РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету МАТЕМАТИКА 3А класс 2018-2019 учебный год
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
Рабочая программа разработана с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Липецкой области
«Специальная школа-интернат г. Усмань»
РАССМОТРЕНО на заседании методического совета. Протокол №1 от 29.08.2018 г. ПРИНЯТО на заседании Педагогического совета. Протокол №1 от 30.08.2018 г. | УТВЕРЖДАЮ. Директор школы: _______________ Л.Ф. Алтухова Приказ № ___ от ___________ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
МАТЕМАТИКА
3А класс
2018-2019 учебный год
Рабочую программу разработала:
Капустина Светлана Витальевна,
учитель начальных классов высшей категории
г.Усмань, 2018год
Пояснительная записка с указанием цели и специфика предмета.
Рабочая программа учебного курса математики 3А класс составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся, воспитанников с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) на 2017-2027г.
Математика является одним из основных учебных предметов. Математика, как учебный предмет, содержит необходимые предпосылки для развития познавательных способностей обучающихся, коррекции интеллектуальной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Процесс обучения математике неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Цель программы - подготовка обучающихся к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи:
- обеспечение необходимого уровня математического развития обучающихся;
- создание условий для общего умственного развития на основе овладения математическими знаниями, практическими действиями;
- развитие творческих возможностей обучающихся;
- формирование и развитие познавательных интересов;
- социальная адаптация и реабилитация.
Общая характеристика учебного предмета.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся воспитанников к овладению профессионально – трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Понятия числа, величины, геометрические фигуры, которые формируются у детей в процессе обучения математике, являются абстрактными.
Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление
практические действия, подготавливают школьника к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями дети учатся оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлечённо, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому на уроках математики используются демонстрационные пособия и раздаточный материал для каждого ученика.
Одним из важных приёмов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при усвоении овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приёмов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный приём – материализация, то есть умение конкретизировать любое отвлечённое понятие, использовать его в жизненных ситуациях.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи детей. Поэтому на уроках математики во втором классе учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для обучающихся воспитанников, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Ведущей формой работы учителя с обучающимися воспитанниками на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.
Решение всех видов задач записываются с наименованиями.
Геометрический материал включается почти в каждый урок математики.
На каждом уроке уделяется внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20.
Программа в целом определяет оптимальный объём знаний и умений по математике, который доступен большинству обучающихся, воспитанников.
Описание места предмета в учебном плане.
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и относится к обязательной части учебного плана.
В соответствии с Календарным учебным графиком ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань» курс математика в 3А классе рассчитан на 136ч. (34 учебные недели). Количество часов в неделю, отводимых на изучение математики в 3А классе, определено Недельным учебным планом и составляет 4 часа в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения предмета.
Освоение обучающимися, воспитанниками в предметной области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введение обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения рабочей прграммы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определённые рабочей программой для 3А класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному.
Личностные результаты:
- положительное отношение к школе, к урокам математики;
- проявление интереса к вычислительной деятельности;
- расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
- числовой ряд 1-100 в прямом и обратном порядке;
- смысл арифметических действий умножения и деления;
- пользоваться таблицами умножения и деления при решении примеров;
- порядок действий в примерах в 2 арифметических действия;
- единицы измерения стоимости, длины, массы, времени;
- порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года;
- считать, присчитывать, отсчитывать по единице в пределах 100;
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд;
- определять время по часам.
Достаточный уровень:
- числовой ряд 1—100 в прямом и обратном порядке;
- смысл арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию), различие двух видов деления на уровне практических действий, способа чтения и записи каждого вида деления;
- таблицы умножения и деления чисел в пределах 20, переместительное свойство произведения, связь таблиц умножения и деления;
- порядок действий в примерах в 2—3 арифметических действия;
- единицы (меры) измерения стоимости, длины, массы, времени, соотношения изученных мер;
- порядок месяцев в году, номера месяцев от начала года.
- считать, присчитывая, отсчитывая по единице и равными числовыми группами по 2, 5, 4, в пределах 100;
- откладывать на счетах любые числа в пределах 100;
- складывать и вычитать числа в пределах 100 без перехода через разряд приемами устных вычислений;
- использовать знание таблиц умножения для решения соответствующих примеров на деление;
- различать числа, полученные при счете и измерении;
- записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см, пользоваться различными табелями-календарями, отрывными календарями;
- определять время по часам (время прошедшее, будущее);
- находить точку пересечения линий;
- чертить окружности разных радиусов, различать окружность и круг.
Примечания:
- Продолжать решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20 и с переходом через десяток с подробной записью.
- Обязательно знание только таблицы умножения числа 2, получение частных от деления на 2 путем использования таблицы умножения.
- Достаточно умения определять время по часам только одним способом, пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.
- Исключаются арифметические задачи в два действия, одно из которых- умножение или деление.
Содержание учебного предмета.
Нумерация чисел в пределах 100. Получение ряда круглых десятков, сложение и вычитание круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Числовой ряд 1—100, присчитывание, отсчитывание по 1, по 2, равными группами по 5, по 4. Сравнение в числовом ряду рядом стоящих чисел, сравнение чисел по количеству разрядов, по количеству десятков и единиц. Понятие разряда. Разрядная таблица. Увеличение и уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа четные и нечетные.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60+7; 60+17; 61+7; 61+27; 61+9; 61+29; 92+8; 63+39 и соответствующие случаи вычитания).
Нуль в качестве компонента сложения и вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагаемых, замена его арифметическим действием умножения. Знак умножения (х). Запись и чтение действия умножения. Название компонентов и результата умножения в речи учителя.
Деление на равные части. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления (:). Чтение действия деления. Таблица деления на х. Название компонентов и результата деления' в речи учителя.
Таблица умножения чисел 3, 4, 5, 6 и деления на 3, 4, 5, 6 равных частей в пределах 20. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Скобки. Действия I и II ступени.
Единица (мера) длины метр. Обозначение: 1м. Соотношения: 1м=10дм, 1м=100см.
Единица (мера) массы центнер. Обозначение: 1ц. Соотношение: 1ц=10 кг.
Числа, получаемые при счете и при измерении одной, двумя мерами.
Единицы (меры) времени минута, месяц, год. Обозначение: 1мин, 1мес, 1год. Соотношения: 1ч. = 60мин, 1сут. = 24ч, 1мес. = 30 или 31сут., 1год = 1мес. Порядок месяцев. Календарь. Определение времени по часам с точностью до 5 мин (10ч. 25мин. и без 15мин. 11ч.).
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части и по содержанию).
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия: сложения, вычитания, умножения, деления.
Построение отрезка такой же длины, больше (меньше) данного. Пересечение линий. Точка пересечения.
Окружность, круг. Циркуль. Центр, радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Четырехугольник. Прямоугольник и квадрат.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | К-во часов | Содержание, виды деятельности |
1 четверть | 36 | ||
1 | Нумерация.(повторение). | 4 | Выкладывание числового ряда от 1 до 20 и обратно. |
2 | Линии. | 1 | Вычерчивание линий по заданию. |
3 | Числа, полученные при измерении величин. | 2 | Решение примеров и задач с различными мерами. |
4 | Пересечение линий. | 1 | Вычерчивание пресеченных линий. |
5 | Контрольная работа. | 1 | Самостоятельное выполнение заданий. |
Сложение и вычитание чисел второго десятка. | |||
10-13 | Сложение и вычитание без перехода через десяток. | 4 | Выполнять сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток; использовать переместительное свойство сложения. |
14 | Точка пересечения линий. | 1 | Вычерчивание пресеченных линий. |
15-17 | Сложение с переходом через десяток. | 3 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Решение примеров, с опорой на таблицу состава числа. |
18 | Углы. | 1 | Вычерчивание углов. |
19-22 | Вычитание с переходом через десяток. | 4 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Решение примеров, с опорой на таблицу состава числа. |
23 | Четырёхугольники. | 1 | Самостоятельное вычерчивание четырёхугольников. |
24-26 | Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи). | 3 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Решение примеров, с опорой на таблицу состава числа. |
27-29 | Скобки. Порядок действий в примерах со скобками. | 3 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Решение примеров со скобками |
30 | Меры времени – год, месяц. | 1 | Работа с календарём. |
31 | Треугольники. | 1 | Самостоятельное вычерчивание треугольников. |
32 | Самостоятельная работа. | 1 | Самостоятельное выполнение заданий. |
Умножение и деление чисел второго десятка. | |||
33 | Умножение чисел. | 1 | Заменяет сложения одинаковых слагаемых умножением. Записывать и читать действие умножения. |
34-35 | Умножение числа 2 | 2 | Решение задач; чтение действия умножения. |
36 | Деление на равные части. | 1 | Выполнение деления на равные части с помощью счётного материала. |
2 четверть. | 28 | ||
Умножение и деление чисел второго десятка. | |||
6 | Деление на равные части. | 2 | Выполнение деления на равные части с помощью счётного материала. |
7 | Деление на 2. | 3 | Использование знаний таблицы умножения на 2 для решения соответствующих примеров на деление. |
8 | Многоугольники. | 2 | Самостоятельное вычерчивание многоугольников. |
9 | Самостоятельная работа. | 1 | Самостоятельное выполнение заданий. |
10 | Умножение числа 3. | 3 | Решение примеров и задач на умножение числа 3. |
11 | Деление на 3. | 3 | Использование знаний таблицы умножения на 3 для решения соответствующих примеров на деление. |
12 | Умножение числа 4. | 3 | Решение примеров и задач на умножение числа 4. |
13 | Деление на 4. | 3 | Использование знаний таблицы умножения на 4 для решения соответствующих примеров на деление. |
14 | Контрольная работа. | 1 | Самостоятельное выполнение заданий. |
15 | Умножение чисел 5 и 6. | 3 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Решение примеров в два действия; постановка вопросов к задачам |
16 | Деление на 5 и на 6. | 3 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе, обобщении |
17 | Последовательность месяцев в году. | 1 | Работа с календарём. |
3 четверть. | 40 | ||
18 | Умножение и деление чисел (все случаи). | 5 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Составление примеров на умножение и деление из данных чисел. |
19 | Шар, круг, окружность. | 1 | Упражнения на различение шара, окружности, круга. |
Сотня. Нумерация. | |||
20 | Круглые десятки. | 4 | Получение круглых десятков с помощью счётного материала; их запись в разрядную таблицу. |
21 | Меры стоимости. | 1 | Практические упражнения на размену монет. |
22 | Числа 21 - 100 | 6 | Выполнение задания по сравнению чисел по кол-ву разрядов, по кол-ву десятков и единиц. |
23 | Мера длины – метр. | 1 | Решение примеров с именованными числами. |
24 | Меры времени. Календарь. | 2 | Работа с календарём. |
25 | Самостоятельная работа | 1 | Самостоятельное выполнение заданий. |
Сложение и вычитание чисел | |||
26 | Сложение и вычитание круглых десятков. | 5 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради Выполнение примеров вида 70+30; 90-50. |
27 | Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел. | 5 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради Решение примеров типа 60+4. |
28 | Центр, радиус окружности и руга. | 1 | Практические упражнения в построении окружности. |
29 | Сложение и вычитание двузначных чисел и круглых десятков. | 5 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради Решение примеров типа 57+40, 40+57. |
30 | Контрольная работа. | 1 | Самостоятельное выполнение заданий. |
31 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | 2 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради Решение примеров типа 42+25; 58-27. |
4 четверть. | 32 | ||
Сложение и вычитание чисел | |||
32 | Сложение и вычитание двузначных чисел. | 3 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради Решение примеров типа 42+25; 58-27. |
33 | Числа, полученные при измерении двумя мерами. | 1 | Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении времени, длины, массы, стоимости. |
34 | Получение в сумме круглых десятков и 100. | 4 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради Решение примеров и задач, изученных видов. |
35 | Вычитание чисел из круглых десятков и 100. | 5 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради Решение примеров типа 100-67; 100-8. |
36 | Самостоятельная работа. | 1 | Самостоятельное выполнение заданий. |
37 | Меры времени – сутки, минута. | 1 | Определение времени по часам. |
38 | Умножение и деление чисел. | 4 | Использование таблиц умножения и деления при решении примеров и задач. |
39 | Деление по содержанию. | 4 | Самостоятельная работа с учебником, в тетради. Выполнение заданий на деление по содержанию. |
40 | Порядок действий в примерах. | 3 | Выполнение действий в примерах со скобками и без скобок, решение задач. |
41 | Контрольная работа. | 1 | Самостоятельное выполнение заданий. |
42 | Повторение. | 5 | Решение примеров и задач изученных видов. |
Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности.
1. Учебник:
- Алышева Т.В. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. В 2-х ч.
2. Рабочая тетрадь:
- Алышева Т.В.,Эк В.В. Рабочая тетрадь по математике. 3 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы. В 2-х ч.
3. Технические средства:
- Ноутбук учителя, интерактивная доска.
4. Учебно-практическое оборудование:
- касса цифр;
- схемы;
- раздаточный методический материал (веера цифр, геометрический материал, счетный материал, предметные картинки и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-253888-1705345515.jpg)
Рабочая учебная программа по курсу «Математика» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомендациями Примерно...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-253888-1705345515.jpg)
Рабочая учебная программа по курсу «Русский язык» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего о...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-253888-1705345515.jpg)
Рабочая учебная программа по курсу «Литературное чтение» УМК «Перспектива» в 4 классе 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомен...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-253888-1705345515.jpg)
Рабочая учебная программа по курсу «Ознакомление с окружающим миром» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомендац...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/15/picture-253888-1705345515.jpg)
Рабочая учебная программа по курсу «Технология» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по предмету «Технология» для 4 класса разработана в соответствии:с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образован...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/05/picture-1332267-1620187830.jpg)
ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ по вопросам свободного и компетентного выбора модуля учебного курса ОРКСЭ на 2018-2019 учебный год
ознакомление родителей с задачами нового курса, его структурой, содержанием, организацией...