисления)

28.11

50.

Контрольная работа №3

02.12

51.

Анализ контрольной работы. Повторение и самоконтроль

03.12

52.

Тысяча. Счет тысячами

04.12

53.

Тысяча. Счет тысячами

05.12

54.

Тысяча. Счет тысячами

09.12

55.

Десяток тысяч. Счет десятками тысяч

10.12

56.

Десяток тысяч. Счет десятками тысяч

11.12

57.

Сотня тысяч. Счет десятками тысяч

12.12

58.

Виды углов

16.12

59.

Разряды и классы чисел

17.12

60.

Конус

18.12

61.

Миллиметр

19.12

62.

Миллиметр

23.12

63.

Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям

24.12

64.

Контрольная работа №4

25.12

65.

Анализ контрольной работы. Алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел

26.12

66.

Алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел

30.12

67.

Центнер и тонна

13.01

68.

Центнер и тонна

14.01

69.

Доли и дроби

15.01

70.

Доли и дроби

16.01

71.

Секунда

20.01

72.

Секунда

21.01

73.

Сложения и вычитания величин

22.01

74.

Сложения и вычитания величин

23.01

75.

Контрольная работа №5

27.01

76.

Анализ контрольной работы. Повторение и самоконтроль

28.01

77.

Умножение многозначного числа на однозначное число(письменные вычисления)

29.01

78.

Умножение многозначного числа на однозначное число(письменные вычисления)

03.01

79.

Умножение и деление на 10, 100, 1000, 10000и 100000

03.02

80.

Нахождение дроби от числа

04.02

81.

Нахождение дроби от числа

05.02

82.

Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи

06.02

83.

Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи

10.02

84.

Таблица единиц длины

11.02

85.

Контрольная работа №6

12.02

86.

Анализ контрольной работы. Задачи на встречное движение

13.02

87.

Задачи на встречное движение

17.02

88.

Задачи на встречное движение

18.02

89.

                                    Таблица единиц массы

19.02

90.

Таблицы единиц массы

20.02

91.

Задачи на движение в противоположных направлениях

24.02

92.

Задачи на движение в противоположных направлениях

25.02

93.

Задачи на движение в противоположных направлениях

26.02

94.

Умножение на двузначное число

27.02

95.

Умножение на двузначное число

02.03

96.

Задачи на движение в одном направлении

03.03

97.

Задачи на движение в одном направлении

04.03

98.

Задачи на движение в одном направлении

05.03

99.

Контрольная работа №7

09.03

100.

Анализ контрольной работы. Повторение и самоконтроль

10.03

101.

Время. Единицы времени

11.03

102.

Время. Единицы времени

12.03

103.

Время. Единицы времени

16.03

104.

Время. Единицы времени

17.03

105.

Умножение величины на число

18.03

106.

Таблица единиц времени

19.03

107.

Деление многозначного числа на однозначное число

30.03

108.

Шар

31.03

109.

Нахождение числа по его дроби

01.04

110.

Нахождение числа по его дроби

02.04

111.

Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи

06.04

112.

Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи

07.04

113.

Задачи на движение по реке

08.04

114.

Задачи на движение по реке

09.04

115.

Контрольная работа №8

13.04

116.

Анализ контрольной работы. Деление многозначного числа на двузначное число

14.04

117.

Деление величины на число. Деление величины на величину

15.04

118.

Деление величины на число. Деление величины на величину.

16.04

119.

Ар и гектар

20.04

120.

Ар и гектар

21.04

121.

Таблица единиц площади

22.04

122.

Умножение многозначного числа на трехзначное число

23.04

123.

Деление многозначного числа на трехзначное число

27.04

124.

Деление многозначного числа на трехзначное число

28.04

125.

Деление многозначного числа с остатком

29.04

126.

Деление многозначного числа с остатком

30.04

127.

Прием округления делителя

04.05

128.

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел

05.05

129.

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел

06.05

130.

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел

07.05

131.

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел

11.05

132.

Особые случаи умножения и деления многозначных чисел

12.05

133.

Контрольная работа №9

13.05

134.

Анализ контрольной работы. Повторение и самоконтроль

14.05

135.

Итоговая контрольная работа

18.05

136.

Обобщающий урок. Игра «В поисках клада»

19.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо русскомуязыку УМК "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"  включает в себя предметн...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программапо обучению грамоте (чтение)

Рабочая программа по курсу "Обучение граммоте" разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, с учётом авторской программы Н.В.Нечаевой. Программа охватывает добукварный и букварный пери...

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре 1 класс...

рабочая программапо физической культуре 3

рабочая программа по физической культуре...

Рабочая программапо курсу «В гостях у сказки» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению  «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программапо Кубановедение

Рабочая программа по Кубановедению составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа может быть использованна в образовательных учреждениях, возраст учащихся 6,5 - 11 лет....