Конспект урока русского языка для 3 класса Постановка учебной задачи « В каких падежных окончаниях буквы нарушают закон письма?»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Особенностью урока в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова является включение в него разнообразных групповых дискуссионных форм работы, в ходе которых дети открывают для себя основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем, а вырабатываются ими в ходе учебной дискуссии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Учитель: Сосницкая Надежда Николаевна
Предмет: русский язык
Название темы урока: Постановка учебной задачи « В каких падежных окончаниях
буквы нарушают закон письма?»
Цель урока: формирование навыков правописания орфограмм в падежных окончаниях.
Задачи урока:
обучающие:
установить случаи несоответствия закону письма буквы -и в падежных окончаниях слов, называющих предметы , типа здание, армия, гербарий;
выявить особенность слов- нарушителей;
развивающие:
развивать познавательный интерес, навыки работы с алгоритмами;
обогащать словарный запас, кругозор;
формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
воспитывающие:
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Тип урока: урок постановки учебной задачи
Оборудование: учебник, тетрадь, алгоритм проверки ОСлП (орфограмм слабых позиций) в падежных окончаниях слов (карточки)
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная и работа в паре.
Методы обучения: словесный, частично - поисковый, индивидуальный опрос, работа в паре.
Ход урока
- Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесёт нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
- Создание ситуации успеха
На какой вопрос отвечаем в последнее время на уроках русского языка?
(проверяем ОСлП в падежных окончаниях)
Восстановите алгоритм проверки орфограмм в падежных окончаниях.
Я думаю, со следующим заданием вы легко справитесь. Сделаем его устно.
- Анализ способа проверки Осл П в падежных окончаниях
Запись на доске:
На неведом_ х дорожк_ х
в облаках перед народ_м
над злат_м чахнет
в темниц_ тужит
Узнали автора и произведение?
(А. С.Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила»)
Все ли слова понятны? Замените синонимами слова неведомых.
(неизвестных, незнакомых, тайных)
Все вместе хорошо справляемся. А сейчас задание для самостоятельной работы. Если затрудняетесь, можно работать в парах.
- Использование способа проверки ОСлП в падежных окончаниях
Работа в тетрадях.
На доске записан текст с пропусками орфограмм:
Мать и сын теперь на вол_,
Видят холм в широк_ м пол
Как вы думаете, в чём будет заключаться задание?
(cписать и вставить буквы)
Вы угадали. Спишите высказывание, записывая в скобках проверочные слова и вставьте буквы. Обязательно выделите окончания.
Кто может выполнить задание сам?
У вас 4 минуты. Какими буквами обозначили орфограммы и почему?
(dзаимопроверка)
Чей сосед выполнил работу без ошибок?
- Анализ условий частной задачи и её решение (создание ситуации разрыва)
Вы замечательно справились с заданием. А сейчас самостоятельно выполните следующее задание:
Все в безмолви_ чудесн м
Вкруг шатра: в ущель_ тесн м
Рать побитая лежит.
Все ли слова понятны?
(По толковому словарю Ожегова С. И. :
Шатер- большая палатка, крытая тканью или шкурами;
Ущелье- узкая и глубокая долина, впадина между гор;
Рать- (устар.) войско)
Проверка:
в безмолви_ - в окне- в безмолвие (в безмолвии)
Кто написал букву е, а кто- и?
Как быть? Где посмотреть?
(в авторском тексте)
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра: в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
- Проверка ранее найденного способа.
Может быть, мы что-то неправильно сделали?
( oбратиться к алгоритму)
Вы все сделали правильно, но почему-то слово написано по- другому. Может быть, такое слово одно? Запомним его. Давайте понаблюдаем.
Проверьте окончания в выделенных словах:
В этом году в Росси_ зима будет холодная. В зимние каникулы мы будем отдыхать в санатори_. О своем путешествии_ я расскажу друзьям.
- Формулирование учебной задачи учащимися и учителем
По закону письма пишутся буквы в окончаниях выделенных слов?
Что же получается, до сих пор закон письма работал, что же видим в этих словах?
Какой же вопрос появляется? Закон не для всех окончаний?
Кто эти нарушители закона?
Будем разбираться. А с чем?
(Зафиксировать вопрос)
- Работа над особенностями слов- нарушителей
Как же узнать слово с окончанием - нарушителем среди других слов? Ведь нарушителей надо знать в лицо.
Запишем их в именительном падеже единственного числа:
И.п., ед.ч. забвение сияние станция гений
Что можете сказать об этих словах? Почему именно они нарушают закон письма?
Запишем слова звуками:
[рас’ийа]
[санатор’ий’]
[путишэствийи]
Выделите окончания и основы. Что общего у этих слов?
(Основа особая)
Что можете сказать об этих словах? Почему именно они нарушают закон письма?
Можете сейчас сказать, в каких словах буквы в окончаниях
нарушают закон письма?
(Вывод: в словах-названиях предметов с основой на [и й].
IХ. Моделирование. Работа в группах.
Можете вывод показать на модели? Поработайте в группах. Выберите наиболее полную и правильную модель.
Кто может объяснить?
(Спросить учеников из других групп.)
Х. Обобщение полученных результатов с точки зрения поставленной задачи.Сейчас вы легко узнаете нарушителей закона письма.
(Работа в парах)
Найдите нарушителей ЗП среди слов и запишите их по родам в отдельные столбики:
Собрание, армия, аллея, гений, герой, здание, авиация, счастье, санаторий, синий, планетарий, воскресенье, обучение, гимназия.
Как будете искать? Порядок работы:
- Найти окончание.
- Выделить основу.
- Произнести четко звуки основы.
Проверка:
Ж.р.: армия, аллея, авиация, гимназия.
М.р. : гений, герой, санаторий, планетарий.
Ср.р. : собрание, здание, счастье, обучение.
Х. Итоговая рефлексия
Что важного было сегодня на уроке?
Мы раскрыли ещё один секрет русского языка. Некоторые падежные окончания обозначаются буквами не по закону письма.
Среди нарушителей есть слова всех трех родов. Попробуйте сами дописать по 1 слову. Трудно сделать?
Хотите узнать, из каких языков пришли нарушители? Учебник, с. 15, № 170.
ХI. Домашнее задание
Выпишите из орфографического словаря по 5 слов-нарушителей каждого рода. Как будете искать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 2 класс. Какие слова отвечают на вопрос кто? а какие на вопрос что?
Урок русского языка во 2 классе по программме "Школа 2100". Цель: познакомить учащихся со словами, отвечающими на вопросы кто? и что?...
План-конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
Конспект урока русского языка с применением РК...
Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.
В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....
Конспект урока русского языка 2 класс "Слова,отвечающие на вопросы какой?какая? какое?какие?" с презентацией
Конспект с использованием элементов ТРИЗ технологии,ИКТ. Разнообразие видов деятельности учащихся с использованием пословиц и поговорок....
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода». УМК «Перспективная начальная школа»
Цель деятельности учителя: формирование знаний об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода; формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.Планируемые результатыПр...
Конспект урока русский язык 4 класс "Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже"
Цель урока: Сформировать представление о написании окончание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.Развитие умения распознавать падеж имен прилагательных; развива...
Конспект урока «Русского языка» 4 класс Школа России. «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».
Тип урока: закрепление изученного материала.Цель урока: закрепить знания о правописании падежных окончаний имён прилагательных.Задачи:Образовательные: создать оптимальные условия для обобщения и систе...