Урок математики 4 класс Тема: Закрепление арифметических действий с многозначными числами на исторических примерах
план-конспект урока по математике (4 класс)

Котова Олеся Ивановна

На уроке закрепляются действия с многозначными числами и преобразования величин в занимательной форме: с использованием числе, имеющих отношение к истории Отечественной войны 1812 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_1812-tehnokarta2.docx76.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

4 класс

УМК «Школа России»

Тема: Закрепление арифметических действий с многозначными числами.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель урока:

  • систематизировать знания по изученной теме;
  • воспитывать положительную мотивацию к математике как к учебному предмету.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки;
  • Развивать умение решать задачи, в т.ч. разными способами;
  • Закрепить умение преобразовывать и сравнивать величины, совершать действия с ними;
  • Установить межпредметные связи с предметами «Окружающий мир» и «Литературное чтение»;

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • осознавать личностный смысл учения.
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками, осознавать личностный смысл учения.
  • Ощущать себя гражданином своей страны.
  • Пробудить интерес к героическим событиям из истории нашей Родины;
  • Воспитывать патриотическое чувство в детях;
  • Расширять кругозор детей.

Этап урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Приветствие.  Организационный настрой на урок

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

Ребята, мы заканчиваем предпоследнее полугодие в начальной школе и сегодня покажем, как мы выросли за год.

Улыбаются друг другу и учителю, настраиваются на урок, заинтересовываются.

II. Актуализация знаний

Разноуровневые задания в зависимости от самооценки ученика.

Фронтальная работа

1. Устный счет.

Для первого ученика:  Для второго ученика:

140+х=50•5         (110)        х-500=62·2 (624)

(539+451):х=15ּ2 (33)        270∙2-х=173+35 (332)

На доске ряды чисел:

1.           6780 , 5780  4780….(3780)  Какая закономерность?

              2.  27315,  27415, 27515…

1610  1711   …1913 (1812)

3. Ряд под звездочкой:

132, 253, 374, …(495)

В каком числовом ряду неизвестно не наибольшее число

Какое число пропущено? (1812)

Что мы о нем можем сказать?

Два человека с обратной стороны доски решают уравнения –предложено по паре, выбирает сам ученик

Количество единиц тысяч уменьшается на 1.

Количество сотен увеличивается на1.

Количество единиц и сотен увеличивается на 1,  количество десятков на 2.

В этом числе 1812единицы, 181десяток, 18 сотен, 1 тысяча. 812 единиц 1 класса, 1 единица 2 класса.

III. Мотивационный  (Сообщение цели урока)

Сообщение темы урока. Определение цели урока.

(фронтальная работа)

Тема нашего урока…война 1812 года в числах.

Настраиваемся на исторический лад под строки знаменитого стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». Отрывками из него мы сегодня будем иллюстрировать наши задания

Скажи ка , дядя,

Ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французам отдана.

Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить

IV. Обобщение и систематизация знаний

Постановка учебной задачи и ее решение

Фронтальная работа

Оценивание учеников

2. Проверка решения уравнений

Что неизвестно?

Как находим?

Ответ первого уравнения-число 110…

Михаил Юрьевич Лермонтов пишет:

И вот нашли большое поле

Есть разгуляться где на воле…

именно на расстоянии 110 км от Москвы произошло на широком и просторном поле Бородинское сражение

Что неизвестно во втором уравнении?

Ответ второго уравнения-33:

 

В стихотворении «Бородино» сказано:

Плохая им досталась доля

Немногие вернулись с поля

Не будь на то Господня воля,

Не отдали б Москвы…

Этим павшим воинам к 100-летию Бородинского сражения  в 1912 году на поле битвы было сооружено 33 памятника  от различных воинских частей. 

Ответ третьего уравнения- 624

…Смешались в кучу кони, люди

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой

Именно 624   русские  пушки участвовали в Бородинском сражении.  Если добавить к ним французские получится как раз тысяча.

Ответ четвертого уравнения-332:

 

Снова читаем «Бородино»:

Полковник наш рожден был хватом

Слуга царю, отец солдатам

Да жаль его, сражен булатом

Он спит в земле сырой

О ком говорится в этом отрывке? В Зимнем дворце в Санкт Петербурге есть Военная галерея, украшенная портретами героев войны. Таких портретов – 332.

Второе слагаемое.

Проговаривают алгоритм нахождения неизвестного слагаемого.

Делитель.  Проговаривают алгоритм нахождения неизвестного делителя.

О командире, герое сражения.

Проверка домашнего задания.

Были ли трудности в домашнем задании?

Чему самому главному мы с вами учились во 2 четверти?  (Письменным приемам сложения и вычитания)

Сейчас мы сможем применить наши умения.

4. Работа по теме урока.

 Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала.

Постановка учебной задачи

Решив эти примеры и соотнеся ответы и буквы,  мы узнаем, как назывался головной убор русского солдата в 1812 году

3∙(40306-9459)+(54360+750908): 4

Работают два ученика.

1 вариант вычисляет значение  1 и 2 действия, второй вариант- третье и четвертое, затем все вместе складываем произведение и частное.

1)40306-9459=49765 (к)

2)3·49765=149259 (р)

Как удобно записать?

Какой закон используем?

3)54360+750908=805268 (е)

4)805268:4=201317(в)

5)149259+201317+350576 (и)

Расположите числа в порядке увеличения единиц 1 разряда.

КИВЕР

Это слово тоже можно найти в стихотворении «Бородино»:

Но тих был наш бивак открытый

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус…

А солдат французский вычислил так:

805268:4=21317 (если позволяет время)

Скажите не вычисляя, где ошибка?

Работа по вариантам.

Переместительный.

Неправильно определил количество цифр в частном.

VI. Физ.минутка

“Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?”
“Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!”
“Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!”

МАРШИРУЮТ НА МЕСТЕ

“Солдатушки, бравы ребятушки,
А где же ваши жёны?”
“Наши жёны – пушки заряжены,
Вот где наши жёны!”

“Наши жёны – пушки заряжены,
Вот где наши жёны!”

ЗАРЯЖАЮТ ПУШКУ

“Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?”
“Наши сестры – штыки, сабли остры,
Вот где наши сестры!”
“Наши сестры – штыки, сабли остры,
Вот где наши сестры!”

МАШУТ САБЛЕЙ

“Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши детки?”
“Наши детки – пули наши метки,
Вот где наши детки!”
“Наши детки – пули наши метки,
Вот где наши детки!”

ЦЕЛЯТСЯ ИЗ РУЖЬЯ

“Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши отцы?”
“Наши – отцы русские полководцы,
Вот где наши отцы!”
“Наши отцы – русские полководцы,
Вот где наши отцы!”

МАРШИРУЮТ НА МЕСТЕ

Выполняют физические упражнения под фрагмент песни

VII. Продолжение работы по теме урока.

Много трудностей пришлось преодолеть участникам сражения? Много задач они решали?

Давайте и мы решим про них задачу.

1.Забил заряд я в пушку туго

И думал, угощу я друга…

Постой ка, брат мусью…

На Батарее Раевского 1-е и 2-е орудия вместе сделали по врагу 310 выстрелов, а 2-е и 3-е орудия – 394 выстрела.

Сколько выстрелов сделало каждое орудие в отдельности, если всего было сделано 528 выстрелов?

Что известно в задаче?

Что можно узнать, зная количество снарядов, выпущенное из 1 и 2 орудия?

Что можно узнать, зная количество снарядов, выпущенное из 2 и 3 орудия?

Что осталось узнать?

запись ответа

Кто знает, как эту задачу решить вторым способом?

Какой способ проще?

Для чего нужно уметь решать задачу разными способами?

Как можно выполнить проверку?

Как еще можно выполнить проверку?

Решение задачи 1 способом.

Оформление с помощью рисунка.

528-310=218(с.)-количество снарядов, выпущенное из 3 орудия.

394-218=176(с.)- количество снарядов, выпущенное из 2 орудия.

528-394=134(с.)- количество снарядов, выпущенное из 2 орудия.

Решение задачи 2 способом.

310+394=704(с.)

704-528=176(с.)

310-176=134(с.)

394-176=218 (.)

Первый.

Для проверки  вычислений при решении задачи.

Сложить количество снарядов в 3 орудиях.

 

Теперь давайте закрепим наши навыки работы с величинами и познакомимся с еще некоторыми фактами из истории войны 1812 года.

1.Старый ветеран в стихотворении рассказывает:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя.

Богатыри, не вы.

 

В каких еще величинах можно выразить 117 лет?

2.Когда правительство Российской империи готовилось к 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года, в одной из сибирских деревень нашелся живой ветеран. Павлу Яковлевичу Толстогузову, участнику Бородинского сражения, исполнилось 117 лет.

3.Одним из родов войск нашей армии была артиллерия:

У наших ушки на макушке.

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки

Французы тут как тут.

В России в эпоху войны 1812 года размер(калибр)  пушек определялся по массе чугунного ядра, которое в эту пушку заряжалось.  Масса измерялась в фунтах. 1 артиллерийский фунт равен 492 граммам. Сколько граммов весило ядро 6-фунтовой пушки?

Записать на доске 1 фунт=492 г

Сколько это килограммов и граммов?

4.Начало Бородинского сражения так описывается у М.Ю.Лермонтова:

Лишь только небо засветилось,

 все шумно вдруг зашевелилось,

Блеснул за строем строй…

Бородинское сражение началось в 5 часов 30 минут утра и закончилось в 8 часов вечера. Сколько часов оно продолжалось?

Сколько это минут?

Ученики по очереди  записывают с обратной стороны доски.

67 лет4 мес+49 лет 8мес=     (117 лет)

В веках и годах. 117 лет-1 век и 17 лет.

492∙6=2952(г)

2 кг и 952 грамма.

14 часов 30 минут

870минут

Самостоятельное решение задачи.

Проверка решения задачи.

5. Ну ж был денек. Сквозь дым летучий

Французы двинулись,как тучи

И все на наш редут…

Часовой, в ночь перед боем, охраняя прямоугольный редут, обходит его по кромке вала.

Сначала он сделал 152 шага на юг, потом 386 шагов на восток. 1 шаг часового равен 50 см.

Первый вариант узнает, сколько метров пройдет часовой, закончив обход?

Почему мы получили то же самое число?

Второй вариант находит площадь редута в квадратных метрах.

1 вариант:

152:2=76(м)-ширина редута

386:2=193(м)-длина редута

(76+193) ∙2=386 (м)-периметр редута

Потому что в 1 метре содержится 2 шага солдата, а для нахождения периметра мы должны сумму длины и ширины умножить на 2.

152шага=76 метров, т.к. два шага составляют 1 метр.

386 шагов=193 метра

193∙76=14668(м.кв.)

Итог урока

Чему мы сегодня учились на уроке? Какое задание было самое сложное? Какое самое интересное? Кто доволен своей работой на уроке?

IX. Домашнее задание

Во время войны солдатам приходилось не только сражаться, но и совершать длинные переходы. Например, в начале войны:

Мы долго молча отступали.

Досадно было, боя ждали…

На этой картинке показана русская 6-фунтовая пушка в походном положении. Ее везут 4 лошади, которыми правят 2 ездовых. Пушка крепится к зарядному ящику, в котором для первых выстрелов везут 20 ядер и 20 зарядов пороха.

Пушка весит 1090 кг

Лошадь – 600 кг

Солдат-ездовой 90 кг

Зарядный ящик – 280 кг

1 ядро – 2850 г

1 заряд – 800 г

Мост через речку может выдержать 15 тонн груза. Выдержит ли мост батарею из четырех 6-фунтовых пушек?

Получают раздаточный материал в качестве домашнего задания.

артиллерийская запряжка

Взаимопроверка.

X. Рефлексия.

Проверяют свое эмоциональное состояние.

Проводят самооценку, рефлексию.

Оценивают свою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-практикум по математике по теме "ВЫПОЛНЕНИЕ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ С МНОГОЗНАЧНЫМИ ЧИСЛАМИ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ"

Это урок обобщения и систематизации знаний по выполнению арифметических действий с многозначными числами....

Урок по математике для 4 класса по теме«Закрепление материала. Действия с многозначными числами».

Урок рассчитан на учащихся 4 класса по любому УМК.Целью урока являются:закрепить приёмы устных и письменных вычислений;совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;привитие интереса к...

Тема урока:"Арифметические действия над многозначными числами. Закрепление

Цель:1. повторить арифметические действия над многозначными     числамизакреплять знание таблицы измерения, увеличение и уменьшение числа в 10,100, 1000 разрассмотреть решени...

Модель урока по учебному предмету "Математика" в 4 классе на тему "Арифметические действия с многозначными числами"

Тема: Многозначные числа. Арифметические действия с многозначными числами. Цель: Закреплять навыки работы с многозначными числами. Задачи:Развивать математическую речь, мышление, навыки само...

Самостоятельная работа по теме " Арифметические действия с многозначными числами"

Самостоятельная работа поможет проверить вычислительные навыки по теме " Многозначные числа"...

Урок математике 4 класс УМК "Перспектива" . Тема "Повторение арифметических действий с многозначными числами"

Урок математике 4 класс по функциональной граммотности . Тема урок "Повторение арифметических действий с многозначными числами"...