Технологическая карта урока математики в 1 классе. Тема: «Связь между суммой и слагаемыми»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Попова Лариса Анатольевна

Познакомить  с взаимосвязью между компонентами действия сложения, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки. На каждом этапе получают "деталь ...". В конце урока сложили "математического человечка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прибайкальский район

МОУ «Старо-Татауровская СОШ»

Урок математики в 1 классе

81. Тема: «Связь между суммой и слагаемыми»

Учитель начальных классов – Попова Лариса Анатольевна

2018 - 2019 уч. год

Тема

Связь между суммой и слагаемыми

Педагогические цели:

познакомить  с взаимосвязью между компонентами действия сложения, вывести правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.

Тип урока

Изучения нового материала

Планируемые результаты
(предметные)

  - называть названия компонентов и результатов сложения, зависимость между ними;  находить значения выражений, содержащих действия сложения и вычитания; отвечать на вопросы учителя, обосновывать

 и анализировать свой ответ.

Личностные результаты

стремятся самостоятельно осваивать основы математических знаний, понимают ценность труда и упорства как естественного условия человеческой деятельности, в том числе и учебной.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения  результата.

Познавательные:  перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют такие математические объекты, как числа, числовые выражения.

Коммуникативные:  доносят свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других;
вступать в беседу на уроке и в жизни.

Основное содержание
темы, понятия и термины

Слагаемые. Сумма.  Связь между суммой и слагаемыми.

Образовательные ресурсы

Компьютер, проектор; учебник, карточки с заданиями.

Формы работы

Работа в парах, фронтальная работа, беседа, самостоятельная работа, работа с книгой.

Используемые методы

Словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, предметно- практические.

Ход  урока

Этапы урока

Формы, методы,

методическ.

приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы

контро

ля

осуществляемые

действия

формируемые

умения (УУД)

1.Организа

ционный момент

(1 мин.)

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

 Приветствие. Проверка готовности к уроку.    (Слайд 1)

-  Ребята, гости к нам пришли сегодня

К ним сейчас вы повернитесь,

Поздоровайтесь и улыбнитесь!

-Начинаем мы опять

Решать, отгадывать, считать!

Мы в первом классе учимся!

Всё у нас получится!

- Сегодня Урок в мир удивительный и увлекательный –
В  мир чисел, в мир математики.

- Покажите свою готовность к работе.  А сейчас глазки закрывайте,  счет от 1 до 10 начинайте. (Дети считают, учитель «Перевоплощается в

Царицу математики.)

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

2. Актуализа-ция  знаний  (5 мин.)

Фронталь

ная.

Групповая.

Парная.

Словесный, проблемный

Сообщение
учителя

- Здравствуйте, ребята, я  Царица математики. Сегодня я пришла посмотреть, как вы совершаете открытие нового в моей стране математики.  

-Ребята, сегодня вы будете не только решать и считать, но и  ещё  кое-кого мастерить, а вот кого, узнаете, если правильно выполните    задания,  работая в паре. Я желаю вам успеха, у вас обязательно всё получится.

6-5=        

10-7=

0+4=        

7-2=          

5+ 3=

8-6=    

 е

в

 л

ч

к

о

   (слайд 2)  

 

5

1

4

2

3

1

5

1

8

ч

е

л

о

в

е

ч

е

к

          Получается слово – человечек.    

- Как вы  поработали в парах? Кто выполнил, помогите другим.

- Проверяем. Чья пара не допустила ни одной ошибки? Кто допустил?

-Какое слово у вас получилось?     (слайд 3)

-Да, математического человечка, как в учебнике, чтобы он всегда был с вами и помогал вам на уроках математики,  но сделать его вы  сможете, если правильно выполните все задания, хорошо потрудитесь, повторяя старое и узнавая новое.

-Ребята, вы готовы мастерить  человечка?

 - Из каких фигур состоит человечек? (Из квадратов, треугольника, кругов - геометрические фигуры).

 - И вот первую деталь, мы можем уже прикрепить (круг – это голова).

- Ребята, какое у нас сегодня число?  Правильно, … .
- Откройте  тетрадки, отступите 3 клеточки от последней записи и   запишите сегодняшнее число.

- Какой сегодня день недели, по счёту  5.

- Пропишите эту цифру,  в тетрадках через клеточку.    (Слайд 4 )

- А теперь подчеркните самую красивую, правильную цифру и постарайтесь весь урок писать цифру так же красиво.

-Какую  цифру мы использовали для записи сегодняшнего числа? (2)

- Сложите 5 и 2, какое число получиться?  5+2   (7).

- Вспомните: как можно  получить число  7?     (Слайд  5) 

- Вы заработали ещё одну деталь, можете прикрепить её,

 это будет шея  (прямоугольник – «шея»).

Слушают учителя.

Выполняют задание

Записывают число и месяц.

Думают, рассуждают, считают.

 Записывают.

Принимают учебную задачу, сформулиро-
ванную учителем.

Коммуникативн: 

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.

Межпредметная  связь  приобщает к  математике.

Работа с карточ

ками

3.Самоопре

деление к деятельности:(6 мин)

Коллективная, работа в парах, индивидуа-

льная.

Словесный,
проблемныйтворческий.

Метод – беседа.

- Назовите компоненты действия сложения.

- Как называются числа при сложении:  (1 слагаемое,  2 слагаемое,

 - результат сложения называют - сумма.)

  -Сколько синих  мячей  вы видите, а красных? (на доске)

Как это записать? Ребята, а кто сможет помочь мне записать числовое

  Выражение и найти значение числового выражения.

   4 + 2= 6  (Запись на доске учеником.)  Запишите.   

 - Ребята, назовите компоненты данного равенства.

         1 С+ 2 С=  С

- Как ещё можно прочитать это выражение?   ( Сумма чисел 4-х и

   2-х равна 6-ти;    4+2=6; 1 слагаемое 4, второе слаг. 2,  сумма = 6.)

  -Уберём 4 мячика  синего цвета.   Какое количество мячей осталось?     Как это записать?           6- 4=2

— Что показывает число  6?      (Количество всех мячей?)    — Что показывает  число 4?  (Количество синих  мячей.) 

-  Число 2. (Количество красных мячей.)

-Прочитайте пример на вычитание, называя числа так, как в первом примере.  

 Из суммы 6 вычли первое слагаемое  4  и получили  второе слагаемое 2.

 -Каким математическим действием вы воспользовались? (вычитанием)

— Вернём  мячи обратно.

— Уберем теперь красные мячи.  Какое количество мячей осталось?

—  Что показывает число число 6?   (Количество)

— А число 2?         — А число 4?

- Какое равенство получится, если из этой суммы вычтем второе слагаемое?  Запишите.      (6-2=4).  (учащийся у доски).

 По окончанию работы запись на доске :

4+2=6

6-4=2

6-2=4                        

 - Посмотрите, как  из  первого равенства получили  второе  и 3  равенства.

 - Подумайте,  что вы заметили?              

    (Когда из суммы вычли первое слагаемое, то получилось второе

   слагаемое. И наоборот, когда из суммы вычли второе слагаемое,

   то получили первое слагаемое).       (слайд 6)

 

 - Как вы думаете, сумма и слагаемые взаимосвязаны? (Да).

 - Кто готов объявить нам сегодняшнюю тему урока?

 - Да,  тема урока: «Связь между суммой   и слагаемыми».  (слайд  7)

- А какие цели урока поставим?

- Слагаемые и сумма связаны между собой математическими

   действиями – сложением и вычитанием. Они дружат друг с

   другом, поэтому их называют взаимообратными.

 - Мы можем прикрепить ещё одну часть тела – (квадрат – туловище).

Дети хором называют

1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.

Рассматривают фигуры на презентации.

Выявляют место и причину затруднения.

Записывают равенства.

Рассуждают.

Формулируют тему урока.

Определяют цели урока.

Регулятив-ные:

Целеполагание

Планирование. Прогнозирование

Постановка перед учащимися проблемной ситуации.

Познавательные - осуществление плана выхода из затруднительного положения.

Коммуникативныеслушать и понимать речь других

Беседа по вопросам

4. Усвоение    новых знаний   и   способов действий

(3 мин.)

Фронталь

ная

Беседа, работа
с текстом

- Откройте учебник на стр. 26. Прочитайте в учебнике, что мы будем рассматривать на уроке?

  Учащиеся рассматривают рисунки в задании 1 (с. 26 учебника) 

 и выражения, соответствующие им, и читают данные выражения хором.
– Человечек решил напоить нас чаем. 
– Рассмотрите  первую полку. Сколько красных кружек?

  Сколько синих?  

 - Сколько всего?                   3 + 2 = 5
- Кто прочитает по другому.

– Рассмотрите второй рисунок. Было сколько  чашек. (5).

-  Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось?  Какое выражение составили?
                                               5 – 3 = 2
– Прочитайте равенство, используя названия компонентов. 
– Рассмотрите третий рисунок.  Сколько было чашек.(5). Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?
                                                5 – 2 = 3

- Ребята, чему вы научились выполняя это задание? (находить неизвестное слагаемое).

– Ну и как, вы научились находить неизвестное слагаемое?

 Какой вывод можно сделать?   (Ответы детей.)

Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

Определяют основную мысль задания.

Делятся мыслями.

Проговари-

вают.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические– решение проб-мы, доказательство; коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение слушать друг друга.

Владеют смысловым чтением текста.

Беседа по вопросам.

5.Физкульт-минутка

(1 мин.)

Коллективная. Практический.

 Презентация.

-Ребята, какой праздник приближается? (23 февраля).

 Разомнёмся.

Выполняют музыкальную

физ-ку.

Осуществляют профилактику  утомления.

Ориен-тся на ЗОЖ.

6.    Закрепление    

 знаний и способов  

действий (11 мин.)

Фронталь -

ная работа

Беседа, работа
с текстом задач.

Работа в группе.

-  Посмотрите, в каком номере представлены задачи?   (№4)

-Давайте вспомним, составные части задачи.   (слайд 8)                 

-   Рассмотрите первую картинку. О чем будет задача? Прочитайте начало условия, дополните его, глядя на картинку. Прочитайте вопрос к задаче.

-  Каким словом можно заменить  в вопросе слово  ТЕПЕРЬ?

Составьте условие по рисунку.  (Всего в коробке было 10 ложек, взяли 4 ложки.  Сколько ложек осталось?)

-  Рассмотрите вторую картинку. О чем будет эта задача? Также дополните условие, глядя на картинку. Прочитайте вопрос ко второй задаче.

  -А сейчас работаем в группах. 1 ряд – 1 группа, 2 р. – вторая группа.

  Вот в этом конверте ложки.

  В этом конверте – чашки и всё, что требуется для решения задачи.

 Выложите рисунок  задачи из предметов. Решите.  Кто быстрее выполнит, выходит к доске и записывает решение, а остальные в тетрадь. Чья группа справиться быстрее – имеет возможность прикрепить следующую часть человечка.

  Проверка работы. 2  у доски остальные записывают в тетради.

   - Ребята, вы заработали деталь нашего человечка, можем её прикрепить – руки (овалы).            (Деталь человечка).

- В группе вы поработали, посмотрим, как вы работаете индивидуально. У вас на столах -   карточки у всех разного цвета, поработайте с ними и заполните таблицу  выполняя задания.

Я уверенна, вы справитесь.

Дифференцированное задание.

(Детям раздаются карточки с примерами по уровням сложности.)

Карточки В – (красного цвета) – получают учащиеся с медленно протекающими процессами запоминания. - 1-я группа - низкий уровень знаний;

Карточки Б (жёлтого цвета)  - 2-я группа - средний уровень знаний;

Карточка А (зелёного цвета)    - 3-я группа - высокий уровень знаний.

В

1 слагаемое

5

2

4

5

2 слагаемое

1

4

5

3

2

Значение суммы

5

Б

1 слагаемое

5

4

6

2 слагаемое

2

4

3

3

Значение суммы

8

6

7

А

1 слагаемое

6

2

5

2 слагаемое

1

6

Значение суммы

8

6

7

10

9

- Кто выполнил, поднимите светофорики.   Проверим.  (Ребята выполнившие первыми проверяют у других.)

-Вы заработали ещё одну деталь – (прямоугольники)  - ноги.

Делятся мыслями.

Отвечают на вопросы учителя.

Дополняют условие, выполняют решение.

Считают и читают примеры, используя термины                     « слагаемое»              « сумма».

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:

общеучебные-умение структ-ть знания, выбор наиболее эффек-х способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия спос-в и условий действия.

Совершенствуется навык вычисления, решения задач.

Умеют работать коллективно

Работа с карточ

ками

7.Обобщение изученного материала

(5 мин.)

Самостоятельная работа учащихся с использованием дифференцированного подхода.

Фронталь

ная.

Индивидуа

льная

Словесный,
проблемный

- Наш человечек приготовил нам задание: - Составьте  и запишите

   пример, используя рисунок. 

 Н-р: 1) 4 жёлтых квадрата  и  3 зелёных круга;

 2)  6 красных  треугол.  и 2 жёлтых квадрата;

  (геом. фигуры  записаны с обратной стороны человечка – на ногах.)

- 1 ряд составляют по первому рисунку.  2 ряд по второму рисунку.

- Решите примеры с учётом полученных сегодня знаний.

 - И ещё он разрешил нам воспользоваться его колпаком. К доске  

  пойдут (надеваю на голову 2-х учащихся ободок с треугольным    колпаком.)

 - Выбери, кого приглашаешь следующим решать примеры.

 (Ученик выбирает, надев колпак другому и т.д.)

     4+3=                6+2=                    

-  Какие 2 примера на вычитание мы можем составить по этому

  выражению?

   

- Вернём колпак человечку (треугольник на голову). 

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Работают самостоятельно, опираются на знания по теме.

Читают равенства и объясняют, как их составили.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; личностные: самоопределение.

Устанавливают причинно-следственные связи.

8.

Подведение    итогов   (1 мин.)

Фронтальная.

Индивидуа

льная

Словесный.

Беседа

- Посмотрите у нас получился математический человечек.  Но, а мне пора. Глазки закрывайте обратный счёт от 10 до 1 начинайте.

 (Царица математики уходит).

Учитель: - Какой замечательный человечек у вас  получился.

Он нам выдает пример (на туловище записан пример), назовите компоненты при сложении (1слагаемое, 2 слаг. – переворачиваю руки человечка),

 -Как называется 2+3 –сумма, а результат - сумма) – (записано на голове).

- Какой можно сделать вывод по уроку?— Связаны ли между собой сумма и слагаемые?

 Вывод. Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями – сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратными.       (слайд 9)

 -Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке  в  жизни?

Высказывают свои мысли.

Делают вывод.

Коммуникативные: умение с полнотой выражать свои мысли; познавательные: личностные: смыслообразование

9.

Рефлексия учебной деятельнос

ти (2 мин)

Фронталь

ная.

Индивидуа

льная

- Оцените свою работу, если считаете, что вы сегодня поработали хорошо и всё вам было понятно– возьмите зелёный круг, если в чём-то не совсем хорошо  разобрались или допускали ошибки жёлтый квадрат, испытываю затруднения – красный треугольник и подарим  их нашему человечку прикрепив вокруг него.

- Теперь урок окончен,    (встают)

  Все сделаны заданья,  
 Гостям мы скажем на прощанье:  

 «Спасибо, до свиданья!»               (слайд 10)

 - Урок окончен.

Приклеивают зелён круги, жёл. квадраты, крас. треуг.

на лист с человечком.

Регулятивные: контроль, оценка; познавательные: - рефлексия;

Развитие самокон-ля и самооценки

оценивают свою деятельность на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс, тема "Задачи на движение.Нахождение времени". УМК "Начальная школа XXI века".

Данная технологическая карта урока разработанна по требованиям ФГОС. В ней отражается технология проблемного обучения....

Технологическая карта урока математики 2 класс Тема : ,,Умножение\'\' УМК ,,Школа России\'\'

Познакомить детей с понятием умножение. Раскрыть смысл действия умножения. Познакомить детей со знаком и записью действия умножения. Развивать умение решать текстовые задачи. Продолжать пропедевтическ...

1 класс тема: "Связь между суммой и слагаемыми"

1 класс. План-конспект урока по математике "Школа России"...

Технологическая карта урок математики 2 класс тема "Миллиметр"

Представлена технологическая карта по теме "Миллиметр" - математика 2 класс, программа "Школа России". Урок является седьмым по счету в разделе "Числа от 1 до 100. Нумерация&q...

Технологическая карта урока математики. 3 класс. Тема: "Решение задач".

В этой разработке представлен материал для работы с учащимися 3 класса на уроке математики. Тема: "Решение задач изученных видов". Содержит материал для парной и групповой работы, а так же н...

Технологическая карта урока математики (2 класс). Тема: "Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого". УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения решать задачи на нахождение третьего слагаемого; ознакомление с алгоритмом решения задач на нахождение третьего слагаемог...

Технологическая карта урока "Математика" - 3 класс . Тема : "Умножение числа на разность" (УМК: «Математика», 3 класс «Система развивающего обучения» Эльконин.Давыдов)

Тип урока: урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: обобщение и повторение знаний по работе с агоритмом при умножении числа на разность.Задачи урока:Дидактические:1....