Этапы урока | Формы, методы, методическ. приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контро ля |
осуществляемые действия | формируемые умения (УУД) |
1.Организа ционный момент (1 мин.) | Фронтальный. Словесный. Слово учителя | Приветствие. Проверка готовности к уроку. (Слайд 1) - Ребята, гости к нам пришли сегодня К ним сейчас вы повернитесь, Поздоровайтесь и улыбнитесь! -Начинаем мы опять Решать, отгадывать, считать! Мы в первом классе учимся! Всё у нас получится! - Сегодня Урок в мир удивительный и увлекательный – В мир чисел, в мир математики. - Покажите свою готовность к работе. А сейчас глазки закрывайте, счет от 1 до 10 начинайте. (Дети считают, учитель «Перевоплощается в Царицу математики.)
| Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Личностные: самоопределение. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
|
2. Актуализа-ция знаний (5 мин.)
| Фронталь ная. Групповая.
Парная. Словесный, проблемный Сообщение учителя | - Здравствуйте, ребята, я Царица математики. Сегодня я пришла посмотреть, как вы совершаете открытие нового в моей стране математики. -Ребята, сегодня вы будете не только решать и считать, но и ещё кое-кого мастерить, а вот кого, узнаете, если правильно выполните задания, работая в паре. Я желаю вам успеха, у вас обязательно всё получится. 6-5= | 10-7= | 0+4= | 7-2= | 5+ 3= | 8-6= | е | в | л | ч | к | о |
(слайд 2)
Получается слово – человечек. - Как вы поработали в парах? Кто выполнил, помогите другим. - Проверяем. Чья пара не допустила ни одной ошибки? Кто допустил? -Какое слово у вас получилось? (слайд 3)
-Да, математического человечка, как в учебнике, чтобы он всегда был с вами и помогал вам на уроках математики, но сделать его вы сможете, если правильно выполните все задания, хорошо потрудитесь, повторяя старое и узнавая новое. -Ребята, вы готовы мастерить человечка? - Из каких фигур состоит человечек? (Из квадратов, треугольника, кругов - геометрические фигуры). - И вот первую деталь, мы можем уже прикрепить (круг – это голова). - Ребята, какое у нас сегодня число? Правильно, … . - Откройте тетрадки, отступите 3 клеточки от последней записи и запишите сегодняшнее число. - Какой сегодня день недели, по счёту 5. - Пропишите эту цифру, в тетрадках через клеточку. (Слайд 4 ) - А теперь подчеркните самую красивую, правильную цифру и постарайтесь весь урок писать цифру так же красиво. -Какую цифру мы использовали для записи сегодняшнего числа? (2) - Сложите 5 и 2, какое число получиться? 5+2 (7). - Вспомните: как можно получить число 7? (Слайд 5) - Вы заработали ещё одну деталь, можете прикрепить её, это будет шея (прямоугольник – «шея»).
| Слушают учителя.
Выполняют задание
Записывают число и месяц. Думают, рассуждают, считают. Записывают.
| Принимают учебную задачу, сформулиро- ванную учителем. Коммуникативн: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Межпредметная связь приобщает к математике.
| Работа с карточ ками |
3.Самоопре деление к деятельности:(6 мин)
| Коллективная, работа в парах, индивидуа- льная.
Словесный, проблемныйтворческий. Метод – беседа.
| - Назовите компоненты действия сложения. - Как называются числа при сложении: (1 слагаемое, 2 слагаемое, - результат сложения называют - сумма.) -Сколько синих мячей вы видите, а красных? (на доске) – Как это записать? Ребята, а кто сможет помочь мне записать числовое Выражение и найти значение числового выражения. 4 + 2= 6 (Запись на доске учеником.) Запишите. - Ребята, назовите компоненты данного равенства. 1 С+ 2 С= С - Как ещё можно прочитать это выражение? ( Сумма чисел 4-х и 2-х равна 6-ти; 4+2=6; 1 слагаемое 4, второе слаг. 2, сумма = 6.) -Уберём 4 мячика синего цвета. Какое количество мячей осталось? Как это записать? 6- 4=2 — Что показывает число 6? (Количество всех мячей?) — Что показывает число 4? (Количество синих мячей.) - Число 2. (Количество красных мячей.) -Прочитайте пример на вычитание, называя числа так, как в первом примере. Из суммы 6 вычли первое слагаемое 4 и получили второе слагаемое 2. -Каким математическим действием вы воспользовались? (вычитанием) — Вернём мячи обратно. — Уберем теперь красные мячи. Какое количество мячей осталось? — Что показывает число число 6? (Количество) — А число 2? — А число 4? - Какое равенство получится, если из этой суммы вычтем второе слагаемое? Запишите. (6-2=4). (учащийся у доски). По окончанию работы запись на доске : 4+2=6 6-4=2 6-2=4 - Посмотрите, как из первого равенства получили второе и 3 равенства. - Подумайте, что вы заметили? (Когда из суммы вычли первое слагаемое, то получилось второе слагаемое. И наоборот, когда из суммы вычли второе слагаемое, то получили первое слагаемое). (слайд 6) - Как вы думаете, сумма и слагаемые взаимосвязаны? (Да). - Кто готов объявить нам сегодняшнюю тему урока? - Да, тема урока: «Связь между суммой и слагаемыми». (слайд 7) - А какие цели урока поставим? - Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями – сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратными. - Мы можем прикрепить ещё одну часть тела – (квадрат – туловище).
|
Дети хором называют 1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.
Рассматривают фигуры на презентации.
Выявляют место и причину затруднения.
Записывают равенства.
Рассуждают.
Формулируют тему урока.
Определяют цели урока. | Регулятив-ные: Целеполагание Планирование. Прогнозирование Постановка перед учащимися проблемной ситуации.
Познавательные - осуществление плана выхода из затруднительного положения. Коммуникативныеслушать и понимать речь других
| Беседа по вопросам |
4. Усвоение новых знаний и способов действий (3 мин.)
| Фронталь ная Беседа, работа с текстом | - Откройте учебник на стр. 26. Прочитайте в учебнике, что мы будем рассматривать на уроке? Учащиеся рассматривают рисунки в задании 1 (с. 26 учебника) и выражения, соответствующие им, и читают данные выражения хором. – Человечек решил напоить нас чаем. – Рассмотрите первую полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? - Сколько всего? 3 + 2 = 5 - Кто прочитает по другому. – Рассмотрите второй рисунок. Было сколько чашек. (5). - Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какое выражение составили? 5 – 3 = 2 – Прочитайте равенство, используя названия компонентов. – Рассмотрите третий рисунок. Сколько было чашек.(5). Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили? 5 – 2 = 3 - Ребята, чему вы научились выполняя это задание? (находить неизвестное слагаемое). – Ну и как, вы научились находить неизвестное слагаемое? Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.) Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое. | Определяют основную мысль задания.
Делятся мыслями.
Проговари- вают. | Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические– решение проб-мы, доказательство; коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение слушать друг друга. Владеют смысловым чтением текста.
|
Беседа по вопросам. |
5.Физкульт-минутка (1 мин.)
| Коллективная. Практический. | Презентация. -Ребята, какой праздник приближается? (23 февраля). Разомнёмся. | Выполняют музыкальную физ-ку. | Осуществляют профилактику утомления. Ориен-тся на ЗОЖ. |
|
6. Закрепление знаний и способов действий (11 мин.) | Фронталь - ная работа
Беседа, работа с текстом задач.
Работа в группе.
| - Посмотрите, в каком номере представлены задачи? (№4) -Давайте вспомним, составные части задачи. (слайд 8) - Рассмотрите первую картинку. О чем будет задача? Прочитайте начало условия, дополните его, глядя на картинку. Прочитайте вопрос к задаче. - Каким словом можно заменить в вопросе слово ТЕПЕРЬ? Составьте условие по рисунку. (Всего в коробке было 10 ложек, взяли 4 ложки. Сколько ложек осталось?)
- Рассмотрите вторую картинку. О чем будет эта задача? Также дополните условие, глядя на картинку. Прочитайте вопрос ко второй задаче. -А сейчас работаем в группах. 1 ряд – 1 группа, 2 р. – вторая группа. Вот в этом конверте ложки. В этом конверте – чашки и всё, что требуется для решения задачи. Выложите рисунок задачи из предметов. Решите. Кто быстрее выполнит, выходит к доске и записывает решение, а остальные в тетрадь. Чья группа справиться быстрее – имеет возможность прикрепить следующую часть человечка. Проверка работы. 2 у доски остальные записывают в тетради. - Ребята, вы заработали деталь нашего человечка, можем её прикрепить – руки (овалы). (Деталь человечка).
- В группе вы поработали, посмотрим, как вы работаете индивидуально. У вас на столах - карточки у всех разного цвета, поработайте с ними и заполните таблицу выполняя задания. Я уверенна, вы справитесь. Дифференцированное задание. (Детям раздаются карточки с примерами по уровням сложности.) Карточки В – (красного цвета) – получают учащиеся с медленно протекающими процессами запоминания. - 1-я группа - низкий уровень знаний; Карточки Б (жёлтого цвета) - 2-я группа - средний уровень знаний; Карточка А (зелёного цвета) - 3-я группа - высокий уровень знаний.
В | 1 слагаемое | 5 | 2 | 4 | 5 |
| 2 слагаемое | 1 | 4 | 5 | 3 | 2 | Значение суммы |
|
|
|
| 5 |
Б | 1 слагаемое | 5 |
| 4 | 6 |
| 2 слагаемое | 2 | 4 |
| 3 | 3 | Значение суммы |
| 8 | 6 |
| 7 |
А | 1 слагаемое | 6 |
| 2 |
| 5 | 2 слагаемое |
| 1 |
| 6 |
| Значение суммы | 8 | 6 | 7 | 10 | 9 |
- Кто выполнил, поднимите светофорики. Проверим. (Ребята выполнившие первыми проверяют у других.) -Вы заработали ещё одну деталь – (прямоугольники) - ноги.
|
Делятся мыслями.
Отвечают на вопросы учителя.
Дополняют условие, выполняют решение.
Считают и читают примеры, используя термины « слагаемое» « сумма». | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные-умение структ-ть знания, выбор наиболее эффек-х способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия спос-в и условий действия.
Совершенствуется навык вычисления, решения задач.
Умеют работать коллективно |
Работа с карточ ками |
7.Обобщение изученного материала (5 мин.) Самостоятельная работа учащихся с использованием дифференцированного подхода. | Фронталь ная. Индивидуа льная Словесный, проблемный
| - Наш человечек приготовил нам задание: - Составьте и запишите пример, используя рисунок. Н-р: 1) 4 жёлтых квадрата и 3 зелёных круга; 2) 6 красных треугол. и 2 жёлтых квадрата; (геом. фигуры записаны с обратной стороны человечка – на ногах.)
- 1 ряд составляют по первому рисунку. 2 ряд по второму рисунку. - Решите примеры с учётом полученных сегодня знаний. - И ещё он разрешил нам воспользоваться его колпаком. К доске пойдут (надеваю на голову 2-х учащихся ободок с треугольным колпаком.) - Выбери, кого приглашаешь следующим решать примеры. (Ученик выбирает, надев колпак другому и т.д.) 4+3= 6+2= - Какие 2 примера на вычитание мы можем составить по этому выражению? - Вернём колпак человечку (треугольник на голову). | Отвечают на вопросы, выполняют задания
Работают самостоятельно, опираются на знания по теме. Читают равенства и объясняют, как их составили. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; личностные: самоопределение. Устанавливают причинно-следственные связи. |
|
8. Подведение итогов (1 мин.)
| Фронтальная. Индивидуа льная Словесный. Беседа
| - Посмотрите у нас получился математический человечек. Но, а мне пора. Глазки закрывайте обратный счёт от 10 до 1 начинайте. (Царица математики уходит). Учитель: - Какой замечательный человечек у вас получился. Он нам выдает пример (на туловище записан пример), назовите компоненты при сложении (1слагаемое, 2 слаг. – переворачиваю руки человечка), -Как называется 2+3 –сумма, а результат - сумма) – (записано на голове). - Какой можно сделать вывод по уроку?— Связаны ли между собой сумма и слагаемые? Вывод. Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями – сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратными. (слайд 9) -Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке в жизни?
|
Высказывают свои мысли.
Делают вывод.
| Коммуникативные: умение с полнотой выражать свои мысли; познавательные: личностные: смыслообразование |
|
9. Рефлексия учебной деятельнос ти (2 мин)
| Фронталь ная. Индивидуа льная
| - Оцените свою работу, если считаете, что вы сегодня поработали хорошо и всё вам было понятно– возьмите зелёный круг, если в чём-то не совсем хорошо разобрались или допускали ошибки жёлтый квадрат, испытываю затруднения – красный треугольник и подарим их нашему человечку прикрепив вокруг него. - Теперь урок окончен, (встают) Все сделаны заданья, Гостям мы скажем на прощанье: «Спасибо, до свиданья!» (слайд 10) - Урок окончен. |
Приклеивают зелён круги, жёл. квадраты, крас. треуг. на лист с человечком.
| Регулятивные: контроль, оценка; познавательные: - рефлексия; Развитие самокон-ля и самооценки оценивают свою деятельность на уроке. |
|