урок по теме " Конкретный смысл действия деления (задачи на деление)"
материал по математике (2 класс)
Урок нацеленный познакомить учащихся с новым арифметическим действием – делением, раскрыть смысл деления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkretnyy_smysl_deystviya_deleniyareshenie_zadach_na_delenie_po.pptx | 1.81 МБ |
konkretnyy_smysl_deystviya_deleniya.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
3+3+3+3+3 2+2+2+2 4+4+4 3+3+2+4
20+60=80 80-20=60 80-60=20 40-32=8 40-8=32 57-30=27 57-27=30 32+8=40 27+30=57
На одном дереве сидело 8 птиц. Сколько птиц сидело на трёх таких деревьях?
Тема урока: Деление.
6 : 2 = 3
6 : 3 = 2
3х2=6
6:3=2
6:2=3
3х2=6 6:3=2 6:2=3
На одном дереве сидело 8 птиц. Сколько птиц сидело на трёх таких деревьях?
Используемые ресурсы: http :// prazdnichek.info/uploads/posts/2010-04/1271798932_img263.jpg http://dayfun.ru/wp-content/uploads/2012/08/% D1%87%D0%B5%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B0.jpg http:// img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/788/99788219_1.png http:// zwierciadlo.pl/wp-content/uploads/2012/10/DD04510.jpg http:// nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/014.png http:// super-bookz.ru/Books/knigi.jpg
Предварительный просмотр:
Конкретный смысл действия деления (задачи на деление)
Цель: познакомить с новым арифметическим действием – делением, раскрыть смысл деления.
Задачи:
- рассмотреть простые задачи на деление (на части и по содержанию) и сравнивать их решение;
- устанавливать связь между действиями умножения и деления;
- развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь;
- воспитывать интерес к математике.
Тип урока: урок введения нового знания.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сегодня у нас необычный день. На уроке присутствуют гости. Порадуйте меня, друзей, гостей своими успехами. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Сегодня урок мне бы хотелось начать со слов: «Школа – это детская страна, где много света и тепла, где много счастья и добра». Вы согласны? (Да).
Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость? (прилежно учиться, выполнять домашние задания, отвечать на уроках, быть воспитанными, соблюдать правила поведения, помогать товарищам, учителю, стараться не огорчать родителей).
А чтобы на каждом уроке подниматься выше, достигать новых успехов, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Скажите, ребята, какую новую, сложную, но интересную темы мы недавно начали проходить? (Умножение).
Скажите, а что мы уже знаем и умеем? (Дети называют темы предыдущих уроков: умножение, Особые случаи умножения с 0 и единицей, название компонентов умножения, таблицу умножения числа 2).
ІІ. Актуализация знаний.
Итак, давайте повторим, что мы уже знаем. Соберем наше внимание и ответим на вопросы задачи примером на умножение.
Носил орехи бурундук.
По два за каждою щекой.
Насыпал до верху сундук –
Не будет голоден зимой.
Сколько орехов за один раз приносил бурундук?
2*2=4
Дарит бабушка – лисица
Трем внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте.»
Сколько всех, пересчитайте?
2*3=6
Мышка зерна собирала.
По два зернышка таскала.
Принесла девятый раз
Каков мышки стал запас?
2*9=18
Молодцы!
Ребята, сегодня к нам обратилось несколько сказочных героев, которым нужна наша помощь. Поможем?
Слайд 2.
Поможем Буратино. Найди лишнее выражение. Почему оно лишнее? (лишнее 3 выражение, т.к. в 1,2,4 – слагаемые одинаковые, а в третьем выражении они разные).
Как можно записать выражения с одинаковыми слагаемыми? (с помощью умножения). Запишите эти выражения с помощью умножения и вычислите, а потом проверим.
3+3+3+3+3 = 3*5=15
2+2+2+2 = 2*4=8
3+3+2+4
4+4+4 = 4*3=12
Прочитайте, используя математический язык.
-произведение чисел 3 и 5 равно 15;
-1 множитель – 2, 2 множитель – 4, произведение – 8;
-произведение чисел 4 и 3 равно 12.
Слайд 3.
Помогите Вини – Пуху. Составьте примеры по образцу. Работаем устно. Внимание на экран.
20+60=80 32+8=40 27+30=57
80-20=30 40-32=8 57-30=27
80-30=20 40-8=32 57-27=30
Какая здесь закономерность? (Связь компонентов сложения: чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое; вычитание и сложение – взаимнообратные действия).
Еще к нам за помощью обратился Чебурашка. Помогите Чебурашке ответить на вопросы. Отвечать нужно только «Да» или «Нет». Если «Нет», то объясните почему? И дайте правильный ответ.
1.Результат умножения – произведение.
2.В записи двузначного числа есть десятки и единицы.
3.Первый компонент вычитания – это слагаемое.
4.Сумма – это результат сложения.
5.Если из вычитаемого вычесть уменьшаемое, то получиться разность.
(Первый компонент вычитания – это уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть вычитаемое, то получим разность.)
Молодцы! Вы смогли помочь всем героям, а нам нужно идти дальше.
ІІІ. Постановка проблемы.
Какие действия нам уже известны? (сложение, умножение, вычитание).
Какое действие обратное сложению? (вычитание)
Какое действие обратное вычитанию? (сложение).
Слайд 5.
Прочитайте задачу
На одном дереве сидело 8 птиц. Сколько птиц сидело на трёх таких деревьях?
- как будем решать задачу? (8*3=24)
-что значит 8 умножить на 3 (надо найти сумму трех слагаемых, каждое из которых равно восьми).
А теперь составьте и решите обратную задачу.
Почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем и должны познакомиться? (мы не знаем как записать решение, какое надо выбрать действие, какой знак действия).
Как называется это действие, я думаю вы знаете. Это и будет тема нашего урока.
Слайд 6. Итак, тема урока: Деление.
Какие задачи нам нужно решить, чтобы узнать все о делении?
- познакомиться с действием деления.
- Какой знак у деления.
- Как записать и как прочитать деление.
- Как называются компоненты деления.
- Как деление связано с умножением.
- Применять полученные знания при решении примеров и задач.
ІV. Открытие нового знания.
Слайд 7. Ребята, перед вами 6помдоров. Нам нужно разложить их на 2 тарелки. Как вы думаете, сколько помидоров будет на каждой тарелке? (возможно кто-то скажет, что 3).
А как вы догадались? А как мы сможем проверить правы вы или нет? (разложим). Раскладываем.
Да, действительно, убеждаемся, что 3 помидора.
А как нам записать решение задачи?
Итак, было 6 помидоров, их разделили, разложили на 2 тарелки и получили по 3 помидора.
Слайд 7. 6:2=3
Две точки – это знак деления. Читам так: 6 разделить на 2 будет 3.(хором)
Слайд 8.
А теперь 6 помидоров нам нужно разложить по 3 на тарелки. Сколько тарелок нам понадобится?
Как нам проверить? (разложим).
Какое действие используем для решения задачи? (Деление)
Как записывается знак действия? (две точки).
Слайд 8.
Прочитайте второе выражение.(6 разделить на 3 будет 2). Запишите его в тетрадь.
Физкультминутка
Сравните решение двух задач. Что у них общего? (Действие деление, первое число)
Чем отличаются?
Помните, ребята, когда мы помогали Вини – Пуху, какие два действия были взаимнообратными? (действия сложения и вычитания).
А как вы думаете, будут ли взамнообратными действия умножения и деления? (Да). Давайте проверим.
Слайд 9
Давайте проверим. 3*2=6 (по 3 мяча взяли 2 раза получили 6 мячей).
Слайд 10
Теперь мы возьмем 6 мячей и разложим их по 3 мяча в каждой группе. Сколько групп получится? Какой пример получили? 6:3=2
Слайд 11
Возьмем 6 мячей и разделим их поровну на 2 группы. Сколько мячей в каждой группе? 6:2=3.
Какой можно сделать вывод? (Действия умножения и деления – взаимнообратные).
Значит, что мы называем делением? (Действие обратное делению.)
Посмотрите внимательно на компоненты умножения. Что интересного заметили? (Если произведение разделить на один множитель, то получим другой множитель).
V. Первичное закрепление.
Проверим, ребята, как мы усвоили новую тему. Выполним несколько заданий. Открываем учебники на стр.58 №1. Читаем задание.
Вывод
Что мы сейчас решили? Каким действием? Что такое деление?
с.59 №1. Работаем по колонкам
Составьте и решите свой столбик примеров.
Проверяем с помощью сигнальных карточек
Слайд 12
Вернемся к нашей задаче про птиц и деревья. Какие обратные задачи можно составить и как их решить?
24 птицы сели на 3 дерева поровну. Сколько птиц на одном дереве?
Как запишем решение задачи? 24:3=8 птиц на одном дереве.
24 птицы сели по 8 птиц на каждое дерево. Сколько деревьев они заняли?
Какое решение задачи? 24:8=3 дерева заняли птицы.
Вывод.
Каким действием решали задачи?
Что такое деление?
VI.Работа в парах.
Блиц-турнир. (На карточках. Решение на карточках.)
Положили поровну 6 яблок в 2 корзины. Ответ: в каждой корзине будет по __ яблока.
Разделите 9 конфет на троих детей. Ответ: каждому достанется по __ конфеты.
Положите 12 орехов по 3 ореха в пакет. Ответ: получим __ пакета с орехами.
Положите 10 пирожных 2 тарелки поровну. Ответ: в каждой тарелке бцдет по __ пирожных.
Разделите 16 конфет по 4 девочкам. Ответ: конфеты получат __ девочки.
VII. Рефлексия.
- Какая тема была рассмотрена сегодня? (Деление).
- Какая была цель? (Научиться делить).
- Что такое деление? (Действие обратное действию умножения).
- Какой знак используют для записи деления? (Две точки).
- Решали примеры и задачи на деление? (Да).
- Что мы еще не выяснили? (Как называются компоненты деления, особые случаи деления и др.). Значит, есть с чем и над чем работать.
VIII. Домашнее задение. Стр. 59 №2,№6
Положили поровну 6 яблок в 2 корзины. Ответ: в каждой корзине будет по __ яблока.
Разделите 9 конфет на троих детей. Ответ: каждому достанется по __ конфеты.
Положите 12 орехов по 3 ореха в пакет. Ответ: получим __ пакета с орехами.
Положите 10 пирожных 2 тарелки поровну. Ответ: в каждой тарелке бцдет по __ пирожных.
Разделите 16 конфет по 4 девочкам. Ответ: конфеты получат __ девочки.
Положили поровну 6 яблок в 2 корзины. Ответ: в каждой корзине будет по __ яблока.
Разделите 9 конфет на троих детей. Ответ: каждому достанется по __ конфеты.
Положите 12 орехов по 3 ореха в пакет. Ответ: получим __ пакета с орехами.
Положите 10 пирожных 2 тарелки поровну. Ответ: в каждой тарелке бцдет по __ пирожных.
Разделите 16 конфет по 4 девочкам. Ответ: конфеты получат __ девочки.
Положили поровну 6 яблок в 2 корзины. Ответ: в каждой корзине будет по __ яблока.
Разделите 9 конфет на троих детей. Ответ: каждому достанется по __ конфеты.
Положите 12 орехов по 3 ореха в пакет. Ответ: получим __ пакета с орехами.
Положите 10 пирожных 2 тарелки поровну. Ответ: в каждой тарелке бцдет по __ пирожных.
Разделите 16 конфет по 4 девочкам. Ответ: конфеты получат __ девочки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по теме "Конкретный смысл действия деления"
Данный материал может быть использован на уроке математике во 2 классе при закреплении темы "Конкретный смысл действия деления".Цель: Закрепить умения делить по содержанию в процессе решания зада...
Конструкт урока по теме «Конкретный смысл действия умножения» с применением лего конструктора. 2 Класс УМК «Школа России»
На данном уроке при изучении темы умножения при актуализации знаний, используются детали лего конструктора для формирования смысла умножения и связи со сложением. При использовании лего конструтора мы...
Технологическая карта урока по теме: "Конкретный смысл действия деления". 2 урок.
Тема урока: Конкретный смысл действия деления. 2 урок.Цели урока: формировать умение учащихся решать примеры и задачи действием деления.Планируемые результаты:Предметные: – закреплять умение...
Конспект урока во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деление: деление на равные части"(УМК "Школа России")
Конспект урока во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деление:деление на равные части"(УМК "Школа России")...
Конспект урока математики во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Конкретный смысл действия деления: решение задач на деление на равные части
Конспект урока математики во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Конкретный смысл действия деления: решение задач на деление на равные части...
Презентация к уроку на тему " Конкретный смысл действия деления"
презентация к уроку математики...