Разработка урока по математике 4 класс Таблица мер массы
план-конспект урока по математике (4 класс)

Урок по проектной технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО Учителя Минеева Елена Николаевна , соавтор-  Арбузова Ольга Анатольевна

Класс 4                         Дата      22.02.2018                   Предмет     Математика

Тема урока: Таблица единиц массы

Номер урока в разделе (теме) 2                    Тип урока: Урок решения практических задач

Цель урока: Формирование умений применять полученные знания по теме «Единицы массы» в практических ситуациях через проектную деятельность.

Задачи: Создать условия для составления соотношений единиц массы; выражать массу в заданных единицах; способствовать формированию умений выполнять действия с величинами; сравнивать именованные числа, используя знаки >, <, =; решать задачу и оформлять её вычисление, используя именованные величины; выполнять взаимопроверку учебного задания.

Прогнозируемые результаты:

Предметные

-- Умение соотносить единицы массы.

-- Умение выражать массу в заданных единицах.

--Умение выполнять сложение и вычитание величин .

-- Умение решать задачи с величинами.

--Умение выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное.

Метапредметные:

Познавательные

-- Умение осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

-- Умение подводить под понятия, выводить следствия.

-- Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений.

--Умение проводить аналогию между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные

-- Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке.

-- Умение принимать и сохранять учебную задачу.

-- Умение проговаривать последовательность действий.

--Умение отслеживать результат выполненной работы.

Коммуникативные

--Умение слушать и понимать речь других, используя научную терминологию (математическую речь).

--Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

-- Умение работать в группе.

-- Умение строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные

--Умение применять правила поведения при сотрудничестве.

-- Умение понимать значение границ собственного знания и незнания, осознавать необходимость самосовершенствования.

-- Умение адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха.

-- Умение осознавать личную ответственность за результат совместной деятельности.

Методы обучения : наглядный, словесный, практический.

Формы организации обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:  Учебник «Математика» 4 класс, авторы Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б.Бука.; мульти-медиа проектор, электронная доска, проектные карты, справочные таблицы для каждой группы, сводная таблица результатов.

Используемая педагогическая технология: проектная технология

                                                     Характеристика этапов урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(предметные, универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

-- Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинаем наш урок!

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

К – принимают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л применяют правила сотрудничества; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Актуализация знаний

 

1. Проверка
домашнего
задания.

 

2. Устный счет

1) Решение неравенств

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. Учебник с.34-35, № 4,№ 8

--Всем ли было легко выполнить домашнее задание? С какими единицами измерения вы работали дома?

--Да, легко. С единицами массы

Фронтальная, индивидуальная.

Предметные: умеют соотносить единицы массы, выражают массу в заданных единицах, решают задачу с величинами

П – владеют логическими действиями; фиксируют математические отношения между объектами

и группами объектов в знаково-символической форме; используют математические термины, символы и

знаки.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной  форме

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Устные ответы, наблюдения учи-

теля, выполненные задания (решение

задачи, , устные вычисления)

– Вспомните, какие единицы массы изучили, назовите их, начиная с наименьшей.

-- С какими единицами массы мы чаще всего встречаемся в повседневной жизни?

№ 3 стр.36

18т 50 кг и  18050 кг

18ц  и 18000 кг

18000кг  и   180ц

Дети называют единицы массы.

-- С килограммами, граммами (в магазине, в кулинарии и др.)

Дети выполняют задание с комментированием

Фронтальная.

Фронтальная, индивидуальная

2) Решение задачи

3) Работа с величинами

-Решите задачу

Масса колибри, самой маленькой птички на Земле, 2г, а масса страуса, самой крупной птицы, 120 кг. На сколько масса колибри меньше массы страуса?

 

Выразите массу животных в килограммах и граммах.

Масса льва 1ц 50 кг=

Масса слона 3т=

Масса новорожденного кита 8ц=

Масса морской свинки – 1800 г=

Масса сух.черепахи –1000 г =

Масса кролика--  3000 г=

Читают задачу, а затем объясняют, что обозначают данные условия задачи. Решают с проговариванием.

Решение:

120кг=120000г

120000-2=11998г-легче колибри, чем страус

Выполняют задание, используя знания прошлого урока

Фронтальная, индивидуальная

III. Сообщение темы, цели
урока

Работа с электронной доской

Слайд 1

(см.Приложение )

Слайд 2

(см. Приложение )

У нас сегодня необыкновенный урок, урок-проект --  Вы решили создать в школе живой уголок для обучающихся начальной школы. Это очень интересное и полезное, но совсем не простое дело.

На уроках окружающего мира мы уже обговаривали условия создания уголка, однако затруднение вызвал вопрос о питании животных. Сегодня на уроке мы рассчитаем необходимое количество корма и его стоимость для каждого животного в год и предоставим расчеты нашим спонсорам, которые обеспечат закупку кормов.

На доске слайд «Этапы проекта»

1.Погружение в тему

2. Деление на группы. Извлечение информации.

3.Обработка результатов

4.Защита мини-проекта

Определяют тему, цель урока

Тема урока –единицы массы, цель урока- закрепить полученные знания о единицах массы и применить их в проектной деятельности.

Вспоминают этапы работы над проектом.

Фронтальная

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

К –задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Л – осознают личную ответственность за результаты совместной деятельности

Наблюдение учителя за  восприятием темы и цели

IV. Этап реализации построенного проекта

Знакомство с проектной картой и опорными таблицами

Составление таблицы единиц массы

Деление на группы

Выполнение расчетов

Представление вычислений каждой группой и обработка результатов в общей таблице на электронной доске.

Завершение проекта

-На данном уроке мы проведем работу по 5 направлениям проекта.

На столах у вас лежат проектные карты, посмотрите на них, и начнем работу.

Проектная карта ___ группы

Этапы мини-проекта

Отметка о выполнении

1

Заполнение опорной схемы единиц массы

2

Изучение таблицы  суточной нормы кормов  и цен на корма для животных

3

Расчет количества корма на каждое животное в месяц, год

4

Работа экспертной группы (Питание всех животных живого уголка за год)

5

Подготовка  данных проекта для передачи спонсорам (Совместно с учителем)

1 Этап( Совместно)

 – Предлагаю заполнить таблицу единиц массы в опорную схему, опираясь на учебник (с. 34) и свои знания.

Таблица единиц массы

1 кг  =                 кг

1 ц   =                 кг

1 т    =                 ц

1 т    =                кг

 ( Опорные схемы используем в дальнейшей работе на уроках)

--Сделайте отметку о выполнении в проектной карте.

2 этап (по  группам) Определитесь, кто будет вести расчет для морской свинки, кто –для попугая, кто-для черепахи. Изучите данные таблицы для своего питомца.

--Сделайте отметку о выполнении

3 Этап (Практический)

1 гр. –сколько требуется корма в день, в месяц, в год морской свинке

Морская свинка

Вид корма

Суточная норма

Сухой корм- 1г-1руб

25 г

Сочный корм- 1г—1руб.50коп

70 г

Сено- 1г—3коп

100 г

Всего

Месяц/год

2 гр.д – сколько требуется корма в день, в месяц, в год попугаю

Волнистый попугай

Вид корма

Суточная норма

Сухой корм- 1г-1руб

20 г

Сочный корм- 1г—1руб.50коп

10 г

Пророщенное зерно- 1г—1руб

 5 г

Всего

Месяц/год

3 гр.- сколько требуется корма в день, в месяц, в год черепахе

Черепаха

Вид корма

Суточная норма

Сухой корм- 1г-1руб

45 г

Сочный корм- 1г—1руб.50коп

35 г

Хлеб- 1г—3коп

12 г

Всего

Месяц/год

 --Сделайте отметку о выполнении работы

4 этап 

(Экспертная группа-совместная работа представителей от каждой группы)

Заполнение общей таблицы на электронной доске с целью объединения данных о стоимости корма для каждого животного в год и общей  суммы для всех.

 См.Приложение

--Делаем отметку в проектных картах.

5 этап.  Подведение итогов мини-проекта. Оформление заявки на корма для живого уголка спонсорам.

-- Итак, наш проект успешно завершен, осталось оформить заявку, основываясь на расчетах экспертов.

См.Приложение 3

Дети знакомятся с проектными картами, опорными таблицами

Записывают в опорную схему таблицу единиц массы, делают отметку о выполнении в проектной карте.

Делятся на  3 группы (по расчету: первый, второй, третий) Переходят каждый в свою группу.

Каждая группа изучает данные таблицы для своего питомца. Делается отметка о выполнении в проектной карте.

Выполняют расчеты, записывают данные в таблицу, делают отметку о выполнении в проектную карту.

Эксперт от каждой группы предоставляет данные о своем питомце в общую таблицу.

Рассчитывают сумму для каждого животного за год и общую сумму в целом.

Делают отметку в проектных картах.

Оформляют заявку на корма 

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Групповая

Групповая, индивидуальная

Индивидуальная, фронтальная

Фронтальная

Предметные: используют таблицу величин массы,  соотносят единицы массы, выражают массу в заданных единицах, выполняют умножение и деление многозначных чисел.

П – владеют логическими действиями; фиксируют математические отношения между объектами

и группами объектов в знаково-символической форме; используют математические термины, символы и

знаки, осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме, отслеживают результат выполненной работы.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в группе, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – понимают значение границ собственного знания и незнания, осознают необходимость самосовершенствования.

Наблюдение учителя  за работой класса

Знание единиц измерения массы, наблюдение учителя о выполнении задания

Контроль над созданием рабочих групп

Наблюдение учителя  за согласованностью действий в каждой рабочей группе

Наблюдение за правильностью подсчетов

Контроль за правильностью оформления документа

Физкультминутка

Организация смены деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки учащихся

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Раз –подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

 Р—принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют последовательность действий.

К—проявляют готовность слушать и выполнять задачу

Л—умеют принимать правила, понимать значение  физических упражнений

Выполнение дви-жений
соглас-
но тексту физкультминутки

V. Практическая деятельность

Решение задачи по готовому условию

Задача

Морская свинка за день съедает 195 г корма, а  за год  2340 г. Хомяк съедает за день на 100 г корма меньше. Сколько потребуется корма  на год хомяку? На сколько больше употребит корма за год морская свинка, чем хомяк?

Временной промежуток

Морская свинка

Хомяк

Суточная норма

195 г

?, на 100 г меньше

Годовая норма

71175 г

?

На сколько больше употребит корма морская свинка,  чем хомяк?

Читают задачу, анализируют,

записывают решение
в тетрадь.

 Решение:

1)195-100=95г

2)95*365=34675г

3)71175-34675=36500г

Выполняют взаимопроверку

Фронтальная, индивидуальная.

Предметные:  анализируют условие задачи, видят аналогии и используют их при освоении приемов вычислений, устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение; выдвигают гипотезы и их обосновывают; осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Р – осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, выстраивают последовательность действий, осуществляют контроль результатов

К – осуществляют учет разных мнений, строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи.

Контроль за решением текстовой задачи,

устных ответов,
записей
в тетрадях

 VII. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных

на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Ребята, понравилось ли вам быть участниками нашего проекта?

-- Что вызвало особый интерес? С какой профессией созвучна была наша работа?

– Хотелось ли бы вам становиться участниками и разрабатывать новые проекты?

Отвечают на вопросы

-Да, понравилось.

-- Интересно было узнать, сколько корма за год съедает каждое животное. С профессией: бухгалтера, животновода, зоолога, продавца зоомагазина.

-- Да, конечно. Это очень интересно.

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний –

отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

К—слушают и понимают речь других, используют научную терминологию

Устные ответы

VIII. Домашнее задание

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

Составить и решить задачу о содержании  в живом уголке  нового питомца или своего любимца дома.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения

Контроль понимания домашнего задания

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проектная карта ___ группы

Этапы проекта

Отметка о выполнении

1

Заполнение опорной схемы единиц массы

2

Изучение таблицы цен на корма для животных

3

Расчет количества корма на каждое животное в месяц, год

4

Работа экспертной группы (Питание всех животных живого уголка за год)

5

Необходимое оборудование для содержания животных

6

Составить план мероприятий по организации живого уголка

Выполнено без ошибок

Допущены ошибки

Не выполнено

Морская свинка

Волнистый попугай

Черепаха

Вид корма

Суточная норма

Вид корма

Суточная норма

Вид корма

Суточная норма

Сухой корм- 1г-1руб

25 г

Сухой корм- 1г-1руб

20 г

Сухой корм- 1г-1руб

45 г

Сочный корм- 1г—1руб.50коп

70 г

Сочный корм- 1г—1руб.50коп

10 г

Сочный корм- 1г—1руб.50коп

35 г

Сено- 1г—3коп

100 г

Пророщенное зерно- 1г—1руб

 5 г

Хлеб- 1г—3коп

12 г

Всего

Месяц/год

Всего

Месяц/год

Всего

Месяц/год

ИТОГО:

Таблица единиц массы

1 кг  =                 кг

1 ц   =                 кг

1 т    =                 ц

1 т    =                кг

В родительский комитет 4б класса

                                                                                                                                                                                                                             от обучающихся класса

Заявка на приобретение кормов для живого уголка

Просим приобрести корма в соответствии с таблицей  для содержания животных живого уголка

Перечень кормов

Количество/ г в год

Стоимость /руб.

Сухой корм

Сочный корм

Сено

Хлеб

Пророщенное зерно

Итого/ руб.

Технологическая карта урока

ФИО Учителя Минеева Елена Николаевна

Класс 2                         Дата      07.05.2019                   Предмет     Литературное чтение

Тема урока: А.Гайдар «Совесть».

Номер урока в разделе (теме) 5                    Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока:  Создание условий для работы над понятием «Совесть» при работе с художественным текстом.

 Продолжение  работы по воспитанию качеств добропорядочного гражданина, человека.

Задачи:

  •  Развивать умения прогнозировать текст.
  • Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.
  • Показать, что в центре самого произведения – человек.
  • Научить разбираться в том, как писатель изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.
  • Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Прогнозируемые результаты:

Предметные

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • самостоятельно определять  тему   прочитанного произведения;
  • определять главную мысль произведения;

задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;

  • пересказывать текст на основе картинного  плана, простого плана, составленного под руководством учителя;
  • характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? какой он?);
  • делить текст на части под руководством учителя;  определять микротемы, озаглавливать части, готовить текст к пересказу;
  • находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Метапредметные:

Познавательные

  • Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  • Сравнивать  и группировать  объекты  по нескольким признакам; находить части текста ; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.
  • Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

совершенствовать умение  работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы                                                

Регулятивные

  • Умение определять и формулировать цель деятельности на уроке
  • Способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий
  • Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.
  • Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
  • Умение отслеживать результат выполненной работы

Коммуникативные

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • -Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
  • -Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные

  • Воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение
  • -Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
  • -Уважать мнение одноклассников.
  • Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Формы организации обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:  Учебник «Литературное чтение» 2 класс, авторы Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.; мульти-медиа проектор, электронная доска,  

портрет А.Гайдара, презентация, карточки для работы с пословицами.

Используемая педагогическая технология:  Технология проблемного обучения (Д. Дьюи, В.Х. Килпатрик)

                                            Характеристика этапов урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(предметные, универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

1. Моти-
вация

(самоопределение)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Учитель даёт эмоциональный настрой на урок.

-Доброе утро, ребята! Вижу, что вы приготовились к уроку и очень надеюсь,  что урок принесёт нам продуктивную работу, взаимопонимание и, конечно, новые знания

. Эмоционально настраиваются на урок. Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

К – принимают учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л применяют правила сотрудничества; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

2.Актуализация знаний

 Слайд 1

2.1. Индивидуальное чтение стихотворения  

2.2. Проверка домашнего задания

2.3. Опрос – актуализация

У.- Посмотрите на  слайд.

Михалкова  о  Гайдаре

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец,

И умер, как солдат.

 

Ты повесть школьную открой -

Гайдар ее писал:

Правдив той повести герой

И смел, хоть ростом мал.

 

Прочти гайдаровский рассказ

И оглянись вокруг:

Живут сегодня среди нас

Тимур, и Гек, и Чук.

 

Их по поступкам узнают.

И это не беда,

Что по-гайдаровски зовут

Героев не всегда.

 

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

Боец, Писатель, Большевик

И Гражданин - Гайдар...

 Я попрошу Диану прочитать выразительно стихотворение

У.-Дома вы готовили иллюстрации к произведениям А.Гайдара. Посмотрим на стенд .

 -Какие произведения Гайдара мы уже читали?

У.-О чём  эти произведения?

У.- Кто хочет рассказать о своей иллюстрации?

Подготовленная ученица читает стихотворение выразительно, дети следят за чтением  (электронная доска)

Рассматривают иллюстрации, указывают на самые интересные.

Дети называют произведения

О детях, дружбе, семье , человеческих качествах.

2-3 ученика отвечают Выполняют задание, используя знания прошлого урока

Фронтальная, индивидуальная

. Фронтальная.

Фронтальная.

Фронтальная.

Индивидуальная

Предметные:

П – умеют анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы                                                 

Р – умеют контролировать и корректировать свою деятельность  

 принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной  форме

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

. 

 

                   

                                                         

 

 Наблюдение учителя за выразительностью, техникой чтения

Выявление  лучших работ и презентаций своей работы

 (рассказывают  по иллюстрациям отрывки произведений Гайдара)

3. Сообщение темы, цели
урока

Слайд 2-4

3.1Работа с текстом до чтения

3.2 Проблемный вопрос.

Работа с электронной доской

У.-Как вы думаете , чем мы сегодня будем заниматься на уроке, какова цель нашего урока?

У.- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями

 А.Гайдара. О псевдониме А.Гайдара нам расскажет :

Рассказывает подготовленный ученик

У.-Спасибо, …. , молодец!

-Какие качества, характерные Гайдару, вы взяли бы с собой в жизнь?

У.-Всегда ли сознаетесь в своих поступках? Как вы думаете, вашим взрослым больше нравится когда вы красиво оправдываетесь или когда вы говорите правду

Ведут  диалог  с  педагогом, высказывают предположения. 

Фамилия А.П.Гайдара Голиков. (Слайд "Гайдар" по-монгольски - "всадник, скачущий впереди". Когда в давние времена воины-конники шли в поход, то высылали вперед всадника, всматривающегося в неизвестную даль, куда держал путь отряд. Его называли гайдаром. Всадник - гайдар первый принимал на себя удар и непременно должен был выйти из схватки победителем. Всей своей героической жизнью, литературной деятельностью Аркадий Гайдар доказал, что он недаром выбрал себе такое легендарное имя. (читает подготовленную информацию ребёнок)

-Смелость, честность, ответственность

Дети выражают свое мнение, отвечают на вопросы

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, способны  фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способа действий

К –задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации,  участвуют  в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки

Л – осознают личную ответственность за результаты совместной деятельности

   

Наблюдение учителя за  восприятием темы и цели

4.Изучение нового в ходе активного взаимодействия.

Слайд 5

4.1Работа с текстом до чтения

4.2 Проблемный вопрос.

-Прочитайте название. Мы будем продолжать учиться прогнозировать текст. Как вы думаете, о чем это произведение?

- Найдите в пословицах ключевые слова. Объяснение значения слова «Совесть»

У. - Какое значение этих слов? (соотносим значение слов "совесть" и "стыд" - принимаются все варианты ответов и делаем вывод)

У. - Что вы думаете о теме урока? (предполагают, что в рассказе речь будет идти о совести)

У.-Как вы думаете, какой будет этот рассказ веселый, серьезный поучительный?

Дети знакомятся с названием произведения

Дают ответы.

Определяют тему, цель урока

Тема урока –А.Гайдар «Совесть» цель урока- закрепить понятие «совесть», научиться применять свои знания в жизни.

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная, индивидуальная

Фронтальная

Фронтальнаяая, индивидуальная

 Фронтальная

Предметные: используют ранее полученные знания,  соотносят понятия «стыд», «совесть»

П – умеют объяснить основные нравственные понятия;  используют  осуществляют выбор оснований и критериев для сравнения, классификации понятий.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной  форме, отслеживают результат выполненной работы.

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; уважают мнения других участников образовательного процесса.

Л – понимают значение границ собственного знания и незнания, осознают необходимость самосовершенствования.

Наблюдение учителя  за работой класса

Отслеживание знания основных нравственных понятий, наблюдение учителя о выполнении задания

Контроль над  установлением темы  и цели урока

Наблюдение учителя  за прогнозированием

5.Работа с текстом во время

Слайд 6,7,8,9

5.1 Чтение текста по частям.

5.2.Работа с презентацией

У. - Настало время познакомиться с рассказом "Совесть", который написал А.П.Гайдар

Используем комбинированное чтение – (учитель-ученики). Читаем текст до паузы (фиксируем остановки; включаем словарную работу, заостряем внимание детей на  линии  понимания текста автором)

Чтение с остановками

Остановка1

Как вы понимаете смысл слов шмыгнуть, украдкой, смекнуть.

Почему девочка оказалась в роще?

А какое настроение у Нины? (маркировка на полях)

Какое впечатление на вас произвела Нина?

Как вы относитесь к поступку Нины?

А какие опасности могли подстерегать Нину в лесу?

Чтение  с остановками

Остановка 2

Каким голосом Нина разговаривает с малышом?

Почему Нина называет малыша несчастным прогульщиком?

Каким вы видите малыша?

Чтение  с остановками

Остановка 3

Почему Нина повела малыша через рощу?

Чтение  с остановками

Остановка 4

Как вы понимаете смысл фразы ее грызла «беспощадная совесть»?

Какое у нее было настроение?

Дети читают текст абзацами по цепочке.

Определяют смысловую, тематическую , эмоциональную направленность текста, выделяют его героев, по именам, иллюстрациям, авторской оценке.

Фронтальная

Индивидуальная

П анализируют, обобщают информацию, проводят  аналогии и делают выводы

                                               К: умеют слушать друг друга,  уважают мнения других участников образовательного процесса.

                                                                                                   Л: становятся вдумчивыми читателями, способными эмоционально откликаться на художественное произведение.

Р:  умеют работать в паре, договариваться и корректировать свою деятельность                                                                                    

Наблюдение учителя за работой класса над текстом

6.Физкультминутка

Организация смены деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки учащихся

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

 Р—принимают и сохраняют учебную задачу, выполняют последовательность действий.

К—проявляют готовность слушать и выполнять задачу

Л—умеют принимать правила, понимать значение  физических упражнений

Выполнение дви-жений  согласно тексту физкультминутки

7. Практическая деятельность

Работа с текстом после чтения

Слайд 10-11

7.1Первичное восприятие текста.

7.2 Восстановление событий рассказа.

- Беседа по рассказу.

- Почему рассказ назван "Совесть"? (принимаются разные варианты ответов)

-Назовите героев рассказа

- Кто такая Нина? Опишите её (Слайд 10)

Какие прилагательные помогут описать девочку до встречи с первоклассником?

-А после?

 - У школьников есть обязанности перед школой, перед родителями, перед самим собой.

Как они называются?

- Вам понравился рассказ? Чем? Какой момент вы считаете самым волнующим?

- От чьего имени ведется рассказ?

- Попробуйте восстановит события в рассказе.

У вас на столах карточка, поработайте парами, расставьте правильно номера событий.

Проверим.

- Можно это назвать планом текста? Да, получился план текста.

Мы с вами умеем составлять синквейны. А сегодня вы попробуете узнать ключевое слово.

На экране  (Слайд 11)  … 

ЧИСТАЯ, БЕСПОКОЙНАЯ

МУЧАЕТ, ТЕРЗАЕТ, ПОБЕЖДАЕТ

СТЫД НЕ ДЫМ, А ГЛАЗА ЕСТ.

- Попробуйте определить главную мысль рассказа. ( очень важно, чтобы у человека была совесть)

Ведут  диалог  с  педагогом, высказывают предположения.

Д.- Потому, что Нине было стыдно за свой поступок

Д.- Нина, малыш, собака

Весёлая, беззаботная, озорная, легкомысленная, лживая

Печальная, расстроенная, грустная,

Д. - Правила поведения (вспомнить правила общественного поведения в школе )

Д.-Когда малыш объяснял Нине своё поведение

Д.- От имени автора

Ребята работают парами, восстанавливают ход событий.

Проверяют свои работы.

Дети высказывают мнения.

Дети отгадывают слово.( совесть)

Очень важно слышать свою совесть

Фронтальная, индивидуальная.

Групповая

Предметные: читают выразительно, следят  за текстом, умеют находить в тексте нужные строки,   ведут диалог, высказывают предположения, умеют принять

П – умеют анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы

Р – осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, выстраивают последовательность действий, осуществляют контроль результатов

К – осуществляют учет разных мнений, строят монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи, умеют работать в паре.

                                                 

                                                                                                   

Контроль за правильностью  

устных ответов

Выявление знаний группы прилагательных, характеризующих  девочку Нину

Наблюдение за выполненным заданием

8.Рефлексия деятельности

Слайд 12

8.1.Учимся думать, анализировать

8.2.Размышляем. строим

Посмотрите на экран, продолжите любое предложение.

Задание  (П)

Могут ли люди жить, не совершая ошибок?

Можно ли утверждать, что если человек не исправляет свои ошибки, то он становится мудрее?

Случались ли подобные случаи с вами?

1) Это наука, ошибка, двигаться вперёд, помогающая нам.

2) Обычно, вообще; человек, который; ничего не делает, не делает ошибок.

3) Одного, другому, ошибка, урок.

Каждой группе можно предложить собрать одно из высказываний.

1) Ошибка — это наука, помогающая нам двигаться вперёд.

2) Человек, который не делает ошибок, обычно вообще ничего не делает.

3) Ошибка одного — урок другому.

Найдите в тексте эпизод с ключевым словом "Совесть"

-На сегодняшнем уроке я узнал…
-После урока мне захотелось…
-На этом уроке я похвалил бы себя за …
-Сегодня я сумел…

Дети анализируют урок и продолжают предложения.

Дети ведут диалог с учителем

Дети строят предложения, читают  на экране

Зачитывают

Продолжают предложение, развивая речь

Рассуждают, анализируют

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Р: умеют закреплять, контролировать и корректировать свою деятельность

                                                                                   Л : умеют оценивать жизненные ситуации  и поступки героев с точки зрения общечеловеческих норм.

П : умеют анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы                                                 

Наблюдение учителя  за согласованностью действий в каждой рабочей группе

 9. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных

на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Хотелось ли бы вам вырасти достойным человеком? Как вы считаете, что нужно для этого? Что хотел сказать нам автор?

Рассуждают, анализируют

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

К- слушают и понимают речь других, используют научную терминологию

Устные ответы

10. Домашнее задание

Слайд 13

Инструктаж
по выполнению домашнего задания

Спасибо за отличную работу.

 Домашнее задание - написать окончание рассказа, или мини сочинение   «Совесть - для меня это:?»

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения

Контроль понимания домашнего задания

11.Выставление оценок с комментированием

Принимают, помогают оценивать

Фронтальная

Р – оценивают собственную деятельность на уроке и деятельность других членов коллектива.

Использование критериев оценок

12. Итог урока

Слайд 14

- Как называется произведение, с которым мы сегодня работали?

- Какие чувства испытали вы к главному герою рассказа?

Чтение плаката:

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

– Могут ли эти слова быть итогом нашей работы на уроке?

Свободное владение знакомым материалом. Умение работать самостоятельно, в паре , по цепочке.

Фронтальная

П : умеют анализировать, обобщать информацию и делать выводы    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока математики "Таблица единиц массы" 4 класс

Урок содержит элементы проектной деятельности, соответствует ФГОС НОО...

Конспект урока Математики Тема: Таблица единиц массы

Конспект урока математика в 4 классе...

Методическая разработка по теме урока:"Таблица единиц массы" 4 класс." Математика. УМК :"Школа России"

Технологическая карта по теме урока:"Таблица единиц массы" 4 класс." Математика. УМК :"Школа России"...

Методическая разработка по теме урока: "Таблица единиц массы" 4 класс." Математика. УМК :"Школа России"

Технологическая карта по теме урока:"Таблица единиц массы" 4 класс."...