Фрагмент урока. Многоугольники, их виды
план-конспект урока по математике (4 класс)
Формирование понятия «многоугольник», развитие устойчивого интереса к предмету на основе использования элементов истории в процессе формирования геометрических понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_uroka.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока «Многоугольники, их виды»
Цели: сформировать понятие «многоугольник», определив виды многоугольников; развивать устойчивый интерес к предмету на основе использования элементов истории в процессе формирования геометрических понятий; формировать ключевые компетенции.
На экране компьютера представлены геометрические фигуры.
1 2 3 4
5 6 7
- Как, одним словом назвать все представленные геометрические фигуры? (Многоугольники)
- На сколько классов (групп) можно разбить множество данных геометрических фигур? (На 2 класса)
- Укажите номера фигур, которые попадают в один класс.
На отдельную планку наборного полотна выставляются фигуры под номерами 1 и 3.
- Какими свойствами обладают фигуры этого класса? (Фигуры этого класса обладают свойствами: «быть многоугольником» и «иметь три стороны»).
- Как одним словом можно назвать фигуры этого класса? (Треугольники).
- Какие геометрические фигуры войдут в другой класс? (В другой класс попадут фигуры под номерами 2,4,5,6,7.)
-Почему эти фигуры войдут в другой класс? (У каждой из этих фигур четыре стороны, четыре угла, четыре вершины).
- Как называют эти фигуры? (Это четырёхугольники)
- Как называются эти четырёхугольники? Почему? (Это прямоугольники. Четырёхугольник, у которого все углы прямые, называется прямоугольником).
- Как по-другому называется прямоугольник под номером 6? Почему? (Это квадрат. Прямоугольник, у которого все стороны равны, называется квадратом.)
- Информацию о названии некоторых геометрических фигур нам подготовили несколько учеников.
Ученик берёт в руку модель квадрата и сообщает: «Первым четырёхугольником, известным геометрам древней Греции, был квадрат».
Другой ученик сообщает, что термин «квадрат» в переводе с греческого означает тетрагон – четырёхугольник.
(Прикрепляет к доске опорные карточки, на которых написано «тетрагон» - четырёхугольник – Греция).
Квадрат Тетрагон четырёхугольник Греция
Следующая группа учеников вывешивает на доску опорные карточки:
Греция
Параллелограмм Евклид
Пифагор
Излагают последовательно информацию: «В древних египетских и вавилонских математических документах встречались такие виды четырёхугольников, как квадраты, прямоугольники. (Показывает). Термин «параллелограмм» - греческого происхождения».
Далее излагает учитель: Сведений о том, почему четырёхугольник под номером 7 назвали параллелограммом, нет, но такие свойства параллелограмма, как равенство противоположных сторон и углов (показывает) были известны в 5 веке до н.э в школе Пифагора. Термин «параллелограмм» ввёл в употребление в 3 веке до н.э. греческий математик Евклид.
- Назовите четырёхугольник, похожий на параллелограмм (Это четырёхугольник под номером 2).
- Как называется этот четырёхугольник? (Четырёхугольник, похожий на параллелограмм, называется ромбом.) Вывешиваются последовательно опорные карточки:
Ромб веретено юла
Греция
«Начала» Евклида
Ученик сообщает: «Слово «ромб» тоже греческого происхождения. В древности оно означало вращающееся тело, веретено, юлу».
Другой ученик: «В древности ромб использовали в качестве бубна, который был не круглым, как сейчас, а четырёхугольным».
Дополняет учитель: «Известно, что в «Началах» Евклида термин «ромб» встречался один раз, когда определялся, как параллелограмм, у которого все стороны равны».
Учитель, показывая на вывешенный параллелограмм, спрашивает: «Как называется эта фигура?» (Этот параллелограмм называется ромбом.)
- Чем отличается этот параллелограмм от параллелограмма под номером 7? (У этого параллелограмма все стороны равны.)
Обобщает учитель: «Параллелограмм, у которого все стороны равны, называется ромбом».
- Какими свойствами обладает ромб? (Быть ромбом, значит быть «параллелограммом» и «иметь все стороны равными».)
- Какой из оставшихся четырёхугольников мы ещё не рассмотрели? (Это четырёхугольник под номером 5.)
- Когда и как называли такие четырёхугольники?
Вывешиваются на доску опорные карточки:
Греция
Трапеция Столик Трапеза Евклид
Посидоний
Ученик сообщает: «Такие четырёхугольники называли трапеция. «Трапеция» - слово греческого происхождения, означающее в древности «столик», так как похожа она на обеденный стол».
Другой ученик добавляет: «По-гречески это означает «трапеза».
Дополняет информацию учитель: «У Евклида термин «трапеция» применялся к любому четырёхугольнику, не являющемуся параллелограммом».
- А в энциклопедии для юных математиков вычитал, что впервые термин «трапеция» встречается в 1 веке до н.э. у древнегреческого математика Посидония.
- Как называется наука, которая изучает геометрические фигуры, тела, и почему она так называется? (Это наука называется геометрия – наука о свойствах геометрических фигур.)
Вывешиваются на доску опорные карточки:
Греция
Геометрия
Землемерие
Ученик сообщает: «Слово «геометрия» - греческое. В переводе на русский язык означает землемерие. Такое название связано с применением геометрии для измерений на местности».
Учитель подводит итог: «Возникновение геометрии связано с практической деятельностью людей. Строя жилища и храмы, украшая их орнаментами, размечая землю и измеряя расстояния, человек использовал практически приобретённые знания о форме, размерах, взаимном расположении предметов. Это отражалось в названиях геометрических фигур.
В заключение урока учитель обращает внимание на совокупность карточек. Используя одну блок-схему или их систему, учащиеся закрепляют полученные новые знания. Отметим, что представленные блок-схемы учитель может использовать на различных уроках: уроках закрепления знаний, повторения, обобщения, уроках контроля знаний и других.
Организованная таким образом деятельность учащихся однозначно отвечает целям современного российского образования, она способствует не только развитию творческого содружества, сотворчества «учитель-ученик», но и развивает такие компетенции, как:
- умения работать в группе, в коллективе;
- умения самостоятельно учиться (искать информацию, используя дополнительные источники);
- умения из имеющейся информации выделить важное, необходимое;
- умения обстоятельно излагать полученную информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока математики во 2 классе на тему: "Угол. Виды углов. Углы многоугольника."
Вашему вниманию представлен фрагмент урока математики во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа" по теме "Угол.Виды углов. Углы многоугольника". В данном фрагменте показан этап работы на...
Фрагмент урока математики "Решение примеров вида 9+5" 1 класс
Тип урока: получение новых знанийЧерез проблемную ситуацию дети находят новый способ решения примеров с переходом че...
Конспект урока математики во 2 классе по системе учебников "Начальная школа XXI века". Тема урока "Многоугольник и его элементы"
Конспект урока математики во 2 классе по системе учебников "Начальная школа XXI века". Тема урока "Многоугольник и его элементы"...
Фрагмент урока по ознакомлению с новым вычислительным приемом вида 36 : 3, 36 : 2
Фрагмент урока по ознакомлению с новым вычислительным приемом вида 36 : 3, 36 : 2...
Фрагмент урока в 1 классе для детей с овз 1-2 вида. Применение корригирующей гимнастики
Фрагмент урока с применением коррегирующих упражнений в 1 классе...
Фрагмент урока многоугольник 1 класс
Читайте внимательно...
Фрагмент урока по математики на тему "Приём вычисления вида 30-7
Фрагмент урока по математики на тему "Приём вычесления вида 30-7"...