Фрагмент урока математики (работа с текстом задачи) по теме "Вычитание числа из суммы"
план-конспект урока по математике (3 класс)
Планируемые предметные результаты (этапа урока по решению задачи):
Учащийся научится:
- выполнять краткую запись задачи;
- выбирать и обосновывать выбор действий для решения задачи;
- оценивать правильность хода решения задачи;
- находить разные способы решения одной задачи, выполнять проверку решения;
- находить разные способы записи решения задачи;
- применять правило вычитания числа из суммы в качестве проверки к решению задачи.
Планируемые результаты на этапе работы с текстом:
Учащийся получит возможность научиться:
· формулировать несложные выводы, основываясь на текст;
· находить аргументы, подтверждающие вывод;
· сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
· составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
· участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;
· понимать информацию, представленную словесно, графически;
· использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое;
переводить текст задачи, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_kasyanova_o.n._fragment_uroka_pravilnaya_chit.deyatelnost.docx | 123.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного профессионального
образования «Центр развития образования»
(МУ ДПО «ЦРО»)
ИТОГОВАЯ РАБОТА
слушателя программы повышения квалификации
«Межпредметные образовательные технологии и методические приемы организации работы с текстом на уроках и внеурочной деятельности как механизм формирования грамотного читателя»
(29.10-09.11.2018)
Касьяновой Ольги Николаевны
учителя начальных классов
МАОУ «Прогимназия №81»
Предмет: Математика
Класс: 3
Тема урока: «Вычитание числа из суммы» (закрепление)
Планируемые предметные результаты (этапа урока по решению задачи):
Учащийся научится:
- выполнять краткую запись задачи;
- выбирать и обосновывать выбор действий для решения задачи;
- оценивать правильность хода решения задачи;
- находить разные способы решения одной задачи, выполнять проверку решения;
- находить разные способы записи решения задачи;
- применять правило вычитания числа из суммы в качестве проверки к решению задачи.
Планируемые результаты на этапе работы с текстом:
Учащийся получит возможность научиться:
- формулировать несложные выводы, основываясь на текст;
- находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста;
- понимать информацию, представленную словесно, графически;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое;
- переводить текст задачи, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений.
Предтекстовый этап.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Ребята, послушайте стихотворение, оно вам подскажет следующий этап нашего урока. Я сижу и чуть не плачу. Татьяна Дубовская - Вы догадались, какой следующий этап урока? - Верно. Молодцы. -Ребята, вспомните, что такое задача? - Что содержится в условии? - Что означает решить задачу? - Предлагаю составить план работы над задачей. (Учитель организует работу в группах. У детей на партах конверт с карточками, на которых записан порядок работы с задачей.) - Сверяем. Проговариваем шаги. -Молодцы, все шаги работы над задачей расположили верно. - а теперь посмотрите на экран. Слайд. - Скажите, как называется этот прибор? - Верно. О какой величине идет речь, когда мы используем такой прибор, как весы? - Назовите мерки, которые мы изучали на уроках математики данной величины. - Посмотрите на следующий слайд, что мы видим? - Оказывается в магазине гвозди продают не по штучно, а взвешивая килограммами. - Ребята, вы уже догадались, о чём будет говориться в тексте задачи? - Вам наверное не терпится познакомиться с задачей, которую будем решать. | Слушают -Решение задач -Задача – это текст, который содержит в себе условие и вопрос. -В условии содержатся данные задачи. -Это значит найти ответ на этот вопрос. Делятся на группы. Распределяют карточки в правильном порядке. Одна группа работает у доски.
- Весы, для взвешивания тяжёлых предметов. - Масса. - Килограмм (кг) - Ящик с гвоздями. Гвозди взвешивают. - Да, наверное в условии задачи будет говориться о гвоздях, которые продавали в магазине. |
Текстовый этап.
ПУУД | Умение | Задания, вопросы к тексту |
Поиск информации и понимание прочитанного |
графически.
| Будем работать по нашему выстроенному алгоритму. Назовите первый шаг работы над задачей.
Откройте учебник стр. 39. Найдите задачу под №5. Прочитайте про себя, подготовьтесь к чтению вслух. Задача:В магазине стройматериалов в одном ящике было 23 кг гвоздей, а в другом – 19 кг. Продали 15 кг гвоздей. Сколько килограммов гвоздей осталось в двух ящиках? Подтвердились ли ваши предположения? О чём говориться в условии задачи? 2. Выделите данные в тексте в кружочки. - Сколько всего выделили данных? (3) Назовите их (23, 19, 15) Что означает в задаче каждое данное? 3.Что будем делать дальше? Кто назовёт следующий шаг нашего плана? (подчеркни слова- действия) К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы) Найдите глаголы в тексте, подчеркните их. (Было. Продали. Осталось. ) Ребята, как вы думаете, где могут пригодиться эти слова? (Мы их будем использовать их при следующем шаге нашего плана - моделировании задачи, при составлении краткой записи) |
Преобразование и интерпретация информации | Переводить сплошной текст в несплошной. Переводить текст задачи, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений. Устанавливать связи между данными текста задачи. | 4.Составьте краткую запись задачи, опираясь на подчёркнутые слова и выделенные данные. Поставьте главный вопрос. (оформление в тетради) Сравните с эталоном. Слайд Было – в 1 ящ.- 23 кг гвоздей. во2-м ящ. -19кг гвоздей. Продали – 15 кг гвоздей. Осталось -? кг. гвоздей. Оцените свою работу в своей таблице «Мои результаты» (самооценка) |
Обратимся к плану. Переходим к следующему шагу нашей работы – к поиску решения задачи. Составим схему - поиск решения задачи Какие два числа возьмём, для нахождения первого искомого? (23 и 19)
Что найдём с помощью этих чисел? (Сколько всего кг гвоздей было в двух ящиках. ) А нам надо это знать? (Да. Узнав, сколько всего кг гвоздей было в двух ящиках, и, зная, сколько продали (15кг), мы узнаем, сколько кг гвоздей осталось, т.е. сможет найти ответ на главный вопрос). Каким действием будем находить первое искомое? (Вычитанием) +
-
Сколько действий в решении этой задачи получилось? (Два.) Запишите решение задачи. (Один ученик работает у доски, остальные в тетради)
Ответ: 37 кг гвоздей осталось. Кто записал решение задачи выражением? (ученик выходит к доске и показывает второй вариант записи решения задачи - выражение) 23+19 – 15 =37 (кг) | ||
Оценка информации | Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения по прочитанному. Находить аргументы, подтверждающие вывод; | Ребята, скажите, а где мы сталкиваемся с задачами? (В повседневной жизни) Представьте, что мы с вами продавцы этого магазина. Наша задача – узнать, сколько гвоздей осталось после продажи? Обратимся ещё раз к схеме – поиску. Что мы сначала сделали? (Сложили гвозди, объединяя два ящика). Как вы думаете, это удобно? (Не совсем удобно. Это тяжело, понадобиться ещё один ящик…т.д.) Предложите другой способ решения задачи. Составьте свою схему - поиск. Другой способ решения задачи. (учащиеся представляют другие способы решения, обосновывая свой выбор. Н-р: можно сначала вычесть 15кг гвоздей, которые продали, из первого ящика, а потом прибавить количество гвоздей со второго ящика. И наоборот: можно вычесть15кг гвоздей, которые продали, из второго ящика, а потом прибавить количество гвоздей первого ящика) |
Послетекстовый этап.
Над чем мы работали на данном этапе урока? (Работа над задачей)
Что помогло понять решение задачи? (Планирование, поиск)
Сколько способов решения задачи получилось?
Оцените свою работу в таблице «Мои результаты»
Рассмотрите выражения, которые у нас получились:
(23+19) – 15= 23+ (19-15) = 19+ (23-15)=
К какому изученному нами правилу, оно подходит? (Вычитание числа из суммы )
Озвучьте эти правила.
Верно ли мое высказывание, что второй и третий способы решения задачи – это и есть проверка решения?
(Верно. Решив другим способом задачу, мы можем себя перепроверить)
Подведем итог нашей работы над задачей.
С чего нужно начинать работу над решением задачи? Проговорите этапы.
Оцените свою работу на данном этапе.
Приложение № 1. Карточки с формулировками план решения задачи.
Прочитай текст задачи
Выдели в тексте данные в кружочек
Подчеркни слова – действия
Выполни моделирование
Составь поиск решения
Запиши решение
Запиши ответ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс Тема: Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов)
Цель урока: организовать совместную самостоятельную деятельность детей с целью научится решать задачи с двумя множествами предметов, схематически оформлять такие задачи, выявлять различия с ранее реша...
Технологическая карта урока математики по теме "Решение задач на уменьшение числа в несколько раз"
Технологическая карта урока...
Урок математики 3 класс "Решение задач на увеличение числа в несколько раз"
Класс: 3Предмет: математика.УМК: Школа России.Тема: «Решение задач на увеличение числа в несколько раз».Тип урока: закрепление.Оборудование: учебник по математике 3 класс, карточки с...
Презентация к видеоуроку по математике на тему "Решение задач на деление числа на сумму"
Данная презентация является основой для проведения видеоурока по математике на тему "Решение задач на деление числа на сумму" (3 класс). Задачи, включённые в урок, составлены на основе тесто...
Конспект урока математики «Работа над ошибками. Задачи с избыточными данными» 3 класс
Цели деятельности учителя: Формирование умения распознавать задачу с избыточными данными, отбирать данные, достаточные для ее решения. Планируемые результаты:Предметные: Уметь решать задачи сложн...
Технологическая карта урока математики по теме «Решение задач на увеличение числа в несколько раз» 3-й класс ________________________________________
УМК «Школа России», 3 классТип урока: открытие новых знанийЦель урока: познакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз.Планируемые результаты:Лично...
Презентация урока математики по теме «Решение задач на увеличение числа в несколько раз» 3-й класс
УМК «Школа России», 3 классТип урока: открытие новых знанийЦель урока: познакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз.Планируемые результаты:Лично...