Статья "Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников".
статья по математике

Дмитриева Светлана Анатольевна

Выступление на семинаре. А данную презентацию учитель может использовать на устном счёте.Задания помогают развивать логическое мышление,математическую речь,умение сравнивать и обобщать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt331 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Тема: «Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников»

                                                                      Подготовила: Дмитриева С. А.,

                                                                учитель начальных классов

г. Энгельс

2019 г.

Тема: «Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников»

Цель: развивать логическое мышление, математическую речь, умение сравнивать и обобщать;

воспитывать интерес к математике, положительные качества в процессе работы в парах, группах; приобщить к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению.

Содержание занятия ……Слайд1

        Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы его дети учились увлеченно, с интересом на уроках математики и научились не только считать, но и думать, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое, пространственное мышление. Достичь этого можно путем включения задач, связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного материала. Среди них велика роль логических задач занимательного характера. Детей необходимо учить решать такие задачи, вооружать их «инструментом», с помощью которого они с задачей справятся.

       Большое значение для развития у учащихся умения осуществлять нетривиальный анализ имеют частично-поисковые и содержательно-поисковые задачи. К частично-поисковым задачам относятся задания на определение закономерности, на нахождение принципа группировки и расположения цифр, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос. Часто на своих уроках использую вот такие логические задачи. Слайд 2

И содержательно-поисковые задачи: я подбираю логически-поисковые задания.

Слайд 3

      Такие задания будут перемежаться с заданиями из русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и т.д. Такое чередование заданий способствует гибкости мышления, заставляет находить оригинальные нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Слайд 4

А также использую загадки-шутки. Например,

- У Золушки башмачок-простой или золотой?

- Какую шляпу носил Незнайка- голубую или оранжевую?

- Сколько человек тянули репку?

- У колобка на шее был бантик или галстук?

- Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»?

     Т.е. народные загадки всегда служили и служат увлекательным материалом для размышления. В загадках обычно указываются определенные признаки предмета, по которым отгадывают и сам предмет. Загадки – это своеобразные логические задачи на выявление предмета по некоторым его признакам. Признаки могут быть разными. Они характеризуют как качественную, так и количественную сторону предмета. Для уроков математики я подбираю такие загадки, в которых главным образом по количественным признакам наряду с другими находится сам предмет, это математические загадки. Слайд 5

      Развитие интеллектуальных способностей детей зависит не только от методики, но и от того, насколько сами дети проявляют интерес к данной форме работы. Этот интерес стараюсь вызывать, показав детям красоту и изящество устных вычислений. Очень нравится детям работа с цифрами. Слайд 6

«1. Из цифр 4 7 8 составить всевозможные числа.                                                                                               2. Произвести вычитание чисел с одинаковым количеством сотен.                                                                         3. Сравнить результаты.   Что заметили? (Сумма цифр этих чисел равна 9. Числа взаимосвязаны: 9+27=36   36-9=27   36-27=9  9 в 3 раза < 27                                                                                                         4. Произведите умножение этих чисел парами. Что заметили интересного?  ( Числа 243 и 324 в записи имеют одинаковые цифры, сумма равна 9)»

      Решая задачи развивающего характера заметила, что даже слабые ученики рассуждают, строят доказательство, делают выводы.

Вот ещё какую игру можно проводить с числами и с цифрами: Слайд 7

«Даны выражения   1. Что можно сказать об этих множителях?                   (Множители выражены двузначными нечетными числами, в выражениях одинаковый набор цифр: 2, 1, 8, 7                                                                           2. Предположите, значение произведения какого выражения может быть больше. Почему? Найдите значения выражений. Что заметили интересного?  А) Одинаковый набор цифр   б) Сумма цифр значений произведений равна 18

3. Выполните сложение и вычитание чисел. Что заметили? (сумма цифр равна 9)

4. разделите полученные числа на 9

5 Выполните сложение значений частных: Что можно сказать о числе 486? (Четное, сумма цифр равна 18)

6. разделите 486 на 18, получится 27.

Мы вернулись к началу наших вычислений. Чем является число 27? 27- один из множителей».

    При изучении темы «Нумерация многозначных чисел», можно использовать следующие задания: Слайд 8

  1. Сколько получится. Если сложить числа: наименьшее двузначное. Наименьшее трехзначное, наименьшее четырехзначное?
  2. В числе 62 317 зачеркните одну цифру так, чтобы оставшееся число было а) наименьшим из возможных; б) наибольшим из возможных. Переставлять цифры нельзя.
  3. Напишите наибольшее девятизначное число, у которого все цифры различны.
  4. Во сколько раз число, содержащее 7 ед. пятого разряда, больше числа, содержащего 7 единиц второго разряда?
  5. Сложить 111 тыс. 111сот и 111ед. Что за число получилось?

                                                                                                                                                                                      На уроках математики использую задания, решение которых связано с умением правильно делать выводы. Например, Слайд 9

«Расскажите. Что вы знаете о числе 12: (двузначное, соседи, 12 мес.

  1. установите закономерность
  2. продолжите до трехзначного числа, в записи которого есть число 12
  3. Сложите числа парами, начиная с крайних. Что заметили? (значения сумм равны)

Из 120 произведите вычитание чисел, начиная с наименьшего. Что заметили интересного? (Значения разности – числа данного ряда, расположенные в обратном порядке.

  1. Найдите интересные числа: 12 и 120 – 12 на множестве двузначного и трехзначного; 60 и 120 – круглые числа; 12, 24, 36, 48, 84 – числа, в которых кол-во дес. В 2 раза меньше кол-во ед.
  1. – перевертыш, 108 и 120 – трехзначные числа, 48 и 84 – одинаковые цифры в записи».

      При отборе логических приемов, которые должны быть сформированы на определённом этапе обучения, конечно же постоянно мы учитываем межпредметные связи. И вот последнее задание, которое мне хотелось бы показать вам. Слайд 10

 «В словах первого столбика исключены две первые и две последние буквы. Значит, и в числе надо соответственно исключить две первые и две последние цифры»

      Отсюда вытекают правила интеллектуального развития личности: тренируйте ум детей; совершенствуйте и поощряйте склонность к остроумию, неожиданным решениям; развивайте способность смотреть на обычное под необычным углом; учите детей больше задавать вопросов; чаще прислушиваться к людям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающие упражнения на уроках математики как средство формирования логического мышления младших школьников

Слайд 2

Частично-поисковые задачи: 1. 22, 25, 28, … 2. 5, 15, …35 3. 6,12,18,… 4. 2,3,5,8,12,… 5. 739,638,… 6. 909,899,… 7. ВА - Я

Слайд 3

Содержательно-поисковые задачи

Слайд 4

Задания, развивающие гибкость мышления Сколько сторон у треугольника? Сколько хвостов у курицы? Цифра, похожая на букву З? От количества пальцев на одной руке отнять 4. Сколько останется? Сколько у нас в неделе выходных? Количество сторон у квадрата увеличить на 5?

Слайд 6

4 7 8 1) 478, 487, 748, 784, 847, 874 2) 487-478=9 784-748=36 874-847=27 3) 9 36 27 4) 9 х 36= 324 9 х 27= 243

Слайд 7

1. 21 х 87 81 х 27 2. 21 х 87= 1827 81 х 27 = 2187 3. 1827 + 2187 =4014 2187 – 1827 = 360 4. 360 : 9 = 40 4014 : 9 = 446 5. 446 + 40 = 486 6. 486 : 18 = 27

Слайд 8

Нумерация многозначных чисел 1. 10 + 100 + 1000 = 1110 2. 62317 а) 2317 б) 6317 3. 987654321 4. 70000 : 70 = 1000(раз) 5. 122211

Слайд 9

12 12 24 36 …. 12 24 36 48 60 72 84 96 108 120 12+120=132 108+24=132 96+36=132 84+48=132 72+60=132 120-12=108 120-24=96 120-36=84 120-48=72 120-60=60 120-72=48 120-84=36 120-96=24 120-108=12 12 и 120 60 и 120 12, 24, 36, 48, 84 96 108 и 120 48 и 84

Слайд 10

Найти неизвестное число Селедка Лёд Солистка Лист 72 350 ? Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников...