Рабочая программа по учебному предмету Математика, 1 класс, автор учебника Л.Г.Петерсон
рабочая программа по математике (1 класс) по теме
Составлена в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matematike.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования администрации Буденновского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 26 поселка Виноградный Буденновского района»
«Рассмотрено» «Утверждено»
на заседании методического Директор МОУ НОШ № 26 п. Виноградный
объединения учителей ______________ О.Н.Кононова
начальных классов Приказ № ___ от «___»________ 2012 г.
Протокол №_____
от «__» ________ 2012 г.
Руководитель МО
________ Н.Н.Писаренко
Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
ступень обучения (класс): начальное общее образование, 1 класс
количество часов: 4 часа в неделю, всего 132 часа
уровень: базовый
Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта второго поколения, примерной программы начального общего образования и авторской программы Л.Г Петерсон образовательной системы «Школа 2000…»
Составитель: учитель начальных классов 1 квалификационной категории Кононова Оксана Николаевна
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на формирование универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, которые обеспечивают реализацию основного, деятельностного, метода образовательной системы Л.Г.Петерсон.
Цель программы:
- формирование у учащихся основ умения учиться;
- развитие мышления, интереса к математике, качеств личности;
- создание для каждого ребёнка возможности высокого уровня математической подготовки.
Задачи:
- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- приобретение основ самостоятельной математической деятельности по получению нового знания и его применения;
- формирование логического и алгоритмического мышления;
- духовно-нравственное развитие личности, с учётом специфики начального этапа обучения математики;
- формирование математического языка;
- создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
Учебно-методический комплект:
-Петерсон Л.Г. Математика: программа начальной школы 1-4 «Учусь учиться»
-Петерсон Л.Г. Математика «Учусь учиться». Учебник: 1 класс. В 3 частях. М.: Ювента 2011
-Петерсон Л.Г.Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы:
1 класс. В 2 частях.
М.: Ювента 2011
-Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Построй свою математику: Блок – тетрадь эталонов для 1 класса.
М.: Ювента 2011
-Петерсон Л.Г Математика: 1 класс. Методические рекомендации для учителя.
Печатные пособия
-Разрезной материал по математике (Приложение к учебникам 1-2 класса)
Демонстрационные таблицы
Общая характеристика учебного предмета
Педагогическим инструментом реализации поставленных целей и задач в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…». Суть её заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике, лежащих в основе современной научной картины мира. Главное, они усваивают весь комплекс универсальных учебных действий, определенный ФГОС, и умение учиться в целом.
Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе принципа минимакса, как одного из основных в данной образовательной системе. Суть его заключается в том, что ученик имеет возможность усвоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемой ближайшей зоной развития возрастной группы) и обеспечивает при этом его усвоение на социально безопасном минимуме (федерального государственного стандарта).
Содержание и последовательность изучения курса математики основано на системе начальных математических понятий, построенной Н.Я. Виленкиным, и обеспечивает преемственность основных содержательно-методических линий с 1 по 9 класс:
числовой, алгебраической, геометрической, логической, анализа данных, текстовых задач.
В 1 классе числовая линия вводится на основе счета предметов (элементов множества), разбиения множеств и величин на части, взаимосвязи целого и частей. Установленные закономерности становятся затем основой формирования прочных вычислительных навыков и обучения их решению уравнений и текстовых задач.
Алгебраическая линия неразрывно связана с числовой. Учащиеся записывают выражения с помощью буквенной символики, что помогает им структурировать изучаемый материал, выявлять сходства, различия, аналогии.
Программа изучения геометрической линии в 1 классе предусматривает знакомство с плоскими и пространственными фигурами: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, куб, параллелепипед, цилиндр, пирамида, шар, конус. Учащиеся знакомятся с абстрактными понятиями, как точка, прямая, луч, отрезок, ломаная, область и граница, овладевают измерительным прибором – линейка.
В рамках логической линии первоклассники учатся анализировать, сравнивать, обобщать, что способствует развитию памяти, воображения, речи, логического мышления. Учащиеся осваивают математический язык, проверяют истинность высказываний.
Линия анализа данных формирует у учащихся информационную грамотность, умение получать информацию из наблюдений, бесед, справочников.
В рамках линии текстовых задач учащиеся 1 класса овладевают различными видами математической деятельности, осознают практическую значимость математики.
Система подбора и расположения задач создаёт возможность для их сравнения, выявления сходства и различия имеющихся взаимосвязей (взаимно обратные задачи, задачи одинакового вида).
Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю). Темы уроков сформулированы согласно авторским рекомендациям для учителя.
Содержание учебного материала
Числа и арифметические действия с ними (70 ч.)
Группы предметов или фигур, обладающие общим свойством. Составление группы
предметов по заданному свойству (признаку). Выделение части группы.
Сравнение групп предметов с помощью составления пар: больше, меньше, столько же, больше (на)… Порядок.
Соединение групп предметов в одно целое (сложение). Удаление части группы предметов (вычитание). Переместительное свойство сложения групп предметов. Связь между сложением и вычитанием групп предметов.
Аналогия сравнения, сложения ,вычитания групп предметов со сравнением, сложением, вычитанием величин.
Число как результат счета предметов и как результат измерения величин.
Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 9. Наглядное изображение чисел совокупностями точек, костями домино, точками на числовом отрезке и.т.д. Предыдущее и последующее число. Количественный и порядковый счет. Чтение, запись и сравнение чисел с помощью знаков «=», «<», «>».
Сложение и вычитание чисел. Знаки сложения и вычитания. Название компонентов сложения и вычитания. Наглядное изображение сложения и вычитания с помощью групп предметов и на числовом отрезке. Связь между сложением и вычитанием. Зависимость результатов сложения и вычитания от изменения компонентов. Разностное сравнение чисел (больше на…, меньше на…,). Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Состав чисел от 1 до 9. Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения и вычитания в пределах 9 («треугольная»).
Римские цифры. Алфавитная нумерация. «Волшебные» числа.
Число и цифра 0. Сравнение, сложение и вычитание с 0.
Число 10,его обозначение, место в числовом ряду, состав. Сложение и вычитание в пределах 10.
Монеты 1к., 5к., 10к., 1р., 2р., 5р., 10р.
Укрупнение единиц счета и измерения. Счет десятками. Наглядное изображение десятков с помощью треугольников. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание «круглых десятков» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число десятков).
Счет десятками и единицами. Наглядное изображение двузначных чисел с помощью треугольников и точек. Запись и чтение двузначных чисел, представление их в виде суммы десятков и единиц. Сравнение двузначных чисел. Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд. Аналогия между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер.
Таблица сложения однозначных чисел в пределах 20 («квадратная»). Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток.
Работа с текстовыми задачами (20 ч.)
Устное решение простых задач на смысл сложения и вычитания при изучении чисел от 1 до 9.
Задача, условие и вопрос задачи. Построение наглядных моделей текстовых задач (схемы, схематические рисунки и др.).
Простые (в одно действие) задачи на смысл сложения и вычитания. Задачи на разностное сравнение (содержание отношения «больше на…, меньше на…). Задачи, обратные данным. Составление выражений к текстовым задачам.
Задачи с некорректными формулировками (лишними, неполными данными, нереальными условиями).
Составные задачи на сложение, вычитание, разностное сравнение в 2-4 действия. Анализ задачи и планирование хода её решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Запись решения и ответа на вопрос задачи. Арифметические действия с величинами при решении задач.
Геометрические фигуры и величины (14 ч.)
Основные пространственные отношения: выше – ниже, шире- уже, толще – тоньше, спереди – сзади, сверху – снизу, слева – справа, между и др. Сравнение фигур по форме и размеру (визуально).
Распознавание и называние геометрических форм в окружающем мире: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус. Представления о плоских и пространственных геометрических фигурах.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Конструирование фигур из палочек.
Точки и линии (кривые, прямые, замкнутые и незамкнутые). Области и границы. Ломаная. Треугольник, четырехугольник, многоугольник, его вершины и стороны.
Отрезок и его обозначения. Измерение длины отрезка. Единицы длины: сантиметр, дециметр; соотношение между ними. Построение отрезка заданной длины с помощью линейки.
Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
Объединение и пересечение геометрических фигур.
Величины и зависимости между ними (10 ч.)
Сравнение и упорядочение величин. Общий принцип измерения величин. Единица измерения (мерка). Зависимость результата измерения от выбора мерки. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Свойства величин.
Измерение массы. Единица массы – килограмм.
Измерение вместимости. Единица вместимости – литр.
Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонентами результатами арифметических действий, их фиксирование в речи.
Числовой отрезок.
Алгебраические представления (14 ч.)
Чтение и запись числовых и буквенных выражений в 1-2 действия без скобок. Равенство и неравенство, их запись с помощью знаков <, >, =.
Уравнения вида a+x=b, a-x=b, x-a=b, решаемые на основе взаимосвязи между частью и целым.
Запись переместительного свойства сложения с помощью буквенной формулы: a+b=b+a
Запись взаимосвязи между сложением и вычитанием с помощью буквенных равенств вида: a+b=c , b+a=c, c-a=b.
Математический язык и элементы логики (2 ч.)
Знакомство с символами математического языка: цифрами, буквами, знаками сравнения, сложения и вычитания, их использование для построения высказывания. Определение истинности и ложности высказываний.
Построение моделей текстовых задач.
Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.
Работа с информацией и анализ данных (2 ч.)
Основные свойства предметов: цвет, размер, форма, материал, назначение, расположение, количество. Сравнение предметов и групп предметов по свойствам.
Таблица, строка и столбец таблицы. Чтение и заполнение таблицы. Поиск закономерности и размещения объектов (чисел, фигур, символов) в таблице.
Сбор и представление информации о единицах измерения величин, которые использовались в древности на Руси и в других странах.
Обобщение знаний, изученных в 1 классе.
Контроль:
№ урока | Вид контроля | Тема |
6 | Самостоятельная работа №1 | Выделение группы предметов |
8 | Самостоятельная работа №2 | Сравнение групп предметов |
10 | Самостоятельная работа №3 | Переместительное свойство сложения |
12 | Самостоятельная работа №4 | Вычитание групп предметов |
15 | Самостоятельная работа №5 | Временные отношения «раньше - позже» |
16 | Контрольная работа | Сравнение предметов. Сложение и вычитание компонентов |
22 | Самостоятельная работа №6 | Сложение и вычитание в пределах 3 |
26 | Самостоятельная работа №7 | Числовой отрезок |
33 | Самостоятельная работа №8 | Числа 1-5. Сравнение по количеству с помощью знаков«<», «>». |
40 | Самостоятельная работа №9 | Сравнение, сложение и вычитание в пределах 6. Области и границы |
41 | Контрольная работа | Состав числа в пределах 6, области и границы |
44 | Самостоятельная работа №10 | Состав числа 7 |
47 | Самостоятельная работа №11 | Выражения |
50 | Самостоятельная работа №12 | Состав числа 8 |
54 | Самостоятельная работа №13 | Зависимость между компонентами вычитания |
55 | Контрольная работа | Таблица сложения |
60 | Самостоятельная работа №14 | Сложение и вычитание в пределах 9 |
62 | Самостоятельная работа № 15 | Сложение и вычитание в пределах 9. Равные фигуры |
69 | Самостоятельная работа №16 | Решение задач на нахождение части и целого |
75 | Самостоятельная работа №17 | Решение простых задач |
76 | Контрольная работа | Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц |
79 | Самостоятельная работа №18 | Измерение длин сторон многоугольников |
85 | Самостоятельная работа №19 | Свойства величин |
88 | Самостоятельная работа №20 | Уравнения с неизвестным вторым слагаемым |
91 | Самостоятельная работа №21 | Решение уравнений |
95 | Самостоятельная работа №22 | Решение уравнений изученных видов |
96 | Контрольная работа | Уравнения |
101 | Самостоятельная работа №23 | Сложение и вычитание в пределах 10 |
103 | Самостоятельная работа №24 | Сложение и вычитание в пределах 10. Решение задач |
108 | Самостоятельная работа №25 | Счет десятками. Круглые числа |
113 | Контрольная работа | Круглые числа |
115 | Самостоятельная работа №26 | Нумерация двузначных чисел |
119 | Самостоятельная работа №27 | Сложение и вычитание двузначных чисел |
121 | Самостоятельная работа №28 | Сравнение, сложение и вычитание двузначных чисел |
125 | Самостоятельная работа №29 | Сложение в пределах 20 с переходом через 10 |
127 | Самостоятельная работа №З0 | Вычитание в пределах 20 с переходом через 10 |
129 | Самостоятельная работа №31 | Решение задач со случаями сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через 10 |
130 | Контрольная работа | Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через 10 |
Планируемые результаты:
Предметные результаты
− Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
– Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы), построения алгоритмов.
– Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие фор-
мулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
– Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Учащиеся будут знать:
-термины: точка, линия, прямая, кривая, отрезок, ломаная, луч;
-цифры, при помощи которых записываются числа;
-знаки сравнения;
-название всех однозначных чисел;
-знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием:
(+, -, сумма, значение суммы, слагаемые, разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое);
-название чисел второго десятка, круглые двузначные числа;
-переместительный закон сложения;
-таблицу сложения в пределах 20;
-линии замкнутые, незамкнутые, угол, многоугольник, четырехугольник. прямоугольник, квадрат, круг;
-термины: уравнение, корень уравнения.
иметь представления:
-о натуральном числе;
-о линиях: прямой, кривой, ломанной, луче, отрезке;
-о натуральном ряде чисел и его свойствах;
-об отрезке натурального ряда;
-о математическом смысле операций сложения и вычитания;
-о связях между сложением и вычитанием;
-о взаимном расположении точек и линий на плоскости;
-об особенности числа нуль;
-об уравнении как равенстве, содержащем неизвестное число;
-об угле и его видах;
-о многоугольниках и их классификации по числу углов;
-о замкнутых и незамкнутых линиях;
-о смысле решения уравнения;
-о связи между уравнениями;
-об изменении значения суммы и разности при изменении одного компонента.
уметь:
-выделять различные признаки сравнения групп предметов по отношению «много- мало», «больше- меньше», «столько же»;
-ориентироваться в пространстве и на плоскости;
-прочитать и записать любое однозначное и двузначное число;
-выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматизированного навыка;
-выполнять сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток, используя таблицу сложения;
-решать уравнения вида х+а=в, а+х=в, а-х=в, х-а=в различными способами
-установить отношения между любыми изученными числами и записывать эти отношения при помощи знаков сравнения;
-чертить лучи, отрезки; ломаные, углы, многоугольники и обозначать их буквами;
-определять длину отрезка при помощи линейки;
-находить в окружающем мире знакомые плоскостные и пространственные фигуры;
-сравнивать числа, записывать и читать равенства и неравенства; находить значения сумм и разностей отрезков заданной длины при помощи измерительной линейки;
-выражать длину отрезков в разных единицах измерения;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для обогащения жизненного опыта; решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
-установления связи между предметами;
-сравнения объектов по разным признакам;
-поиска дополнительной информации для решения практических задач.
Метапредметные и личностные результаты
Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
-Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
-Средством достижения этих результатов служит организация на уроке парно-групповой работы.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
-Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
-Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
Коммуникативные УУД:
-Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Читать и пересказывать текст.
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
-Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в методических рекомендациях даны такие варианты проведения уроков).
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Наглядные пособия: натуральные (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители) и изобразительные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
- Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, видеомагнитофон и др.).
- Раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Автор учебника Нечаева Н.В.
Рабочая программа по русскому языку 3 класс на 2012-13 уч. г. Автор учебника Нечаева Н.В. ( Интернет)...
Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс. Автор учебника Лазарева В.А.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС и принципами системы Л.В.Заноква...
Рабочая программа по учебному предмету "Математика" для 1 класса. (составлена на основе авторской программы Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс.")
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Структура пояснительной записки:1. Сведения о программе.2. Цели и...
Рабочая программа по русскому языку. 4 класс Автор учебника Т.Г. Рамзаева
Рабочая программа по русскому языку для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Программы начального общего об...
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")
Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (образоват...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Математика" 1 классс По учебнику "Математика" М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету "Математика" 1 классс По учебнику "Математика" М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова...
В данном документе содержится рабочая программа по учебному предмету английский язык, автора Вербицкая М.В для обучающихся 3 класса.
В данном документе содержится рабочая программа по учебному предмету английский язык, автора Вербицкая М.В для обучающихся 3 класса....