Программа по предмету "Математические представления"
рабочая программа по математике (2 класс)
Программа по предмету "Математические представления" для обучающихся 2 класса (2 вариант обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу
«Математические представления» 2-«В» класс
(II вариант обучения)
Нормативная основа программы
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
-Устав ГБОУ № 613 Московского района Санкт-Петербурга
-Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) образования для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (2 вариант) в соответствие С ФГОС УО.
-Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. - СПб: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011.
-Учебный план Московского района Санкт-Петербурга – 2019-2020
Пояснительная записка
В основе математических представлений лежит накопление ребенком необходимого сенсорного опыта. Ребенок, лишенный возможности спокойно и активно собирать информацию об окружающем мире, не сможет освоить базовые математические понятия. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития могут быть чувствительны к различным видам восприятия, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов воздействия, обучение воспринимать, узнавать, ожидать раздражители различной модальности, создание условий для активного исследования предметов и материалов доступным ребенку способом, формирование простейших причинно-следственных связей будет благоприятствовать дальнейшему освоению математических представлений. Особое внимание при формировании базовых метаматематических представлений обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков данной области. В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трѐх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и т.д. У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным приемом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни.
Цель обучения математике – формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных практических задач.
Основные задачи: формирование представлений о множестве, числе, величине, форме, пространстве, времени, цвете; формирование представлений о количественных, пространственных, временных отношениях между объектами окружающей действительности; формирование умений и навыков в счѐте, вычислениях, измерении, конструирование.
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (согласно учебному плану). При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение во 2 классе составит 68 часов.
1 четверть – 16 часов
2 четверть – 16 часов
3 четверть – 20 часов
4 четверть – 16 часов
Используемый учебно-методический комплект
- Баряева Л.Б., Бойков Д.И., Гаврилушкина О.П., Яковлева Н.Н., Липакова В.И. Програма образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Баряевой Л.Б., 2011
- Л.Б. Баряева, А.П.Зарин. Ментодика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб, 2000г.
Содержание программы по курсу
«Математические представления» 2-«В» класс
(II вариант обучения)
Планируемые предметные результаты освоения курса «Математические представления» 2 класс (II вариант обучения)
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант II для обучающихся с умственной отсталостью) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
Ученик должен знать (понимать) -рабочее место, свои школьные принадлежности -основные понятия «больше- меньше», «короткий- длинный» -основные геометрические фигуры | Ученик должен знать (понимать) -правила поведения на уроке -основные цвета |
Ученик должен уметь -повторять за педагогом движения -называть (показывать) изучаемые предметы, действия -выполнять простые инструкции педагога | Ученик должен уметь -сосредотачивать внимание на предоставляемом материале -выполнять простейшие инструкции учителя |
Ученик должен использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни -различать основные геометрические фигуры и цвета в окружающих предметах -различать смену частей суток | Ученик должен использовать приобретенные навыки и умения в практической деятельности и повседневной жизни -выполнять действия по инструкции учителя |
Содержание учебного предмета
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Количественные представления | 25 |
2 | Представления о форме | 2 |
3 | Представления о цвете | 1 |
4 | Временные представления | 4 |
5 | Представления о величине | 10 |
6 | Пространственные представления | 12 |
Основные формы и методы обучения - это практические упражнения и опыты, зарисовки в тетрадях, экскурсии, беседы, дидактические игры, чтение пословиц и поговорок, народных примет, стихов, рассказов, рассматривание картин. На всех уроках используются принципы наглядности, доступности, практической направленности, коррекции.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Математические представления»
2-«В» класс (II вариант обучения) на 2019-2020 учебный год
1 четверть
№ п/п год | № п/п четв | Тема урока | Дата по плану | Дата фактическая | Примечание |
1 | 1 | Цвет. Назначение предметов. | 3.09.19 | Картинки с изображением предметов основных и дополнительных цветов. | |
2 | 2 | Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. | 5.09.19 | Картинки с изображением круга, квадрата, треугольника, предметов круглой, квадратной и треугольной формы. | |
3 | 3 | Геометрические фигуры: овал, прямоугольник, ромб. | 10.09.19 | Картинки с изображением овала, прямоугольника, ромба, предметов овальной, прямоугольной и ромбовидной формы. | |
4 | 4 | Большой - маленький. Больше - меньше. Игра «Собери матрешку», «Разложи по величине» | 12.09.19 | Картинки, матрешка, предметы разной величины. | |
5 | 5 | Одинаковые, равные по величине. Игра «Найди одинаковые предметы» | 17.09.19 | Картинки, предметы разной величины. | |
6 | 6 | «Логическая цепочка» (чередование предметов по цвету, форме, размеру) | 19.09.19 | Предметы различной формы, цвета, размера. | |
7 | 7 | Слева- справа. | 24.09.19 | Картинки, презентация. | |
8 | 8 | В середине, между. | 26.09.19 | Картинки, презентация. | |
9 | 9 | Слева- справа. В середине, между. Закрепление. | 1.10.19 | Картинки, мультфильм. | |
10 | 10 | Вверху- внизу, выше- ниже, верхний- нижний, на, над, под. | 3.10.19 | Картинки, презентация. | |
11 | 11 | Длинный – короткий. | 8.10.19 | Картинки, презентация. | |
12 | 12 | Внутри – снаружи, рядом, около | 10.10.19 | Картинки, презентация. | |
13 | 13 | Широкий- узкий. | 15.10.19 | Картинки, презентация. | |
14 | 14 | Далеко – близко, дальше – ближе. | 17.10.19 | Картинки, презентация, мультфильм | |
15 | 15 | Высокий – низкий. | 22.10.19 | Картинки, презентация. | |
16 | 16 | Повторение материала изученного в 1 четверти. | 24.10.19 | Cчётный материал, сборно-разборные игрушки, презентация, картинки. |
2 четверть
№ п\п год | № п/п четв | Тема урока | Дата по плану | Дата фактическая | Примечание |
17 | 1 | Первый - последний. | 5.11.19 | Пирамидка | |
18 | 2 | Сегодня, завтра, вчера. | 7.11.19 | Игрушки, предметы разного цвета | |
19 | 3 | Тяжелый – легкий. | 12.11.19 | Игрушки, предметы разного цвета | |
20 | 4 | Игра « Противоположности» | 14.11.19 | Конструктор, кубики разного цвета | |
21 | 5 | Больше- меньше, столько же, одинаковое количество. | 19.11.19 | Игрушки, предметы разного цвета | |
22 | 6 | Конструирование из геометрических фигур по образцу и словесной инструкции. | 21.11.19 | Игрушки, предметы разного цвета | |
23 | 7 | Число и цифра 1. | 26.11.19 | Игрушки, предметы разного цвета, карточки, пиктограммы | |
24 | 8 | Число и цифра 2. | 28.11.19 | Кубики разного цвета | |
25 | 9 | Число и цифра 3. | 3.12.19 | Картинки, предметы и игрушки разной формы | |
26 | 10 | Числовой ряд от 1 до 3. Последовательность, соотнесение количества с числом. | 5.12.19 | Картинки, предметы и игрушки разной формы | |
27 | 11 | Число и цифра 4. | 10.12.19 | Картинки, шары разного размера | |
28 | 12 | Число и цифра 5. | 12.12.19 | Предметы различной формы | |
29 | 13 | Числовой ряд от 1 до 5. Соседи числа. | 17.12.19 | Картинки, мячи разного размера, пирамидка | |
30 | 14 | Числовая лестница от 1 до 5. | 19.12.19 | Мультфильм, предметы разной формы | |
31 | 15 | Числовой ряд от 1 до 5. Закрепление. | 24.12.19 | ||
32 | 16 | Повторение и закрепление материала изученного во 2 четверти. | 26.12.19 | Картинки, игрушки, школьные принадлежности, презентация. |
3 четверть
№ п/п год | № п/п четв | Тема у рока | Дата по плану | Дата фактическая | Примечание |
33 | 1 | Число и цифра 6. | 14.01.20 | Пластилин, готовый образец | |
34 | 2 | Число и цифра 7. | 16.01.20 | Предметы разной формы | |
35 | 3 | Число и цифра 8. | 21.01.20 | Предметы разной формы | |
36 | 4 | Числовой ряд 1-8. Закрепление. | 23.01.20 | Предметы разной формы и цвета | |
37 | 5 | Число и цифра 9. | 28.01.20 | Предметы разной формы и цвета | |
38 | 6 | Число и цифра 10. | 30.01.20 | Предметы разной формы и цвета | |
39 | 7 | Числовой ряд 1-10. Последовательность. Соседи числа. | 4.02.20 | Предметы разной формы, размера и цвета | |
40 | 8 | Числовой ряд 1-10. Последовательность. Соседи числа. Закрепление. | 6.02.20 | Иллюстрации, готовый образец | |
41 | 9 | Точка, линии. | 11.02.20 | Иллюстрации, готовый образец | |
42 | 10 | Точка, линии. Закрепление. | 13.02.20 | Предметы разной формы и цвета | |
43 | 11 | Линейка. Знакомство с линейкой. | 18.02.20 | Бумага, карандаши, трафарет | |
44 | 12 | Числовая лестница 1-10. | 20.02.20 | Бумага, карандаши, трафарет | |
45 | 13 | Пересчет предметов в пределах 10. | 25.02.20 | Предметы разных цветов | |
46 | 14 | Конструирование из счетных палочек по образцу. | 27.02.20 | Предметы разной формы | |
47 | 15 | Логическая цепочка (чередование предметов по цвету, форме, размеру) | 3.03.20 | Предметы разных цветов | |
48 | 16 | Пересчет предметов. Больше - меньше, одинаковое количество. | 5.03.20 | Готовые формы, прищепки разных цветов | |
49 | 17 | Пересчет предметов. Больше- меньше, одинаковое количество. Закрепление. | 10.03.20 | Сыпучие материалы, емкости разного размера | |
50 | 18 | Числовой ряд от 1 до 10. Закрепление. | 12.03.20 | Карточки с цифрами от 1 до 10 | |
51 | 19 | Конструирование по образцу из счетных палочек. | 17.03.20 | Счетные палочки, готовый образец | |
52 | 20 | Конструирование по образцу и словесной инструкции их плоскостных геометрических фигур. | 19.03.20 | Плоскостные геометрические фигуры, готовый образец |
4 четверть
№ п/п год | № п/п четв | Тема урока | Дата по плану | Дата фактическая | Примечание |
53 | 1 | Порядковые числительные. «Первый, второй, третий…» | 31.03.20 | Сыпучие материалы, емкости разного размера, картинки | |
54 | 2 | Сутки, неделя. | 2.04.20 | Картинки, зеркало, кукла | |
56 | 3 | Сутки, неделя. Закрепление. | 7.04.20 | Картинки, мультфильм, презентация. | |
57 | 4 | Длинный –короткий, широкий – узкий, высокий- низкий. Повторение. | 9.04.20 | Картинки, игрушки, презентация. | |
58 | 5 | Слева – справа, внизу – вверху. Повторение. | 14.04.20 | Картинки, презентация. | |
59 | 6 | Графические упражнения «Нарисуй по образцу» | 16.04.20 | Картинки, мультфильм, презентация. | |
60 | 7 | Счет в прямом и обратном порядке. | 21.04.20 | Картинки, аудиозаписи и мультфильмы о временах года. | |
61 | 8 | Счет в прямом и обратном порядке. Закрепление. | 23.04.20 | Предметы разного цвета, школьные принадлежности, презентация. | |
62 | 9 | Конструирование из плоскостных геометрических фигур по образцу и словесной инструкции. | 28.04.20 | Презентация, предметы круглой формы | |
63 | 10 | Пересчет предметов (1-10) | 30.04.20 | Картинки, презентация, предметы квадратной формы | |
64 | 11 | Пересчет предметов (1-10). Закрепление. | 5.05.20 | Картинки, игрушки, школьные принадлежности. | |
65 | 12 | Упражнения в узнавании целого предмета по его фрагментам. | 7.05.20 | Иллюстрации, пиктограммы, игрушки | |
66 | 13 | Геометрические фигуры: круг, квадрат. Обводка по точкам, штриховка. | 12.05.20 | Иллюстрации, пиктограммы, игрушки | |
67 | 14 | Геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник. Обводка по точкам, штриховка. | 14.05.20 | Иллюстрации, сыпучие материалы, различные емкости | |
68 | 15 | Упражнения с цифрами «Что пропало?», «Что изменилось?» | 19.05.20 | Иллюстрации, сыпучие материалы, различные емкости | |
66 | 16 | Повторение материала изученного в 4 четверти. | 21.05.20 | Картинки, мультфильм, презентация. |
Лист корректировки рабочей программы по предмету/ занятию внеурочной деятельности
____________________________________________________________
Учитель:______________________________________________________________________________________________
Четверть | Кол-во часов по предмету | Выполнение | Компенсирующие мероприятия/ в случае отставания или лишних часов по предмету | Дата сверки | Подпись председателя МО/ зам. директора по УР |
1 | |||||
2 | |||||
3 | |||||
4 | |||||
ИТОГО | Программа по предмету___________________________________________________ выполнена полностью за счёт объединения/добавления тем. Учитель:_______________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Формирование пространственных представлений у младших школьников с НОДа и нарушением интеллекта"
В помощь воспитателям , учителям, дефектологам, родителям....

Рабочая программа по математическим представлениям, 3 класс.
Рабочая программа по математическим представлениям, 3 класс....

Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9
Рабочая программа Предмет: «Математические представления и конструирование» Вид программы: АООП для учащихся с ТМНР Класс: 9...

Рабочая программа по "Математическим представлениям" по варианту 1.4
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» для индивидуального обучения на дому, обучающейся 2А класса КОУ «Нижневартовская школа для обучающих...

Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития, вариант 2
Адаптированная рабочая программа по математическим представлениям составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО математическим представлениям 1 КЛАСС - 2 ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
математические представления 1 класс - 2 вариант...

Рабочая программа по математическим представлениям, 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)
Рабочая программа по предмету "Математические представления" для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....