Рабочая программа по курсу "Математические представления" для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2)
рабочая программа по математике (2 класс)
Данная программа предназначена для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы 8 вида (вариант 2).
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 2124 «Центр развития и коррекции»
СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДЕНО»
Педагогическим советом Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124» ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол №__ от «__» ______2018 г. Приказ № _______________ от «__» ______ 2018 г.
Директор: __________/ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
2 КЛАСС
на 2018-2019 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 2 КЛАСС)
Учитель: Белова Татьяна Рудольфовна
Москва, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» образовательной области «Математика» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 учебных недель в году) для обучающихся, которым характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания.
Данная программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г., «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов, а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях школы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталости глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается на уроках по развитию элементарных математических представлений и конструированию. Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников для их социально- бытовой адаптации.
Наряду с конкретными задачами в ходе обучения математическим представлениям и конструированию «Программа» предусматривает реализацию и более широкой задачи — формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира».
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения - «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:
- формирование элементарных математических представлений и умений;
- применение их в повседневной жизни.
Задачи, решаемые в процессе обучения математическим представлениям и конструированию:
- расширение жизненного опыта учащихся;
- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);
- формирование элементарных математических представлений о форме, величине;
- формирование количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений;
- формирование умений различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- создание условий для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- формирование учебной мотивации и интереса к уроку.
Содержание обучения направлено на социализацию обучающихся, коррекцию их эмоциональной сферы, личностного развития и познавательных возможностей. Содержание обучения разнообразно, что определяется многообразием различных дефектов у обучающихся.
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей работы.
В процессе обучения на уроках предусмотрены многократные упражнения на повторение умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Класс | 2 класс |
Количество часов в неделю | 2 часа |
Итого в год | 68 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- цвет, величину, размер, форму предметов;
- положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга и слова, их обозначающие;
- понятия «верх-низ», «право-лево», «один-много», «большой-маленький», «длинный-короткий»; «узкий-широкий», «высокий-низкий»
- число и цифру 1;
- число и цифру 2;
- число и цифру 3;
- понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».
Предполагается (ожидается), что учащиеся будут уметь:
- сравнивать предметы по величине, размеру;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
- устанавливать (называть) порядок следования предметов;
- узнавать (называть), классифицировать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- определять форму знакомых предметов;
- сравнивать количество предметов, определяя, где больше/меньше совместно с учителем;
- писать цифры 1, 2, 3 (по обводке);
- соотносить число, количество и цифры в пределах 3;
- находить нужную картинку к соответствующим частям суток;
- конструировать простейшие плоскостные фигуры (их счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Деньеша) методом наложения на образец;
- выполнять пространственные постройки ( «Лего») по образцу совместно с учителем.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 класс (68 ч)
- Количественные представления (28 ч):
- нахождение одинаковых предметов;
- объединение предметов в единое множество;
- различение множеств (один, много, мало, пусто);
- сравнение количества (один – много);
- изменение количества (один – много);
- число и цифра 1;
- число и цифра 2;
- число и цифра 3;
- числовой ряд 1-3;
- сравнение чисел в пределах 3.
- Представления о форме (19 ч):
- круг;
- квадрат;
- треугольник;
- прямоугольник;
- шар;
- куб;
- брус;
- конструирование по образцу из строительного материала.
- Представления о величине (9 ч):
- большой – маленький, больше – меньше;
- длинный – короткий, длиннее – короче;
- высокий – низкий, выше – ниже;
- широкий – узкий; шире – уже.
- Пространственные представления (5 ч):
- верх – низ; вверху – внизу;
- в центре, посередине;
- над, перед, после, между.
- Временные представления (1 ч):
- сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
1 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. | Форма, цвет, величина. | Учить подбирать фигуры к образцу по форме, цвету и величине, используя приемы прикладывания и накладывания по подражанию, по образцу действиям учителя. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал: фигуры разного цвета и величины. | |
2. | Форма, цвет, величина. | Учить подбирать фигуры к образцу по форме, цвету и величине, используя приемы прикладывания и накладывания по подражанию, по образцу действиям учителя. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал: фигуры разного цвета и величины. | |
3. | Много – мало. | Развивать количественные представления с помощью практических упражнений на выделение количества. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
4. | Много – мало. | Развивать количественные представления с помощью практических упражнений на выделение количества. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
5. | Пусто, один. | Развивать количественные представления с помощью практических упражнений на выделение количества. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
6. | Большой – маленький. | Повторение понятий «большой» - «маленький», отработка указательного жеста. | Работа с предметами разной величины (вёдра, мячи, куклы). Отработка выполнения инструкции «Дай большой (маленький)…». Обведение по трафарету больших и маленьких кругов. Нахождение на рисунках больших и маленьких предметов. Конструирование большого и маленького домов из деталей конструктора «Кроха». Сравнение игрушек, картинок по величине. Работа по рабочей тетради с.6-9. | Игрушки, домики из картона, предметные картинки, конструктор «Кроха». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
7. | Сравнение по величине: больше – меньше. | Закрепление понятий «большой» - «маленький», учить различать предметы по величине. | |||
8. | Длинный - короткий. Длиннее – короче. | Повторение понятий «длинный» - «короткий», отработка указательного жеста. | Демонстрация длинных и коротких шнурков, верёвок, лент. Отработка выполнения инструкции «Дай длинный (короткий)…» Выбор длинных и коротких полос из цветной бумаги по заданию учителя. Проведение длинных и коротких линий в тетради с помощью учителя. Конструирование на плоскости: забор из палочек Кюизенера, сравнение по длине. Работа по рабочей тетради с.25-28. | Цветные ленты, шнурки, верёвки разной длины. Набор палочек Кюизенера. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
9. | Высокий - низкий. Выше - ниже. | Закрепление понятий «высокий» - «низкий», закрепление умений сравнивать предметы по высоте. | Рассматривание высоких и низких объектов: дома, деревья, шкафы, стулья (из окна класса и на картинках). Отработка выполнения инструкции «Покажи высокий (низкий)…». Настольная игра «Шиворот-навыворот», работа с «Умными карточками» Конструирование на плоскости: выкладывание из палочек высокого и низкого дома, высокой и низкой ёлки. Работа по рабочей тетради с.50-53. | Настольная игра «Шиворот-навыворот», предметные картинки, конструктор, «Умные карточки». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
10. | Игра «Дидактическая черепаха». | Учить выбирать по цвету и количеству: один желтый грибок, много красных. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
11. | Широкий - узкий. Шире – уже. | Знакомство с понятиями «широкий» - «узкий», отработка указательного жеста. | Рассматривание широких и узких лент. Отработка выполнения инструкции «Покажи широкий (узкий)… Закрашивание широких и узких поясов на картинках. Конструирование: выкладывание широких и узких дорожек из цветных полосок. Работа по рабочей тетради с. 36-42. | Цветные ленты разной ширины, напольная мозаика. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
12. | Выше, ниже, в центре. | Ориентировка в пространстве. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
13. | Сравнение предметов. Повторение. | Повторение и закрепление понятий «большой» - «маленький», «длинный» - «короткий», «высокий» - «низкий», «широкий» - «узкий». | Сравнение игрушек, предметов, картинок. Называние признака, по которому можно сравнить предметы. Конструирование из палочек: дом, солнышко Работа по рабочей тетради с. 10-13. | Игрушки, ленты, карандаши, набор «Умные карточки. Противоположности». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
14. | Конструирование по образцу из строительного материала комбинации из двух-трех элементов | Дом, скамейка, мостик. Упражнения на воспроизведение по подражанию и по образцу комбинации из двух – трех элементов строительного материала. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Строительный материал | |
15. | Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих предметов | Закрепление понятий «много»-«мало». | Демонстрация ёмкостей разного объёма, пересыпание, сравнение. Игра в сухом бассейне «Поиски клада». Работа по рабочей тетради с.9-11. Конструирование из деревянного конструктора «Полесье». | Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
16. | Изображение из кубиков. | Совместно с обучающимися складывание целого изображения из иллюстрированных кубиков (4 кубика). | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Кубики | |
17. | Контрольная работа за 1 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
18. | Повторение изученного в 1 четверти. Игры на группировку. | Учить группировать элементы строительных наборов (кубиков, брусков) по двум образцам и соотнесение их с плоскостными фигурами по подражанию учителю и по образцу. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Строительный набор кубиков и брусков |
Итого: 18 часов
2 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. | Круг. | Развитие зрительных представлений, повторение понятий «круг». | Демонстрация и рассматривание предметов и картинок круглой и квадратной формы, повторение названия форм – круг, квадрат. Отработка выполнения действия по просьбе «Дай круг», «Покажи круг». Обводка по трафарету кругов и квадратов. Работа с набором геометрических фигур (выбор, наложение, выкладывание с чередованием). Конструирование на плоскости: гусеница из плоских цветных кругов. Работа по рабочей тетради с. 4-5, 16-20. | Картинки и предметы круглой и квадратной формы, набор геометрических фигур «Учись считать». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
2. | Предметы круглой формы. | Дифференциация изображений предметов круглой формы. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
3. | Цветовая гамма: красный, желтый, зеленый, синий. | Выполнение упражнений на дифференциацию красного и желтого цветов. Знакомство с зеленым и синим цветом. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
4. | Письмо по трафарету – круг. | Учить рисовать круги с помощью учителя, по трафаретам, по опорным точкам. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
5. | Квадрат. | Развитие зрительных представлений, повторение понятия «квадрат». Дифференциация предметов квадратной формы. | Демонстрация и рассматривание предметов и картинок круглой и квадратной формы, повторение названия форм – круг, квадрат. Отработка выполнения действия по просьбе «Дай квадрат», «Покажи квадрат». Обводка по трафарету кругов и квадратов. Работа с набором геометрических фигур (выбор, наложение, выкладывание с чередованием). Конструирование на плоскости: гусеница из плоских цветных кругов. Работа по рабочей тетради с. 4-5, 16-20. | Картинки и предметы круглой и квадратной формы, набор геометрических фигур «Учись считать». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
6. | Треугольник. | Развитие зрительных представлений, повторение понятия «треугольник». Дифференциация предметов треугольной формы. | Демонстрация предметов и картинок треугольной и прямоугольной формы, повторение названия форм – треугольник, прямоугольник. Отработка выполнения действия по просьбе «Дай треугольник», «Покажи треугольник». Работа с набором геометрических фигур: наложение одинаковых фигур друг на друга, на контур, выкладывание с чередованием. Конструирование на плоскости из геометрических фигур: грузовик, ёлочка, «зебра». Работа по рабочей тетради с. 33-36, 45-50. | Картинки и предметы треугольной и прямоугольной формы, набор геометрических фигур «Учись считать». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
7. 8. | Прямоугольник. | Развитие зрительных представлений. Знакомство с понятием «прямоугольник». | Демонстрация предметов и картинок треугольной и прямоугольной формы, повторение названия форм – треугольник, прямоугольник. Отработка выполнения действия по просьбе «Дай прямоугольник», «Покажи прямоугольник». Работа с набором геометрических фигур: наложение одинаковых фигур друг на друга, на контур, выкладывание с чередованием. Конструирование на плоскости из геометрических фигур: грузовик, ёлочка, «зебра». Работа по рабочей тетради с. 33-36, 45-50. | Картинки и предметы треугольной и прямоугольной формы, набор геометрических фигур «Учись считать». Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
9. | Дифференциация предметов по форме. | Закрепление понятий «круг», «квадрат», «треугольник», «прямоугольник», развитие тактильных ощущений. | Повторение названий геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Игра «Чудесный мешочек» (набор геометрических фигур). Соотнесение фигур по форме, группировка по форме. Игра «3-й и 4-й лишний». Конструирование в пространстве из набора деревянных объёмных фигур: дом, ворота, гараж. | Набор деревянных форм в мешочке, предметные картинки, набор геометрических фигур из пластмассы «Учись считать», деревянный конструктор. | |
10. | Число и цифра 1. | Формирование математических представлений: повторение числа и цифры 1. | Выбор одного предмета из множества. Обведение в кружок одного предмета из ряда одинаковых. Прописывание цифры 1. Конструирование из блоков Дьенеша. Работа по рабочей тетради с.12-15. | Набор геометрических фигур, предметные картинки с изображением одинаковых предметов, счёты, набор блоков Дьенеша. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
11. | Соотношение количества, числа и цифры 1. | Образование, чтение и запись числа и цифры 1. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Образец написания цифры 1. | |
12. | Контрольная работа за 2 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
13. | На, над, под. Положение предметов. | Формировать пространственные отношения. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
14. | Один – много. Количество предметов. | Формировать количественные отношения. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал |
Итого: 14 часов
3 четверть
№ урока | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. 2. | Шар. | Знакомство с шаром, дифференциация с кругом. | Демонстрация шаров, мячей, сравнение с кругом. Сравнение шаров по величине. Игра «Чудесный мешочек» (шарики). Работа по рабочей тетради с.28-29. Конструирование из плоскостных кругов «Матрёшки». | Мячи разного размера, стеклянные шарики для декора. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
3. 4. | Куб. | Знакомство с кубом, дифференциация с квадратом. | Демонстрация куба, сравнение с квадратом. Игра «Чудесный мешочек» (кубики). Работа по рабочей тетради с.45-46. Конструирование из кубиков. | Кубики деревянные и пластмассовые разного размера. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
5. 6. | Брус. | Знакомство с брусом, дифференциация с прямоугольником. | Демонстрация бруса, выяснение отличия от прямоугольника. Подбор предметов по форме. Работа по рабочей тетради с.62-64. Конструирование из конструктора «Лего - Дупло». | Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
7. | Понятия «один» - «много». | Закрепление понятий «много» - «один». Развитие тактильных ощущений. | Игра в овощной магазин: покупка овощей заданного количества: «Купи много огурцов, купи один помидор и т.п.». Отработка выполнения инструкции «Покажи, где много», «Дай один». Обведение по трафарету множества яблок, закрашивание одного. Конструирование из блоков Дьенеша. | Муляжи овощей, игрушечный кассовый аппарат, миски по количеству детей, трафареты с яблоками, блоки Дьенеша. | |
8. | Больше - меньше, столько же. | Практическое знакомство с понятиями «больше», «меньше», «столько же» | Соотнесение предметов и картинок по количеству без называния чисел путём наложения и приложения. Игра «Накорми зайчиков морковками». Обводка фигур по трафарету, штриховка, закрашивание. Конструирование из блоков Дьенеша. Работа по рабочей тетради с.4-8. | Игрушки, раздаточный материал, предметные картинки, набор блоков Дьенеша. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
9. | Число и цифра 2. | Формирование математических представление: повторение числа и цифры 2, знакомство с понятием «пара». | Объединение предметов и детей в пары. Откладывание 2-х предметов из ряда одинаковых. Опускание 2-х предметов в коробку. Игра «Найди пару» (варежки, носки, ботинки). Прописывание цифры 2. Конструирование из блоков Дьенеша. Работа по рабочей тетради с.16-19. | Парные картинки и игрушки, коробки, набор блоков Дьенеша. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
10. | Письмо цифры 2 (по трафарету, самостоятельно). | Запись цифры по точкам. Формирование умения самостоятельно писать цифру 2. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Образец написания цифры 2. | |
11. | Соотношение количества, числа и цифры 2. | Образование, чтение и запись числа и цифры 2. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Образец написания цифры 2. | |
12. | Сравнение чисел: больше, меньше, равные. | Сравнение чисел в пределах 2. | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником. | Числовой ряд 1-2 Демонстрационные таблицы Счетный раздаточный материал Образцы написания цифр и знаков. Счетный материал для доски. | |
13. 14. | Числовой ряд 1, 2. | Учить последовательно записывать цифры в числовом ряду. Отработка умения откладывать на счётах заданное количество. | Работа с кассой цифр (нахождение цифр 1,2 по заданию). Письмо цифр 1, 2 на доске, в тетрадях (по обводке, по точкам, самостоятельно). Работа на счётах – откладывание 1, 2. Подбор соответствующих карточек 1 и 2 к предметным картинкам. Работа по рабочей тетради с.23. Конструирование из счётных палочек. | Предметные картинки, игрушки, наборы геометрических фигур, счёты, касса цифр. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
15. 16. | Состав числа 2. | Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, закрепление понятия о числе 2. | Составление числового домика на доске, на партах. Вписывание, вкладывание карточки на мете пропусков. Разделение пары предметов по одному (носки, варежки, конфеты) Конструирование из счётных палочек. | Счётный материал, карточки с цифрами, числовой домик. | |
17. | Число и цифра 3. Образование числа 3 | Знакомство с числом 3, цифрой 3, учить писать цифру 3. | Знакомство с цифрой 3. Нахождение цифры 3 на рисунках. Обозначение 3-х предметов цифрой 3. Нахождение и обводка цифры 3 среди других цифр. Обведение в кружок 3-х предметов. Письмо цифры 3 на доске, в тетрадях (по обводке, по точкам, самостоятельно). Работа на счётах – откладывание 3 Работа по рабочей тетради с.30-32. Конструирование из счётных палочек. | Счеты, магнитные карточки с цифрами, игрушки. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
18. 19. | Знакомство с количеством в пределах 3. | Познакомить с количеством в пределах 3. | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником. | Демонстрационные таблицы Счетный раздаточный материал Образцы написания цифр и знаков. Счетный материал для доски. | |
20. | Контрольная работа за 3 четверть. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
21. | Повторение изученного материала в 3 четверти. | Упражнение в выполнении пересчитывания предметов в пределах 3. | Прописывание цифр в пределах 3. Тренировка в пересчитывании предметов и соотнесении цифры и количества в пределах 3. | Счетный материал. Карточки с заданиями. |
Итого: 21 час
4 четверть
№ уро-ка | Дата | Тема урока | Цель урока | Виды деятельности | Оборудование |
1. | Соотношение количества, числа и цифры 3. | Учить изменять количество предметов, устанавливать взаимно однозначное соответствие. | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником. | Числовой ряд 1-3 Демонстрационные таблицы Счетный раздаточный материал Образцы написания цифр и знаков. Счетный материал для доски. | |
2. | Сравнение чисел: больше, меньше, равно в пределах 3. | Учить изменять количество предметов, устанавливать взаимно- однозначное соответствие. | Беседа. Объяснение. Демонстрация. Упражнения. Работа с учебником. | Числовой ряд 1-3 Демонстрационные таблицы Счетный раздаточный материал Счетный материал для доски. | |
3. | Соотнесение предметной совокупности с их числом. | Научить считать предметы и соотносить с их числом. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Числовой ряд 1-3 Демонстрационные таблицы Счетный раздаточный материал Образцы написания цифр и знаков. Счетный материал для доски. | |
4. | Числовой ряд 1, 2, 3. | Закрепить понятия о числах 2,3. Отработка умения откладывать на счётах заданное число. | Образование числа 3. Решение задач на сложение 2+1 с записью примера. Задание на дифференциацию чисел. Работа по рабочей тетради с.37. Конструирование из деревянного конструктора «Полесье». | Счеты, магнитные карточки с цифрами и знаками (+, =), игрушки. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.2 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
5. 6. | Счет прямой и обратный в пределах 3. | Уметь называть место цифры при счете. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Числовой ряд 1-3 Демонстрационные таблицы Счетный раздаточный материал Образцы написания цифр и знаков. Счетный материал для доски. | |
7. | Выше – ниже. Положение предметов. | Учить сравнивать, определять свойства предметов их положение. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
8. | На, над, под. Положение предметов. | Формировать пространственные отношения. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
9. | Далеко – близко. | Формировать представления об относительности (транзитивности) величины. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
10. | Высокий – низкий. | Познакомить с величинами: высокий – низкий. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
11. | Большой , средний, маленький. | Игровые упражнения на сопоставление трёх объектов различной величины «большой, средний, маленький». | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
12. | Сутки: утро, день, вечер, ночь. | Формирование временных представлений, знакомство с понятием «сутки», отработка узнавания действий на картинках. | Беседа о распорядке дня. Рассматривание сюжетных картинок, называние действий. Выкладывание последовательностей. Двигательная игра «День-ночь». Конструирование с помощью прищепок: солнышко. Работа по рабочей тетради с.65-66. | Картинки распорядка дня, прищепки. Рабочая тетрадь по математике «Сравниваем, считаем» ч.1 Т.В. Алышева, В.В. Эк. | |
13. | Годовая контрольная работа. | Проверка уровня усвоения учебного материала. | Выполнение заданий контрольной работы различного уровня сложности. Оказание помощи по необходимости. | Бланки контрольных работ. | |
14. | Цветовая гамма: красный, желтый, зеленый, синий. | Выполнение упражнений и закрепление представлений о красном, желтом, зелёном и синем цвете. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Наглядный и раздаточный материал | |
15. | Работа с мозаикой. | Развивать мелкую моторику руки. | Беседа, объяснение, демонстрационный материал, задания. | Мозаика. |
Итого: 15 часов
Всего: 68 часов
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
- Г.Е. Сычева. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.
- Счетный материал
- Прописи
- Предметы, различные по величине, форме, массе
- Счетные палочки
- Картинки с изображением предметов по темам
- Плакаты с цифрами
- Геометрическое лото
- Набор геометрических фигур
- Ленты, полоски, бусины
- Природный материал
- Муляжи фруктов и овощей
- Предметы разной геометрической формы
- Сенсорный материал (формы)
- Игрушки
- Трафареты «Геометрические фигуры»
- Кубики с цифрами
- Игра «Мои первые цифры»
- Мини-игра «Цифры»
- «Блоки Дьенеша»
- «Палочки Кюизенера»
- Мега-блоки «Лего»
- Серия «Готовимся к школе». «Геометрическая мозаика»
- Серия «Готовимся к школе». «Посчитай-ка»
- Серия «Готовимся к школе». «Юный математик»
- Серия «Умные карточки». «Противоположности»
- Серия «Умные карточки». «Изучаем формы»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- АООП для детей с нарушением интеллекта (Вариант 2).
- Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007.
- «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
- Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М: Просвещение, 1978.
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой). Санкт-Петербург, 2011.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс, 1—4 классы. (Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой) М.: Просвещение-2006.
- Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 2- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный
В данной программе представлен материал по разделам: пояснительная записка, поурочное планирование, знания и умения детей на конец года, формы контроля уровня достижений, тексты контрольных работ....
рабочая программа по русскому языку 4 класс для коррекционной школы 5 вида
Рабочая программа написана на основе УМК "Школа России". Учебник авторского коллектива В. П. Канакина, В. Г. Горецкий....
рабочая программа по математике для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
Рабочая программа написана на основе УМК "Школа России". Авторский коллектив учебника М.И. Моро, М.А. Бантова....
рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....
Рабочая программа по математике для учащихся 3 специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программа по математике для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) по учебнику В.В. Эк содержит пояснительную записку, основное...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ I ВИДА
Рабочая программа по природоведению для 3 класса специальной (коррекционной) обшеобразовательной школы I вида....
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы.
Адаптированная рабочая программа по математике для 4 класс специальной( коррекционной) школы....