Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 4 класса
рабочая программа по математике (4 класс)
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_matematike.docx | 93.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по учебному предмету «Математика» для 4 класса
по учебнику «Математика»
М.И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова,
С. И. Волкова, С. В. Степанова
.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2010 года, учебным планом БОУ ТР ОО Троснянская СОШ, на основе программы под редакцией М.И.Моро, М.А. Бантовой, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Изучение математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах, умению логически мыслить, применять знания в практической деятельности, решать нестандартные задачи. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков. Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать умение учиться;
- сформировать устойчивый интерес к математике;
- выявить и развить математические и творческие способности.
Основу курса математики в 4 классе составляет табличное умножение и деление, внетабличное умножение и деление, изучение нумерации чисел в пределах 1000 и четыре арифметических действия с числами в пределах 1000. При ознакомлении с письменными приемами выполнения арифметических действий важное значение придается алгоритмизации. Все объяснения даются в виде четко сформулированной последовательности шагов, которые должны быть выполнены. При рассмотрении каждого алгоритма сложения, вычитания, умножения или деления четко выделены основные этапы, план рассуждений, подлежащий усвоению каждым учеником.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением. Тема раздела «Нумерация» неразрывно связана в курсе с темой «Величины», содержание которой составляют ознакомление с новыми единицами измерения и обобщение знаний о величинах, приобретённых ранее составление сводных таблиц единиц длины, массы, времени и работа над их усвоением.
Перед изучением внетабличного умножения и деления обучающиеся знакомятся с разными способами умножения суммы на число. Изученные свойства действий используются также для рационализации вычислений, когда речь идет о нахождении значений выражений, содержащих несколько действий.
Особое внимание заслуживает рассмотрение правил о порядке выполнения арифметических действий. Эти правила вводятся постепенно, начиная с первого класса, когда обучающиеся уже имеют дело с выражениями, содержащие только сложение и вычитание. Правила о порядке выполнения действий усложняются при ознакомлении с умножением и делением в теме «Числа от 1 до 100». В дальнейшем рассматриваются новые для обучающихся правила о порядке выполнения действий в выражениях, содержащих две пары скобок или два действия внутри скобок. Эти правила иллюстрируются довольно сложными примерами, содержащими сначала 2 – 3 действия, а затем 3 – 4 арифметических действия.
Следует подчеркнуть, что правила о порядке выполнения действий – один из сложных и ответственных вопросов курса математики в 4 классе. Работа над ним требует многочисленных, распределенных во времени тренировочных упражнений. Умение применять эти правила в практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе.
Важной особенностью курса математики является то, что рассматриваемые в нем основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются на системе соответствующих конкретных задач. Именно на простых текстовых задачах обучающиеся знакомятся и со связью между такими величинами, как цена – количество – стоимость; нормы расходы материала на одну вещь – число изготовленных вещей – общий расход материала; длина сторон прямоугольника и его площадь. Такие задачи предусмотрены рабочей программой каждого года обучения. Система в их подборе и расположении их во времени построена с таким расчетом, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также задач взаимообратных.
Обучающиеся учатся анализировать содержание задачи, выбирать действия при решении задач каждого типа, обосновывать выбор каждого действия и пояснять полученные результаты, записывать решение задачи по действиям, а в дальнейшем и составлять по условию задачи выражение, вычислять его значение, устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения. Важно, чтобы обучающиеся подмечали возможность различных способов решения некоторых задач и сознательно выбирали наиболее рациональный из них. Работе над задачей можно придать творческий характер, если изменить вопрос задачи или ее условие.
Серьезное значение уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у обучающихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение текстовых задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребенка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Геометрический материал предусмотрен программой для каждого класса. Круг формируемых у детей представлений о различных геометрических фигурах и некоторых их свойствах расширяется постепенно. Нахождение площади прямоугольника (квадрата) связывается с изучением умножения, задача нахождения стороны прямоугольника (квадрата) по его площади — с изучением деления.
Различные геометрические фигуры (отрезок, многоугольник, круг) используются и в качестве наглядной основы при формировании представлений о долях величины, а также при решении разного рода текстовых задач. Трудно переоценить значение такой работы при развитии как конкретного, так и абстрактного мышления у детей.
К элементам алгебраической пропедевтики относится ознакомление детей с таким важным математическим понятием, как понятие переменной. В дальнейшем вводится буквенное обозначение переменной. Дети учатся находить значения буквенных выражений при заданных числовых значениях входящих в них букв.
Место курса в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования на изучение математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. В соответствии с учебным планом БОУ ТР ОО Троснянская СОШ из школьного компонента выделен 1 час в неделю на углубленное изучение предмета (34 часа в год). Рабочая программа составлена на 170 часов в год, 5 часов в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса математики выпускники начальной школы научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений. Учащиеся овладеют основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки. Ученики научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях.
Выпускники начальной школы получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение. Учащиеся накопят опыт решения текстовых задач. Выпускники познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей.
В ходе работы с таблицами и диаграммами (без использования компьютера) школьники приобретут важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Они смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
- уважительное отношение к иному мнению и культуре.
- навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности;
- умения определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
- мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
- умение выполнять самостоятельную деятельность, осознание личной ответственности за ее результат;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- уважительное отношение к семейным ценностям, к истории страны, бережное отношение к природе, к культурным ценностям, ориентация на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
ПЛАНИРУЕМЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата, осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности, конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Познавательные
Обучающийся научится:
- использовать математического содержания - символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- представлять информацию в знаково-символической или графической форме: самостоятельно выстраивать модели математических понятий, отношений, взаимосвязей и взаимозависимостей изучаемых объектов и процессов, схемы решения учебных и практических задач; выделять существенные характеристики объекта с целью выявления общих признаков для объектов рассматриваемого вида;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- владеть базовыми предметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура) и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета, используя абстрактный язык математики;
- использовать способы решения проблем творческого и поискового характера;
- владеть навыками смыслового чтения текстов математического содержания с поставленными целями и задачами;
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
- читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
- использовать различные способы поиска ,сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами учебного предмета.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- признавать возможность существования различных точек зрения, согласовывать свою точку зрения с позицией участников, работающих в группе, в паре, корректно и аргументировано, c использованием математической терминологии и математических знаний отстаивать свою позицию;
- принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию, и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, в ходе решения учебных задач, проектной деятельности;
- принимать участие в определении общей цели и путей е достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО РАЗДЕЛАМ
Раздел «Числа и величины» Обучающийся научится: • читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
• устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
• группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
• читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
• классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
• выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
Раздел «Арифметические действия»
Обучающийся научится:
• выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
• выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
• выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
• вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
• выполнять действия с величинами;
• использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
• проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).
Раздел «Работа с текстовыми задачами»
Обучающийся научится:
• анализировать задачу, устанавливать зависимость между
величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи,
определять количество и порядок действий для решения задачи,
выбирать и объяснять выбор действий;
•решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);
•оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
• решать задачи в 3—4 действия;
• находить разные способы решения задачи.
Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
Обучающийся научится:
•описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
•распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;
•выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
•использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
•распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;
•соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Обучающийся получит возможность научиться:
• распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Раздел «Геометрические величины»
Обучающийся научится:
•измерять длину отрезка;
• вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
• оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз).
Обучающийся получит возможность научиться:
• вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.
Раздел «Работа с данными»
Обучающийся научится:
•читать несложные готовые таблицы;
•заполнять несложные готовые таблицы;
•читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• читать несложные готовые круговые диаграммы.
• достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
• сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
• распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
• планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм ;
• интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000 (продолжение) (15 ч)
Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2 — 4 действия. Письменные приемы вычислений.
Числа, которые больше 1000. Нумерация (12 ч)
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Величины (18 ч)
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Сложение и вычитание (14 ч)
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
х+312=654+79
729-х=217+163
х- 137 = 500 -140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное — в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин
Умножение и деление (90 ч)
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 · х = 429 + 120, х · 18 = 270- 50, 360: х = 630:7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
В течение всего года проводится:
- вычисление значений числовых выражений в 2 — 4действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а)смысл арифметических действий;
б)нахождение неизвестных компонентов действий;
в)отношения больше, меньше, равно;,
г)взаимосвязь между величинами;
-решение задач в 2 — 4 действия;
-решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры па заданные части; составление заданной фигуры из 2 — 3 ее частей;
построение изученных фигур с помощью линейки и циркуля.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема (раздел) программы | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
1. | Числа от 1 до 1000 | 15 ч. | 1 |
2. | Числа, которые больше 1000. Нумерация | 12 ч. | 1 |
3. | Величины | 18 ч. | 1 |
4. | Сложение и вычитание | 14 ч. | 1 |
5. | Умножение и деление | 90 ч. | 5 |
6. | Итоговое повторение | 11 ч. | 1 |
7. | Материал для расширения и углубления знаний | 10ч | |
ВСЕГО: | 170ч. | 10 |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
обучающихся к концу 4 класса
Нумерация
- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
- как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
Обучающиеся должны уметь:
- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки> (больше), < (меньше), = (равно);
- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.
Арифметические действия
Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.
Обучающиеся должны знать:
- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
-связь между компонентами и результатом каждого действия;
-основные свойства арифметических действий (переместительное, сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
-правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
-таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
Обучающиеся должны уметь:
-записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 — 4 действия (со скобками и без них);
-находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, 8 • г, Ь:2, а + Ь, с •d,k : п при заданных числовых значениях входящих в них букв;
-выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
-выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;
-решать уравнения вида х+60 = 320, 125 + х=750,2000-х = 1450, х• 12 =2400, х:5 = 420, 600:х= 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;
-решать задачи в 1 — 3 действия.
Величины. Иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.
Обучающиеся должны знать:
-единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
-связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние
Обучающиеся должны уметь:
-находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
-узнавать время по часам;
-выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на однозначное число);
-применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
Геометрические фигуры
Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).
Обучающиеся должны знать:
-виды углов: прямой, острый, тупой;
-виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
-определение прямоугольника (квадрата);
-свойство противоположных сторон прямоугольника.
Обучающиеся должны уметь:
-строить заданный отрезок; -строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для обучающихся :
1. Учебник для 4 класса Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
2. Тетрадь для проверочных работ по математике 4 класс М.И.Моро, Москва, Просвещение, 2013 г.
Для учителя :
1. Учебник для 4 класса Моро, М. И., Бантова, М. А. Математика: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.
2. Методические рекомендации « Математика 4 класс» Москва, Просвещение, 2013 г.
3. Поурочные разработки по математике . 4 класс. М. : ВАКО, 2014 г.
4. Электронное приложение к учебнику М.И.Моро.
Материально-техническое обеспечение
1.Печатные пособия: учебники, учебные пособия, раздаточный материал (тесты, дидактические карточки, тренажеры), рабочие тетради к учебнику на печатной основе, тетради тестов по математике для 4 класса, рабочие тетради;
2. ИКТ, аудиовизуальные (презентации, образовательные видеофильмы, математические игры, тренажеры и т.п.);
3.Наглядные пособия (таблицы классов и разрядов, плакаты и т.п.);
4.Учебные приборы (циркуль, треугольник, палетка, метр и т.д.).
Список литературы
1. Контрольные работы в начальной школе по математике 1-4 класс
Москва « Дрофа» 2011 год
2.Контроль в начальной школе :Традиционные и тестовые задания. Сборник .
4 класс .- М. : Начальная школа,2007 . ( Прилож. К журналу « Начальная школа»).
3. Методические рекомендации « Математика 4 класс» Москва, Просвещение, 2013 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ П/П | ТЕМА УРОКА (СТРАНИЦЫ УЧЕБНИКА) | Кол- во часов | ХАРАКТЕРИТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ | Дата по плану | Дата по факту |
ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000. Повторение (15ч) | |||||
1 | Повторение. Нумерация. Счёт предметов. Разряды (3-5) | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Образовывать числа натурального ряда от 100 до 1000. Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачу разными способами; составлять задачи, обратные данной | 2.09 | |
2 | Четыре арифметических действия.Числовые выражения. Порядок выполнения действий.(6,7) | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений | 4.09 | |
3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых.(8) | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Выполнять письменные вычисления с натуральными числами в выражениях с несколькими слагаемыми. Находить значения числовых выражений со скобками и без них | 5.09 | |
4 | Алгоритм письменного вычитания трехзначных чисел.. (9) | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Выполнять письменное вычитание трёхзначных чисел. Находить значения числовых выражений со скобками и без них | 7.09 | |
5 | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные (10) | 2 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | 8.09 9.09 | |
6 | Правила письменного деления на однозначное число. (11) | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Использовать переместительное свойство умножения. Умножать письменно в пределах 1000 с переходом через разряд многозначное число на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | 11.09 | |
7 | Алгоритм письменного деления на однозначное число (12) | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | ||
8 | Письменное деление трехзначных чисел на однозначные (13) | 1 | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Использовать свойства деления числа на 1, и нуля на число. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | 12.09 | |
9 | Письменное деление на однозначное число. Повторение. (14). | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | 14.09 | |
10 | Письменное деление на однозначное число. (15) | 1 | Применять приём письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | 15.09 | |
11 | Диаграммы (16-17) | 1 | Читать и строить столбчатые диаграммы. Работать в паре, Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение. Аргументировать свою точку зрения., обсуждать высказанные мнения. | 16.09 | |
12 | «Что узнали. Чему научились».(18-19) | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. | 18.09 | |
13 | Странички для любознательных | 1 | 19.09 | ||
14 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение чисел от 1 до 1000. Четыре арифметических действия + | 1 | Выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; контролировать свою работу и её результат. | 21.09 | |
15 | Анализ контрольной работы | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их; анализировать и делать выводы. | 22.09 | |
16 | Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». (20) Проверочная работа № 1 по теме «Повторение» | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения Оценивать результаты своей деятельности. | 23.09 | |
Числа, которые больше 1000. Нумерация ( 12ч) | |||||
17 | Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч (21-23) | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Считать предметы десятками, сотнями, тысячами. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать буквенные выражения. Анализировать свои действия и управлять ими | 25.09 | |
18 | Чтение многозначных чисел (24) | 1 | Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки. Анализировать свои действия и управлять ими | 26.09 | |
19 | Запись многозначных чисел.. (25) | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Выделять количество сотен, десятков, единиц в числе. Совершенствовать вычислительные навыки | 28.09 | |
20 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. (26) | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее количество единиц любого разряда, содержащихся в числе | 29.09 | |
21 | Сравнение многозначных чисел (27) | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Упорядочивать заданные числа. Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки | 30.09 | |
22 | Изменение значения цифры в зависимости от её места в записи числа (28) | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Проверять правильность выполненных вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, выполнять увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | 2.10. | |
23 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда(29) | 1 | Определять последовательность чисел в пределах 100 000. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000. Находить общее количество единиц какого-либо разряда в многозначном числе. | 3.10 | |
24 | Класс миллионов и класс миллиардов .(30) Проверочная работа № 2 по теме «Нумерация» | 1 | Называть классы и разряды: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов. Читать числа в пределах 1 000 000 000 | 5.10 | |
25 | Странички для любознательных Что узнали. Чему научились. (31, 34,35) | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | 6.10 | |
26 | Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наш город (село)» «Что узнали. Чему научились.(32-33) | 1 | Собирать информацию о своём городе (селе) и на этой основе создавать математический справочник «Наш город (село) в числах». Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач. Сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы | 7.10 | |
27 | Контрольная работа №2 по теме «Нумерация» | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Выполнять действия, соотносить, сравнивать. Оценивать результаты своей деятельности.. | 9.10 | |
28-29 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного.(35) | 1 | Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их; анализировать и делать выводы. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. Оценивать результаты своей деятельности | 10.10 | |
Величины (18ч) | |||||
30 | Единица длины – километр. Таблица единиц длины. (36,37,38) | 2 | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними | 12.10 13.10 | |
31 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр (39, 40) | 1 | Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними . | 14.10 | |
32 | Таблица единиц площади (41,42) | 1? | Сравнивать значения площадей равных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними | 16.10 | |
33 | Измерение площади фигуры с помощью палетки (43,44) | 1 | Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | 17.10 | |
34 | Единицы массы - центнер, тонна. (45) | 1 | Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким) | 19.10 | |
35 | Таблица единиц массы (46) | 1 | Переводить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними. Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их. | 20.10 | |
36 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя (47) | 1 | Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их | 21.10 | |
37 | 24-часовое исчисление времени суток. (48) | 1 | Рассматривать единицу времени: сутки, закреплять представления о временной последовательности событий. Использовать приобретенные знания для определения времени по часам (в часах и минутах), сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах . | 23.10 | |
38-39 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события (49) | 1 | Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | 24.10 | |
40 | Единица времени – секунда, век. (50,51) | 2 | Рассматривать единицу времени – век. Сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в различных единицах | 26.10 27.10 | |
41 | Таблица единиц времени. (52) Проверочная работа № 3 по теме «Величины» | 1 | Переводить одни единицы времени в другие, используя соотношения между ними Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | 28.10 | |
42 | Что узнали. Чему научились(53,54) | 1 | Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов действий | 30.10 | |
43 | Контрольная работа № 3 за 1 четверть по теме «Величины» | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | 31.10 | |
44-45 | Анализ контрольной работы. Тест № 1 «Проверим себя и оценим свои достижения (58,59) | 1 | Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их; анализировать и делать выводы. Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов действий | 2.11 | |
46 | Что узнали. Чему научились (55,57) | 2 | Анализировать достигнутые результаты и недочёты, проявлять личную заинтересованность в расширении знаний и способов действий | 3.11 10.11 | |
Сложение и вычитание (14 часов) | |||||
47 | Устные и письменные приёмы вычислений (60) | 1 | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание) | 11.11 | |
48 | Вычитание с переходом через несколько разрядов вида 30 007-648. (61) | 1 | Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения. Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание) | 13.11 | |
49 | Решение уравнений вида: Х+15=68:2, 24+Х=79-30 (62) | 1 | Определять, как связаны между собой числа при сложении. Находить неизвестное слагаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Выполнять вычисления и делать проверку | 14.11 | |
50 | Решение уравнений вида: Х-34=48:3, 75-Х=9∙7 (63) | 1 | Определять, как связаны между собой числа при вычитании. Находить неизвестное уменьшаемое, неизвестное вычитаемое. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | 16.11 | |
51 | Нахождение нескольких долей целого (64) | 1 | Находить, одну долю от целого числа, находить несколько долей от целого числа. Решать уравнения и сравнивать их решения. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | 17.11 | |
52 | Нахождение нескольких долей целого (65) | 1 | Решать задачи на нахождение нескольких долей целого. Проверять, правильно выполнено деление с остатком. Сравнивать значения величин | 18.11 | |
53 | Задачи разных видов.(66) | 1 | Использование свойств арифметических действий при выполнении вычислений. Решать задачи, составив уравнения. Ставить скобки в числовом выражении для приведения к верному решению своей деятельности. | 20.11 | |
54 | Сложение и вычитание значений величин (67) | 1 | Выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Записывать вычисления в строчку и столбиком | 21.11 | |
55 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. (68) Проверочная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание» | 1 | Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их. Выполнять сложение и вычитание величин | 23.11 | |
56 | Что узнали. Чему научились.(69) | 1 | Решать задачи изученных видов, совершенствовать вычислительные навыки. Оценивать свои достижения, адекватно воспринимать оценку учителя сверстников. | 24.11 | |
57 | «Странички для любознательных». Задачи – расчёты. (70,71) | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | 25.11 | |
58 | Контрольная работа № 4 по теме «Сложение и вычитание» | 1 | Применять знания и способы действий в изменённых условиях. Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Выполнять задания творческого и поискового характера. | 27.11 | |
59 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. (72,73) | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях. | 28.11 | |
60 | Тест № 2 «Проверим себя и оценим свои достижения». (74,75) Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий | 30.11 | |
Умножение и деление (21ч) | |||||
61 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1. (76) | 1 | Выполнять умножение, используя свойства умножения. Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на 1. Находить значение буквенных выражений | 1.12 | |
62 | Письменное умножение многозначного числа на однозначное (77) | 1 | Выполнять умножение любого многозначного числа на однозначное так же, как и умножение трёхзначного числа на однозначное. Умножать именованные числа на однозначные | 2.12 | |
63 | Письменные приемы умножения. (78) | 1 | Применять при вычислениях свойства умножения на 0 и на Записывать выражения и вычислять их значения. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | 4.12 | |
64 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. (79) Математический диктант №3 | 1 | Объяснять, как выполнено умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. Находить остаток при выполнении деления на однозначное число и проверять вычисления | 5.12 | |
65 | Решение уравнений вида Х∙8=26+70, Х:6=18∙5, 80:Х=46-30 (80) | 1 | Определять, как связаны между собой числа при умножении и делении. Находить неизвестный множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель. Объяснять решение уравнений и их проверку. Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи | 7.12 | |
66- 67 | Деление многозначного числа на однозначное. (81) | 1 | Использовать правила деления суммы на число при решении примеров и задач. Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими | 8.12 | |
68 | Письменное деление многозначного числа на однозначное.(82, 83) | 2 | Объяснять, как выполнено деление многозначного числа на однозначное | 9.12 11.12 | |
69 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. (84) | 1 | Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом | 12.12 | |
70 | Письменное деление многозначного числа на однозначное. ( 85) | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Находить долю величины и величину по ее доле. Оценивать результаты своей деятельности. | 14.12 | |
71-74 | Решение задач на пропорциональное деление. (86) | 1 | Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом Оценивать результаты своей деятельности. | 1512 | |
75 | Закрепление изученного. (87- 90) Проверочная работа №5 | 4 | Решать задачи изученных видов, совершенствовать вычислительные навыки. Оценивать свои достижения, адекватно воспринимать оценку учителя сверстников. | 16.12- 21.12 | |
76 | Контрольная работа №5 за 1 полугодие | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Выполнять действия, соотносить, сравнивать. Оценивать результаты своей деятельности. | 22.12 | |
77-80 | Анализ контрольной работы. Закрепление изученного материала. | 1 | Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их; анализировать и делать выводы. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | 23.12 | |
81 | Что узнали. Чему научились. Тест № 3 «Проверим себя и оценим свои достижения». (91- 95) | 4 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов. Выполнять задания творческого и поискового характера. Выполнять задания на логическое мышление. Оценивать результаты своей деятельности | 25.12-30.12 | |
Умножение и деление (69ч) | |||||
82 | Задачи на пропорциональное деление. (3, 4) | 1 | Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. Объяснять, как выполнено деление, пользуясь планом. Выполнять деление с объяснением. | 11.01 | |
83 -85 | Понятие скорости. Единицы скорости. (5) | 1 | Моделировать взаимосвязи между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Находить значение буквенных и числовых выражений | 12.01 | |
86 | Решение задач на движение.(6- 8) | 3 | Записывать задачи с величинами: скорость, время, расстояние в таблицу и решать их. Составлять по выражению задачи с величинами: скорость, время, расстояние. Находить значение уравнений и числовых выражений | 13.01 15.01 16.01 | |
87 | Странички для любознательных. Проверочная работа. (9- 11) | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | 18.01 | |
88 89 | Умножение числа на произведение (12) | 1 | Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять умножение числа на произведение разными способами, сравнивать результаты вычислений | 19.01 | |
90 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями вида 243∙20, 532∙300. (13,14) | 2 | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение | 20.01 22.01 | |
91 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.(15) | 1 | Применять свойство умножения числа на произведение в письменных вычислениях, записывать решение столбиком. Решать задачи на одновременное встречное движение. Переводить одни единицы площади в другие | 23.01 | |
92 | Решение задач на одновременное встречное движение. (16) | 1 | Решать задачи на одновременное встречное движение: выполнять схематические чертежи, сравнивать задачи и их решения | 25.01 | |
93 | Перестановка и группировка множителей Деление суммы на число. (17) | 1 | Используя переместительное свойство умножения и свойство группировки множителей, находить значение числового выражения. Решать задачи на одновременное встречное движение | 26.01 | |
94 | Странички для любознательных. (18- 19) | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера | 27.01 | |
95 | Что узнали. Чему научились. (20 -23) | 1 | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими | 29.01 | |
96 97 | Что узнали. Чему научились. Помогаем друг другу сделать шаг к успеху.(24) | 1 | Оценивать результаты освоения темы, проявлять личную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими | 30.01 | |
98 | Деление числа на произведение. (25, 26) | 2 | Применять свойство деления числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Решать тестовые задачи арифметическим способом. | 1.02 2.02 | |
99 | Деление с остатком на 10, 100, 1 000. (27) | 1 | Выполнять устно и письменно деление с остатком на 10, 100, 1 000. Решать тестовые задачи арифметическим способом. Находить значение буквенных выражений | 3.02 | |
100- 103 | Задачи на нахождение четвертого пропорционального, решаемые способом отношений. (28) | 1 | Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи. Записывать равенства и неравенства, выполнять проверку. Выполнять деление с остатком и проверять решение | 5.02- | |
104 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.(29 – 32) | 4 | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | 6.02, 8.02, 9.02 10.02 | |
105 | Задачи на движение в противоположных направлениях.(33) | 1 | Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное движение в противоположных направлениях и решать задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки | 12.02 | |
106 | Задачи на движение в противоположных направлениях. Проверочная работа № 7 по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями». (34) | 1 | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приёмы. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | 13.02 | |
107 | «Что узнали. Чему научились». (35 – 37) | 1 | Выполнять устно и письменно деление на числа, оканчивающиеся нулями. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | 15.02 | |
108 | Тест № 4 «Проверим себя и оценим свои достижения». (3839) | 1 | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий | 16.02 | |
109 | Контрольная работа № 6 по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями». | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | 17.02 | |
110 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Знакомство с проектом «Составляем сборник математических задач и заданий». (40, 41) | 1 | Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их; анализировать и делать выводы Собирать и систематизировать информацию по разделам, отбирать, составлять и решать математические задачи и задания повышенного уровня сложности. Составлять план работы. Составлять сборник математических заданий. Анализировать и оценивать результаты работы | 19.02 | |
111 | Умножение числа на сумму. (42) | 1 | Применять в вычислениях свойство умножения числа на сумму нескольких слагаемых. Находить значение выражения двумя способами, удобным способом. Сравнивать выражения. Составлять задачу по выражению. | 20.02 | |
112 113 | Устные приемы умножения вида 12∙15, 40∙32. (43) | 1 | Выполнять вычисления с объяснением. Выполнять действия и сравнивать приёмы вычислений. Находить часть от целого. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | 22.02 | |
114 | Алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. (44,45) | 2 | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на двузначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение | 23.02 24.02 | |
115 | Задач на нахождение неизвестных по двум разностям.(46) | 1 | Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Анализировать задачи, выполнять прикидку результата, проверять полученный результат. Обнаруживать допущенные ошибки. | 26.02 | |
116 117 | Решение задач. Закрепление. (47) | 1 | Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения. Выполнять вычитание именованных величин. Находить ошибки в примерах на деление, делать проверку | 27.02 | |
118 119 | Умножение на трёхзначное число. (48, 49) | 2 | Применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на трёхзначное. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение | 29.02 1.03 | |
120 | Закрепление изученного. (50, 51) | 2 | Закреплять пройденный материал. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.. | 2.03 4.03 | |
121 | Странички для любознательных. «Что узнали. Чему научились». (52- 56) | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | 5.03 | |
122 | Контрольная работа № 7 по теме «Умножение на двузначное и трёхзначное число» | 1 | Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы | 7.03 | |
123 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. «Что узнали. Чему научились». | 1 | Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их; анализировать и делать выводы | 8.03 | |
124 | Письменное деление на двузначное число. (57) | 1 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | 9.03 | |
125 | Письменное деление с остатком на двузначное число.(58) | 1 | Выполнять деление с остатком на двузначное число, при этом рассуждать так же, как и при делении без остатка, проверять решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | 11.03 | |
126 | Письменное деление на двузначное число. (59) | 1 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Объяснять, как выполнено деление по плану. Решать задачи и сравнивать их решения. Проверять, верны ли равенства | 12.03 | |
127 128 | Письменное деление на двузначное число. (60) | 1 | Выполнять деление многозначного числа на двузначное методом подбора, изменяя пробную цифру. Решать примеры на деление с объяснением. Находить значение уравнений | 14.03 | |
129 130 | Деление на двузначное число (цифра частного находится способом проб). (61,62) | 2 | Выполнять деление многозначного числа на двузначное методом подбора, изменяя пробную цифру. Решать примеры на деление с объяснением.Выполнять задания творческого и поискового характера | 15.03 16.03 | |
131 132 | Закрепление изученного. (63,64) | 2 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическими способами. Объяснять выбор действия для решения | 18.03 19.03 | |
133 | Деление на двузначное число (в записи частного есть нули). (65,66) | 2 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, когда в частном есть нули, объяснять каждый шаг, сравнивать решения. Рассматривать более короткую запись. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | 21.03 22.03 | |
134 | «Что узнали. Чему научились». ( 67) Контрольная работа №8 на тему «Деление на двузначное число» | 1 | Выполнять вычисления и делать проверку. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | 23.03 | |
135 | Странички для любознательных. «Что узнали. Чему научились». (68-70) | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера | 24.03 | |
136 | Проверочная работа № 8 по теме «Деление на двузначное число» | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы. Оценивать результаты своей деятельности. | 11.04 | |
137 138 139 | Анализ контрольной работы «Что узнали. Чему научились». | 1 | Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их; анализировать и делать выводы. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | 12.04 13.04 | |
140 | Деление на трехзначное число. (72 - 74) | 3 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное, объяснять каждый шаг. Выполнять письменное деление многозначных чисел на двузначные, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение | 15.04- 16.04 | |
141- 142 | Проверка умножения делением. (75) | 1 | Выполнять деление с объяснением и проверять вычисления. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | 18.04. | |
143 | Проверка деления умножением. (76,77) | 2 | Находить ошибки и записывать правильное решение. Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи, уравнения | 19.04 20.04 | |
144- 145 | Странички для любознательных. Готовимся к олимпиаде.(78- 81) | 1 | Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях | 22.04 | |
146 | Что узнали. Чему научились». (82- 85) | 2 | Применять алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное, объяснять каждый шаг. Решать задачи арифметическим способом. Выполнять вычитание и сложение именованных величин, решать уравнения | 23.04- 25.04 | |
147 | Контрольная работа № 9по теме «Деление на трехзначное число» | 1 | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | 26.04 | |
148 | Анализ контрольной работы Что узнали. Чему научились». | 1 | Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их; анализировать и делать выводы. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. Оценивать результаты своей деятельности | 27.04 | |
Итоговое повторение (12ч). | |||||
149 | Нумерация. (86,87) | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | 29.04 | |
150 | Выражения и уравнения (88,89) | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | 30.04 | |
151 | Арифметические действия: сложение и вычитание. (90,91) | 1 | Совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи | 2.05 | |
152 | Арифметические действия: умножение и деление.(92,93) | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000, используя приемы умножения и деления трехзначных чисел, запись которых оканчивается нулями. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | 3.05 | |
153 | Правила о порядке выполнения действий. (94) | 1 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | 4.05 | |
154 | Величины.(95) | 1 | Выполнять сложение и вычитание величин, заменяя крупные единицы величин более мелкими. Решать задачи с использованием величин | 6.05 | |
155- 156 157 | Геометрические фигуры. (96) | 1 | Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации | 7.05 | |
158 | Задачи. (97-102) | 3 | Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. | 9.05 10.05 11.05 | |
159 | Контрольная работа №10 за 4 класс. | 1 | Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий | 13.05 | |
160 | Анализ контрольной работы Странички для любознательных. Помогаем друг другу сделать шаг к успеху. (103) | 1 | Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их; анализировать и делать выводы. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. Оценивать результаты своей деятельности. Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях | 14.05 | |
Материал для расширения и углубления знаний. (11ч) | |||||
161 | Доли. (104, 105) | 1 | Расширение и углубление знаний по теме доли. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. | 16.05 | |
162 | Единицы площади - ар, гектар. (105,106) | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Соотносить результат проведенного самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы. Оценивать результаты своей деятельности. | 17.05 | |
163 | Масштаб. План. (107) Диагонали прямоугольника и его свойства. (108) | 1 | Понимать причины ошибок, допущенных в контрольной работе и исправлять их; анализировать и делать выводы. Совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи. Оценивать результаты своей деятельности. | 18.05 | |
164 | Диагонали квадрата и его свойства. | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Использовать различные приемы проверки правильности вычислений, проводить проверку правильности вычислений с использованием калькулятора. Оценивать результаты своей деятельности. | 20.05 | |
165 | Куб. Прямоугольный параллелепипед. | 1 | Распознавать и называть геометрические тела: куб, параллелепипед. Изготавливать модели куба и параллелепипеда из бумаги с использованием развёрток. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. | 21.05 | |
166 | Итоговая комплексная работа. | 1 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Оценить результаты освоения тем за 4 класс. Оценивать результаты своей деятельности. | 23.05 | |
167 | Пирамида. Цилиндр. | 1 | Распознавать и называть геометрические тела: пирамида, цилиндр. Изготавливать модели пирамиды и цилиндра из бумаги с использованием развёрток. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости. | 24.05 | |
168 169 | «Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочётов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий | 25.05 | |
170 | «Что узнали. Чему научились». Обобщающий урок. Игра «В поисках клада» | 3 | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Оценить результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Оценивать результаты своей деятельности. Оценить результаты освоения темы, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний | 27.05 28.05 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету Математика, 1 класс, автор учебника Л.Г.Петерсон
Составлена в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по учебному предмету "Математика" 4 класс
Данная программа разработана в соответствии с ФГОС НОО...
Рабочая программа по учебному предмету математика 3 класс "Школа России"
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ о «Об образовании в Российской Федерации»;- Прик...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 2 класс УМК "Гармония"
Цель начального курса математики - обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения уч...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 2 класс "Школа России"
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» предназначена для учащихся 2 класса и составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету МАТЕМАТИКА 3А класс 2018-2019 учебный год
Рабочая программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья....
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 1 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» 1 класс составлена в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2)....