Роль графического диктанта в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Многолетний педагогический опыт доказывает неоценимую роль графического диктанта в успешной реализации проблемы формирования положительной мотивации младших школьников.
Кроме того, графический диктант позволяет решить такие задачи, как:
- развитие пространственного воображения
- развитие мелкой моторики и глазомера;
- развитие умения координировать движения;
- приобретение навыков в рисовании чётких линий, что важно для формирования каллиграфически правильного письма;
- развитие познавательных процессов: восприятие, память, устойчивое внимание, логика, воображение;
- развитие абстрактного мышления;
- развитие кругозора;
- освоение различных способов изображения предмета;
- практическое закрепление понятий «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
- пополнение словарного запаса;
- обучение счету;
- выработка волевых усилий: терпение и усидчивость;
- формирование регулятивных универсальных действий.
Систематическое проведение графических диктантов в первом классе способствует успешной адаптации к восприятию школьной программы.
Графические диктанты провожу ежедневно в течение всего года. По желанию дети выполняют дополнительные задания дома. Для этой работы создаются отдельные тетради, так мне удобно отследить динамику, выявить недочёты
Для всех участников учебного процесса важен положительный результат. Поэтому особое внимание уделяю подготовке к выполнению графических диктантов:
- отработка устного счёта в пределах 10;
- практическое закрепление понятий «вправо», «влево», «вверх»,«вниз» через движения: топаем, прыгаем, махи руками, перемещения и т.д. Предлагаются задания типа: дотронься левой рукой до правого уха и т.п. Важно объяснить детям значимость усвоения этих понятий, чтобы при соблюдении разумной дисциплины достичь максимальных результатов.
Важным условием при выполнении этой работы служит правило, которое обсуждается с детьми: «Ошибся, испытываешь затруднения, молча подай сигнал учителю. Дай возможность товарищу успешно выполнить работу».
Из опыта работы: если ребёнку не удаётся выполнить самоконтроль и коррекцию, на помощь приходит учитель или консультанты-одноклассники. Важна доброжелательная атмосфера.
С целью быстрой помощи по коррекции работы ребёнка учителю важно самому быстро ориентироваться в выполнении задания, а также иметь несколько готовых шаблонов образца задания, чтобы ребёнок успешно мог завершить работу. Важен индивидуальный подход, ведь дети очень болезненно воспринимают неудачу.
Графические диктанты провожу по принципу «от простого к сложному». Начинаем работу с простых узоров, бордюров, несложных фигур. Постепенно графические задания усложняются. Включаются движения по диагонали, под углом в различных направлениях.
Усложняется и форма проведения диктанта: копирование, закончи работу, слуховой диктант, выполнение по шифру, самостоятельное шифрование. Некоторые фигуры предлагаются в нескольких вариантах, простом и более сложном, что позволяет учителю дифференцированно подходить к каждому ребёнку.
Графические диктанты способствуют формированию регулятивных универсальных действий: планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения своего результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция-внесение необходимых дополнений и коррективов в результат своей деятельности исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами, оценка, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.
Из опыта работы: если ребёнку не удаётся выполнить самоконтроль и коррекцию, на помощь приходит учитель или консультанты-одноклассники. С целью быстрой помощи по коррекции работы ребёнка учителю важно самому быстро ориентироваться в выполнении задания, а также иметь несколько готовых шаблонов образца задания, чтобы ребёнок успешно мог завершить работу. Важен индивидуальный подход, ведь дети очень болезненно воспринимают неудачу. Важна доброжелательная атмосфера.
Оценивание результатов детьми возможно с использованием «шкалы успеха» и цветовой гаммой по договорённости о смысловом значении цветов. Например, красный - «Испытываю затруднения», жёлтый - «Я близок к успеху», зелёный - «Отлично!». Важно своевременно давать родителям рекомендации по устранению возникших трудностей. Такое сотрудничество позволяет вовремя устранить причины неуспеваемости, нацеливает на успешное овладение материалом.
Графические диктанты предполагают творческую активность детей, раскрытие их внутреннего мира, возможность проявить себя. Детям предлагается заштриховать рисунок косыми линиями, прямыми линиями, «вышить» фигурку крестиками или просто раскрасить. Важно! Раскрашиваем только цветными карандашами, небольшими ритмичными штрихами.
Учёные, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Поэтому использование графических диктантов просто необходимо. Кроме этого, детям предлагаются небольшие по объёму стихотворения, которые легки для заучивания. Во время раскрашивания можно заслушать ответы детей. Ребятам предлагаются интересные факты, связанные с выполненным изображением фигуры. Можно предложить подготовить эти тексты заранее дома.
С целью формирования положительной мотивации и активизации умственной деятельности перед выполнением работы предлагается разгадать загадку, узнать изображение по описанию. Важно подбирать стихотворения, загадки, тексты разной степени трудности. Интересно проходит и презентация своих работ. Такая форма работы расширяет кругозор, повышает эрудицию, формирует умение выражать свои мысли.
Тетрадь для графических диктантов хранится в «Портфеле достижений» в разделе «Разные разности». Итоговые четвертые работы хранятся в разделе «Портфель работ». По результатам итоговых четвертных работ создаётся сводная таблица. Результаты анализируются, что позволяет мне скорректировать дальнейший план работы.
В заключении хочется ещё раз подчеркнуть важность использования графических диктантов в первом классе, так как это является мощной базой к успешному обучению. Главное - делать это методически грамотно, творчески, креативно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительной мотивации младших школьников в области математики.
Формирование мотивации обучения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность в наше время обусловлена обновлением содержани...
Описание опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»
Представление педагогического опыта работы по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»...
Методические рекомендации для работы в начальной школе по теме:«Формирование положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений»
Методы и приемы работы по формированию положительной мотивации младших школьников через развитие рефлексивных умений...
Оформление информационного стенда на тему: "Формирование положительной мотивации младших школьников".
Информационный стенд....
Психолого-педагогические условия формирования положительной мотивации младших школьников в процессе обучения
Текст курсовой работы. ...
Формирование положительной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Текст статьи. ...
Использование технологических карт развития речи в технологии по формированию положительной мотивации младших школьников
Одной из главных задач начальной школы является развитие связной речи обучающихся, так как речь человека - это показатель его интеллекта и культуры.Мой педагогический опыт показывает, что большинство ...