Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число.
план-конспект урока по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока математики на тему
«Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число»
4 класс
2019 год
Предметная область: математика, УМК « Школа России»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема: «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число».
Цель урока: Создание условий для формулирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково - исследовательскую деятельность.
Задачи урока для учителя:
1. Обучить приемам умножения на двузначные числа через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.
2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров, задач.
3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.
5.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Задачи урока для учащихся:
1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
2. Рассмотреть приемы умножения на двузначные числа и вывести соответствующие правила.
3. Применять полученные знания при решении математических выражений, задач.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Регулятивных УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Познавательных УУД: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации;
освоение способов решения проблем поискового характера; сравнение, анализ, обобщение.
- Коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Прогнозируемый результат:
Предметные:
В конце урока ученики
1.Знают алгоритм письменного умножения на двузначные числа.
2.Умеют письменно умножать на двузначные числа.
Метапредметные
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2. Умеют выполнять и строить алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные.
3.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм умножения на карточках, карточки с примерами). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть 2.
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1. | I этап. Самоопределение к деятельности. /2 мин/ Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне посредством создания эмоциональной обстановки. | Математика пришла, Занимай свои места! Математика сложна, Но скажу с почтеньем: Математика нужна Всем без исключенья! СЛАЙД 1 Ну вот, мы в стране МАТЕМАТИКИ. А в какой же город мы отправимся? Почему? Какие жители нам встретятся? Чтоб урок прошёл прекрасно, Хорошо, отлично, классно Говорю вам пожеланье: Пожелание удачи, пожелание добра. Пожелание терпенья и, конечно же, уменья.
- Повернитесь друг к другу и своей улыбкой пожелайте удачи соседу по парте. - Какие эмоции вы получили от дружеских улыбок? - Одна хорошая минута сделала одно хорошее дело. Десять минут сделают 10 хороших дел. А сколько хороших дел можно сделать за урок? - Я желаю вам сделать много хороших дел на уроке и получить положительные эмоции от результатов своей работы. -Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». - Вы с ним согласны? -Не будем терять время. Посмотрим, какие шаги мы делаем при открытии нового знания? СЛАЙД 2 (Ой, ребята, кажется, я что-то напутала. Помогите мне восстановить правильную последовательность действий). | - Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих и т.д. Хором читают по экрану. - Да. Знакомятся с содержанием слайда. Называют правильную последовательность этапов урока. | Личностные УУД: самоопределение | |
2. | II этап. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. /4 мин./ Цель: 1) актуализация учебного содержания, необходимого для восприятия нового материала; 2) фиксация свойств умножения и приемов умножения(устных и письменных); 3) фиксация индивидуального затруднения в деятельности при выполнении задания на новый способ умножения. | Ведёт подводящий диалог. ( Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) СЛАЙД 3 ПЕРВЫЙ ШАГ – «Вспоминаем то, что важно для урока» СЛАЙД 4 Как вы знаете, кот Матроскин очень любил свою корову. И она любила Матроскина и в благодарность давала Матроскину каждый день молоко. 1. Матроскин доил свою корову 3 раза в день, и каждый раз она давала по 8 литров молока. - Задайте вопрос к моему условию. Сколько литров молока Матроскин надаивал за день? - Кто ответит на вопрос? Как узнали? Какой приём умножения использовали? 8х3=24 2. За один день Матроскин получает 24 литра молока. А сколько он получит молока за 3 дня? - Какой приём умножения использовали? 24х3=72 3. За один день Матроскин получает 24 литра молока. А сколько он получит молока за 10 дней? -Какой приём умножения использовали? 24х10=240 4. За один день Матроскин получает 24 литра молока. А сколько он получит молока за 20 дней? -Какой приём умножения использовали? 24х20=480 5. За один день Матроскин получает 24 литра молока. А сколько он получил бы молока за февраль месяц этого года? -Какой приём умножения использовали? 24х28= | Участвуют в диалоге. 1) табличное умножение; 2) внетабличное умножение ( разбиваем первый множитель на разрядные слагаемые и используем прием умножения суммы на число); 3) увеличение числа в 10,100,1000 раз ( к первому множителю приписываем столько нулей, сколько их во втором); 4) приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями 5) затрудняются 3) умножение на нуль (при умножении любого числа на нуль получается нуль); | Познавательные УУД: - Общеучебные; - Логические; Коммуникатив ные УУД: - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; | |
3. | III этап. Выявление места и причины затруднения. /1 мин/ Цель: 1) организация коммуникативного взаимодействия, в ходе которого фиксируется операция, где возникло затруднение; 2) выявление и фиксирование причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для решения задания такого типа. | - Почему вы затруднились назвать произведение? -Чем отличается это произведение от тех, что мы решали раньше? - У кого есть предположения, как можно вычислить значение этого произведения? - Хорошо, если вычислите на калькуляторе и получите готовый ответ, вы пополните копилку ваших знаний? | - Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы. - Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце). Выдвигают гипотезы: - устно - на калькуляторе - столбиком. - Нет. | ||
4 | IV этап. Постановка учебной задачи, темы урока. Построение проекта выхода из затруднения. (5 мин) Цель: построение учащимися проекта будущих учебных действий: 1.уточнение цели проекта; 2. уточнение темы урока; 3. определение средств; 4. построение плана достижения цели | - Значит, время определить основной вопрос урока. - Так какую же учебную задачу вы поставите перед собой? СЛАЙД 5 - Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 6 - Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? СЛАЙД 7 - Какое свойство умножения вы применили? - Какие приемы умножения использовали?
- Можно ли таким образом быстро выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? Что такое умножение? - Как вы думаете, есть более удобный способ умножения на двузначные числа. - Какие приемы из изученных мы применим? - Повторим алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. (Составляется схема-опора) СЛАЙД 8 | -Мы должны научиться умножать многозначные числа на двузначные числа. - Умножение на двузначное число. Объясняют приём умножения. -Распределительное. 1) прием умножения суммы на число; 2) письменный прием умножения на однозначное число; 3) письменный приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями; 4) письменный приём сложения чисел. - Нет. - Да. -Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное: 1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа. 2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить. 3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили. 4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен. 5. Прочитать ответ. | Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы - поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: - целеполагание; Коммуникатив ные: - умение выражать свои мысли; | |
5 | V этап. Реализация построенного проекта (8 мин) Цель: 1)организовать фиксацию нового способа действия в речи: правило 2)зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью схемы) запись примера в столбик. 3) организовать фиксацию преодоления затруднения(вернуться к пробному заданию) 3)организовать уточнение общего характера нового знания | -СЛЕДУЮЩИЙ НАШ ШАГ: СЛАЙД 9 «Открываем новые знания» - Предлагаю записать пример столбиком самостоятельно и решить его, основываясь на данный алгоритм. СЛАЙД 10 Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». - Посмотрим результаты. - Поднимите руки, кто не смог найти произведение? Что показалось для вас трудным? - Кто решил, можете объяснить алгоритм своих действий? Вызывает к доске ученика, верно решившего пример (если есть). - Подошла ли к вашему заданию данная схема? - Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? - Почему сложно было справиться с заданием? - Какую цель поставим дальше? -Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? -Эту работу я предлагаю выполнить в группах под девизом: Смело иди вперёд, не стой на месте. Что не сделаешь один, сделаем вместе. (Вспомните правила работы в группе). Можно пользоваться карточками-помощницами.
Учитель по ходу чтения алгоритма учащимися фиксирует на экране схему – опору. СЛАЙД 11
-Решите пример, опираясь на полученный вами схему-опору (те, кто не смог решить ранее).
Проверка по эталону СЛАЙД 12 - Я прошу поднять руку тех ребят, которые выполнили умножение правильно. - Сравните полученный алгоритм со своим решением. Вы всё сделали правильно? - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений?
- Вы поставили цель узнать алгоритм умножения на двузначное число. Достигли цели? - Какие задания вы теперь сможете выполнять? | Ответы учащихся. Записывает решение на доске (если может, комментирует). Нет. -Умножение на десятки. Мы не знаем алгоритма умножения на двузначное число
-Узнать алгоритм умножения на двузначное число. -Уточнять уже известный. Открывают конверты. Располагают карточки в нужном порядке, Зачитывают. Решают Проверяют. -В учебнике (сравнивают с объяснением темы на с. 44) Ответы учащихся. Умножать на двузначное число. | Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем; | |
Физкультминутка (2 мин) | Один, два, три, четыре, пять, Все умеем мы считать. Отдыхать умеем тоже: Руки за спину положим, Голову поднимем выше И легко – легко подышим. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочки потянулись И друг к другу повернулись. Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели. | ||||
6. | VI этап. Первичное закрепление с проговариванием. /5 мин./ Цель: Зафиксировать способ письменного умножения на числа, оканчивающиеся нулями. | Фронтальная работа с проговариванием вслух. - Можно ли сказать, что вы всё уже сделали на уроке? - Какую цель вы поставите на следующий этап? - Что для этого надо сделать? -СЛЕДУЮЩИЙ НАШ ШАГ: СЛАЙД 14 «Применяем новые знания» а) с.44, № 156. Объясни по данным записям, как выполнено умножение. Называй неполные произведения и окончательный результат. Подготовка в парах. Вспомните правила работы в паре. б) с.44, № 157 - с комментированием у доски, остальные самостоятельно. –Проверьте, пожалуйста. Правильность выполнения примеров по образцу. (На доске) -Как вы думаете, нет ли “опасного места” при решении таких примеров? СЛАЙД 15 | -Нет. -Научиться применять построенный алгоритм при умножении на двузначное число. -Потренироваться в использовании нового алгоритма. Объясняет 1 из пары. Два ученика работают у доски, остальные в тетради. Объясняют. | КоммуникативныеУУД: Умение выражать свои мысли; Регулятивные УУД: Овладение алгоритмом умножения; | |
7. | VII этап. Самостоятельная работа со взаимоконтролем с проверкой по эталону. /3 мин./ Цель: -Тренировать способность к самоконтролю и самооценке. - Проверить способность к умножению многозначных чисел на двузначные числа | - Понятен ли вам этот вычислительный приём? - Как проверить, что вы его усвоили? Поработаем с карточками №1. На ней записаны примеры. ( 84 ·17 58 · 38) Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат своей работы: в верхнем углу карточки вы видите круг. Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Жёлтым цветом – если сомневаетесь. Красным цветом – если вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму. Критерий оценки – правильность счёта, безошибочность. А теперь приступим. - Передайте карточку соседу. Выводит ответы к заданию на экран. СЛАЙД 16 - Если нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – жёлтым. - Верните карточку владельцу. - Совпал ли ваш прогноз с результатом? | - Решить примеры самостоятельно. Прогнозируют результат и выполняют задание.
Взаимопроверка по готовым ответам с доски. Ответы детей | Регулятивные УУД: Прогнозиро вание; Самоконтроль; Коррекция; Коммуникативные УУД: Учебное сотрудничество; | |
8. | VIII этап. Включение нового в систему знаний и повторения. /7 мин./ Цель: - закрепить умение решать текстовые задачи; - применение нового способа действия; - создание ситуации успеха. | - При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретённые на уроке?
Длина палисадника 16 м, а ширина на 4м меньше. Найдите площадь палисадника. (Для чего на практике нужно знать периметр и площадь палисадника?) - Прочитайте условие задачи. Что известно, что надо узнать. Каким действием узнаете ширину? Назовите вопрос. Каким действием ответите на вопрос? - Выполните решение в тетради. (Проверка устно). А сейчас я предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять самостоятельно: уравнения на красной, желтой, зелёной полосках. (На полосках представлены дифференцированные задания). Внимание на экран. СЛАЙД 17 Красная – (сложное) х-783=58*45 Желтая - (среднее) х : 12 =336 Зеленая – (легкое) 5 · х = 3190 - Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его. - Сверьте свою работу с образцом. СЛАЙД 18 | При решении задач, уравнений. Один ученик у доски, другие в тетрадях. Выбирают и выполняют задание. Сверяют решение с образцом на слайде. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. | Познаватель ные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение и поиск необходимой информации; Коммуникативные УУД: - умение достаточно полно и чётко выражать мысли; Регулятивные УУД: - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка. | |
9. | IX этап. Рефлексия учебной деятельности. 1.Что нового узнали? / 3 мин./ Цель: - Оценить результаты собственной деятельности; - Осознание метода построения границ применения нового знания. 2.Домашнее задание | -Какую цель ставили перед собой? - Достигли мы цели? -Как умножают на двузначное число? - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? - Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь? - Оцените свою работу на уроке, используя модели цветов, которые лежат у вас на парте: слайд 19 - кто научился умножать на двузначное число, и может объяснить это другому человеку, например, другу – покажите зеленый цветок; -кто научился умножать на двузначное число, но пока еще не может объяснить прием другому человеку, - покажите желтый цветок; - кто еще не уверен в своих возможностях – покажите красный цветок. Давайте составим большой букет из ваших цветочков. Это наглядный результат вашей работы на уроке. Оцените свою работу при помощи этих пословиц: слайд 20
Инструктаж домашнего задания. 1) С 44, № 159 – обязательный для всех 2) С. 44, № 160– предлагаю тем, кто не боится трудностей. 3) Придумать и записать задачу на умножение многозначного числа на двузначное – для тех, кто любит творить. Благодарю ребят за работу. Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья? - Вспомните девиз нашего урока. - Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху. - Спасибо вам за активное участие. Мне было очень приятно работать с вами. | -Научиться умножать на двузначное число. -Достигли. Рассказывают алгоритм Ответы детей. (Каждый ряд получает лист А 3 с нарисованной вазой и стеблями цветов и, ученики прикрепляют к нему свои цветки). Записывают задание в дневники. | Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познаватель ные: - умение структурировать знания; Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания; |
Приложение
Карточка № 1 Запиши примеры в столбик и реши их. 84 ·17 58 · 38 |
Карточка №2 Реши задачу: Длина палисадника 16 м, а ширина на 4м меньше. Найди площадь палисадника. |
Алгоритм умножения (карточка-помощница)
Умножаю первый множитель на число единиц….. |
Получу первое неполное произведение… |
Умножу первый множитель на число десятков…. |
Получу второе неполное произведение….. |
Начну подписывать второе неполное произведение под десятками. |
Сложу неполные произведения. |
Читаю ответ… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-407805-1392840380.jpg)
«Письменные приемы деления многозначных чисел на двузначное число» 4 класс
Урок математикив 4 классе обучения по адаптированной основной общеобразовательной программе для учащихся с ОВЗ VII вида. Тема урока: «Письменные приемы деления многозначных чисел на двузначн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/09/picture-364200-1386593974.jpg)
Презентация к уроку математики в 4 классе ("Школа России") по теме " Деление и умножение многозначных чисел на двузначное число"
Урок математики интегрирован с ОБЖ. Учащиеся не только упражняются в решении примеров и задач на умножение и деление многозначных чисел, но также вспоминают правила дорожного движения, знакомятс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/12/picture-603126-1426187599.jpg)
Урок математики на тему «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число»
Технологическая карта урока математики на тему «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число» 4 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/07/picture-943618-1507371906.jpg)
Урок математики в 4 классе по теме "Письменный приём умножения многозначных чисел на двузначное число" по ФГОС
Урок математики по программе "Школа России". Цель: Создать условия для формирования знания, умения и навыки учащихся по теме «Умножение многозначного числа на...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/14/picture-90443-1555234790.jpg)
конспект урока по математике 4 класс Школа России тема: " Письменный приём умножения многозначных чисел на двузначное число".
Урок" открытия" новых знаний. Цель: создать условия для формирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково- исследовательскую деятельность....
Урок математики в 4 классе по теме: Умножение многозначных чисел на двузначное число. УМК "Школа России"
Урок математики по теме: Умножение многозначных чисел на двузначное число. 4 класс. Учебник М.Моро и др. УМК "Школа России". В ходе урока идет совершенствование навыка письменного умножения ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/08/picture-854295-1615160211.jpg)
Письменный прием умножения многозначных чисел на однозначные, математика, 4 класс, УМК "Перспектива"
Тема: "Письменный прием умножения многозначных чисел на однозначные"Тип урока - урок рефлексииДанный урок спроектирован в соответствии с ФГОС на основе технологии деятельностного метода....