Рабочая программа по математике в 1-4 классах по программе "Школа России"
рабочая программа по математике (4 класс)

Кильдегузина Клара Ахтямовна

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена с учетом:

1.  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена с учетом:

1.  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (с изменениями и дополнениями).

3. Основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с.Первомайский (приказ № 137 от 18.08.2015 г.)

4.  Положения о  рабочей программе педагога, работающего по ФГОС НОО и ФГОС ООО (приказ № 179 от 29.08.2017.г.)

 

Описание места предмета в  учебном плане

        В ООП НОО МБОУ СОШ с.Первомайский общее число часов по математике -  540: в 1 классе — 132 ч. (4 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч. (4 часа в неделю,34 учебные недели в каждом классе). Количество часов в учебном плане может изменяться за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (по заявлению родителей (законных представителей) учащихся).

Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности

Рабочие программы. Математика. 1-4 классы. Моро М.И. и др.

Математика. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч.1,2  Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

Математика. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч.1,2  Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

Математика. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч.1,2 Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

Математика. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.1, 2  Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

1.Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
 измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы) записи и выполнения алгоритмов.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

В разделах:

Числа и величины

Выпускник научится:

– читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

– устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

– группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

– классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

– читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).

Выпускник получит возможность научиться:

– выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Арифметические действия

Выпускник научится:

– выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

– выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и числом 1);

– выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

– вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Выпускник получит возможность научиться:

– выполнять действия с величинами;

– использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

– проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия и др.).

Работа с текстовыми задачами

Выпускник научится:

– устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

– решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

– оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

– решать задачи в 3—4 действия;

– находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Выпускник научится:

– описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

– распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

– выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

– использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

– распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

– соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Выпускник научится:

– измерять длину отрезка;

– вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

– оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).

Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

Работа с информацией

Выпускник научится:

– читать несложные готовые таблицы;

– заполнять несложные готовые таблицы;

– читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

– читать несложные готовые круговые диаграммы;

– достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

– сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

– понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («…и…», «если… то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые», «не»);

– составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план поиска информации;

– распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

– планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

– интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

2.Содержание учебного предмета, курса «Математика»

1класс (132ч)

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления (8ч)

Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название. Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение предметов на группы (классы) в соответствии с указанными свойствами. Отношения. Сравнение групп предметов. Равно, не равно, столько же. Числа и операции над ними.

Числа от 1 до 10. Число 0 . Нумерация (28 ч)

Числа от 1 до 9. Натуральное число как результат счёта и мера величины. Состав чисел от 2 до 9. Сравнение чисел, запись отношений между числами. Числовые равенства, неравенства. Последовательность чисел. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счёте. Ноль. Число 10. Состав числа 10. Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 20. Десяток. Образование и название чисел от 1 до 20. Модели чисел. Чтение и запись чисел. Разряд десятков и разряд единиц, их место в записи чисел. Сравнение чисел, их последовательность. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Сложение и вычитание (56 часов)

Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания. Знаки + (плюс), - (минус), = (равно). Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Компоненты сложения и вычитания. Взаимосвязь операций сложения и вычитания. Переместительное свойство сложения. Приёмы сложения и вычитания. Табличные случаи сложения однозначных чисел. Соответствующие случаи вычитания. Понятия «увеличить на ...», «уменьшить на ...», «больше на ...», «меньше на ...».

Числа от 1 до 20. Нумерация (12 часов)

Числа от 1 до 20. Нумерация. Решение задач в одно - два действия на сложение и вычитание

Табличное сложение и вычитание (22 часа)

Алгоритмы сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через разряд. Табличные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 20. (Состав чисел от 11 до 19.). Величины: длина, масса, объём и их измерение. Общие свойства величин. Единицы измерения величин: сантиметр,  килограмм, литр. Задача, её структура. Простые и составные текстовые задачи. Точка. Линии: прямая, кривая. Отрезок. Ломаная. Многоугольники как замкнутые ломаные: треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат. Круг, овал. Вычисление длины ломаной как суммы длин её звеньев. Вычисление суммы длин сторон прямоугольника и квадрата без использования термина «периметр». Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Равенство и неравенство. Числовые головоломки, арифметические ребусы. Арифметические лабиринты, математические фокусы. Задачи на разрезание и составление фигур. Задачи с палочками.

Итоговое повторение (6 часов)

Числа от 1 до 20. Нумерация. Сравнение чисел. Табличное сложение и вычитание. Геометрические фигуры. Измерение и построение отрезков. Решение задач изученных видов.

2-й класс (136 ч)

Числа от 1 до 100. Нумерация (16 ч)

Числа от 1 до 20. Счет десятками. Образование, чтение и запись чисел от 20 до 100. Поместное значение цифр. Однозначные и двузначные числа. Число 100. Рубль. Копейка. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 – 5, 35 – 30.Задачи-расчеты. Миллиметр. Метр. Таблица единиц длины.

Сложение и вычитание чисел (70 ч)

Время. Единицы времени: час, минута. Числовое выражение. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений. Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Устные приемы сложения и вычитания вида: 36 + 2,  36 + 20, 60 + 18, 36 – 2, 36 – 20, 26 + 4, 30 – 7, 60 – 24, 26 + 7, 35 – 8. Буквенные выражения. Уравнение. Сложение и вычитание вида:  45 + 23, 57 – 26). Решение и составление задач, обратных данной, задач на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого. Решение задач. Запись решения задачи выражением. Угол. Виды углов. Прямоугольник. Свойства противоположных сторон прямоугольника. Квадрат. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Логические задачи. Задачи с сюжетами.

Умножение и деление (39 ч)

Умножение. Конкретный смысл умножения. Связь умножения со сложением. Знак действия умножения. Название компонентов и результата умножения. Приемы умножения 1 и 0. Переместительное свойство умножения. Название компонентов и результата деления. Задачи, раскрывающие смысл действия деление. Текстовые задачи, раскрывающие смысл действия умножение. Периметр прямоугольника. Арифметические действия. Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Прием умножения и деления на число 10. Умножение числа 2 и на 2. Деление на 2. Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3. Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на нахождение третьего слагаемого.

Итоговое повторение (11 ч)

3-й класс (136 ч)

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (8 часов)

Сложение и вычитание. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Выражения с переменной. Решение уравнений. Решение уравнений. Новый способ решения. Закрепление. Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами. Закрепление  пройденного материала. Решение задач. Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении. Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым, с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании. Обозначение геометрических фигур буквами.

Числа от 1 до 100. Табличное умножение и деление (56 часов)

Связь умножения и деления; таблицы умножения и деления с числами 2 и 3; четные и нечетные числа; зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Порядок выполнения действий  в выражениях со скобками и без скобок. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Текстовые задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение чисел. Задачи на нахождение четвертого пропорционального. Таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 7, 8, 9. Таблица Пифагора. Площадь. Способы сравнения фигур по площади. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр. Площадь прямоугольника.  Умножение на 1 и на 0. Деление вида a : a, 0 : a при a≠0. Текстовые задачи в три действия. Круг. Окружность (центр, радиус, диаметр).  Вычерчивание окружностей с использованием циркуля. Доли (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей Задачи на нахождение доли числа и числа по его доле. Единицы времени: год, месяц, сутки. Четные и нечетные числа. Зависимости между величинами: цена, количество, стоимость. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Доли  (половина, треть, четверть, десятая, сотая). Образование и сравнение долей. Единицы времени — год, месяц, сутки).

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление (27 часов)

Приемы умножения для случаев вида 23 * 4, 4 * 23. Приемы деления для случаев вида 78:2, 69:3. Деление суммы на число. Связь между числами при делении. Проверка умножения делением. Выражения с двумя переменными вида a + b, a – b, a * b, c : d (d≠0), вычисление их значений при заданных значениях букв. Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатами умножения и деления. Деление с остатком Решение задач на нахождение четвертого пропорционального.

Числа от 1 до 1000. Нумерация (13 часов)

Устная и письменная нумерация. Разряды счетных единиц. Натуральная последовательность трехзначных чисел. Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз. Замена трехзначного числа суммой разрядных слагаемых. Сравнение трехзначных чисел. Единицы массы: килограмм, грамм.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10 часов)

Приемы устного умножения и деления. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный.

Числа от 1 до 1000. Умножение и деление (12 часов)

Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Виды треугольников: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.

Итоговое повторение (10 часов)

4-й класс (136 ч)

Повторение. Числа от 1 до 1000 (13 часов)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа больше 1000. Нумерация (12 часов)

Новая счетная единица - тысяча. Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д. Чтение, запись и сравнение многозначных чисел. Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Числа больше 1000. Величины (19 часов)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними. Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними. Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Числа больше 1000. Сложение и вычитание (12 часов)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания. Решение уравнений вида: х + 312 = 654 + 79,  729 - х = 217 + 163,  х - 137 = 500 -140. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях. Сложение и вычитание значений величин.

Числа больше 1000. Умножение и деление (72 час)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): Задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0;  деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления. Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий. Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000. Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное, числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления). Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Итоговое повторение (8 часов)

Повторение изученных тем за год.

10%   учебного  времени, т.е. в целом - 54  урока, используется для изучения регионального компонента Республики Башкортостан:

в 1  классе:

в изучении  тем: „ Счет  предметов”, „ Сравнение предметов по размеру и форме”, „ Пространственные  представления, взаимное  расположение  предметов”, „ Временные представления”,„ Сравнение  групп  предметов”,”Решение задач”, „Единица длины: сантиметр, дециметр”, „Единица массы: килограмм“, ”Единица вместимости: литр”

во 2 классе:

в изучении тем: „Решение задач”,  „Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр,метр”, „Единицы времени: час, минута”, „ Монеты”, „Периметр многоугольника” , „Периметр прямоугольника, квадрата“

в 3 классе:

в изучении  тем: „ Решение задач”, „Примеры взаимосвязей между величинами”,”Площадь. Единицы площади.Соотношения между ними”, „ Единицы времени”, „Единицы массы“

в 4 классе:

в изучении  тем:”Решение задач”, „Единицы  длины” , „Единицы  площади” ,” Единицы массы”, „Единицы  времени”, „Сложение и вычитание значений величин”, „ Умножение и деление значений величин”, „ Связь между величинами”.

При изучении данных тем используется  материал по экономике Республики Башкортостан и Стерлибашевского  района, применяется  краеведческий  материал, растительный и животный  мир республики , полезные ископаемые, особенности  сельского  хозяйства. Дети знакомятся с местными  обычаями, стихами, считалками, пословицами, песнями .

3.Календарно-тематическое планирование в  1 классе

Кол-во час

Тема урока

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления (6 ч).

1

1

Счет предметов (с использованием количественных и порядковых числительных).

2

1

 Пространственные представления «вверху», «внизу», «справа», «слева».

3

1

Пространственные представления: «раньше», «сначала», «потом», «перед», «за», «между»

4

1

Сравнение групп предметов. Отношения «больше», «меньше», «столько же».

5

1

Сравнение групп предметов  «На сколько больше? На сколько меньше?»

6

1

Проверочная работа №1 по теме: «Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления».

Числа от 1 до 10 и число 0. Нумерация (27 ч).

7

1

Понятия «Много. Один». Цифра 1. Письмо цифры 1.         

8

1

Числа 1 и 2. Письмо цифры 2.

    9

1

Числа 3,4. Письмо цифр 3,4.

   10

1

Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые по длине».  

   11

1

Число 5. Письмо цифры 5.

   12

1

Состав числа 5 из двух слагаемых.

13

1

Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.

14

1

Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины.

15

1

Закрепление  изученного материала по теме: «Числа от 1 до 5: получение, сравнение, запись, соотнесение числа и цифры».

16

1

Знаки: «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно).

17

1

Равенство. Неравенство.

18

1

Многоугольник.

19

1

Числа 6,7. Письмо цифры 6.

20

1

Число 7. Письмо цифры 7.

21

1

Закрепление изученного материала по теме: «Письмо цифра 7».

22

1

Решение задач и примеров.Повторение по теме: «Числа 6,7»

23

1

Число 8. Письмо цифры. 8.

24

1

Закрепление по теме: «Число 8»

25

1

Число 9. Письмо цифры 9.

26

1

Закрепление изученного материала по теме: «Число 9»

27

1

Число 10. Запись числа 10.

28

1

Закрепление изученного материала по теме: «Число 10». Проект «Математика вокруг нас»

29

1

Закрепление.Проверочная работа   №2 по теме: «Числа 1 - 10»

30

1

Сантиметр – единица измерения длины.

    31

    1

Увеличить на…Уменьшить на…

    32

    1

Число 0.

    33

    1

Закрепление изученного по теме: «Число 0»

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (53ч)

34

1

Числа от 1 до 10.Сложение и вычитание.

35

1

Сложение и вычитание вида □ + 1, □ - 1.

36

1

Сложение и вычитание вида □ + 1 + 1, □ – 1 - 1.

37

1

Сложение и вычитание вида □ + 2, □ - 2.

38

1

Слагаемые. Сумма.

39

1

Контрольная работа №1 за 1 триместр.

40

1

 Работа над ошибками. Закрепление пройденного по теме «Числа от 1 до 10».

41

1

Задача (условие, вопрос).

42

1

Сопоставление   задач на сложение и вычитание по одному рисунку. 

43

Таблицы сложения и вычитания с числом 2

44

1

Присчитывание и отсчитывание по 2.

45

1

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов).

46

1

Закрепление изученного материала. Проверочная работа №3 по теме «Задачи».

47

1

Сложение и вычитание вида □ + 3, □ - 3. Приёмы вычислений.

48

1

Закрепление изученного материала. Решение текстовых задач.

49

1

Таблицы сложения и вычитания с числом 3

50

1

Решение задач и примеров.

51

1

Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц

52

1

Условие, вопрос, решение задачи

53

1

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов

54

1

Задачи на уменьшение числа на несколько единиц.

55

1

Закрепление изученного материала. Проверочная работа № 4 по теме «Решение задач и примеров».

56

1

Работа над ошибками. Обобщение.

57

1

Закрепление  изученного материала по теме: «Прибавить и вычесть 1,2,3».

58

1

Сложение и вычитание вида □ + 4, □ - 4

59

1

 Приёмы вычислений.

60

1

Повторение по теме «Сложение и вычитание вида +4, -4»

61

1

Закрепление изученного материала по теме: «Приемы сложения и вычитания числа 4».

62

1

На сколько больше, на сколько меньше.

63

1

Задачи на разностное сравнение чисел.

64

1

Решение изученных видов задач.

65

1

Таблицы сложения и вычитания с числом 4.

66

1

Решение задач.  Закрепление пройденного материала.

67

1

Перестановка слагаемых.

68

1

Перестановка слагаемых и её применение для случаев прибавления □ + 5, 6, 7, 8, 9.

69

1

Таблицы для вычитания  и сложения 5, 6, 7, 8, 9.

70

1

Закрепление пройденного материала по теме: «Состав чисел в пределах 10».

71

1

Решение задач. Математический диктант.

72

1

Проверочная работа №5 по теме: «Состав чисел в пределах 10». Повторение изученного материала.

73

1

Связь между суммой и слагаемыми.

74

1

Закрепление по теме: «Связь между суммой и слагаемыми».

75

1

Решение задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц.

76

1

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

77

1

Вычитание из чисел 6, 7. Состав чисел 6,7.

78

1

Вычитание из чисел 6, 7. Решение задач.

79

1

Вычитание из чисел 8, 9.

80

1

Вычитание из чисел 8, 9. Решение задач.

81

1

Вычитание из числа 10.

82

1

Закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание чисел первого десятка».

83

1

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание чисел».

84

1

Работа над ошибками. Закрепление изученного материала по теме: «Сложение и вычитание чисел первого десятка».

85

1

Килограмм.

86

1

Литр.

Числа от 11 до 20. Нумерация. Сложение и вычитание.  (14 ч)

87

1

Название и последовательность чисел от 11 до 20.

88

1

Образование чисел второго десятка.

89

1

Дециметр.

90

1

Образование чисел из одного десятка и нескольких единиц.

91

1

Чтение и запись чисел.

92

1

Случаи сложения и вычитания, основанные на знании нумерации чисел.

93

1

Подготовка к изучению таблицы сложений в пределах 20.

94

1

Закрепление изученного материала по теме «Числа от 1 до 20».

95

1

Закрепление изученного материала. Проверочная работа №6  по теме «Числа от 11 до 20».

96

1

Работа над ошибками. Повторение пройденного материала по теме  «Числа от 1 до10».

97

1

Подготовка к введению задач в два действия.

98

1

Ознакомление с задачей в два действия.

99

1

Решение задач в два действия.

100

1

Повторение по теме «Числа от  11 до 20».

Табличное сложение и вычитание (23ч).

101

1

Общий приём  сложения однозначных чисел с переходом через десяток.

102

1

Сложение с переходом через десяток.

103

1

Сложение вида +2.

104

1

Сложение вида +3

105

1

Сложение вида +4.

106

1

Сложение вида +5

107

1

Сложение вида + 6.

108

1

Сложение вида +7.

109

1

Сложение вида  + 8, + 9.

110

1

Таблица сложения. Математический диктант.

111

1

Закрепление изученного материала по теме «Решение задач и примеров».

112

1

Проверочная работа №7 по  теме «Решение задач и примеров». Закрепление изученного материала.

113

1

Приёмы вычитания с переходом через десяток.

114

1

Вычитание вида 11 - 

115

1

Вычитание вида 12-.

116

1

Вычитание  вида 13- .

117

1

Вычитание вида 14-.

118

1

Вычитание вида 15-.

119

1

Вычитание вида 16- .

120

1

Вычитание 17-□, 18-.

121

1

Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел».

122

1

Контрольная работа №3 по теме «Табличное сложение и вычитание».

123

1

Работа над ошибками в контрольной работе.

124

1

Закрепление изученного материала.

125

1

Закрепление изученного материала по теме : «Решение задач и примеров».

126

1

Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 10».

127

1

Повторение таблицы  сложения и вычитания первого десятка.

128

1

Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 20».

129

1

Решение задач и примеров в пределах 20.

Итоговая контрольная работа.

130

1

Контрольная работа №4  по теме «Сложение и вычитание. Решение задач»

131

1

Работа над ошибками в контрольной работе.Закрепление        

132

1

Закрепление материала по теме «Решение задач в два действия».

Календарно –тематическое планирование  во  2 классе

№ урока

Тема урока

1 триместр

Числа от 1 до 100. Нумерация (16 часов)

1.

1

Беседа по технике безопасности. Числа от 1 до 20.

2.

1

Числа от 1 до 20.

3.

1

Десяток. Счёт десятками до 100.

4.

1

Счёт десятками. Образование и запись чисел от 11 до 100.

5.

1

Поместное значение цифр.

6.

1

Однозначные и двузначные числа. Проверочная работа №1.

7.

1

Входная контрольная работа.

8.

1

Работа над ошибками. Миллиметр.

9.

1

Обобщение по теме «Нумерация. Числа от 1 до 100».

10.

1

Число 100.Наименьшее трёхзначное число. Проверочная работа №2.

11.

1

Метр. Таблица единиц длины.

12.

1

Сложение и вычитание, основанные на знании десятичного состава чисел.

13.

1

Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых.

14.

1

Единицы стоимости. Рубль. Копейка.

15.

1

Закрепление по теме «Нумерация. Числа от 1 до 100».

16.

1

Закрепление по теме «Нумерация. Числа от 1 до 100».  

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Устные вычисления (47 часов)

17.

1

Решение задач, обратных данной. Проверочная работа №3.

18.

1

Сумма и разность отрезков. Проверочная работа №4.

19.

1

Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого.

20.

1

Решение задач  на нахождение неизвестного вычитаемого.

21.

1

Закрепление по теме «Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого».

22.

1

Час, минута. Определение времени по часам.

23.

1

Длина ломаной.

24.

1

Обобщение по теме «Решение задач, обратных данной».

25.

1

Порядок действий. Скобки.

26.

1

Числовые выражения. Проверочная работа №5.

27.

1

Сравнение числовых выражений.

28.

1

Периметр многоугольника.

29.

1

Свойства сложения. Проверочная работа №6.

30.

1

Контрольная работа №2 «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Устные вычисления».

31.

1

Работа над ошибками. Закрепление по теме «Порядок действий. Скобки».

32.

1

Закрепление по теме «Числовое выражение».

33.

1

Решение текстовых задач. Проект «Математика вокруг нас». Узоры на посуде.

34.

1

Закрепление по теме «Периметр многоугольника».

35.

1

Проверочная работа №7 по теме «Числовое выражение. Периметр многоугольника».

36.

1

Обобщение по теме «Числовое выражение».

37.

1

Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания.

38.

1

Приёмы сложения на основе поразрядного принципа (без перехода через разряд).

39.

1

Контрольная работа №3 за 1 триместр.

40.

1

Работа над ошибками. Приёмы вычислений для случаев образования нового десятка и разбиения одного десятка.

2 триместр

41.

1

Приёмы вычислений для случаев образования нового десятка и разбиения одного десятка. 

42.

1

 Приёмы вычислений для случаев вычитания из круглых десятков. 

43.

1

Решение задач, связанных с понятием «столько, сколько».

44.

1

Решение задач на движение.

45.

1

Закрепление по теме «Решение задач на движение».

46.

1

Сложение двузначных чисел с однозначными в случае переполнения разряда.

47.

1

Вычитание однозначного числа из двузначного в случае разбиения разряда.

48.

1

Закрепление по теме «Устные приёмы вычисления». Проверочная работа №8.

49.

1

Закрепление по теме «Устные приёмы вычисления».

50.

1

Обобщение  по теме «Приемы вычисления».

51.

1

Буквенные выражения.

52.

1

Закрепление по теме «Буквенные выражения».

53.

1

Обобщение по теме «Буквенные выражения».

54.

1

Контрольная работа №4 по теме «Устные приёмы вычисления».

55.

1

Работа над ошибками. Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа.

56.

1

Закрепление по теме «Решение уравнений».

57.

1

Обобщение по теме «Решение уравнений». Проверочная работа№9.

58.

1

Проверка сложения.

59.

1

Проверка вычитания.

60.

1

Закрепление по теме «Проверка сложения и вычитания».

61.

1

Закрепление по теме «Проверка сложения и вычитания».

62.

1

Решение задач изученных видов.

63.

1

Решение задач изученных видов.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание. Письменные вычисления (23 часа)

64.

1

Письменный приём сложения двузначных чисел в столбик.

65.

1

Письменный приём вычитания в столбик.

66.

1

Проверка сложения и вычитания.

67.

1

Закрепление по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания». Проверочная работа №10.

68.

1

Угол. Виды углов. Прямой угол.

69.

1

Закрепление по теме «Виды углов».

70.

1

Решение задач изученных видов.

71.

1

Письменный приём сложения в случае переполнения разряда.

72.

1

Письменный приём сложения в случае образования десятка в разряде единиц.

73.

1

 Прямоугольник.

74.

1

Письменный приём сложения в случаях образования сотни.

75.

1

Закрепление по теме «Письменные приёмы сложения».

76.

1

Письменный приём вычитания  однозначного числа из двузначного в случае разбиения разряда десятков.

77.

1

Письменный приём вычитания  двузначного числа из круглого десятка в столбик.

78.

1

Письменный приём вычитания  двузначного числа из двузначного с разбиением разряда десятков. Проверочная работа №11.

79.

1

Закрепление по теме «Письменные приёмы вычитания».

80.

1

Контрольная работа№5 по теме «Проверка сложения и вычитания».

81.

1

Работа над ошибками. Подготовка к умножению.

82.

1

Свойство противоположных сторон прямоугольника.

83.

1

Квадрат.

84.

1

Закрепление по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания».

3 триместр

85.

1

Закрепление по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания».

86.

1

Проект «Оригами».

Числа от 1 до 100. Умножение и деление (40 часов)

87.

1

Конкретный смысл действия умножения.

88

1

Приём умножения с помощью сложения. Проверочная работа №12.

89

1

Задачи на нахождение произведения.

90

1

Периметр прямоугольника.

91

1

Приёмы умножения единицы и нуля.

92

1

Название компонентов и результата умножения.

93

1

Закрепление по теме «Приём умножения с помощью сложения».

94

1

Переместительное свойство умножения.

95

1

Закрепление по теме «Переместительное свойство умножения». Проверочная работа №13.

96

1

Конкретный смысл действия деления. Решение задач на деление по содержанию.

97

1

Конкретный смысл действия деления. Решение задач на деление на равные части.

98

1

Закрепление по теме «Решение задач на деление на равные части и по содержанию».

99

1

Закрепление по теме «Решение задач на деление на равные части и по содержанию».

100

1

Названия компонентов и результата деления.

101

1

Решение задач изученных видов. Проверочная работа №14.

102

1

Закрепление по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100».

103

1

Закрепление по теме «Приёмы умножения и деления».

104

1

Связь между компонентами и результатом умножения.

105

1

Связь между компонентами и результатом умножения.

106

1

Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения.

107

1

Приёмы умножения и деления на 10.

108

1

Задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

109

1

Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого.

110

1

Закрепление по теме «Приёмы умножения и деления». Решение задач.

111

1

Контрольная работа № 6 по теме «Умножение и деление».

112

1

Работа над ошибками. Табличное умножение и деление. Умножение числа 2 и на 2.

113

1

Умножение числа 2 и на 2.

114

1

Приёмы умножения числа 2.

115

1

Деление на 2.

116

1

Закрепление по теме «Умножение и деление с числом 2». Проверочная работа №15.

117

1

Обобщение по теме «Умножение и деление с числом 2».

118

1

Закрепление по теме «Решение задач изученных видов».

119

1

Умножение числа 3 и на 3.

120

1

Умножение числа 3 и на 3.

121

1

Деление на 3.

122

1

Деление на 3. Решение задач.

123

1

Закрепление по теме «Умножение и деление с числом 3».

124

1

Обобщение по теме «Умножение и деление с числом 3».

125

1

Повторение по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100». Проверочная работа №16.

126

1

Повторение по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100».

Повторение (10 часов)

127

1

Повторение по теме «Числа от 1 до 100. Нумерация. Числовые и буквенные выражения».

128

1

Повторение по теме «Равенство. Неравенство. Уравнение».

129

1

Повторение по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100».

130

1

Итоговая контрольная работа за год.

131

1

Работа над ошибками. Повторение по теме «Свойства сложения».

132

1

Повторение по теме «Устные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100».

133

1

Повторение по теме «Письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100».

134

1

Повторение по теме «Решение задач изученных видов».

135

1

Повторение по теме «Длина отрезка. Единицы длины».

136

1

Повторение по теме «Геометрические фигуры». Периметр многоугольника.

Календарно –тематическое планирование  в 3 классе

№ урока

Количество часов

Темы уроков

Числа от 1 до 100.

Сложение и вычитание (8 часов)

1

1

Числа от 1 до 100 Повторение нумерации

2

1

Сложение и вычитание переходом через десяток

3

1

Замена слагаемых их суммой. Выражение и его значение.  Математический  диктант №1

4

1

Решение уравнений

5

1

 Связь между уменьшаемым, вычитаемым, разностью.

6

1

Пространственные отношения геометрических фигур

7

1

Обозначение геометрических фигур буквами

8

1

Контрольная работа №1 «Сложение и вычитание»

Умножение и деление (табличное) (56 часов)

9

1

Работа над ошибками. Умножение. Задачи на умножение

10

1

Связь между компонентами и результатом умножения

11

1

Четные и нечетные числа  

12

1

Переместительное свойство умножения  Таблица умножения и деления на 3

13

1

Задачи с величинами (цена, количество, стоимость)

14

1

Порядок выполнения действий  Математический  диктант №2

15

1

Порядок выполнения действий.  Проверочная работа №1

16

1

Задачи на зависимость между пропорциональными  величинами.

17

1

Задачи на зависимость между пропорциональными  величинами.

18

1

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, кратное сравнение чисел.

19

1

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, кратное сравнение чисел.

20

1

Тест №1 «Умножение и деление».

21

1

Контрольная работа №2  «Решение задач, порядок действий»

22

1

Работа над ошибками. Умножение 4, на 4

23

1

Закрепление пройденного. Таблица  умножения на 4

24

1

Задачи на увеличение числа  в несколько раз

25

1

Решение задач (схематический рисунок)  Математический  диктант №3

26

1

Задачи на уменьшение числа в несколько раз

27

1

Решение задач

28

1

Умножение 5, на 5

29

1

Задачи на сравнение числа

30

1

Решение задач на кратное сравнение

31

1

Умножение 6 и  на 6

32

1

Решение задач. Случаи деления

33

1

Решение задач (расход в 1 день…)

34

1

Умножение  семи и на 7

35

1

Контрольная работа№3  

36

1

Работа над ошибками. Решение задач  

37

1

Площадь. Единицы площади

38

1

Квадратный сантиметр  Математический  диктант №4

39

1

Площадь прямоугольника

40

1

Умножение восьми и на 8

41

1

Решение задач. Закрепление. Умножение на 6, 7, 8

42

1

Решение задач

43

1

Умножение на 9

44

1

 Квадратный дециметр

45

1

 Таблица умножения. Закрепление. Решение задач

46

1

Таблица умножения и деления. Решение задач

47

1

Квадратный метр Решение задач (обратные задачи).

48

1

Закрепление. Решение задач  в два действия

49

1

Решение задач.  Математический  диктант №5

50

1

Закрепление. Таблица умножения и деления. Тест №2 «Таблица умножения»

51

1

Контрольная работа №4 «Таблица умножения»

52

1

Работа над ошибками. Умножение на 1

53

1

Умножение на 0

54

1

Деление числа на это же число

55

1

Деление нуля на число

56

1

Решение задач

57

1

Доли. Самостоятельная работа по решению известных видов задач

58

1

Круг. Окружность

59

1

Диаметр (окружность круга)

60

1

Решение задач

61

1

 Единицы времени. Год. Месяц

62

1

Единицы времени. Сутки

63

1

 Закрепление табличное умножение и деление. Умножение на 1, 0.  Тест №3 «Доли»

64

1

 Контрольная работа.№5  «Умножение и деление»  

Внетабличное умножение и деление (27 часов)

65

1

Работа над ошибками. Умножение и деление круглых чисел.

66

1

Приемы деления для случаев  80 : 20  

67

1

Умножение суммы на число

68

1

Умножение суммы на число. Решение задач

69

1

Умножение двузначных чисел на число

70

1

Прием умножения для случаев вида 37 : 2;    5 × 19  

71

1

Решение задач

72

1

Деление суммы на число  Математический  диктант №6

73

1

Деление суммы на число

74

1

Деление суммы на число. Прием деления 78 : 2; 69 : 3

75

1

Делимое и делитель. Нахождение делимого и делителя  

76

1

 Деление двузначного числа на однозначное

77

1

 Проверка деления

78

1

Деление вида 87 : 29 , 66:22

79

1

 Решение уравнений  

80

1

Решение уравнений

81

1

 Контрольная работа №6 «Внетабличное умножение»

82

1

 Работа над ошибками. Деление с остатком (17 : 3)

83

1

 Деление с остатком (рисунок)

84

1

 Деление с остатком (32 : 5)  

85

1

 Деление с остатком методом подбора  

86

1

 Деление с остатком (задачи) Математический  диктант №7

87

1

 Деление с остатком , когда делитель больше делимого (закрепление)

88

1

Закрепление.

89

1

 Контрольная работа №7  «Деление с остатком»

90

1

Работа над ошибками.  «Сложение  и вычитание в пределах 100»

91

1

Закрепление по теме «Внетабличное умножение и деление» Тест №4 «Внетабличное умножение и деление»

92

1

Закрепление по теме «Внетабличное умножение и деление»

Числа от 1 до 1000.

Нумерация (13 часов)

93

1

 Письменная нумерация в пределах 1000. Образование числа 1000

94

1

 Письменная нумерация в пределах 1000. Чтение и запись чисел в пределах 1000

95

1

Чтение и запись чисел в пределах 1000

96

1

Чтение и запись чисел в пределах 1000

97

1

Образование и запись круглых чисел.  

98

1

Сумма разрядных слагаемых  Математический  диктант №8

99

1

Сумма разрядных слагаемых

100

11

Сравнение трехзначных чисел 

101

1

Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе.

102

1

 Римские цифры  Тест №5 «Числа от 1 до 1000»

103

1

 Единицы массы. Грамм

104

1

Контрольная работа №8 «Нумерация»

Арифметические действия

Сложение и вычитание (10 часов)

105

1

Работа над ошибками. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание

106

1

Приемы устных вычислений (450+30)

107

1

Приемы устных вычислений (470+80)

108

1

Приемы устных вычислений (260+310)

109

1

Приемы письменных вычислений

110

1

Письменное сложение трехзначных чисел

111

1

Письменное Вычитание трехзначных чисел

112

1

Виды треугольников. Математический  диктант №9

113

1

Закрепление. Приемы письменного сложения и вычитания

114

1

Контрольная работа №9 «Числа и вычисления»

115

1

Работа над ошибками. Закрепление. Тест №6 « Сложение и вычитание в пределах 1000»

Умножение и деление (12 часов)

116

1

Числа от 1 до 1000 Умножение и деление. Приемы устных вычислений

117

1

Умножение и деление (240х3, 960:3)

118

1

Деление двузначного числа на однозначное. Деление (800:200)

119

1

Виды треугольников.  

120

1

Умножение и деление (720:4)

121

1

Приемы письменного умножения

122

1

Умножение на однозначное число

123

1

Умножение на однозначное число. Закрепление

124

1

Деление трехзначного числа на однозначное

125

1

Деление трехзначного числа на однозначное

126

1

Проверка деления. Математический  диктант №10

Итоговое повторение (10 часов)

127

1

Закрепление. Деление, умножение.

128

1

Закрепление Деление, умножение. Тест №7 «Деление, умножение»

129

1

Решение задач.

130

1

Контрольная работа №10 «Деление, умножение»

131

1

Работа над ошибками. Приемы письменного умножения. Повторение

132

1

Приемы письменного умножения. Повторение

133

1

Итоговая контрольная работа №11

134

1

Работа над ошибками. Приемы письменных вычислений

135

1

Умножение и деление Порядок действий. Геометрические фигуры.  

136

1

Обобщающий урок.

Календарно-тематическое планирование в  4 классе

№ урока

Количество часов

Темы уроков

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 (14 ч)

1

1

Повторение. Нумерация чисел

2

1

Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание

3

1

Нахождение суммы нескольких слагаемых        

4

1

Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел!  

5

1

Умножение трехзначного числа на однозначное        

6

1

Свойства умножения  

7

1

Алгоритм письменного деления        

8-10

3

Приемы письменного деления        

11

1

Диаграммы

12

1

Что узнали. Чему научились        

13

1

Входная контрольная работа 23.09

14

1

Анализ контрольной работы. Странички для любознательных    

ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000 (112 ч)          

Нумерация (12 ч)

15

1

Класс единиц и класс тысяч

16

1

Чтение многозначных чисел

17

1

Запись многозначных чисел

18

1

Разрядные слагаемые

19

1

Сравнение чисел

20

1

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз      

21

1

Закрепление изученного

22

1

Класс миллионов. Класс миллиардов

23

1

Странички для любознательных. Что узнали. Чему научились

24

1

Наши проекты. Что узнали. Чему научились

25

1

Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация»

26

1

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного

Величины (11 ч)

27

1

Единицы длины. Километр

28

1

Единицы длины. Закрепление изученного

29

1

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр

30

1

Таблица единиц площади

31

1

Измерение площади с помощью палетки  

32

1

Единицы массы. Тонна, центнер

33

1

Единицы времени. Определение времени по часам  

34

1

Определение начала, конца и продолжительности события. Секунда

35

1

Век. Таблица единиц времени

36

1

Что узнали. Чему научились    

37

1

Контрольная работа по теме «Величины»

Сложение и вычитание (12 ч)    

38

1

Анализ контрольной работы. Устные и письменные приемы вычислений    

39

1

Нахождение неизвестного слагаемого  

40

1

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого  

41

1

Нахождение нескольких долей целого  

42, 43

2

Решение задач    

44

1

Сложение и вычитание величин  

45

1

Решение задач    

46

1

Что узнали. Чему научились    

47

1

Странички для  любознательных. Задачи-расчеты  

48

1

Что узнали. Чему научились

49

1

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»

Умножение и деление (77 ч)    

50

1

Анализ контрольной работы. Свойства умножения  

51, 52

2

Письменные приемы умножения  

53

1

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями  

54

1

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делимого, неизвестного делителя  

55

1

Деление с числами 0 и 1    

56, 57

2

Письменные приемы деления    

58

1

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз,   выраженные в косвенной форме

59

1

Закрепление  изученного. Решение задач  

60

1

Письменные приемы деления. Решение задач  

61

1

Закрепление     изученного  

62

1

Что узнали. Чему научились  

63

1

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на однозначное число»    

64

1

Анализ контрольной работы. Закрепление  изученного  

65

1

Умножение и деление на однозначное число  

66

1

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скорсстью, временем и расстоянием  

67-69

3

Решение задач на движение  

70

1

Странички для   любознательных. Проверочная работа   

71

1

Умножение числа на произведение  

72,73

2

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями  

74

1

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями

75

1

Решение задач  

76

1

Перестановка и группировка множителей  

77

1

Что узнали. Чему научились  

78

1

Контрольная работа за триместр  

79

1

Анализ контрольной работы. Закрепление изученного  

80,81

2

Деление числа на произведение  

82

1

Деление с остатком на 10, 100, 1000  

83

1

Решение задач  

84-87

4

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями  

88

1

Решение задач  

89

1

Закрепление   изученного  

90

1

Что узнали. Чему научились  

91

1

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа,   оканчивающиеся нулями»  

92

1

Наши проекты    

93

1

Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму  

94

1

Умножение числа на сумму  

95,96

2

Письменное умножение на двузначное число  

97,98

2

Решение задач  

99,100

2

Письменное умножение на трехзначное число  

101,102

2

Закрепление  изученного  

103

1

Что узнали. Чему научились

104

1

Контрольная работа по теме «Умножение на двузначное и трехзначное число»    

105

1

Анализ контрольной работы. Письменное деление на двузначное число

106

1

Письменное деление с остатком на двузначное число  

107

1

Алгоритм письменного деления на двузначное число  

108,109

2

Письменное деление на двузначное число    

110

1

Закрепление    изученного    

111

1

Закрепление    изученного. Решение задач    

112

1

Закрепление   изученного    

113

1

Письменное деление на двузначное число. Закрепление  

114,115

2

Закрепление  изученного. Решение задач    

116

1

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число»  

117

1

Анализ контрольной работы. Письменное деление на трехзначнoe  число    

118,119

2

Письменное деление на трехзначное число      

120

1

Закрепление  изученного    

121

1

Деление с остатком    

122

1

Деление на трехзначное число. Закрепление    

123,124

2

Что узнали. Чему научились    

125

1

Контрольная работа по теме «Деление на трехзначное число»

126

1

Анализ контрольной работы. Подготовка к олимпиаде

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (10 ч)  

127

1

Нумерация

128

1

Выражения и уравнения    

129

1

Арифметические действия: сложение и вычитание  

130

1

Арифметические действия: умножение и деление    

131

1

Правила о порядке выполнения действий    

132

1

Величины

133

1

Геометрические фигуры    

134

1

Задачи

135

1

Итоговая контрольная работа    

136

1

Обобщающий урок. Игра «В поисках клада»

Приложение №2

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются условные вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др. За такую работу выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - одна ошибка и 1-2 недочета; 2 ошибки или 4 недочета;

"3" - 2 -3 ошибки и 1 -2 недочета;3 - 5 ошибок или 8 недочетов;

"2" - 5 и более ошибок.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся выбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Ученику выставляется отметка:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 -2 ошибки;

"3" - 3 -4 ошибки.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания по геометрии и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий по геометрии, а затем выводится итоговая отметка за всю работу:

"5" - работа выполнена без ошибок;

"4" - 1 ошибка или 1 -3 недочета, при этом ошибок не должно быть в задаче;

"3" - 2-3 ошибки или 3 -4 недочета, при этом ход решения задачи должен быть верным;

"2" - 5 и более ошибок.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);  ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • наличие записи действий;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
  • Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения,

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос; при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

 "5" ("отлично") — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» ("плохо") — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленность и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится. Таким образом, в тетрадь (и в дневник) учитель выставляет две отметки (например, 5/3): за правильность выполнения учебной задачи (отметка в числителе) и за общее впечатление от работы (отметка в знаменателе). Снижение отметки «за общее впечатление от работы» допускается, если:

  • в работе имеется не менее двух неаккуратных исправлений;
  • работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.

Данная позиция учителя в оценочной деятельности позволит белее объективно оценивать результаты обучения и «развести» ответы на вопросы «Чего достиг ученик в усвоении предметных знаний?» и «Каково его прилежание и старание?».

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной опенки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик .учащегося («ленив», «невнимателен», «не старался»).

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок.

Нормы оценок по математике

Работа, состоящая из примеров:

Работа, состоящая из задач.

Комбинированная работа

Контрольный устный счет.

«5» - без ошибок.

« - без ошибок.

«5» - без ошибок.

«5» - без ошибок.

«4» -1 грубая и 1-2 негрубые ошибки.

« - 1-2 негрубых ошибки.

«4» - 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

« - 1-2 ошибки.

«3» - 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки

«3» - 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.

« - 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

«3» - 3-4 ошибки.

«2»- 4 и более грубых ошибки.

«2» - 2 и более грубых ошибки.

«2» - 4 грубые ошибки.

Грубые ошибки:

вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия); не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.

Негрубые ошибки:

нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.

За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил орфографии и каллиграфии оценка снижается на один балл, но не ниже «3».

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, отметка выставляется:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%%

хорошо

51-75%%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

Контрольная работа.

Примеры. Задачи.

«5» – без ошибок; «5» – без ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки;

«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).

«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.

Комбинированная.

«5» – нет ошибок;

«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче;

«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен;

«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок.

Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание.

Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.

За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.

За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.

муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Первомайский

МР Стерлибашевский район Республики Башкортостан

                         РАССМОТРЕНО                                                     СОГЛАСОВАНО                                                         УТВЕРЖДАЮ

                 на заседании ШМО учителей                                  Заместитель директора                                           И.о.директора  МБОУ СОШ

                 начальных классов                                                     _______Аглиуллина Г.М                                       с.Первомайский

                 Руководитель ШМО                                                  «_____»________2017 г.                                         _________Усманов Ф.Ф

                 ________ Хасанова С.Г.                                                                                                                        Приказ №___ от  «__»____2017  г.

                 Протокол №__ от «__»___2017 г.

                                             Рабочая программа по математике

     

Уровень образования: начальный (1-4 классы)

Срок реализации: 4 года (2017 – 2021)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Составлена на основе авторской программы: «Математика. 1-4 классы»  М.И.Моро, Ю.М.Колягиной - Москва: Просвещение, 2011  

Составители: Кильдегузина  К.А., Загидуллина З.Н., Насырова И.З., Резяпова С.Ф., Юсупова Р.Р., Хасанова С.Г

2017  г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 2 класса. УМК "Школа России"

Рабочая программа по математике для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой «Математика»....

Рабочая программа по математике для 1класса по УМК "Школа России"

Рабочая  программа  по курсу  " Математика" для 1 класса  по  ФГОС  с  разделами:          1.  Титульн...

Рабочая программа по математике миру 1-4 ФГОС Школа России Моро

В рабочей программе отражены девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного...

Рабочая программа по математике для 2 класса (УМК «Школа России")

Рабочая программа учебного предмета " Математика " для 2 класса (УМК "Школа России") разработана в соответствии с требованиями Федерального  Государственного стандарта начального общего образован...

Рабочая программа по математике, 1-2 классы, УМК "Школа России".

Рабочая программа по математике для 1-2 классаов составлена в соответствии с требованиями ФГОС. УМК "Школа России", автор М.И. Моро....

рабочая программа по математики по ФГОС 1 класс (Школа России)

рабочая программа по математике по ФГОС 1класс...

Рабочая программа по математике. М.И. Моро. УМК "Школа России" 4класс

Рабочая программа по математике для 4 класса. УМК "Школа России" . Автор Моро М.И....