"Число и цифра 5"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Урок по УМК "Школа России" в игровой и познавательной форме знакомит детей с формированием понятия числа 5, обозначением числа цифрой..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.docx78.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:        «Число и цифра 5»

Тип урока:    введение нового учебного материала.

Цели и задачи урока:

  • Формирование понятия числа 5 как количественной характеристики эталонного множества пальцев на руке;
  • распознавание предметов, у которых элементов столько же, сколько пальцев на руке;
  • обозначение числа пять математическим знаком — цифрой 5;
  • формирование понятия  «пятый»;
  • соотношение (больше, меньше) между изученными числами и числом 5;
  • формирование умения записи цифры 5;
  • развитие математической речи (развёрнутые ответы).

Формирование УУД:

Личностные: формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности; способности к самооценке.

Метапредметные:

Регулятивные:   в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; умение прогнозировать предстоящую деятельность; умение адекватно оценивать свою работу на уроке и работу одноклассников;

Познавательные:  строить логическое рассуждение, включающее                           установление причинно- следственных связей; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию:                                                             договариваться и приходить к общему решению в  совместной деятельности строить монологическое высказывание, владеть  диалогической формой речи.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя, учебник, тетради на печатной основе.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже кончился урок? (Нет!)

Только начался урок? (Да!)

Хотите учиться? (Да!)

Значит, можно всем садиться.

II . Актуализация знаний

1. Устный счёт.

Учитель: Мы продолжаем с Вами путешествовать по стране Математики. Вместе с нами сегодня отправятся в путь Мальвина и Буратино. Эти герои очень хотят узнать о наших успехах. И первое задание, которое мы должны выполнить – это показать, как мы умеем устно считать от 1 до 10.

- Хором все вместе н кричим.

- Мальвина хочет проверить, кто лучше считает мальчики или девочки.

- Девочки считают от 3 до 8 и обратно.

- Мальчики считают от 5 до 10 и обратно. 

- Назовите  соседей числа 2, 4.

- А теперь Буратино предлагает сыграть в  игру "Молчанка". Внимательно слушайте задачи, ответы показывайте на  веере цифр.

- Какое число стоит между числами 2 и 4?

- Покажите число, предшествующее числу 2, 4?

- Покажите число, следующее за числом 4, 6?

Задачи в стихах (презентация)

(Слайд 2)

Четыре спелых груши      

На веточке качалось.    

Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

(Слайд 3)

На забор влетел петух,

Повстречал ещё там двух.

Сколько стало петухов?

У кого ответ готов?

(Слайд 4)

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой-

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой-

Зайка косой.

Следом за ними-

Ёж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

- Сколько пальцев на руке

И копеек в пятачке,

У морской звезды лучей,

Клювов у пяти грачей,

Про всё это рассказать

Нам поможет цифра …(пять).

- Кто назовёт нам тему сегодняшнего урока?

- Цель нашего урока научиться красиво, правильно писать цифру 5, понять, как образовывается число 5 , выучить состав числа.

- Ребята, а где встречается число 5?

- Пять – это самая лучшая оценка в школе, пять пальцев на одной руке, пять лучей у звезды…

- Хорошо!    Давайте поработаем дальше!

II. . Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.

 (Слайд 5)

- Нам Мальвина приготовила задание. На  экране  изображён рисунок:

– Найдите закономерность.

– Сколько вишенок должно быть на второй веточке? (Две.)

– Сколько на последней? (Пять.)

– Сегодня у нас в «гостях» на уроке число 5.

– Что вы знаете об этом числе? (Дети могут сказать, что число 5 следует за числом 4; что 5 – нечётное число; что 5 больше чисел 1, 2, 3, 4 и т. д.)

– Число 5 записывается с помощью цифры 5. (Увеличенный образец цифры 5 учитель вывешивает на доску.)

(Слайд 6)

III. Изучение нового материала.

1. Анализ образца, письмо цифры 5.

– На что, по вашему мнению, похожа цифра 5?

– А вот поэту она напомнила фокусника:

Это – фокусник – пятёрка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркнётся – раз и два! –

Обернётся цифрой «два».

                        Г. Виеру

- Наши гости очень хотят увидеть, как мы научимся писать эту замечательную цифру.

- Открываем рабочие тетради на с. 13. Находим второе задание.

 - Посмотрите, как нужно правильно писать цифру 5:  начинаем писать прямую линию немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от прямой линии пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

Давайте напишем ее вместе с карандашиком (Слайд 7, 8, 9)

- Сейчас попробуйте написать в своих печатных тетрадях. Тетрадь положите правильно, спинки прямо, оба локтя на парте.

- В тетради найдите рабочую строку, где вы будете писать цифру 5.

- Напишите пять раз цифру 5. Возьмите красный карандаш и подчеркните самую красивую цифру 5.

- Молодцы! У кого-то красиво получилось, у кого-то не очень, но вы дома потренируетесь и у вас все получится.

- А наши гости вами очень довольны и предлагают провести физкультминутку.

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим,

(размашистые движения руками, как топором)

Мы капусту мнём-мнём,

(«мнут капусту»)

Мы капусту солим-солим,

(«берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём.

(сгибание и разгибание кистей рук)

2. Изучение состава числа 5.

- А теперь наш веселый друг Буратино хочет узнать состав числа 5. Ребята, поможем заселить домик с цифрой 5? Поселим на каждом этаже недостающие цифры?

(Слайд 10)

3. Работа с учебником (с. 34)

- Ребята. Наши гости предлагают нам выполнить задания из учебника.

- Рассмотрите рисунок. Продолжите предложение: К четырём прибавить один получится…

Давайте обсудим, как связаны картинка, первая схема и запись к ним.

-Какие фрукты собирали дети?

-Сколько ребят идёт с яблоками?

-Сколько у них корзинок?

-Сколько человек идёт за яблоками?

-Сколько всего ребят?

-Найдите цифру 5 на странице. Рассмотрите схему с кружочками.

(4 красных кружочка и 1 синий кружочек, 4 и 1 – это 5).

-Как это можно записать? (4+1=5).

4. Работа в парах. Обсудите в парах, как связаны картинка, вторая схема и записи к ним.

-Сколько на картинке мальчиков? (3)

-Сколько девочек? (2)

-Сколько всего ребят? (5)

-Рассмотрите схему с треугольниками. (3 зелёных и 2 красных . 3 да 2 – это 5)

5. Работа с учебником.

-Посмотрите, сколько вишен? (3)

-Сколько цыплят? (1)

-Сколько матрёшек? (2)

-Сколько в вазе цветов? (5)

-Ребята, а какого числа не хватает?(4).

-Давайте, восстановим натуральный ряд чисел.

-Какие монеты вы видите на полях?

-Сколько монет по 5 рублей?

-Какая монета перевёрнута? Как вы догадались? (сравнили по размеру)

-Сколько всего монет по одному рублю?

-Матрёшка стоит 4 рубля. Какими монетами можно заплатить за матрёшку?

-Как это сделать разными способами? (1+1+1+1,2+2,2+1+1)

-Можно ли заплатить монетой в 5 рублей?

-Сколько сдачи должен дать продавец?

(Если возникнут затруднения, вспомнить, какой монеты не хватает, показать монету)

-Сколько монет по 1 рублю составят 3 рубля? (3)

-В нашем саду живут насекомые, которые приносят пользу. Назовите их. Что вы знаете о пчеле? О божьей коровке?

( Сообщения о насекомых)

-Рассмотрите рисунки на С.35. Подберите к каждому из них подходящую запись.

1 вариант – к первому рисунку,

2 вариант – ко второму рисунку.

-Какая запись подходит к первому рисунку? Почему?

(3+1, Было 3 пчелы, 1 прилетела, пчёл стало 4)

-Какая запись подходит ко второму рисунку? Почему?

(4-2, Было 4 жука, 2 улетели, жуков стало 2.)

6. Работа с тетрадью на печатной основе.

IV. Итог урока.

- С каким числом мы сегодня познакомились? Какую цифру научились писать?

- Какие были затруднения?

Продолжите предложения:

Я узнал….

Я научился…

Мне понравилось……

Я бы хотел….

Новые знания мне пригодятся….

- Дорогие ребята! Мальвина и Буратино тоже довольны сегодняшним занятием. Они так же узнали много нового и интересного и ставят вам за работу на уроке радостный смайлик.

- А теперь и вы нарисуйте в своих тетрадках смайлик. Если все получилось и вам понравилось Картинки по запросу картинка смайлика

-Если что - то вызывало трудности Картинки по запросу смайлики равнодушные

- Если ничего не получилось и не понравилось смайлики грустные и веселые картинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.

Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....

Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "

Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Число и цифра 1. Число и цифра 2.

Презентация к уроку "Число и цифра 1. Число и цифра 2"....

Число и цифра 8. Образование числа 8. Письмо цифры 8.

Описание урока по изучению цифры 8, цель урока - формирование понятия о числе и цифре 8 , образования числа 8 , обучение письму цифры 8....

конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,

laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...