Постановка учебной задачи
план-конспект урока по математике (4 класс)

Комарова Екатерина Витальевна

тип

УОНЗ

цель

акцентировать внимание учащихся на взаимосвязи компонентов и результата деления (без остатка и с остатком); повторить случаи табличного умножения и деления; развивать умение классифицировать выражения по различным признакам.

задачи

Повторить табличное умножение; нумерацию многозначных чисел; распределительное свойство умножения; решение уравнений.

Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.

 

оборудование

Раздаточный материал

ууд

Предметные УУД: выполнять умножение в столбик многозначного числа на однозначное; повторять табличное умножение; нумерацию многозначных чисел; распределительное свойство умножения (умножение суммы на число); развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, мыслительные операции.

Метапредметные УУД: выполнять задания по образцу;

помнить и удерживать в памяти алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное; находить закономерности; участвовать в диалоге, задавать вопросы в ходе поиска информации.

Личностные УУД: уметь анализировать результаты учебной деятельности;

объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе;

понимать практическую значимость уроков математики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_27.11.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

№ 45 от 27.11 .2018

тема

Постановка учебной задачи

тип

УОНЗ

цель

акцентировать внимание учащихся на взаимосвязи компонентов и результата деления (без остатка и с остатком); повторить случаи табличного умножения и деления; развивать умение классифицировать выражения по различным признакам.

задачи

Повторить табличное умножение; нумерацию многозначных чисел; распределительное свойство умножения; решение уравнений.

Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.

оборудование

Раздаточный материал

ууд

Предметные УУД: выполнять умножение в столбик многозначного числа на однозначное; повторять табличное умножение; нумерацию многозначных чисел; распределительное свойство умножения (умножение суммы на число); развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, мыслительные операции.

Метапредметные УУД: выполнять задания по образцу;

помнить и удерживать в памяти алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное; находить закономерности; участвовать в диалоге, задавать вопросы в ходе поиска информации.

Личностные УУД: уметь анализировать результаты учебной деятельности;

объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе;

понимать практическую значимость уроков математики.

этапы

Деятельность учитель

Деятельность учащихся

Этап мотивации

(1-2 мин.)

Цели:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания, отражающего значимость математики;

Он пойдёт ребятам впрок.

Давайте учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы правильно считать.

- А зачем нужно правильно считать?

- Правильно, без точного счёта не сдвинется с места любая работа.

-С чего начнём работу на уроке?

(Ответы детей)

Актуализация знаний цель (15 мин )определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел на однозначное

Устный момент.

З а д а н и я:

1. Разгадайте правило, по которому оставлены схемы, и вставьте числа в «окошки»:

 

2. Вставьте числа в «окошки»:

5 ·  = 55

 : 6 = 12

96 :  = 16

 · 8 = 56        54 :  = 6

 · 9 = 81

 : 7 = 100

5 ·  = 250

3. Игра «Распутай клубок»:

а)  + 180 = Δ

    Δ · 3 = 

    900 –  = 240        б) Δ +  = 1

    Δ +  = 25

     :  = 25        в) Δ +  = 

     – 32 = 18

    74 –  = 

. Постановка учебной задачи . (  15 мин.)

Цели:

зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела нашего учебника «Деление многозначных чисел». Мы поговорим о взаимосвязи умножения и деления.

– Как называются компоненты при умножении? при делении?

– Как найти неизвестный множитель?

– Как умножение связано с делением?

Физминутка (1 мин)

Открытие новых  знаний

Цель для учителя: организовать усвоение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Дифференцированная самостоятельная работа учащихся

1. К о л л е к т и в н а я   р а б о т а  (задание на доске).

– Докажите на примере данных выражений, что деление связано с умножением:

а) 572 : 26 = 22                        б) 649 : 15 = 43

22 · 26 = 572.

Второе равенство неверное, так как, воспользовавшись даже способом прикидки, легко это заметить: если 3 · 5 = 15, то в разряде единиц делимого должна стоять цифра 5, а у нас – цифра 9.

2. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 175.

– Как проверить, верны равенства или нет в первом столбике?

З а п и с ь: 972 : 27 = 36.

Проверка:  

Либо воспользоваться способом прикидки цифры делимого, обозначающей единицы:

384 : 4 = 97

7 · 4 = 28

Значит, в разряде единиц делимого должна стоять цифра 8, а не цифра 4. Поэтому, не выполняя вычислений в столбик, можно утверждать, что данное равенство неверное.

– В чем особенность выражений второго столбика?

– Как проверить деление с остатком?

З а п и с ь:  324 : 62 = 5 (ост. 12) – неверно

                     5 · 62 + 12 = 322

– Сравните свои рассуждения с ответами Миши и Маши.

– Составьте три своих равенства на деление.

– Проверьте составленные равенства на калькуляторе.В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 176.

– Вспомните, как выполняется запись деления уголком. Где пишется делимое, делитель, частное? Что обозначает уголок?

– Как проверить, верен полученный результат или нет?

З а п и с ь   в   т е т р а д я х:                 50 : 7 = 7 (ост. 1)

7 · 7 + 1 = 50

– Чем похожи все выражения данного задания?

2. В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 177 (а, б, в).

– Какое верное равенство можно составить согласно заданию (а, б, в)?

Учащиеся  самостоятельно  записывают,  а  потом  проводится  проверка.

– А теперь я усложняю задание в): составьте запись на деление, если делитель – это трехзначное число, в котором отсутствуют разрядные десятки, а значение частного состоит из однозначного числа и остатка – числа двузначного.

– Может ли остаток быть любым двузначным числом? (Остаток должен быть меньше делителя. Значит, остаток может быть в данном случае любым двузначным числом.)

– Может ли остаток быть любым трехзначным числом?

3.

О т в е т: первое равенство верное, это можно доказать при помощи проверки, для этого нужно

 О т в е т: надо выполнить умножение, то есть воспользоваться правилом нахождения делимого по делителю и значению частного.

(Это выражения на деление с остатком.)

(Значение неполного частного надо умножить на делитель и прибавить остаток.)

Самостоятельная работа (6 мин )закрепить умение решать текстовые задачи;

тренировать способность к безошибочному решению примеров на умножение;

развивать творческие способности учащихся.

В ы п о л н е н и е   з а д а н и я  № 178.

Учащиеся работают самостоятельно.

Ф р о н т а л ь н а я   п р о в е р к а.

– На какие две группы можно разделить все выражения?

Дифференцированная работа

выполняют

Итог (1 мин)

Подведём итоги нашей работы.

-Над какой темой работали на уроке?

-Какую цель ставили? Достигли ли поставленной цели?

-Какую цель поставим на следующий урок математики?

Высказывание детей

Рефлексия (4 мин )Цели:

оценить результаты собственной деятельности;

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: умножение многозначных чисел на однозначное число.


-Выберите высказывание, которое считаете подходящим для сегодняшнего урока.
-Оцените свою активность на уроке (в тетрадях по шкале)

Оценивают

Дом. Зад. (2 мин )

№ 177 (г, д);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению урока постановки учебной задачи в системе ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Данное пособие призвано усилить практическую направленность учителей, работающих в системе ро Эльконина-Давыдова....

Урок постановки учебной задачи.

Урок постановки учебной задачи...

Презентация на тему "Урок постановки учебной задачи в системе РО"

Это примерное построение из опыта  уроков по русскому языку  и математике в системе Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова....

Урок русского языка в 3-м классе (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Работа окончаний слов, называющих признаки. Постановка учебной задачи.

Урок русского языка в 3-м классе (система Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В) по теме "Работа окончаний слов, называющих признаки". Тип урока: постановка учебной задачи. Цель урока: создать условия для опр...

Урок русского языка "Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций"

Предмет: Русский языкТема урока: Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций.Тип урока: Урок-mixt Учаещиеся знают:        ·...

Презентация "Технология концентрации внимания учеников при постановке учебной задачи"

Данная презентация содержит материал, который поможет пробудить интерес учеников, сконцентрировать их внимание на поставленной  учебной задаче....

Конспект урока русского языка для 3 класса Постановка учебной задачи « В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?»

Особенностью урока в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное ...