Мастер- класс по математике "Создание проблемной ситуации на уроках математики, как средство развития творческого мышления младших школьников"
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Ткаченко Евгения Николаевна

Нахождение площади прямоугольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon epigrafom_dlya_svoego_vystupleniya.doc454 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

                        «Средняя общеобразовательная школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма

«Создание проблемной ситуации на уроках математики

 как средство развития творческого мышления младших школьников»

Ткаченко Евгения Николаевна,

учитель начальных классов

Надым, 2012


Эпиграфом для своего выступления, я выбрала высказывания французского писателя и философа Мишеля де Монтень«Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего; это значит владеть тем, что дано лишь на хранение памяти.»

                                      М.Монтень

 Основа  aujc нового поколения – формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной. Именно проблемно – диалогическая технология отвечает этим требованиям. Так как проблемное обучение постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует работы мышления.  

 Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.

 Технологии проблемного  обучения, я использую при изучении нового материала, на любом предметном содержании и на любом возрастном этапе.

 Проблемная ситуация характеризует определенное психологическое состояние учащегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия .

Компоненты проблемной ситуации:

а) необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия.

б) неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации.

в) возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

 На своих уроках я создаю проблемные ситуации разными способами.

1) Когда обнаруживается несоответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся и новыми требованиями ( между старыми знаниями и новыми фактами, между знаниями более низкого и высокого уровня, между житейскими и научными знаниями).

2) при необходимости многообразного выбора из систем имеющихся знаний единственно необходимой системы , использование которой только и может обеспечивать правильное решение предложенной проблемной задачи.

3) когда учащиеся сталкиваются с новыми практическими условиями использования уже имеющихся знаний на практике.

4) если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа , а также между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

5) при решении технических задач, когда между внешним видом схематических изображений и конструктивным оформлением технического устройства отсутствует прямое соответствие.

Для мастер класса я выбрала ситуацию когда происходит противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью.

Приглашаю на урок « Открываем формулу площади прямоугольника».

Во время всех уроков я стараюсь отталкиваться от интересов детей, если раньше на уроках помощниками были Незнайка и Буратино, затем на смену им пришли Смешарики, которые были частыми героями моих уроков, теперь я ориентируюсь на новые увлечения детей. Наблюдая за своим сыном, который учится во втором классе , я заметила, что он очень любит смотреть передачу « Квартирный вопрос», смотрит её даже с большим интересом , чем мультфильмы, наблюдает за переделкой квартир, созданием новых проектов интерьера. Я решила использовать этот интерес подрастающего поколения на уроках математики. Вот и сейчас, я предлагаю Вам побывать в роли моих учеников.

Если я заговорила о передаче « Квартирный вопрос», как вы думаете, с чего мы начнём наш урок? Чем же мы будем необычным заниматься?   ( Да, действительно, я предлагаю вам побывать в роли дизайнеров).

Посмотрите у меня в руках листы бумаги, как вы думаете, они нам сегодня пригодятся? И для чего?

Да, мы будем создавать проект комнаты нашей мечты. Как вам удобно работать в парах, группах или по одному? ( Все делятся на группы и рисуют проект детской комнаты, расставляют мебель, картины, спортивные уголки).

После того как все создали проект комнаты, я предлагаю разделить его на квадратные сантиметры.

--- Что мы можем для этого использовать? (палетку).

С помощью палетки, мы посчитываем сколько квадратных сантиметров поместилось в этот прямоугольник. Хорошо. Вы справились, подсчитали, что здесь поместилось 200 квадратов, то есть можно сказать, что площадь нашей комнаты в проекте 200 квадратных сантиметров. А если мы вернёмся к нашей любимой передаче. То вспомним, что после того как создали проект, что делали дальше? Правильно воплощали всё это в жизнь, уже в реальность. Так как же дизайнерам не допустить ошибку в расчётах по измерению площади уже настоящей комнаты, чтобы поместилась вся та мебель, которую вы нарисовали, красиво расставили? Или может быть кто то из вас видел огромную палетку, которую можно было сверху на пол положить. Я например не видела. А вы? Как вы думаете, всегда ли с помощью палетки можно измерить площадь? Если нет, то что делать? Палетки нет, но есть длина и ширина комнаты, которые нам известны. Не известны? Тогда мы должны узнать, давайте сначала измерим длину и ширину у нашего проекта детской комнаты. Длина 20 см, ширина 10 см. Что вы заметили необычного? Квадратиков 200, т.е. площадь нашей комнаты 200 квадратных сантиметров. Узнали длину и ширину это 20см и 10 см. Какой вывод можно сделать? Как можно найти площадь прямоугольника? Правильно для того , чтобы получить 200 мы должны 20 умножить на 10. Так чтобы найти площадь прямоугольной комнаты, мы должны что сделать? Правильно, измерить его длину и ширину ( в одинаковых единицах) и найти произведение полученных чисел. Существует формула вычисления площади прямоугольника, которую вы уже сами и открыли для себя S = a.b, где а – длина прямоугольник, b – ширина. Так как же теперь без палетки, мы будучи дизайнерами , точно узнаем площадь комнаты длина которой 10 м, а ширина 5 м? Правильно, мы 10м умножим на 5м и получим 50 квадратных метров. Уже будем использовать формулу.

Обратите внимание, что я не давала конкретных указаний, о том что мы будем делать, а дав информацию о передаче, дальше выслушивала мнения, предположения учеников.

Спросила, как детям удобней работать в группах или по одному, дети выбирали вид работы сами.

Часто при объяснении понятии площадь, мы водим рукой по парте, столу и т. д. , а здесь я старалась, чтобы ученики рисуя макет комнаты прочувствовали, что то пространство, где мы можем нарисовать, расставить мебель и есть площадь.

Делаю акцент на обязательном визуальном восприятии главной информации, данные длины и ширины, формула площади, так как у детей зрительное восприятие информации преобладает.

На проблемном уроке :

  ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь.

  Осуществляют творческую деятельность, обретают творческие способности.

  Отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.

В конечном счете проблемный урок обеспечивает тройной эффект : более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности.

Я провела анализ эффективности применения технологии проблемного обучения  на уроках. Диагностика проводилась дважды: до применения проблемного обучения и после него. Это обеспечило наглядность в сравнении результатов и подведения итогов.

   Целью наблюдения было выявление уровня познавательной активности учащихся, определение соотношения отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснение эмоционального отношения к учёбе.

Показатели:

А) активность (количество заданных вопросов, высказываний, поднятых рук и других действий, имеющих целенаправленный познавательный характер)

Б) самостоятельность в выполнении заданий ( после получения пояснения к заданию самостоятельно выполняют его)

В) отвлекаемость ( Количество любых действий , на связанных с учёбой)

Была подсчитана активность детей и их отвлекаемость и сделан вывод об уровне отношения детей к учебе. Результаты представлены в диаграмме.

После применения технологии проблемного обучения проводилось повторное наблюдение за деятельностью учащихся на уроке по тем же параметрам, ( активность, самостоятельность, отвлекаемость). Результаты представлены в следующей диаграмме.

Сравнив результаты можно сделать вывод о том, что использование приёмов технологии проблемного обучения оказало положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их учения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учении.

Закончить свое выступление мне хотелось бы словами притчи. « Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: « Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец подумав ответил: «Всё в твоих руках».

В наших руках возможность формировать личность:

1. любознательную

2. умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности.

3. уважающую и принимающую ценности семьи и общества.

4. доброжелательную, уважающую своё и чужое мнение.

5. готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Настало время  учить детей не бояться жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников...

Дивергентные задачи — средство развития творческого мышления младших школьников

В наше время система школьного образования подчинена глобальной задаче - интеллектуальному развитию личности. Постоянно увеличивающийся поток информации требует особого внимания к развитию мыслительны...

«Проблемные ситуации как средства развития творческого мышления младших школьников на уроках математики по системе Л.В.Занкова».

Актуальность данной темы в том, что именно проблемные ситуации, направленные на развитие творческого мышления, активизируют такие качества личности какнаходчивость,сообразительность,способность к нест...