Методическая разработка .Решение проектных задач в начальной школе на основе произведений П.П.Бажова "Уральские сказы".
учебно-методическое пособие (3 класс)
Методическая разработка Решение проектных задач в начальной школе на основе произведений П.П.Бажова «Уральские сказы»
Вид разработки: разработка методического обеспечения образовательных программ
Актуальность. Данная модель разработана и реализуется творческой группой учителей начальной школы Второй Санкт-Петербургской Гимназии. Она дает возможность осуществить введение в проектно-исследовательскую деятельность учащихся через решение проектной задачи. Данная методика реализуется в 3-4– х классах Гимназии и является одним из решений сложных вопросов при введении новых образовательных стандартов: выполнение исследовательского проекта в условиях массовой школы.
Общеизвестный факт, что в возрасте 9-10 лет происходит существенное изменение в познавательной мотивации ребенка. Отношение к изучению предметных областей становится избирательным, поэтому в разработанной модели основным этапом является решение проектной задачи. Соединение в проектной задаче коллективной формы работы, сюжетно-смысловой оболочки, соответствующей реальным интересам современных детей, с необычной подачей предметных знаний и способами их использования, создает условие для развития интеллектуальной активности учащихся и дает возможность объективно оценить уровень развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальной школы.
Творческая группа учителей начальной школы разработала модель включения учащихся начальной школы в проектно-исследовательскую деятельность. В компонентах данной модели отражается логика продвижения учащегося «От проектной задачи к исследовательскому проекту». Создана необходимая методическая база и модифицирована технология решения проектной задачи в соответствии с поставленными целями и задачами.
Цели:
1. Формирование универсальных умений учащихся начальной школы на основе решения метапредметных заданий из предметных и межпредметных областей.
2. Комплексная оценка уровня развития УУД учащихся начальной школы.
3. Мониторинг личностных результатов учащихся начальной школы.
Задачи:
1. Предоставить возможность ученикам 3-4 классов продемонстрировать свою способность и готовность к освоению систематических знаний, их интеграции, самостоятельному их пополнению, переносу в другие ситуации. Иными словами, дать ученику возможность управлять своей проектной деятельностью.
2. Развить у учащихся способность к сотрудничеству и коммуникации.
3. Определить уровень сформированности у учащихся способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Как дать возможность ученикам самостоятельно управлять своей проектной деятельностью? Мы выделили условия, которые определяют решение этой задачи [1]:
наличие поля возможностей для индивидуального выбора ученика;
наличие инструментария для самостоятельной учебной деятельности в ходе выполнения проекта и владение им учеником и учителем;
наличие разнообразных форм взаимодействия учеников и учителя.
В такой ситуации можно говорить о проектной деятельности как о составляющей индивидуального образовательного маршрута ученика.
В разработке определены основные компоненты модели индивидуального образовательного маршрута ученика. Эти компоненты справедливы и для модели выполнения исследовательского проекта..
Методическая разработка будет полезна учителям разных предметов, так как она представляет собой пошаговое описание используемых технологий и методов при организации работы над проектом, которое можно реализовать на базе любой образовательной организации. Представленная модель выполнения индивидуального проекта отражает логику продвижения обучающегося от проектной задачи к готовому проекту.
Инновационный аспект методической разработки:
· дает практические указания по организации проектной деятельности на основе метапредметного подхода и банка проектных задач;
· позволяет объективно оценить уровень развития универсальных учебных действий;
· создает условия для развития интеллектуальной активности обучающихся;
Методическая разработка имеет практико-ориентированный характер, поскольку:
· реализует подготовку обучающихся к выполнению индивидуального или группового проекта;
· может быть использована как на уроке, так и во внеурочной деятельности;
· применима не только в начальной школе, но и может быть адаптирована для организации проектно-исследовательской деятельности на разных ступенях обучения;
· позволяет сочетать индивидуальные, групповые формы работы различной направленности;
· дает возможность получить разнообразные продукты индивидуальных проектов обучающихся.
Методическая разработка состоит из пояснительной записки, подробного описания этапов реализации модели, описание хода проведения и вариантов заданий проектной задачи, экспертных листов на основе универсальных учебных действий, листа самооценки и «органайзера» обучающегося
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._uralskie_skazy._bazhov.docx | 62.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Решение проектных задач в начальной школе на основе произведений П.П.Бажова «Уральские сказы» .
Разработчик - Сухова Елена Викторовна, учитель начальных классов Второй Санкт-Петербургской Гимназии.
Вид разработки: методическое обеспечение образовательных программ
Актуальность. Данная модель разработана и реализуется творческой группой учителей начальной школы Второй Санкт-Петербургской Гимназии. Она дает возможность осуществить индивидуальную проектно-исследовательскую деятельность учащихся через решение проектной задачи. Данная методика реализуется в 3-4– х классах Гимназии и является одним из решений сложных вопросов при введении новых образовательных стандартов: выполнение индивидуального проекта в условиях массовой школы.
Общеизвестный факт, что в возрасте 9-10 лет происходит существенное изменение в познавательной мотивации ребенка. На первый план выходят мотивы общения, отношение к изучению предметных областей становится избирательным, поэтому в разработанной модели основным этапом является решение проектной задачи. Соединение в проектной задаче коллективной формы работы, сюжетно-смысловой оболочки, соответствующей реальным интересам современных детей, с необычной подачей предметных знаний и способами их использования, создает условие для развития интеллектуальной активности учащихся и дает возможность объективно оценить уровень развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся начальной школы.
Творческая группа учителей начальной школы разработала модель включения учащихся начальной школы в проектно-исследовательскую деятельность. В компонентах данной модели отражается логика продвижения учащегося «От проектной задачи к индивидуальному проекту». Создана необходимая методическая база и модифицирована технология решения проектной задачи в соответствии с поставленными целями и задачами.
Цели:
- Формирование универсальных умений учащихся начальной школы на основе решения метапредметных заданий из предметных и межпредметных областей.
- Комплексная оценка уровня развития УУД учащихся начальной школы.
- Мониторинг личностных результатов учащихся начальной школы.
Задачи:
- Предоставить возможность ученикам 3-4 классов продемонстрировать свою способность и готовность к освоению систематических знаний, их интеграции, самостоятельному их пополнению, переносу в другие ситуации. Иными словами, дать ученику возможность управлять своей проектной деятельностью.
- Развить у учащихся способность к сотрудничеству и коммуникации.
- Определить уровень сформированности у учащихся способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Как дать возможность ученикам самостоятельно управлять своей проектной деятельностью? Мы выделили условия, которые определяют решение этой задачи [1]:
- наличие поля возможностей для индивидуального выбора ученика;
- наличие инструментария для самостоятельной учебной деятельности в ходе выполнения проекта и владение им учеником и учителем;
- наличие разнообразных форм взаимодействия учеников и учителя.
В такой ситуации можно говорить о проектной деятельности как о составляющей индивидуального образовательного маршрута ученика.
В разработке определены основные компоненты модели ( Приложение 1) индивидуального образовательного маршрута ученика. Эти компоненты справедливы и для модели выполнения индивидуального проекта. Перечислим их: цели; содержание; способы взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой; формы организации деятельности учащихся; образовательные технологии и методы; достигаемые учащимися результаты [2].
Этапы реализации индивидуального проекта на основе проектной задачи.
Организационная модель выполнения индивидуального проекта на основе проектной задачи предполагает реализацию ряда этапов (Приложение 1):
- подготовительный этап;
- первый этап - решение проектной задачи;
- второй этап – создание собственного индивидуального проекта ученика, проведение учителями мастер-классов и консультаций по выбранным проектным продуктам;
- третий этап – анализ и систематизация информации;
- заключительный этап - защита индивидуального проекта. Представим подробнее этапы реализации индивидуального проекта.
Подготовительный этап.
Подготовительный этап включает в себя:
- разработку творческой группой педагогов содержательной части предметных заданий;
- изучение мотивационных типов личности учащихся по методике Битяновой М.Р. Суть данной методики заключается в анализе результатов опроса, который определяет мотивационный тип ученика, который в свою очередь влияет на выбор типа продукта.
- организация информационного сопровождения:
- создание цифровой платформы проекта
- регистрация учащихся цифровой платформе проекта;
Первый этап: решение проектной задачи на основе текста произведения П. Бажова «Уральские сказы» ( Литературное чтение , 3-4 класс, четверть).
Данная методика позволяет сочетать индивидуальные, групповые и творческие формы работы на первоначальных этапах, которые известны учащимся на всем протяжении обучения, и дает возможность получать самые разнообразные индивидуальные проектные продукты. (Приложение 2)
Для реализации данной модели была разработана проектная задача «Уральские сказы». В качестве сюжетной основы выбраны произведения П.П. Бажова «Уральские сказы», которое является одним из основных изучаемых произведений учебной программы за курс литературного чтения в 3-4 классах, а в качестве смысловой темы выбрано многозначное понятие «язык», которое является связующим звеном всех этапов реализации данной модели.
Эффективное решение проектной задачи невозможно без объединения усилий педагогов, которыми были созданы:
- сюжетно-смысловая оболочка проектной задачи,
- задания по предметам: литературное чтение, русский язык, окружающий мир, технология, математика, музыка (Приложение 3)
- разработаны экспертные листы на основе универсальных учебных действий и инструкция для эксперта, (Приложение 4)
- лист самооценки учащихся, (Приложение 5)
- «органайзер» ученика. (Приложение 6)
Описание хода проведения проектной задачи «Уральские сказы».
- Перед погружением в проектную задачу учащиеся были ознакомлены с критериями оценивания по экспертным листам.
- Погружение учащихся в замысел проектной задачи, заключается в создании атмосферы той эпохи посредством музыкального сопровождения и видеоряда из постановок сказок П.П. Бажова разных лет, объединяющей литературное произведение П.П. Бажова «Уральские сказы» и понятие «Язык».
- Самостоятельная постановка учащимися целей и задач по решению проектной задачи.
- Выполнение учащимися в малых группах предметных заданий с участием эксперта.
- Проведение ценностно-смысловой рефлексии. ( Приложение 5)
- Комплексная экспертная оценка индивидуальных метапредметных результатов учащихся экспертной группой учителей и родителей .
Первый этап завершается заполнением «органайзера» школьника каждым учащимся ( Приложение 6), и организацией консультативного сопровождения учащихся в очно-заочной форме учителем.
Проведя анализ информации из «органайзера» школьника, были сформированы группы в соответствии с выбором предметной области и видом продукта.
Для эффективной организации работы на данном этапе в одну группу были объединены учащиеся со схожими проектными продуктами, например: пресс-конференция и дискуссия, информационный лист и стендовый доклад.
Второй этап: Мастер-класс « Учитель-ученику» ( с участием родителей)
Для организации мастер-классов приглашаются педагоги и внешние консультанты, ( например: учителя словесности 5 классов) являющиеся специалистами в создании определенных видов проектных продуктов. Каждый из них разрабатывает мастер-класс для учащихся, в ходе которого:
- учащиеся знакомятся со спецификой создания выбранного продукта;
- создают макет продукта;
- заполняют паспорт проекта. (Приложение 7)
Специалисты показывают на мастер-классах, как целесообразнее представить тот или иной вид проектного продукта:
- Творческие проектные продукты (шоу, сценарий, видеоклип, картина).
- Дискуссия.
- Социологический опрос.
- Интеллектуальная игра.
- Стендовый доклад. Презентация.
- Доклад и защита исследовательской работы.
- Информационный лист.
Третий этап: индивидуальная работа учащихся (анализ и систематизация информации).
После завершения мастер-класса каждый из учащихся самостоятельно дорабатывает свой проектный продукт и размещает результат своей работы на цифровой платформе проекта. Следует отметить, что учащиеся имеют возможность обратиться за консультацией к ведущим мастер-классов.
Заключительный этап: защита индивидуального проекта.
Целью данного этапа является итоговое комплексное оценивание индивидуальных метапредметных результатов, которое состоит из:
- экспертной оценки (в баллах) уровня развития универсальных учебных действий учащегося, по результатам решения проектной задачи «Уральские сказы»;
- оценки работы учащегося с паспортом проекта;
- оценки качества проектного продукта;
- оценки представления проектного продукта учащимся.
Для проведения заключительного этапа создается экспертная группа, которая разрабатывает критерии оценки для каждого вида продукта. Экспертная группа имеет возможность ознакомиться с материалами учащихся на цифровой платформе проекта и произвести оценку самого продукта. По итогам комплексной оценки экспертная группа совместно с заместителем директора по УВР принимает решение о выставлении итоговых баллов каждому учащемуся . Защита продуктов может проходить и в очном режиме в малых группах или на широкой аудитории на конференциях.
Заключение
Данную модель можно применять не только в начальной школе, но и адаптировать для организации проектно-исследовательской деятельности на различных ступенях обучения; для интеграции урочной и внеурочной деятельности в разных предметных областях.
В результате учителя и методисты смогут:
- расширить банк приемов, способствующих реализации метапредметных результатов у учащихся;
- совершенствовать профессиональную компетентность по включению технологий системно-деятельностного обучения в урок;
Результат учащихся:
- повышение мотивации к образованию;
- достижение метапредметных результатов;
- повышение психологической устойчивости;
- самооценивание своих результатов, как процесса обучения с пониманием направлений корректировки собственных действий;
- достижение метапредметных результатов;
- условия для развития одаренности на основе реализации индивидуального образовательного маршрута;
Результат родителей:
- расширение пространства для взаимодействия и взаимосотрудничества с детьми.
- Ссылка на продукты решения проектных задач: https://drive.google.com/drive/folders/1gzKIVczAl5UJL2m6CeM84yT83gsl40rA?usp=sharing
Издания Второй Санкт-Петербургской Гимназии, использованные при подготовке методической разработки.
- Мардер Л.М., Юркова Т.А. «От учебных ситуаций вариативного выбора к формированию образовательного маршрута: современные педагогические практики» // Академический вестник. -2018 -выпуск 2(44)-с.58-64
- Юркова Т.А., Лабунская Н.А. «Компонентная модель индивидуального образовательного маршрута учащегося – основа методических рекомендаций по его формированию». Сборник Второй Санкт-Петербургской Гимназии Современные подходы к разработке методических рекомендаций по формированию индивидуального образовательного маршрута на основе многокомпонентной модели /Под ред. Н.А. Лабунской. - СПб., 2018
Приложение 1.
Этапы проектной деятельности учащихся
Этапы | Сроки | Содержание | Ответственные |
Подготовительный | Октябрь | 1.Знакомство с нормативной базой. 2. Психологическое тестирование. 3. Знакомство с результатами тестирования и инструктаж о форме и этапах проведения итоговой аттестации по проектной деятельности. 4.Создание цифровой платформы | Классный руководитель Родители Психолог Заместитель директора, психолог Технический специалист |
Практико – ориентированный (решение проектной задачи) | Ноябрь | 1.Назначение кураторов. 2.Определение темы проекта. 3. Заполнение органайзера школьника 4.Формирование перечня видов проектной деятельности. 5.Организация дистанционного сопровождения. | Заместитель директора Учащиеся, кураторы проектов Учащиеся, кураторы проектов Куратор проекта Технический специалист, куратор проекта |
Мастер - класс | Декабрь | 1.Совместное заполнение с куратором паспорта проекта в ходе мастер-класса. 2.Выбор типа продукта | Учащиеся, кураторы проектов Учащиеся |
Самостоятельная работа над проектом | Январь -февраль | 1.Очно-заочное консультационное сопровождение. 2. Отчет куратору по проекту, корректировка темы или плана работы над проектом (при необходимости). 3.Подготовка защиты проекта. | Учащиеся, кураторы проектов, классный руководитель |
Защита проекта | Март | 1.Защита проекта 2. Оценка проектов членами экспертной комиссии 3. Награждение лучших работ, представление их на городских и международных конференциях. | Учащиеся, кураторы проектов, классный руководитель, члены экспертной группы |
Приложение 2.
Возможные типы проектов и формы их представления (продукт)
Тип проекта | Цель проекта | Проектный продукт | |
Практико-ориентированный, социальный | Решение практических задач |
|
|
Исследовательский | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы | ||
Информационный | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении | ||
Творческий | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | ||
Игровой или ролевой | Представление опыта участия в решении проблемы проекта | ||
Образовательный | расширение знаний и представлений учащихся по выбранной теме. |
Приложение 3.
Рабочий лист учащегося
Задание 1.
Эмоциональность
- Будем называть монологом высказывание персонажей сказов, содержащее не менее пяти строк, а эмоциональностью персонажа отношение количества восклицательных знаков в его речи к количеству строк в нем.
- Вычислите эмоциональность Медной Горы Хозяйки, Дарёнки, Степана.
- Попытайтесь сравнить речевые обороты данных героев с точки зрения использования устаревших слов.
- Попытайтесь объяснить сравнительную эмоциональность персонажей сказов.
Задание 2.
Как известно, действие в сказах происходит в прошлом. Однако Екатеринбург в то время нельзя назвать глушью. Это был важный торговый и промышленный центр Урала, а также один из основных транспортных узлов региона.
Что изменилось в географии Екатеринбурга и Урала за последние 200 лет?
Задание 3.
Павел Петрович Бажов закончил писать «Уральские сказы» в 1939 году.
Напишите, что происходило в тот период в нашей стране:
1. _______________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4.________________________________________________________________
Задание 4.
Драгоценные и поделочные камни.
Шаманы, колдуны первыми стали обращать внимание на связь человека с камнем. Влияние алмаза так значительно, что может изменить не только судьбу человека, но и его близких. Современные учёные установили, что возникает энергетический обмен между камнем и человеком. «Известно немало примеров, когда камни захватывали душу человека, уводя его от реальной жизни в мир грёз (как тут не вспомнить сказ Павла Бажова «Медной горы хозяйка»!)»3
Гранат – талисман воинов, останавливает кровотечение, рассеивает чёрные мысли. На Руси считалось, что он «радость и честь умножает… , от губительного поветрия морового сохраняет».4
Радонит - поделочный камень, по легенде привлекает орлов, чёрные прожилки на срезе создают нерукотворные картины. В 1858 году был найден монолит в16 тонн. Приносит удачу.
Изумруд- цвет жизни, обеспечивает стабильность и благополучие. В Древнем Египте его использовали в культовых целях. В России первый изумруд нашли на Урале в1830 году.
Горный хрусталь - ещё в неолите его использовали для наконечников стрел. Только из хрустальных кубков боги олимпа пили амброзию. Хрусталь стал символом чистоты помыслов, талисманом, укрепляющим клятвенные договоры.
Яшма – пейзажный камень, богатство рисунка, создаёт необыкновенные пейзажи, прочность и долговечность камня. В Благовещенском соборе Московского Кремля пол выложен яшмой.
Аквамарин – камень цвета морской воды символизирует морскую стихию, хранил мореходов, приносил удачу в любви.
Малахит – спутник медных руд. С древних времён использовали как камень, хранящий маленьких детей от всех напастей. «По старинным уральским поверьям, малахит - «радостный камень». 5 Самый ценный в мире малахит добывают на уральских месторождениях Гумешевском и Меднорудянском, ведь именно там живёт Хозяйка Медной (Малахитовой) горы. В 19 веке нашли монолит 1,5т. Бажов писал «Камень, а на глаз, как шёлк, хоть рукой погладить». 6
Бирюза – лучший помощник в сердечных делах, камень Афродиты и Венеры. В зависимости от влажности и освещённости « живой» камень может приобретать зелёный оттенок, или потускнеть. Таинственные нити связывают иногда этот камень с владельцем.
Мрамор - пейзажный камень. Благодаря своим декоративным качествам и лёгкости обработки, камень нашёл широкое применение в архитектуре и изобразительном искусстве.
Амазонит - зеленый камень из рода полевых шпатов. Камень найден в России в 18 веке на Урале в Ильменских горах, из него вырезали большие декоративные вазы, шкатулки, чаши.
Агат - пейзажный камень. В древней Греции считали, что он приносит богатый урожай, успех животноводам. Римляне считали, что он дарует силу, красноречие.
Золото – считалось даром богов, овеществлённым даром Солнца. На Урале его искали во времена Ивана III (первым о нём писал Геродот), Петра I,но нашли лишь в царствование Елизаветы. В 1842 году здесь был обнаружен 36 – килограммовый гигант, названный «Большим треугольником».7
Какие камни могли найти герои сказа «Серебряное копытце» ?
Задание 5.
“Работа – она штука долговекая. Человек умрёт, а дело его останется”. Так говорил сам П. П. Бажов.
Последний сказ Бажов написал в 1950 году, и он был опубликован уже после смерти писателя. Евгений Пермяк писал: “Значительные литературные произведения почти никогда не живут вне других видов искусств, перевоплощаясь в них, они получают новое звучание”. Так произошло и со сказами Павла Петровича Бажова. На театральной сцене были поставлены спектакль “Серебряное копытце”, балеты “Каменный цветок” в 1954 г. и “Сказ о каменном цветке”, опера “Сказ о каменном цветке” в 1950 г. Сняты художественные фильмы по сказам Бажова “Каменный цветок” в 1946 г. и “Тайна зелёного бора”, мультфильмы “Медной горы хозяйка” и “Подарёнка”. На ВВЦ можно увидеть фонтан “Каменный цветок”, плавает по рекам теплоход “Павел Бажов”, в Москве есть улица имени писателя, а рядом с ней – Малахитовая. На родине Бажова в Сысерти и в Екатеринбурге работают музеи П. П. Бажова, ему поставлены памятники, учреждена премия им. П. П. Бажова, которая присуждается за достижения в литературной деятельности на уральскую тематику.
Где нашло отражение творчество П.П. Бажова ? Какой язык использовали представители разных видов?
Задание 6.
Когда-то историк литературы, исследователь творчества П.П.Бажова, Ю.В.Манн сказал, что в «Уральских сказах», словно на репетиции оркестра, звучат разные музыкальные темы. Все они выразительны. Но в единый сюжет им слиться не суждено: скрипка не слышит трубу, а арфа – контрабас. Представим себе, что вы оказались на этой репетиции.
- Выберите одного из героев сказов П.П.Бажова , которого, как Вам кажется, вы неплохо понимаете. Осмыслите, какие вопросы Вы задали ему, если бы была такая возможность.
- Напишите 5 – 7 слов или словосочетаний, характеризующих Вашего героя.
- Подберите для героя музыкальную тему (трек).
Приложение 4
Инструкция для эксперта:
- За 15 минут до начала урока эксперт должен получить пакет заданий, экспертные листы и список группы.
- Эксперт оказывает учащимся организующую помощь в процессе решения проектной задачи.
- Эксперт отвечает на уточняющие вопросы учащихся, касающиеся процедуры выполнения задания.
- Своевременно предоставляет учащимся следующее задание.
- Эксперт заполняет:
- экспертный лист оценки метапредметных навыков учащихся.
- УУД обозначенные в пунктах 1-6 соответствуют номерам заданий,
- Для оценки УУД в задании по истории пунктов 3.1-3.4 эксперт должен воспользоваться кодификатором,
- УУД обозначенные пунктами 7-9 – оцениваются в ходе решения всей проектной задачи.
- Эксперт помогает организовать рефлексивный этап проектной задачи с помощью органайзера школьника.
Экспертный лист оценки работы группы ___ Эксперт ________________
№ задания |
ФИ УУД | ||||||
1. | 1.1Умение перерабатывать информацию для получения нового результата. 1.2 Умение перерабатывать информацию из одной формы в другую. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, в том числе с помощью ИКТ. 1.3 Умение строить логическое рассуждение. | ||||||
2. | 2.1 Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным критериям. 2.2 -2.4 Умение находить в различных источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. | ||||||
3. | 3.1 - 3.4 Умение находить в различных источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. 3.5 Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. | ||||||
4. | 4.1- 4.2 Умение преобразовывать информацию из одной системы значений в другую. 4.3 Умение вычислять по заданным параметрам. 4.4-4.5 Умение определять понятия, находить или создавать категориальные обобщения. | ||||||
5. | 5.1 Умение применять знаки и символы, модели и таблицы, преобразовывать их в смыслы. 5.2 Умение определять понятия, находить или создавать категориальные обобщения. | ||||||
6. | 6.1 Умение определять, формулировать и задавать вопросы. 6.2 Умение формулировать точку зрения, предъявлять аргументы. 6.3 Умение преобразовывать информацию в символы, модели и их в смыслы. | ||||||
7. | Уметь формулировать точку зрения, предъявлять аргументы. | ||||||
8. | В общении и деятельности старается учитывать позиции и интересы участников. | ||||||
9. | Стремиться проявлять активность и настойчивость. |
Шкала оценивания: «2» - владеет, «1» - частично владеет, «0» - не владеет
Максимальное количество баллов – 18
Приложение 5.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ УЧАЩЕГОСЯ
1. | Назови задание, которое было для тебя самым интересным | |
2. | Назови задание, которое было для тебя самым трудным | |
3. | Оцени по 10 бальной шкале свой вклад в решение проектной задачи | |
4. | Оцени по 10 бальной шкале свое участие в работе группы | |
5. | Хотелось бы тебе еще раз принять участие в решении проектной задачи |
Приложение 6.
Органайзер школьника
ФИО учащегося Класс
Предметная область проекта (нужное выделить, не более двух):
Литературное чтение | Математика | Окружающий мир | Русский язык | Технология | Музыка |
Укажи свой мотивационный тип (нужное выделить):
активист | карьерист | испытатель | творец | проектировщик | исследователь |
Характеристика проблемы проекта:
Проблемы проекта | Мой выбор | Мотивационный тип |
«белые» пятна науки, интеллектуальные проблемы | исследователь | |
практический смысл знания, польза в реальности | проектировщик | |
проблемы культуры, религии, проблемы жизненных ценностей и выборов | творец | |
проблемы, ЛИЧНО важные для учащегося | карьерист | |
социально значимые проблемы, проблемы образовательных ценностей | активист | |
проблемы развития человека, жизненного успеха, путей его достижения | испытатель |
Предпочтительный тип проекта:
исследовательский | социальный | творческий | образовательный |
Предпочтительные способы презентации результатов работы
активист | карьерист | испытатель | творец | проектировщик | исследователь |
пресс-конференция | публичный отчет | интеллектуаль-ная игра | спектакль | мастер-класс | дискуссия |
информацион-ный лист | праздник | защита | картина | стендовый доклад | пресс-конференция |
ролевая игра | шоу | пресс-конференция | музыкальное произведение | учебное пособие | защита на научной конференции |
учебное пособие | спектакль | показательная презентация | праздник | интеллектуаль-ная игра | |
социологический опрос | доклад | видеоклип |
Приложение 7.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вторая Санкт-Петербургская Гимназия
Паспорт проекта
Тема проекта: | |
Авторы проекта |
|
Руководитель: |
Название проекта | |
Тип проекта (практико-ориентированный, социальный, исследовательский, информационный, творческий, игровой, образовательный) | |
Автор(ы) проекта, класс (фамилия, имя полностью) | |
Руководитель проекта (ФИО полностью, должность) | |
Аннотация проекта (не более 0,5 стр.) | |
Обоснование проекта (причины выбора проекта, описание/анализ проблемы, решению которой посвящен проект) | |
Идея проекта (замысел, приблизительное видение позитивной ситуации, которую вы хотите воплотить) | |
Цель проекта (конкретная, измеряемая и достижимая) | |
Задачи проекта (шаги к достижению цели) | |
Проектный продукт (мероприятие, видеоролик, изделие, брошюра, акция, сайт и т.п.) | |
Ожидаемые результаты/требования к проектному продукту (свойства, характеристики, предъявляемые к проектному продукту) | |
Календарный план реализации проекта (последовательное перечисление основных мероприятий проекта с указанием периодов их осуществления, ответственных, показателей решения конкретной задачи) | |
Оценка результатов проекта (внешняя оценка и/или самооценка; сопоставление полученных результатов с запланированными требованиями к проектному продукту, анализ трудностей). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проектных задач в начальной школе
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....
Решение проектных задач в начальной школе
РЕФЕРАТ по программе дополнительного профессионального образования «Технологии развивающего обучения в начальной школе» на тему: Решение проектных задач на уроках в начальной школе...
Научно-методическая статья "ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД" (по материалам курсового исследования)
В связи с введением ФГОС методические науки осуществляют поиск таких форм, методов, методик преподавания школьных предметов, которые позволили бы в полной мере реализовать весь комплекс задач, сформул...
Мастер-класс «Решение проектных задач в начальной школе»
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необход...
«Особенности решения проектных задач в начальной школе в условиях ФГОС НОО».
Аннотация: Данная статья посвящена одному из эффективных способов формирования самостоятельности и развитию познавательных умений - проектным задачам, которые являются прообразом проектной деятел...
Решение проектных задач в начальной школе
Если создать условия для рационального использования решения проектных задач в образовательном процессе. то это приведёт к существенным достижениям в личностном развитии обучающегося....