Урок математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Урок математики в 1 классе УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematiki_v_1_klasse.docx | 39.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по математике.
Учитель: Боева Е.Ю.
Тема: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность»
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с компонентами вычитания, способствовать развитию вычислительных навыков. Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умению выполнять устно и письменно арифметические действия. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе.
Задачи урока:
- познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;
- способствовать развитию мышления, памяти, внимания;
- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Планируемые образовательные результаты: учащиеся научатся называть компоненты при вычитании; использовать названия компонентов при составлении и чтении математических равенств; повторят способы решения задач изученных видов.
Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу; способности к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные:
- регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану;
учиться принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- познавательные УУД: уметь использовать знаково-символические средства для записи новых понятий и для решения задач; строить сообщение в устной форме; осуществлять анализ объектов с выявлением существенных признаков, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Средства формирования этих действий: учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
- коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; осуществлять взаимный контроль; слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;
Средство формирования этих действий: технология проблемного диалога, организация работы в парах
Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.
Применяемые методы: проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.
Оборудование:
- проектор, компьютер;
- презентация;
- учебник Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. «Математика», 1 класс, часть 2;
- карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”,
- опорные схемы;
- у учеников – разрезные цифры;
- сигнальные карточки;
- карточки для самостоятельной работы, изображения пчёлок.
Ход урока
Этапы урока | Формируемые универсальные учебные действия (УУД) |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Учитель: Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Нас ждёт сегодня открытие нового знания, Понадобятся ваши терпение и старание. (Слайд 1) - В гости к нам на урок пришли буквы. Назовите их. (А, С, И, Л) - Составьте слово из данных букв. Что получилось? (Сила) - Назовите те качества, из которых состоит ваша учебная сила? (Внимание, доброта, трудолюбие, дружба и т.д.) Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». - Желаю вам удачи! | Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие - С чего обычно начинаем урок математики? 2.1. Каллиграфическая минутка. - Написание какой цифры сегодня повторим, вы узнаете, договорив стихотворение: Это знать вам нужно всем: Дней в неделе ровно … (7) - Откройте свои рабочие тетради. - Цифру 7 начинаем писать немного ниже середины верхней линии, ведем в правый верхний угол, а потом прямую линию на середину нижней строки. Посередине проводим горизонтальную черту. Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога. С. Маршак - Посмотрите на образец и правильно напишите цифру. (Самостоятельная работа) - А для чего нам нужны цифры? (Для записи чисел, выражений). - А зачем нам числа? (Чтобы считать). 2.2. Устный счет - Ребята, сегодня у нас в гостях наш старый знакомый - Квадрик. Но он пришёл не один. Давайте прочитаем, что говорит нам Квадрик (ребята читают «про себя», один ученик вслух)- знакомство с героем урока Мишуткой. «Привет, ребята! Это мой новый друг – Мишутка. Я привёл его к вам на урок, чтобы он убедился, что математика очень интересная и нужная наука». - Почему же Мишутку нужно убеждать в важности изучения математики? Давайте послушаем, что он нам скажет (послушать звук, нажав на Мишутку) - Вы согласны с Мишуткой? Посоветуйтесь друг с другом, что бы вы ответили Мишутке? (работа в паре) Учитель выслушивает ответы ребят. - Ребята, давайте покажем сегодня Мишутке, что математика очень увлекательная и интересная наука. - Вы помните, чем мы занимались на прошлом уроке? Ученики: - Учились решать задачи Учитель: - Давайте докажем Мишутке, что уметь решать задачи очень важно. - Прочитайте просьбу Квадрика. Учитель убирает слова Квадрика, щёлкнув по овалу с текстом. - Посмотрите, ребята, в корзинке у Мишутки лежит какая-то записка. Давайте развернём её, что же там написано? Учитель щелчком по прямоугольнику в корзинке открывает записку: «Мишутка, оставляю тебе 10 рублей. Сходи, пожалуйста, в магазин и купи баночку мёда. На сдачу можешь купить себе конфеты. Мама» - Оказывается, вот какое задание дала мама Мишутке. Как вы думаете, Мишутка сможет выполнить это задание? Вы готовы ему помочь? Слайд 4. - Итак, посмотрим, что продаётся в магазине у Пчёлки. - Сколько стоит баночка мёда?(7р. и 8 р.) - Сколько рублей мама дала Мишутке?(10 р.) - Какую баночку Мишутка сможет купить? (любую) - Как узнать, сколько сдачи получит Мишутка? Ребёнок выходит к доске и записывает выражение мелом. Класс реагирует сигнальными карточками. 10-7=3 10-8=2 - Что разрешила мама купить на сдачу? (конфеты) - Сколько стоят конфеты в магазине?(2 р. и 1 р.) - Подумайте, какие конфеты сможет купить Мишутка. Варианты ответов ребят: - Если у Мишутки осталось 3 р., он сможет купить конфету за 2 р. и за 1 р., потому что 2+1=3. Записывает на доске: 2+1 =3 - Или 3 конфеты по 1 р., потому что 1+1+1=3 Записывает на доске. - Если у Мишутки осталось 2 р., он сможет купить одну конфету за 2 р. или 2 конфеты по 1 р., потому что 1+1=2 Записывает на доске. Класс реагирует сигнальными карточками. Записи на доске: 10-7=3 10-8=2 2+1=3 1+1=2 1+1+1=3 Учитель: - Молодцы, ребята, теперь Мишутка точно справится с заданием, которое дала ему мама. Учитель включает звуковой файл щелчком по Мишутке. | Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; проводить сравнение и классификацию по заданным признакам. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; использовать запись в цифровой форме хода решения задачи; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
3. Постановка учебной проблемы - Ребята, а теперь подумайте, как можно разделить записанные на доске выражения на две группы. 4+2=6 3+1=4 5+2=7 3-1=2 5-3=2 6-1=5 Ученик отвечает. Класс реагирует сигнальными карточками. - Прочитайте выражения на сложение, используя названия чисел при сложении. (Первое слагаемое - 2, второе слагаемое - 1, значение суммы равно 3). Ребята читают все выражения. - А теперь прочитайте выражения на вычитание, используя названия чисел при вычитании. - Почему не получилось? (Выявить причину затруднения) - Значит чего мы ещё не знаем? - А хотите узнать, как называются числа при вычитании? - На какой вопрос нам предстоит ответить? - Сегодня на уроке мы это узнаем. - Это будет урок повторения или открытия новых знаний? - А для чего нам нужны эти знания? - А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения. Поэтому, какие цели нашего урока? (Запомнить названия чисел при вычитании; научиться читать, составлять и записывать выражения на вычитание.) | Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Коммуникативные: строить монологическое высказывание. |
4. Поиск решения учебной проблемы 4.1. Фронтальная работа у доски Слайд 5. Учитель: - Ребята, что мы видим на картинке? Ученики: - Три зайчика гуляют на полянке. Учитель прячет правого зайчика за траву (щелчок по зайчику). - Что произошло? (один зайчик спрятался) - Сколько зайчиков осталось? (два) - Количество зайчиков увеличилось или уменьшилось? - Какое выражение можно составить к этой картинке?(3-1=2) - Давайте проверим (щелчок по солнышку, появляется выражение). - Почему мы выбрали знак минус? (один зайчик спрятался, стало меньше) - А число 3 увеличилось или уменьшилось? - Прочитайте это выражение, используя слова «уменьшили на» (три уменьшили на 1, получили 2). - Давайте запишем это выражение в тетрадь. Учитель комментирует и пишет на обычной доске. - Какое число мы уменьшали? (три) - Если оно уменьшается, как его можно назвать? - У вас на партах лежат карточки с названиями чисел. - Только какое название относится к числу 3? (Проблемная ситуация) - Поработайте в паре друг с другом. Выберите подходящее название для первого числа. Не торопитесь, думайте, советуйтесь. - Если выбрали, положите его отдельно слева. - Как вы думаете, как называется первое число? (версии ребят) - Это число называется УМЕНЬШАЕМОЕ. Обозначим его буквой У (подписываем снизу). - Ставим знак минус. - Какое число мы вычитали? (1) - Как можно назвать это число? (версии ребят) - Подумайте сообща, договоритесь и выберите. - Если сделали выбор, положите справа. - Оно называется ВЫЧИТАЕМОЕ. Пишем 1. Обозначим его буквой В. - Ставим знак равно. - Вы помните, как называется результат выражения? (значение) - Какое число осталось без названия? (2) - Как бы вы ее назвали? Положите справа следующую карточку - При вычитании результат выражения называется ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ. Обозначим его буквой Р. - Выражение 3-1 – это РАЗНОСТЬ ЧИСЕЛ. Запись на доске: Р 3 – 1 = 2 У В Р - Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании. (щелчок по облачку справа, настроена анимация появления текста). (Дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания). - Ну, вот вы, работая в паре, сделали свои предположения. Все числа вычитания получили имена. Как узнать, правильно, или нет мы решили? (Проверить в учебнике). Доска закрывается. 4.2. Работа с учебником (проверка предположений учащихся). - Ребята, откройте учебник на стр. 29. - Теперь посмотрите внимательно на картинку слева. Что вы видите? (три птички сидят на ветке, а две улетели) - Подходит ли схема из кружков к этой картинке? (Да.) - Почему? (Было 5 птичек, нарисовали 5 кружков. Две улетели, зачеркнули 2 кружка) - Какое выражение можно составить к этой картинке? 5-2=3 - Прочитайте «про себя» ещё раз названия чисел справа от картинки. - Прочитайте это выражение, используя названия чисел при вычитании. - Почему первое число называется уменьшаемое? - Почему второе число называется вычитаемое? - Ребята, как называется результат вычитания? (значение разности, так как 5-2 – это выражение, а 3 – это его значение) - Выражение 5-2 мы тоже можем называть разностью. - Прочитайте пример прочтения нашей записи под картинкой (разность чисел 5 и 2 равна 3) - Запишите это выражение в тетрадь и подпишите названия чисел буквами (один ученик у доски). Проверка сигнальными карточками. 5 – 2 = 3 У В Р На доску вывешивается схема. Проблема разрешена. - Сейчас мы с вами сделали новое открытие. - Теперь вы знаете 2 способа чтения выражения при вычитании. (второй способ на экране) Физкультминутка | Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; использовать знаково-символические средства, в том числе модели; осуществлять запись выборочной информации. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
5. Первичное закрепление. 5.1.Работа в группах. - А сейчас нам предстоит научиться пользоваться новыми знаниями - Ребята, а теперь мы попробуем выполнить задание 1 в учебнике, используя полученные знания. (Задание 1. Уменьшаемое равно 9, вычитаемое – 4. Запиши разность этих чисел и вычисли её) - Решение запишите на магнитном экране. Не забудьте, что вы должны объяснить, почему вы выбрали такое решение. Примерное объяснение. Уменьшаемое – это первое число, которое мы уменьшаем, поэтому мы записали 9. Вычитаемое – это число, которое мы вычитаем, значит, ставим знак минус и число 4. Мы вычислили результат – это 5. Значит значение разности равно 5. Выслушав мнение каждой группы, делаем вывод о правильности выполнения задания. | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; использовать знаково-символические средства для записи решения; строить сообщение в устной форме. Регулятивные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; адекватно воспринимать предложения и оценку товарищей. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
- Ребята, откройте конвертики Квадрика и найдите задание на карточках. - Возьмите карточку с номером своего варианта. - Прочитайте внимательно задание. - Есть ли вопросы? - Выполните его в тетрадях самостоятельно. Работайте самостоятельно, вдумчиво, не отвлекаясь. Вариант 1 Запиши выражения и вычисли их значения.
2.Чему равна разность чисел 10 и 4? (10-4=6) Вариант 2 Запиши выражения и вычисли их значения.
- Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание (открывает ответы). - Исправьте ошибки, если это необходимо. - Поднимите зелёный сигнал, если задание вы выполнили без ошибок. - Поднимите красный сигнал, если вы допустили ошибку. - В чём были трудности при выполнении этого задания? | Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания; устанавливать аналогии. Регулятивные: планировать свои действия; осуществлять итоговый контроль; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
7. Закрепление изученного материала. 7.1. Упражнение в чтении выражений с использование терминов «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» - Игра «Собираем мёд для Мишутки». - Молодцы, вы очень хорошо потрудились. Теперь предлагаю поиграть в игру «Собираем мёд для Мишутки». Учитель включает презентацию. Слайд 6. - Мишутка очень любит мёд. Если мы правильно выполним задание, пчёлки принесут в свой улей мёд для Мишутки. - Какую букву вы видите на крыше улья? (У) - Что мы обозначали сегодня буквой У?(уменьшаемое) - Нам нужно выбрать те выражения, где пропущено уменьшаемое. - Сможете ли вы догадаться, какое число пропущено? Как вы догадались?(воспользовались знанием состава числа) Ребята объясняют выбор выражения (триггер открывает слово «Подумай!», если выражение выбрано неверно и слово «Верно!» с пчёлкой, если выражение выбрано верно). Выбранные выражения записывают в тетрадь. Аналогичная работа проводится по слайдам 7-8. - Ребята, какие знания помогли вам выполнить это задание? (знание названий чисел при вычитании, знание состава чисел) 7.2. Решение задач. А) №2 – фронтальная работа у доски - Какой знак поможет решить задачу? - Запишем решение на доске. 6-4 =2 (яб.) - Как называются числа 6, 4, 2? - Как называется выражение 6 – 4? Б) № 3- самостоятельное решение с последующей проверкой - Решите задачу самостоятельно. - Прочитаете решение, используя названия чисел
| Познавательные: осуществлять анализ объектов; проводить сравнение; осуществлять выбор объекта по необходимым признакам. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; контролировать действия партнёра. |
8. Подведение итогов урока. Слайд 9. - Какие цели ставили в начале урока? - Достигли целей? Расскажите по схеме, чему научились на уроке? УЗНАЛ Я ЗАПОМНИЛ СМОГ - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?(названия чисел при вычитании) - Что повторили? (названия чисел при сложении, решение задач, состав чисел до 10, решение выражений на сложение и вычитание) - Чему научились на уроке? (правильно называть числа при вычитании, читать выражения на вычитание разными способами) 9. Рефлексия деятельности Слайд 10. - Ребята, вот какую баночку мёда мы собрали для Мишутки. Учитель включает звук, щёлкая по Мишутке. - В конвертиках есть изображения пчёлок. Если урок вам понравился, и вы всё поняли на уроке, выберите весёлую пчёлку. Если у вас остались вопросы, есть ещё трудности, выберите серьёзную пчёлку. Ребята выходят к доске и прикрепляют пчёлку с помощью магнита. Учитель: - На следующем уроке мы поможем тем ребятам, у которых остались вопросы по этой теме. - Спасибо за урок! | Личностные: формирование способности к оценке своей учебной деятельности; формирование учебно-познавательной мотивации. Регулятивные: самостоятельно оценивать свою деятельность на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока. Математика. 1 класс. Тема: "Уменьшаемое.Вычитаемое.Разность"
Тема урока: «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность» Тип урока: открытие новых знаний.Цель урока: познакомить с компонентами вычитания; развивать вычислительные навыки.Планируемые результаты:– Ли...
Презентация к уроку математики. 1 класс. Тема: "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7891130","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Технологическая карта урока математики в 1 классе. Тема: Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Технологическая карта урока математики в 1 классе. Тема урока - "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"....
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей. Урок математики 1 класс.
Технологическая карта и презентация урока математики в 1 классе по теме "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. Использование этих терминов при чтении записей." Урок - открытие новых знаний....
Презентация к уроку математики 2 класс УМК "Школа России" по теме: "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"
Презентация к уроку математики 2 класс УМК "Школа России" по теме: "Уменьшаемое, вычитаемое, разность"...
УРОК МАТЕМАТИКИ 1 класс ТЕМА УРОКА : «УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ»
АннотацияУчитель начальных классов: Букаева Роза КакдыргалиевнаНаправление: начальная школа ...