«Особенности решения проектных задач в начальной школе в условиях ФГОС НОО».
статья (2 класс)
Аннотация: Данная статья посвящена одному из эффективных способов формирования самостоятельности и развитию познавательных умений - проектным задачам, которые являются прообразом проектной деятельности учащихся среднего звена.
Ключевые слова: проект; проектные задачи; компетентностный подход; младшие школьники; проектная деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Особенности решения проектных задач в начальной школе в условиях ФГОС НОО».
Аннотация: Данная статья посвящена одному из эффективных способов формирования самостоятельности и развитию познавательных умений - проектным задачам, которые являются прообразом проектной деятельности учащихся среднего звена.
Ключевые слова: проект; проектные задачи; компетентностный подход; младшие школьники; проектная деятельность.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы научиться использовать проектные задачи в начальной школе для реализации требований ФГОС.
Данная цель реализуется с помощью решения следующих задач:
- Изучить теоретические и методологические аспекты проектных задач;
- Рассмотреть проектные задачи в контексте ФГОС;
- Изучить проектные задачи как средство реализации требований ФГОС.
Одной из поставленных задач ФГОС является становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов (Л.С.Выгодского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 7 – 10 лет.
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, методов обучения.
Среди новых направлений педагогических технологий проектно-исследовательская деятельность помогает решить эти задачи. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.
Решение проектной задачи требует коллективно-распределительной деятельности учащихся – работы в малых группах.
При этом проявляются умения:
- планировать ход решения задачи;
- распределять работу между членами группы;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль.
Проектные задачи могут быть предметными, межпредметными и разновозрастными. Учеными доказано, что все виды универсальных учебных действий лучше и эффективнее формируются в процессе решения проектных задач на уроках и во внеурочной деятельности.
Проектная задача – это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта». Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Метод проектов – это совместная деятельность учителя, и учащихся, родителей, направленная на поиск решения возникшей проблемы
В процессе проектной задачи формируются следующие общеучебные умения и навыки:
- социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение оказать помощь товарищам и принимать их помощь;
- коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. – - мыслительные навыки - формируются в ходе проектной деятельности, дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.
- исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить и выбирать лучшее решение;
- информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
- презентационные навыки: навыки монологической речи; умение выступать перед аудиторией; умение отвечать на незапланированные вопросы; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; артистические умения;
- рефлексивные навыки: отвечать на вопросы «Чему я научился? Чему мне необходимо научиться?»;
- оценочные навыки: оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Главными целями введения проектной задачи в начальную школу являются:
- развитие интереса к предмету;
- приобретение исследовательского опыта;
-развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;
- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.,
-получение дополнительных знаний по теме;
- развитие навыков монологической речи.
Виды проектных задач:
-информационный;
-творческий;
-исследовательский;
-практико-ориентированный.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом, иначе говоря, выхода проекта является продукт «Пять П», а шестое портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
- проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.
- проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.
- поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
- продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.
- презентация – публичное предъявление результатов проекта.
На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.
Список литературы:
1.Барзунова А.М., Барзунов М. А. Метод проектов в начальной школе// Начальная школа. 2013.№ 6 С.17
2.Берестнева Е. В. Проектная деятельность учащихся начальной школы// Начальная школа. 2013. № 6 С. 15
3.Бероева М.Э. Организация проектной деятельности учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://infourok.ru/organizaciya-proektnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-nachalnoy-shkoli-na-urokah-okruzhayuschego-mira-v-usloviyah-realizacii-fgos-2384762.html
4.Воронцев А.Б., Заславский В.М. , Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя- 3-е изд. – М: Просвещение, 2011 – 176 с.
5.Воронцов А.Б. Организация проектной деятельности обучающих в условиях федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.-М.:Просвещение, 2010. -53с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Особенности обучения математике в начальной школе в рамках ФГОС"
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное о...
Выступление на методическом объединении «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».
Тема. «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС»....
Доклад на тему: «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».
структура современного урока...
"Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС".
Выступление на ШМО....
Особенности организации урока в начальной школе в условиях инклюзивного образования.
Грамотная организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в среде нормально развивающихся сверстников – непростая задача для любого учителя, даже опытного. К тому же количест...
«Проектные задачи в начальной школе в условиях внедрения ФГОС»
В разработке раскрываются особенности и структура проектных задач в начальной школе, предлагаются упражнения по созданию проектных задач....
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШМО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «Современные образовательные технологии в начальной школе в условиях ФГОС»
Среди главных задач современного образования – адаптация учащегося к жизни, привитие ему навыков самообразования, творческого использования полученных знаний. В условиях ФГОС, в которых описано ...