Методическая разработка "Типовые задачи для начальной школы (условие, решение, пояснение, ответ)"
учебно-методический материал по математике
Методическая разработка предназначена для учеников начальной школы и родителей. Дополнительный материал поможет оформить любую задачу верно, поможет ученикам научиться решать простые и составные задачи из курса математики на начальном уровне образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipovye_zadachi.docx | 78.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Простые задачи
Задачи на нахождение суммы.
- На ветке сидело 4 воробья и 3 снегиря. Сколько птиц сидело на ветке?
Воробьи – 4 пт.
? пт.
Снегири – 3 пт.
1). 4+3=7 (пт.) – сидело.
Ответ: 7 птиц.
- У Кати было 4 куклы. На день рождения девочке подарили 5 кукол. Сколько кукол стало у Кати?
Было – 4 к.
Подарили – 5 к.
Стало - ? к.
1). 4+5=9 (к.) – стало.
Ответ: 9 кукол.
- В букете 3 колокольчика, 7 ромашек, а васильков столько, сколько колокольчиков и ромашек вместе. Сколько васильков в букете?
Колокольчики – 3 шт.
Ромашки – 7 шт.
Васильки - ?
1). 3+7=10 (шт.) – васильков.
Ответ: 10 штук.
- В одном стуке 6 горошин и в другом столько же. Сколько горошин в двух стручках?
1 стручок – 6 г.
? г.
2 стручок – 6 г.
1). 6+6=12 (г.) – в двух стручках.
Ответ: 12 горошин.
Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
- В ларёк привезли 10 ящиков хурмы, а винограда на 7 ящиков больше. Сколько ящиков винограда привезли в ларёк?
Хурма - 10 ящ.
Виноград - ?, на 7 ящ. больше
1). 10+7=17 (ящ) – винограда.
Ответ: 17 ящиков.
- У портнихи 15 катушек белых ниток, а чёрных катушек на 8 меньше. Сколько катушек чёрных ниток у портнихи?
Белые нитки – 15 к.
Чёрные нитки - ?, на 8 к. меньше
1). 15-8=7 (к.) – чёрных ниток.
Ответ: 7 катушек.
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
- Саша и Ваня поймали 10 карасей. Ваня поймал 4 карася. Сколько карасей поймал Саша?
Саша - ?
Ваня – 4 к. 10 к.
1). 10-4=6 (к.)- поймал Саша.
Ответ: 6 карасей.
- Мама испекла 8 пирожков. 5 пирожков съели. Сколько пирожков осталось?
Испекла – 8 п.
Съели – 5 п.
Осталось - ?
1). 8-5=3 (п.) – осталось
Ответ: 3 пирожка.
Задачи на нахождение остатка
- На клумбе росло 50 цветов, 20 цветов сорвали. Сколько цветов осталось?
Росло – 50 цв.
Сорвали – 20 цв.
Осталось - ?
1). 50-20=30 (цв.)
Ответ: 30 цветов.
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого
- На тарелке было 10 персиков. Когда несколько персиков съели, на тарелке осталось 3 персика. Сколько персиков съели?
Было – 10 п.
Съели - ?
Осталось – 3 п.
1). 10-3=7 (п.) – съели.
Ответ: 7 персиков.
- На полке 5 книг. Когда ещё несколько книг поставили на полку, их стало 8. Сколько книг поставили на полку?
Было – 5 кн.
Поставили - ?
Стало – 8 кн.
1). 8-5=3 (кн.) – поставили.
Ответ: 3 книги.
Задачи на нахождение уменьшаемого
- Когда с ветки сорвали 6 яблок, то на ветке осталось 4 яблока. Сколько яблок было на ветке?
Было - ?
Сорвали – 6 я.
Осталось – 4 я.
1). 6+4=10 (я.) – было.
Ответ: 10 яблок.
Задачи на разностное сравнение
- В саду 8 кустов малины и 5 кустов крыжовника. На сколько больше кустов малины, чем кустов крыжовника?
Малина – 5 к.
на ? к. б.
Крыжовник – 8 к.
1). 8-5=3 (к.) – больше крыжовника.
Ответ: на 3 куста.
- Летом засушили 4 кг грибов, а засолили 10 кг грибов. На сколько меньше грибов засушили, чем засолили?
Засушили – 4 кг
на ? кг м.
Засолили – 10 кг
1). 10-4=6 (кг) – меньше засушили.
Ответ: на 6 кг.
- Придумайте задачи, в вопросах которых есть слова: шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, ближе, дальше, легче, тяжелее, толще, тоньше, дороже, дешевле, старше, моложе.
Задачи на умножение
- В двух вазах по 3 розы. Сколько роз в этих вазах?
1 в. – 3 р.
2 в. - ? р.
1). 2ּ3=6 (р.) – в двух вазах.
Ответ: 6 роз.
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз
- У Вадима 8 значков, а у Саши в 2 раза меньше. Сколько значков у Саши?
Вадим – 8 зн.
Саша - ?, в 2 раза м.
1). 8:2=4 (зн.) – у Саши.
Ответ: 4 значка.
- У Никиты было 6 белых голубей, а серых в 2 раза больше. Сколько серых голубей у Никиты?
Белые голуби – 6 шт.
Серые голуби - ?, в 2 раза б.
1). 6ּ2=12 (шт.) – серых голубей.
Ответ: 12 голубей.
Задачи на деление по содержанию и на равные части
- 8 кустов астр посадили на 2 клумбах. Сколько кустов астр на каждой клумбе?
8 к. – 2 кл.
? к. – 1 кл.
1). 8:2=4 (к.) – на каждой клумбе.
Ответ: 4 куста астр.
- 10 туристов разместились в палатки по 5 чел в каждую. Сколько было палаток?
10 чел. - ? п.
5 чел. – 1 п.
1). 10:5=2 (п.) – было.
Ответ: 2 палатки.
- 4 девочки съели поровну 8 груш. Сколько груш съела каждая девочка?
4 д. – 8 г.
1д. - ? г.
1). 8:4=2 (г.) – съела каждая девочка.
Ответ: по 2 груши.
Задачи на кратное сравнение
- На столе 6 пирогов с мясом и 2 пирога с рыбой. Во сколько раз меньше пирогов с рыбой, чем с мясом?
С мясом – 6 п.
С рыбой – 2 п. в ? раз м.
1). 6:2=3 (раза) – меньше с рыбой.
Ответ: в 3 раза.
- На одной полке стояло 12 книг, а на другой 6 книг. Во сколько раз книг на первой полке больше, чем на второй?
1 п. – 12 к.
2 п. – 6 к. в ? раз б.
1). 12:6=2 (раза) – больше книг на 1 полке.
Ответ: в 2 раза.
Составные задачи
Задачи на нахождение суммы.
- Хозяйка купила 3 кг яблок, а груш на2 кг больше. Сколько всего фруктов купила хозяйка?
Яблоки – 3 кг
Груши - ?, на 2 кг б. ? кг
1). 3+2=5 (кг) – груш.
2). 3+5=8 (кг) – всего фруктов.
Ответ: 8 кг.
- В ателье приняли на заказ 5 платьев, костюмов на 2 меньше, а курток столько, сколько платьев и костюмов вместе. Сколько приняли заказов на пошив курток?
Платья – 5 шт.
Костюмы - ?, на 2 шт. м.
Курток - ?
1). 5+2=7 (шт.) – костюмов.
2). 5+7=12 (шт.) – курок.
Ответ: 12 заказов.
Задачи на нахождение остатка.
- На остановке стояло 3 мужчины и 5 женщин. Уехало 6 человек. Сколько человек осталось на остановке?
Стояло – 3 чел. и 5 чел.
Уехало – 6 чел.
Осталось - ? чел.
1). 3+5=8 (чел.)-стояло.
2). 8-6=2 (чел.) – осталось.
Ответ: 2 человека.
Задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого.
- На стоянке было 4 грузовых и 1 легковая машина. После того, как приехало ещё несколько машин, их стало 8. Сколько машин приехало?
Было – 4 м. и 1 м.
Приехало - ?
Стало – 8 м.
1). 4+1=5(м.) – было.
2). 8-5=3 (м.) – приехало.
Ответ: 3 машины.
- В ларьке было 9 ящиков с фруктами. До обеда продали 3 ящика. Сколько ящиков продали после обеда, если вечером осталось 2 ящика?
Было – 9 ящ.
Продали 3 ящ. и ?ящ.
Осталось –2 ящ.
1). 9-2=7 (ящ.) – продали.
2). 7-3=4 (ящ.) – продали после обеда.
Ответ: 4 ящика.
- На озере плавало 4 утки и 3 лебедя. Когда несколько птиц прилетело, их стало 10. Сколько птиц прилетело?
Плавало – 4 пт. и 3 пт.
Прилетело - ?
Стало – 10 пт.
1). 4+3=7 (пт.) – плавало.
2). 10-7=3 (пт.) – прилетело.
Ответ: 3 птицы.
Задачи на нахождение третьего слагаемого
- На складе было 8 мешков зерна: 3 мешка пшеницы, 1 мешок проса и несколько мешков овса. Сколько мешков овса было на складе?
Пшеницы – 3 м.
Проса – 1 м. 8 м.
Овса - ? м.
1). 3+1=4 (м.) – пшеницы и проса.
2). 8-4=4 (м.) – овса.
Ответ: 4 мешка.
- В посёлке за три года было построено 73 жилых дома. В первый год было построено 24, во второй – на 8 домов меньше. Сколько домов было построено за третий год?
1 год – 24 д.
2 год - ?, на 8 д. м. 73 д.
3 год - ?
1). 24-8=16 (д.) – построили во второй год.
2). 24+16=40 (д.) – построили за 1 и 2 годы.
3). 73-40=33 (д.) – построили за 3 год.
Ответ: 33 дома.
Задачи на нахождение суммы
- Соня нарисовала 4 картинки, Катя на 2 картинки меньше, чем Соня, а Люда на 3 картинки больше, чем Катя. Сколько всего картинок нарисовали девочки?
Соня – 4 к.
Катя - ?, на 2 к. м.
Люда - ?, на 3 к. б.
1). 4-2=2 (к.) – нарисовала Катя.
2). 2+3=5 (к.) – нарисовала Люда.
Ответ: 5 картинок.
Задачи на нахождение уменьшаемого
- Из вазы взяли 3 персика и 2 груши. Сколько фруктов было в вазе сначала, если в ней осталось 3 фрукта?
Было - ? шт.
Взяли – 3 шт. и 2 шт.
Осталось – 3 шт.
1). 3+2=5 (шт.) – взяли.
2). 5+3=8 (шт.) – было.
Ответ: 8 фруктов.
Задачи на разностное сравнение
- В тетради 10 листов. Девочка исписала 3 листа. На сколько больше чистых листов в тетради, чем исписанных?
Чистые листы - ? шт.
Исписанные листы – 3 шт. 10 шт. на ? шт. б.
1). 10-3=7 (шт.) – чистых листов.
2). 7-3=4 (шт.) – больше чистых листов.
Ответ: на 4 листа.
- В группе занималось 9 детей. Из них 2 мальчика, а остальные девочки. На сколько меньше мальчиков, чем девочек?
Мальчики – 2 чел.
Девочки - ? чел. 9 чел. на ? чел. м.
1). 9-2=7 (чел.) – девочек.
2). 7-2=5 (чел.) – меньше мальчиков.
Ответ: на 5 человек.
- В вазе 5 персиков, слив на 2 больше, чем персиков, а киви на 3 меньше, чем слив. На сколько меньше слив, чем персиков и киви?
Персиков – 5 шт.
Сливы - ?, на 2 шт. б. ? шт. на ? м. шт.
Киви - ?, на 3 шт. м.
1). 5+2=7 (шт.) – слив.
2). 7-3=4 (шт.) – киви.
3). 5+4=9 (шт.) – персиков и киви.
4). 9-7=2 (шт.) – меньше слив.
Ответ: на 2 сливы.
- Засолили 6 кг белых грибов, подберёзовиков на 2 кг меньше, чем белых грибов, рыжиков на 3 кг больше, чем подберёзовиков. На сколько больше кг засолили белых и подберёзовиков, чем рыжиков?
Белые грибы – 6 кг
Подберёзовики - ?, на 2 кг м. ? кг на ? б.
Рыжики - ?, на 3 кг б.
1). 6-4=2 (кг) – подберёзовиков.
2). 2+3=5 (кг) – рыжиков.
3). 6+2=8 (кг) – белых грибов и подберёзовиков.
4). 8-5=3 (кг) – больше белых грибов и подберёзовиков.
Ответ: на 3 кг.
Задачи на нахождение суммы
- У Люды 18 календариков, а у Ани в 2 раза меньше. Сколько календариков у девочек?
Люда – 18 к. ? к.
Аня - ? к., в 2 раза м.
1). 18:2=9 (к.) – у Ани.
2). 18+9=27 (к.) – у девочек.
Ответ: 27 календариков.
- В вазе 4 яблока, а груш в 2 раза больше. Сколько фруктов в вазе?
Яблоки – 4 шт.
Груши - ? шт., в 2 раза б. ? шт.
1). 4·2=8 (шт.) – груш.
2). 4+8=12 (шт.) – фруктов.
Ответ: 12 фруктов.
Задачи на приведение к единице
- На двух окнах 6 комнатных растений. Сколько комнатных растений на 3 окнах?
2 ок. – 16 р.
3 ок. - ? р.
1). 16:2=8 (р.) – на 1 окне.
2). 8·3=24 (р.) – на 3 окнах.
Ответ: 24 растения.
- В трёх пакетиках 15 грецких орехов. В скольких пакетиках находятся 25 грецких орехов?
3 п. – 15 ор.
? п. – 25 ор.
1). 15:3=5 (ор.) – в 1 пакетике.
2). 25:5=5 (п.) – понадобится.
Ответ: 5 пакетов.
- 2 одинаковых ящика с консервами весят вместе 140 кг. Бочка с капустой на 50 кг тяжелее ящика с консервами. Сколько весят вместе 4 бочки с капустой?
Консервы - 2 ящ. – 140 кг
1 ящ. - ? кг
Бочка с капустой - ?кг, на 50 кг б.
4 б. - ? кг
1). 140:2=70 (кг) – весит 1 ящик с консервами.
2). 70+50=120 (кг) – весит бочка с капустой.
3). 120·4=480 (кг) – масса 4 бочек с капустой.
Ответ: 480 кг.
- В фермерском хозяйстве 6 свиней и 8 коров. Всем свиньям отпускают ежедневно 84 кг разных кормов. Для коровы требуется в 2 раза больше кормов, чем для свиньи. Сколько кормов получают ежедневно все коровы в этом хозяйстве?
Свиньи – 6 шт. – 84 кг
1 шт. - ? кг
Коровы - ? кг, в 2 раза б.
8 шт. - ? кг
1). 84:6=14 (кг) – для 1 свиньи ежедневно.
2). 14·2=28 (кг) –для 1 коровы ежедневно.
Ответ: 28 кг.
Задачи на нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разности
- В 5 клетках по 2 канарейки. Подарили 4 птицы. Сколько канареек осталось?
Было – 5 к. по 2 пт.
Подарили – 4 пт.
Осталось - ?
1). 5·2=10 (пт.) – было.
2). 10-4=6 (пт.) – осталось.
Ответ: 6 канареек.
- В магазин привезли 50 кг пастилы. В 6 пакетов расфасовали по 2 кг пастилы. Сколько кг пастилы осталось расфасовать?
Привезли – 50 кг
Расфасовали – 6 п. по 2 кг
Осталось расфасовать - ? кг
1). 6·2=12 (кг) – расфасовали.
2). 50-12=38 (кг) – осталось расфасовать.
Ответ: 38 кг.
- Фирма закупила 30 кассет. После того, как несколько кассет записали, осталось 2 коробки по 10 кассет. Сколько кассет записали?
Закупили – 30 к.
Записали - ? к.
Осталось – 2 к. по 10 к.
1). 2·10=20 (к.) – осталось записать.
2). 30-20=10 (к.) – записали.
Ответ: 10 кассет.
- Хозяйка засолила несколько банок огурцов по 5 кг в каждой банке. Зимой съели 30 кг и осталось 10 кг огурцов. Сколько банок огурцов засолила хозяйка?
Засолила - ? б. по 5 кг
Съели – 30 кг
Осталось 10 кг
1). 30+10=40 (кг) – засолила.
2). 40:5=8 (б.) – потребовалось.
Ответ: 8 банок.
- На пришкольном участке ребята вырастили огурцы. После того как разложили огурцы в 5 корзин по 6 кг в каждую, осталось 28 кг. Сколько кг огурцов вырастили ребята?
Вырастили - ?
Разложили – 5 к. по 6 кг
Осталось – 28 кг
1). 5·6=30 (кг) – разложили.
2). 30+28=58 (кг) – вырастили.
Ответ: 58 кг
- Школьники собрали 49 кг лекарственных трав. 22 кг упаковали в ящик, а остальные в 9 пакетов, поровну в каждый. Сколько кг лекарственных трав было в каждом пакете?
Собрали – 49 кг
Упаковали – 22 кг
Остальные – 9 п. по ? кг
1). 49-22=27 (кг) – упаковали в пакеты.
2). 27:9=3 (кг) – в каждом пакете?
Ответ: по 3 кг.
Задачи на разностное и кратное сравнение
- В ряду сидит 6 мальчиков, а девочек в 2 раза больше. На сколько больше в классе девочек, чем мальчиков?
Мальчиков – 6 чел.
Девочек - ? чел, в 2 раза б. на ? чел. б.
1). 6·2=12 (чел.) – девочек.
2). 12-6=6 (чел.) – больше девочек.
Ответ: на 6 девочек
- У Люды 18 календариков, а у Маргариты в 2 раза меньше. На сколько меньше календариков у Маргариты, чем у Люды?
Люда – 18 к.
Маргарита - ?к., в 2 раза м. на ? к. м.
1). 18:2=9 (к.) – у Маргариты.
2). 18:9=2 (к.) – меньше у Маргариты
Ответ: на 9 календариков.
- В кафе было 30 молочников, а соусников на 15 меньше. Во сколько раз больше в кафе молочников, чем соусников?
Молочников – 30 шт.
Соусников – ? шт, на 15 шт. м. в ? раз б.
1). 30-15=15 (шт.) – соусников.
2). 30:15=2 (раза) – больше молочников.
Ответ: в 2 раза.
- В саду росло 4 гладиолуса, а лилий на 8 больше. Во сколько раз меньше росло в саду гладиолусов, чем лилий?
Гладиолусы – 4 шт.
Лилии - ? шт., на 8 шт. б. в ? раз м.
1). 4+8=12 (шт.) – лилий.
2). 12:4=3 (раза) – меньше гладиолусов.
Ответ: в 3 раза.
Задачи на нахождение суммы двух произведений
- В ларьке было 4 ящика с яблоками по 9 кг и 1 ящик с 23 кг персиков. Сколько кг фруктов в ларьке?
Яблоки – 4 ящ. по 9 кг
Персики – 1 ящ. по 23 кг ? кг
1 способ:
1). 4·9=36 (кг) – яблок.
2). 1·23=23 (кг) – персиков.
3). 36+23=59 (кг) – всего
2 способ:
1). 4·9+1·23= 59(кг) - всего
Ответ : 59 кг
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
- Купили 3 белых гвоздики по 4 рубля и 5 красных гвоздик. За все цветы заплатили 37 рублей. Сколько стоила 1 красная гвоздика?
Белые гвоздики – 3 шт. по 4 руб.
Красные гвоздики – 5 шт. по ? руб. 37 руб.
1). 3·4=12 (руб.) – стоят белые гвоздики.
2). 37-12=25 (руб.) – стоят красные гвоздики.
3). 25:5=5 (руб.) – стоит 1 красная гвоздика.
Ответ: 5 рублей.
Задачи на деление суммы на число и числа на сумму
- В зооуголке в клетках сидело по 3 синих и 2 зелёных попугая в клетке. Всего в этих клетках 40 птиц. Сколько клеток в зооуголке?
Синих – 3 п.
Зелёных – 2 п. 40 п. - ? к.
1). 3+2=5 (п.) – в каждой клетке.
2). 40:5=6(к.) – в зооуголке.
Ответ: 6 клеток.
- С одной грядки сняли 18 кг моркови, а с другой 54 кг. Всю морковь разложили в корзины по 8 кг в каждую. Сколько потребовалось корзин?
1 грядка – 18 кг
2 грядка – 54 кг ? к. по 8 кг
1). 18+54=72 (кг) – сняли с двух грядок.
2). 72:8=9 (к.) – потребовалось.
Ответ: 9 корзин.
Простые задачи на цену, количество, стоимость
- Тарелка стоит 5 руб. Сколько стоят 6 тарелок?
Ц | К | С |
5 руб. | 6т. | ? руб. |
1). 5٠6=30 (руб.) – стоимость ручек.
Ответ: 30 рублей.
- 6 ручек стоят 18 руб. Сколько стоит 1 ручка?
Ц | К | С |
? руб. | 6 р. | 18 руб. |
1). 18:6=3 (руб.) – стоит 1 ручка.
Ответ: 3 рубля.
- 1 метр ткани стоит 7 рублей. Сколько метров ткани можно купить на 35 рублей?
Ц | К | С |
7 руб. | ? м | 35 руб. |
1). 35:7=5 (м.) – можно купить.
Ответ: 5 метров.
Составные задачи на цену, количество, стоимость
- Для ремонта купили 2 куска голубых обоев по 7 руб. и столько же сиреневых по 8 руб. Сколько денег заплатили?
Ц | К | С |
7 руб. 8 руб. | 2 к 2 к. | ? ? ? руб. |
1). 7٠2=14 (руб.)- стоят голубые обои.
2). 8٠2=16 (руб.) – стоят сиреневые обои.
3). 14+16=30 (руб.) – заплатили.
Ответ: 30 рублей.
2 способ:
1). (7+8)٠2=30 (руб.)
Ответ: 30 рублей.
- У Риты 10 руб., а у Вали 6 руб. Сколько наклеек они могут купить, если одна наклейка стоит 2 рубля?
Ц | К | С |
2 руб. 2 руб. | ? н. ? н. | 10 руб. 6 руб. ? руб. |
1). 10:2=5 (н.) – может купить Рита.
2). 6:2=3 (н.) – может купить Валя.
3). 5+3=8 (н.) – могут купить девочки.
Ответ: 8 наклеек.
2 способ:
1). (10+6):2=8 (н.) – могут купить девочки.
Ответ: 8 наклеек.
- 2 портнихи купили 9 коробок с булавками по одинаковой цене. Одна заплатила за булавки 18 руб., а другая 36 руб. Сколько коробок с булавками купила каждая портниха?
Ц | К | С |
одинак. | ? ? 9 к. | 18 руб. 36 руб. |
1). 18+36=54 (руб.) – заплатили портнихи.
2). 54:9=6 (руб.) – цена 1 коробки с булавками.
3). 18:6=3(к.) – купила 1 портниха.
4). 36:6=6 (к.) – купила 2 портниха.
Ответ: 3 коробки и 6 коробок.
2 способ:
). 18+36=54 (руб.) – заплатили портнихи.
2). 54:9=6 (руб.) – цена 1 коробки с булавками.
3). 18:6=3(к.) – купила 1 портниха.
4). 9-3=6 (к.) – купила 2 портниха.
Ответ: 3 коробки и 6 коробок.
Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур
- Сторона квадрата равна 3 см. Чему равен периметр?
а-3 см
Р - ? см
1). 3+3+3+3=12 (см) – периметр квадрата
2 способ:
1). 3٠4=12 (см) – периметр квадрата.
Ответ: 12 см
- Длина прямоугольника 5 см, а ширина 2 см. Чему равен периметр?
а-5 см
в – 2 см
Р - ? см
1). 5+2+5+2=14 (см) – периметр прямоугольника.
2 способ:
1). 5٠2+2٠2=14 (см) – периметр прямоугольника.
3 способ:
1).(5+2)٠2=14 (см) – периметр прямоугольника.
Ответ: 14 см.
- Периметр квадрата равен 8 см. Чему равна его сторона?
Р – 8 см
а - ? см
1). 8:4=2 (см) –длина стороны квадрата.
Ответ: 2 см.
- Ширина прямоугольника 2 см. Чему равна длина, если периметр 12 см?
в – 2 см
а - ? см
Р – 12 см
1). 2٠2=4 (см) – две ширины прямоугольника.
2). 12-4=8 (см) – две длины прямоугольника.
3). 8:2=4 (см) – длина прямоугольника.
Ответ: 4 см.
- Ширина прямоугольника 7 см, а длина на 2 см больше. Чему равен его периметр?
в – 7 см
а - ?, на 2 см б.
Р - ? см
1). 7+2=9 (см) – длина прямоугольника.
2). 7٠2+9٠2=32 (см) – периметр прямоугольника.
Ответ: 32 см.
- Длина прямоугольника 3 см. Чему равна ширина, если периметр 18 см?
а – 3 см
в - ? см
Р – 18 см
1). 3٠2=6 (см) – две длины прямоугольника.
2). 18-6=12 (см) – две ширины прямоугольника.
3). 12:2=6 (см) – ширина прямоугольника.
Ответ: 6 см
- Сумма сторон треугольника с тремя равными сторонами 12 см. Чему равна его сторона?
Р – 12 см
а - ? см
1). 12:3=4 (см) – длина стороны треугольника.
Ответ: 4 см.
- Какая клетка имеет больший периметр: прямоугольная, со сторонами 20 дм и 60 дм, или квадратная, со стороной 50 дм?
1).20٠2+60٠2=160 (дм) – периметр прямоугольной клетки.
2). 50٠4=200 (дм) – периметр квадратной клетки
3). 200 дм>160 дм – больший периметр квадратной клетки.
Ответ: периметр квадратной клетки.
Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу
- Один литр подсолнечного масла весит 920 г. Сколько весит 1/4 литра?
1). 920:4=230 (г.) – ¼ литра
Ответ: 230 граммов.
- 1/3 отрезка прямой 9 см. Сколько см во всём отрезке?
1). 9٠3=27 (см) – длина отрезка.
Ответ: 27 см.
- Куриное яйцо весит 60 г. На скорлупу приходится 1/10 этого веса, на белок ½ этого веса, остальное – желток. Сколько весит желток?
1). 60:10=6 (г.) – масса скорлупы.
2). 60:2=30 (г.) – масса белка.
3). 30+6=36 (г.) – масса скорлупы и белка.
4). 60-36=24 (г.) – масса желтка.
Ответ: 24 грамма.
Простые задачи на движение
V –скорость S = V ٠ ʈ
ʈ - время V = S :ʈ
S –расстояние ʈ = S : V
- Лыжник прошёл дистанцию 24 км за 3 часа. С какой скоростью он шёл?
V | ʈ | S |
? км/ч | 3 ч | 24 км |
1). 24 : 3 = 8 (км/ч) – скорость лыжника.
Ответ: 8 км/ч.
- Мотоциклист ехал 4 часа со скоростью 80 км/ч. Какое расстояние он проехал?
V | ʈ | S |
80 км/ч | 4 ч | ? км |
1). 80 · 4 = 320 (км) – проехал мотоциклист.
Ответ: 320 км.
- За какое время пешеход пройдёт 15 км, идя со скоростью 5 км/ч?
V | ʈ | S |
5 км/ч | ?ч | 15 км |
1). 15 : 5 = 3 (ч.) – пройдёт пешеход.
Ответ: 3 часа.
Задачи на встречное движение
- Два пешехода вышли одновременно из двух деревень навстречу друг другу. Один шёл со скоростью 5 км/ч, другой – 4 км/ч. Встретились они через 3 часа. Какое расстояние между деревнями?
5 км/ч 4 км/ч
3 ч.
? км
1). 5 + 4 = 9 (км/ч) – общая скорость.
2). 9 · 3 = 27 (км) – расстояние между деревнями.
Ответ: 27 км.
2 способ:
1). 5·3=15 (км) – прошёл первый пешеход.
2). 4·3=12 (км) – прошёл второй пешеход.
3). 15+12=27 (км) – расстояние между деревнями.
Ответ: 27 км.
- Два лыжника вышли одновременно навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 66 км. Скорость первого 12 км/ч, второго – 10 км/ч. Через какое время они встретятся?
12 км/ч 10 км/ч
? ч.
66 км
1). 12+10=22 (км/ч) – общая скорость.
2). 66:22=3 (ч.) – встретятся.
Ответ: через 3 часа.
- Два поезда вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, расстояние между которыми 650 км, и встретились через 5 часов. Чему равна скорость второго поезда, если скорость первого равна 62 км/ч?
62 км/ч ? км/ч
5 ч.
650 км
1). 62٠5=310 (км) – прошёл первый поезд.
2). 650-310=340 (км) – прошёл второй поезд.
3). 340:5=68 (км/ч) – скорость второго поезда.
Ответ: 68 км/ч.
Задачи на движение в одном направлении
- От города до посёлка автобус ехал 2 часа со скоростью 75 км/ч. Сколько времени понадобится велосипедисту, чтобы проехать этот путь со скоростью 15 км/ч?
V | ʈ | S | |
Автобус Велосипедист | 75 км/ч 15 км/ч | 2 ч ? ч | одинак. |
1). 75٠2=150 (км) – путь от города до посёлка.
2). 150:15=10 (ч) – понадобится велосипедисту.
Ответ: 10 часов.
- В первый день туристы прошли 30 км, а во второй 24 км, затратив на весь путь 9 часов. Сколько часов они были в пути каждый день, если двигались с одинаковой скоростью?
V | ʈ | S | |
1 день 2 день | одинак. | ? ч ? ч 9 ч. | 30 км 24 км. |
1). 30+24=54 (км) – весь путь.
2). 54:9=6 (км/ч) – скорость туристов.
3). 30:6=5 (ч) – были в пути в 1 день.
4). 24:6=4 (ч) – были в пути во 2 день.
Ответ: 5 часов и 4 часа.
- По просёлочной дороге велосипедист ехал 3 часа со скоростью 7 км/ч, затем по шоссе со скоростью 10 км/ч. На весь путь он затратил 5 часов. Какое расстояние он проехал?
V | ʈ | S | |
По дороге По шоссе | 7 км/ч 10 км/ч | 3 ч ? ч 5 ч | ? км ? км ? км |
1). 7٠3=21 (км) – проехал по просёлочной дороге.
2). 5-3=2 (ч) – время движения по шоссе.
3). 10٠2=20 (км) – проехал по шоссе.
4). 21+20=41 (км) – проехал велосипедист.
Ответ: 41 км.
- До привала велосипедисты ехали 5 часов, после привала – 3 часа и проехали с той же скоростью, что и до привала, но на 22 км меньше. Какой путь проехали велосипедисты за весь день?
V | ʈ | S | |
До привала После привала | одинак. | 5 ч 3 ч | ? км ? км, на 22 км м. ? км |
1). 5-3=2 (ч) – меньше после привала.
2). 22:2=11 (км/ч) – скорость движения велосипедистов.
3). 11٠5=55 (км) – проехали до привала.
4). 11٠3=33 (км) – проехали после привала.
5). 55+33=88 (км) – проехали велосипедисты.
Ответ: 88 км.
- Велосипедист за 3 часа проехал 24 км, а пешеход за 4 часа прошёл 16 км. Во сколько раз скорость велосипедиста больше скорости пешехода?
V | ʈ | S | |
Велосипедист Пешеход | км/ч км/ч в ? раз б. | 3 ч 4 ч | 24 км 16 км |
1). 24:3=8 (км/ч) – скорость велосипедиста.
2). 16:4-4 (км/ч0 – скорость пешехода.
3). 8:4=2 (раза) – больше скорость велосипедиста.
Ответ: в 2 раза.
- В первый день автомобилист ехал 5 ч со скоростью 72 км/ч, во второй день он проехал такое же расстояние за 4 часа. С какой скоростью ехал автомобилист во второй день?
V | ʈ | S | |
1 день 2 день | 72 км/ч ? км/ч | 5 ч 4 ч | одинак. |
1). 72٠5=360 (км) – проехал в 1 день.
2). 360:4=90 (км/ч) – скорость автомобилиста во второй день.
Ответ: 90 км/ч.
- Моторная лодка, двигаясь со скоростью 17 км/ч, прошла путь между пристанями за 5 часов. Сколько потребуется времени, чтобы пройти этот же путь на байдарке, если она движется со скоростью 5 км/ч?
V | ʈ | S | |
Лодка Байдарка | 17 км/ч 5 км/ч | 5 ч ? ч | одинак. |
1). 17٠5=85 (км) – прошла моторная лодка.
2). 85:5=17 (ч) – пройдёт байдарка между пристанями.
Ответ: 17 ч.
- За 3 мин. Самолёт пролетел 30 км. Какое расстояние он пролетит за 40 мин., если его скорость увеличится на 5 км/мин?
V | ʈ | S |
? км/мин ?, на 5 км/мин б. | 3 мин 40 мин | 30 км ? км ? км |
1). 30:3=10 (км/мин) – скорость самолёта.
2). 10+5=15 (км/мин) – скорость самолёта после увеличения.
3). 15٠40=600 (км) – пролетит.
Ответ: 600 км.
- Пешеход шёл со скоростью 9 км/ч в течение 2 ч. После этого ему осталось пройти в 3 раза больше того, что он прошёл. Сколько всего км должен пройти пешеход?
Шёл – 9 км/ч – 2 ч.
Осталось пройти - ? км, в 3 раза б. ? км
1). 9٠2=18 (км) – прошёл пешеход.
2). 18٠3=54 (км) – осталось пройди.
3). 18+54=72 (км) – должен пройти.
Ответ: 72 км.
- Туристы сделали 3 перехода по 4 км, а потом прошли ещё 9 км. Сколько км им осталось пройти, если весь путь составляет 32 км?
Сделали – 3 п. по 4 км
Прошли – 9 км 32 км
Осталось пройти - ? км
1). 4٠3=12 (км) – сделали.
2). 12+9=21 (км) – прошли.
3). 32-21=11 (км) – осталось пройти.
Ответ: 11 км.
Задачи на противоположное движение и движение в обратном направлении
- Из одного пункта одновременно в противоположных направлениях вышли два лыжника. Через 3 часа расстояние между ними было 60 км. Чему равна скорость второго лыжника, если скорость первого 11 км/ч?
11 км/ч ? км/ч
3 ч
60 км
1). 60:3=20 (км/ч) – общая скорость.
2). 20-11=9 (км/ч) – скорость второго лыжника.
Ответ: 9 км/ч.
- Расстояние между двумя городами машина проехала за 6 часов со скоростью 80 км/ч. Обратный путь она проехала за 8 часов. На сколько уменьшилась его скорость?
V | ʈ | S | |
Туда Обратно | 80 км/ч ? км/ч на ? км/ч м. | 6 ч 8 ч | одинак. |
1). 80٠6=480 (км) – расстояние между двумя городами.
2). 480: 8=60 (км/ч) – скорость на обратном пути.
3). 80-60=20 (км/ч) – уменьшилась скорость машины.
Ответ: на 20 км/ч.
- Из одного города одновременно в противоположных направлениях выехали автобус и мотоцикл. Скорость автобуса 40 км/ч, мотоцикла в 2 раза больше. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
40 км/ч ? км/ч, в 2 раза б.
3 ч
? км
1). 40٠2=80 (км/ч) – скорость мотоцикла.
2). 40=80=120 (км/ч) – общая скорость.
3). 120٠3=360 (км) – расстояние между автобусом и мотоциклом.
Ответ: 360 км.
- От пристани одновременно в противоположных направлениях отошли два катера. Скорость первого 32 км/ч, второго – на 4 км/ч меньше. Через какое время расстояние между ними будет 180 км?
32 км/ч ? км/ч, на 4 км/ч м.
? ч
180 км
1). 32-4=28 (км/ч) – скорость второго катера.
2). 32+28=60 (км/ч) – общая скорость.
3). 180:60=3 (ч) – время.
Ответ: через 3 часа.
Задачи на пропорциональное деление
- 96 цветных и простых карандашей разложили в коробки: по 6 цветных и по 2 простых карандашей в каждую. Сколько было всего простых карандашей? Сколько было всего простых карандашей?
Кол-во карандашей в 1 коробке | Кол – во коробок | Всего карандашей | |
Цветные Простые | 6 шт. 2 шт. | одинак. | ? ? 96 шт. |
1). 6+2=8 (шт.) – карандашей в 1 коробке.
2). 96:8=12 (к.) – с карандашами.
3). 12٠6=72 (шт.) – цветных карандашей.
4). 12٠2=24 (шт.) – простых карандашей.
Ответ: 72 штуки, 24 штуки.
- За 2 дня наладчик обслужил 56 станков. В первый день он работал 8 часов, а во второй – 6 часов. Сколько станков он настроил в каждый день?
Кол-во станков за 1 час | Кол – во часов | Всего станков | |
1 день 2 день | одинак. | 8 ч. 6 ч. | ? ? 56 шт. |
1). 8+6=14 (ч) – работал наладчик.
2). 56:14=4 (ст.) – за 1 час.
3). 8٠4=32 (ст.) – в 1 день.
4). 6٠4=24 (ст.) – во 2 день.
Ответ: 32 станка, 24 станка.
Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям
- Собрали 320 кг картофеля и 960 кг моркови. Картофеля получилось на 80 мешков меньше, чем моркови. Сколько было мешков картофеля и сколько моркови?
Кол-во кг в 1 мешке | Кол – во мешков | Всего кг | |
Картофель Морковь | одинак. | ? шт., на 80 шт. м. ? шт. | 320 кг 960 кг |
1). 960-320=640 (кг) – разница.
2). 640:80=8 (кг) – в 1 мешке.
3).320:8=40 (м.) – с картофелем.
4). 960:8=120 (м.) – с морковью.
Ответ: 40 мешков, 120 мешков.
- В один магазин привезли 24 мешка картофеля, а в другой 28 мешков. Во второй магазин привезли на 160 кг больше, чем в первый. Сколько кг картофеля привезли в каждый магазин?
Кол-во кг В 1 мешке | Кол – во мешков | Всего кг | |
1 магазин 2 магазин | одинак. | 24 шт. 28 шт. | ? ?, на 160 кг б. |
1). 28-24=4 (м.) – разница.
2). 160:4=40 (кг.) – в 1 мешке.
3). 24٠40=960 (кг.) – привезли в 1 магазин.
4). 28٠40=1120 (кг) – привезли во 2 магазин.
Ответ: 960 кг, 1120 кг.
Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу
- 2/3 отрезка прямой 12 см. чему равен весь отрезок?
1). 12:2٠3=18 (см) – длина отрезка.
Ответ: 18 см.
- Сколько месяцев содержит 5/6 года?
1). 1 год =24 месяца
2). 24:6٠5=20 (м.)
Ответ: 20 месяцев.
- В хоре поют 32 девочки и несколько мальчиков. Число мальчиков составляет 3/8 числа девочек. Сколько всего человек поют в хоре?
Девочки- 32 чел.
Мальчики – 3/8 ? чел.
1). 32:8٠3=12 (чел.) – мальчиков.
2). 32+12=44 (чел.) – поют в хоре.
Ответ: 44 человека.
- Дедушке 60 лет. Возраст отца составляет 3/5 возраста дедушки, а возраст сына составляет 2/9 возраста отца. Сколько лет сыну?
Дедушка – 60 лет
Отец – 3/5
Сын – ?, 2/9
1). 60:5٠3=36 (лет) – отцу.
2). 36:9٠2=8 (лет) – сыну.
Ответ: 8 лет.
- У девочки было 360 рублей. Она потратила 1/8 этой суммы и 1/7 остатка. Сколько денег она потратила?
1). 360:8٠1=45 (руб.) – потратила сразу.
2). 360-45=315 (руб.) – осталось.
3). 315:7٠1=45 (руб.) – потратила потом.
4). 45+45=90 (руб.) – потратила всего.
Ответ: 90 рублей.
- В саду было 128 деревьев. 3/8 этих деревьев были яблони, 2/4 всех деревьев – груши, а остальные – вишни. Сколько было вишен?
Яблони – 3/8
Груши – 2/4 128 д.
Вишни - ? д.
1). 128:8٠3=48 (д.) – яблонь.
2). 128:4٠2=64(д.) – груши.
3). 48+64=112 (д.) – яблонь и груш.
4). 128-112=16 (д.) – вишен.
Ответ: 16 вишен.
Задачи на нахождение площади
- Длина прямоугольника 8 дм, ширина 7 дм. Найдите его площадь.
а – 8 дм
в – 7 дм
S - ? дм²
1). 8٠7=56 (дм²) – площадь прямоугольника.
Ответ: 56 дм².
- Площадь участка 80 м². Его ширина составляет 50 дм. Каков его периметр?
S - 80 м²
в – 50 дм
Р - ? м
1). 50 дм=5 м – ширина участка.
2). 80:5=16 (м) – длина участка.
3). 5٠2+16٠2=42 (м) – периметр участка.
Ответ: 42 м.
- 2 участка обнесены оградой одинаковой длины. Первый участок имеет длину 60 м, а ширину 40 м. второй участок квадратный. Найти периметр и площадь обоих участков.
1). 60٠2+40٠2=200 (м) – периметр первого участка.
2). 60٠40=2400 (м²) – площадь первого участка.
3). 60٠4=240 (м) – периметр второго участка.
4). 60٠60=3600 (м²) – площадь второго участка.
Ответ: 200 м; 2400 м²; 240 м; 3600 м².
- Периметр квадрата 48 см. Чему равна его площадь?
Р – 48 см
S - ? см²
1). 48:4=12 (см) – длина стороны квадрата.
2). 12٠12=144 (см²) – площадь квадрата.
Ответ: 144 см²
- Сколько краски пойдёт на окраску стены длиной 6 м и высотой 4 м, если на окраску 1 м² требуется 200 г краски?
1). 6٠4=24 (м²) – площадь стены.
2). 24٠200=4800 (г) – потребуется краски.
Ответ: 4800 граммов.
- У какой фигуры площадь больше и на сколько: у квадрата со стороной 4 см или у прямоугольника со сторонами 2 см и 6 см.
1). 4٠4=16 (см²) – площадь квадрата.
2). 2٠6=12 (см²) – площадь прямоугольника.
3). 16-12=4 (см²) – больше площадь квадрата.
Ответ: на 4 см²
- Сторона клумбы квадратной формы 8 м. 7/16 всей площади клумбы засажено ромашками, а остальная площадь – незабудками. На какой площади клумбы посажены незабудки?
1). 8٠8=64 (м²) – площадь клумбы.
2). 64:16٠7=28 (м²) – засажено ромашками.
3). 64-28=36 (м²) – засажено незабудками.
Ответ: 36 м².
Используемая литература:
- Н.П. Фаустова, Т.В. Меркулова Методика обучения математике младших школьников (вопросы частной методики) Учебное пособие.
- Т.Л. Пахомова Математика для начальных классов (задачи, решения, примеры)
- Устный счёт в начальной школе Составитель Г.Т. Дьячкова
- А.А. Форощук, Н.Е. Форощук Математика для начальных классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические приемы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе
Данный материал содердит описание приемов, которые можно использовать в обучении решению задач....
Методические приёмы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе.
Методические приёмы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе....
Методические приёмы решения задач в начальной школе
Методические приёмы, которые можно использовать в процессе обучения решению задач в начальной школе...
Методическая разработка .Решение проектных задач в начальной школе на основе произведений П.П.Бажова "Уральские сказы".
Методическая разработка Решение проектных задач в начальной школе на основе произведений П.П.Бажова «Уральские сказы» Вид разработки: разработка методического обеспечения образовательных п...
«Особенности решения проектных задач в начальной школе в условиях ФГОС НОО».
Аннотация: Данная статья посвящена одному из эффективных способов формирования самостоятельности и развитию познавательных умений - проектным задачам, которые являются прообразом проектной деятел...
Методические приемы при обучении решению задач в начальной школе
Методические приемы при обучении решению задач в начальной школе...