I.Организационный момент.
| Будь внимательный, дружок, Начинается урок. Предстоит тебе опять Решать, отгадывать, считать. (Слайд 1) -Закрыли глаза и мысленно сказали: « Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» -Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо. – Покажем нашим гостям, как мы умеем работать?
| Слушают учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей
| Регулятивные УУД: умеют организовывать своё рабочее место. Личностные УУД: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе. |
II. Актуализация знаний.
| 1. Устный счет. -Дополните числа до 10. Детям показываются окошки, учащиеся дополняют карточку с цифрами.
2. Разгадывание математических загадок. - Сейчас я буду читать вам задачи, вам нужно устно сосчитать и записать только ответ. (Слайды 2, 3, 4, 5) - 1.Дама сдавала в багаж
Диван, чемодан, саквояж, Картину, корзину, картонку И маленькую собачонку. Сколько неживых предметов? - 2.Вот восемь зайчат по дорожке идут,
За ними вдогонку двое бегут. Так сколько ж всего по дорожке лесной Торопится очень зайчишек домой?(10) - 3.Шесть щенков в футбол играли,
Одного домой позвали. Он глядит в окно, считает: Сколько их теперь играет? (5)
4.Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две Матрёшки на окошке, Две Алинки на перинке, Две Танюшки на подушке, А петрушка в колпаке На дубовом сундуке. (Сколько всех?)
– А сейчас проверьте свои ответы. (На экране появляются ответы 6, 10, 5, 7.) (Слайд 6) – Поднимите руки, те детки у кого получилось так как на экране. – Во второй строке запишите эти числа в порядке возрастания. Проверьте свои ответы на экране. 3. Повторение состава числа 10. – Как вы считаете, какое число лишнее в этом ряду и почему? (1-й ученик. Это число 10, так как все числа идут друг за другом, а 10 после 7 увеличивается на 3. 2-й ученик. Число 10 – двузначное, остальные однозначные.) – В гости к нам пришли и наши друзья Заяц, Петушок и белка. И они принесли нам подарки – это воздушные шары. (Появляются сначала друзья, потом воздушные шары) (Слайды 7, 8) – Сосчитайте, сколько всего шаров принесли нам ребята? – Разбейте эти шары на группы, по каким признакам вы их разобьете?– 5 и 5, 6 и 4, 8 и 2 – состав какого числа? – А как еще получить число 10, каких пар не хватает? (7 и 3, 9 и 1) 5 и 5; 6 и 4; 7 и 3; домик (язычок ± на время) 8 и 2; 9 и 1 – какая закономерность в этих парах? (Слайд 9) – Итак, состав, какого числа мы с вами повторили? 3. Пальчиковая гимнастика (состав числа 10) - Повторить геометрический материал (на доске нарисованы фигуры)
- Какие линии вы видите? - На какие группы их можно разделить? - Сколько здесь незамкнутых ломаных линий? - Как измерить длину ломаной?
- Сколько здесь многоугольников? - Назовите и покажите их? | Дети показывают цифры на веере.
Записывают ответы в тетрадь
6 предметов
10 зайчишек
5 щенков
7 кукол
( 6,10, 5, 7. )
– по форме 5 и 5; – по цвету 6 и 4; – по размеру 8 и 2; состав числа 10
(Первое число увеличивается на 1, а второе уменьшается на 1)
(Ломаные) Замкнутые и не замкнутые) (многоугольники). (две) (нужно измерить длину каждого отрезка и сложить получившиеся результаты) (три) Доска | Регулятивные УУД: планируют своё высказывание(продумывают, что сказать вначале, а что потом). Познавательные УУД: устанавливают закономерность. Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения.
Познавательные УУД: строят рассуждение, доказательство своей точки зрения; решают возникшую проблему
Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
|
V. Формулирование темы урока.
|
- Постановка учебной задачи. (Проблема, побуждающий диалог.)
– Послушайте и сравните два текста. (Слайд 10) “На лесной полянке выросли четыре маленькие ромашки, а большие на 2 меньше. Сколько всего ромашек выросло на поляне?” “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая ромашка. Красивые были цветы?” – Как вы думаете, какой из этих текстов можно найти в учебнике математике, а какой – в азбуке, или другой книге по чтению?
– Как в математике называется этот текст? -Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? -Что нужно узнать сначала? -Каким действием узнать это? -Запишите решение. -Можно теперь найти ответ на вопрос задачи? -Запишите решение. -Как записать ответ задачи?
2. Сообщение темы и цели урока. Тема нашего урока: Составная задача. (Слайд 11) Цель нашего урока: Повторить и обобщить все, что мы знаем о задаче.
|
(Чтобы ответить на вопрос в первом тексте, надо сделать вычисления, а в другом не надо.) (Задача.)
(Нет)
(Сколько выросло больших ромашек)
(Да)
| Познавательные УУД: осуществлять поиск нужной информации. Регулятивные УУД: -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные УУД: -находить и выбирать способ решения. -прогнозировать результат вычисления. -использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. |
VI. Работа над новым материалом на доске и в рабочих тетрадях. | К нам в гости пришли зайцы. У них случилась беда. Давайте им поможем. Задача Мама зайчиха принесла 5 больших морковок, а маленьких на 2 больше. Сколько всего морковок принесла мама зайчиха? Составляем план решения задачи. Краткая запись. - О ком задача? (записываем) – о зайчихе, которая принесла большую и маленькую морковь. - Сколько было больших морковок? - Что сказано о маленьких морковках? - Как это показать в условии задачи? - Прочитаем вопрос задачи. Сколько вопросов? Чтобы ответить на второй вопрос мы должны в условии задачи поставить большую квадратную скобочку. И знак вопроса. Запись решения задачи по действиям (можем ли мы сразу ответить на главный вопрос?) Такие задачи в которых нельзя сразу ответить на главный вопрос и решить одним действием, называются составными. (составные задачи бывают в два, три и более действий). Мы будем решать такие задачи на протяжении всей начальной школы.
|
(пять)
(неизвестно, на две больше)
(два)
|
|
VII. Закрепление изученного материала.
| – Заяц, Петушок и Белка составили свои задачи. Давайте прочитаем, какие задачи составили наши гости. Задание: кто правильно составил текст задачи. (Слайд 12)
1. Кто правильно составил текст задачи? Заяц: Сколько карандашей у Димы? Петушок: У Коли 2 мяча, а у Саши 3 мяча. Белка: У Лены 5 яблок, 2 яблока она подарила. Сколько яблок осталось?
1. Самостоятельная работа. Принятие собственного решения. 2. Работа в парах. 3. Выслушивание классом различных мнений. 4. Экспертная оценка. 5. Самооценка. – Внимательно ли ты слушал товарища? – Смог ли доказать правильность своего выбора? – Если нет, то почему? – Что получилось, что было трудно? Почему? – Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?
Итог: – Из каких двух частей состоит текст задачи? (Слайд 13) – Что мы называем условием задачи? – Что такое вопрос? – Значит, текст задачи состоит из условия и вопроса, так почему этот текст не является задачей? “На лесной полянке выросли четыре маленькие и одна большая незабудка. Красивые были цветы?”– Может ли задача начинаться с вопроса? Например?
2. Составление задачи по картинке. Работа в парах (Слайд 14) – Ребята, наши друзья очень просят вас показать, как вы умеете составлять задачи. Итак, задание: составить задачи по картинке. – Молодцы, вы придумали очень хорошие задачи.
|
( Из условия и вопроса.) (То, что известно в задаче.) (То, что надо найти.)
(Чтобы ответить на вопрос задачи, надо сделать вычисления.) (Дети в парах составляют задачи)
| Коммуникативные УУД: -умение выражать свои мысли полно и точно. Познавательные УУД: Умение распознавать задачу. |