Урок математики на тему «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
Технологическая карта
урока математики на тему
«Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число»
4 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
урока математики на тему
«Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число»
4 класс
Составила : Учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 10» г.Ухта
Липина Маргарита Николаевна
Класс: 4
Предметная область: математика, УМК « Школа России»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Тема: «Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число».
Цель урока: Создание условий для формулирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково - исследовательскую деятельность.
Задачи урока для учителя:
1. Обучить приемам умножения на двузначные числа через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.
2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров, задач.
3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.
4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности.
5.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Задачи урока для учащихся:
1. «Открыть» новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
2. Рассмотреть приемы умножения на двузначные числа и вывести соответствующие правила.
3. Применять полученные знания при решении математических выражений, задач.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- Регулятивных УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
- Познавательных УУД: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации;
освоение способов решения проблем поискового характера; сравнение, анализ, обобщение.
- Коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм умножения на карточках). Учебник: Моро « Математика» 4 класс, часть 2.
Ход урока:
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к деятельности. (2 мин) | -Очень трудная наука математика для нас, Но учиться в наше время Нужно каждому из нас! – Как вы думаете, какая цель занятий математикой? – Математика наука трудная. Вы готовы преодолеть трудности на пути к знаниям? – Тогда пожелайте друг другу удачи. | -Развивать человека, его внимание, волю, тренировать свой мозг, быть упорным в достижении цели -Да | Личностные УУД: -самоопределение; -настрой на работу; -организация рабочего места. |
2. | Мотивация учащихся к учебной деятельности. Математический диктант. (5 мин) | -Откройте тетради, запишите число, «Классная работа». Учитель читает задания. 1.Увеличьте 3120 на 8 сотен. 2.Первый множитель 42, второй-20. Чему равно произведение? 3.Какое число меньше 720 на 100? 4.Увеличьте 920 на 80 5.Разность чисел 120 и 60 6.Увеличьте 350 в 20 раз 7.Из 86 тысяч вычесть 4 тысячи. 8.Запишите наибольшее пятизначное число. 9.На сколько 260 больше 60 В результате проверки на доске появляется запись (выставляю карточки) 3920 840 620 1000 60 7000 ж с с у р д 82000 99999 200 а й а - Если вы расположите эти ответы в порядке возрастания, то расшифруете слово. Запишите это слово под ответами. -Какое же слово получилось? - И что это значит? - Это слово не случайно, оно своего рода девиз урока. Слово, составленное из карточек, висит на доске. | Дети записывают ответы в тетради. Проверка - дети объясняют, как они считали -3120 увеличить на 8 сотен – это значит прибавить 800, получится 3920 -42 умножить на 20. Мы 42 умножаем на 2, будет 84, и еще приписываем 0 - 840 …. -Слово «рассуждай» -Чтобы правильно решить , прийти к какому-то выводу, надо рассуждать, думать самому, а не просто списывать с доски | Регулятивные -планирование учебного сотрудничест-ва совместно с учителем. Коммуникативные -владение диалогической речью. Познавательные -поиск и выделение информации. |
3. | Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин) | - Посмотрите внимательно на выражения и предложите работу, которую необходимо выполнить. 1)92x8 2) 76х30 3)136х23 - Запишите эти выражения и решите их. -Прежде чем вы назовёте произведение, объясните приём умножения. | Нужно найти значения произведений. 1) внетабличное умножение ( разбиваем первый множитель на разрядные слагаемые и используем прием умножения суммы на число); 2)приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями; 3)затрудняются | Познавательные УУД: - Общеучебные; - Логические; Коммуникативные УУД: - умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы; |
4. | Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи, темы урока. Построение проекта выхода из затруднения. (5 мин) | - Почему вы затруднились назвать 3) произведение? -Чем отличается это произведение от тех, что мы решали раньше? - У кого есть предположения, как можно вычислить значение этого произведения? - Хорошо, если вычислите на калькуляторе и получите готовый ответ, вы пополните копилку ваших знаний? - Значит, время определить основной вопрос урока. - Так какую же учебную задачу вы поставите перед собой? - Сформулируйте тему урока. СЛАЙД 1 - Вы предложили устно выполнить вычисления. Как именно? - Какое свойство умножения вы применили? - Какие приемы умножения использовали?
- Можно ли таким образом быстро выполнить умножение многозначного числа, учитывая то, что числа могут быть достаточно большими? - Как вы думаете, есть более удобный способ умножения на двузначные числа. - Какие приемы из изученных мы применим? - Повторим алгоритм умножения двузначного числа на однозначное. (Составляется схема-опора) ** ˣ * *** | - Не можем, так как с этим приёмом умножения ещё не знакомы. - Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце). Выдвигают гипотезы: - устно - на калькуляторе - столбиком. - Нет. -Мы должны научиться умножать многозначные числа на двузначные числа. - Умножение на двузначное число. Объясняют приём умножения. -Распределительное. 1) прием умножения суммы на число; 2) письменный прием умножения на однозначное число; 3) письменный приём умножения на числа, оканчивающиеся нулями; 4) письменный приём сложения чисел. - Нет. - Да. -Алгоритм умножения двузначного числа на однозначное: 1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа. 2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить. 3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили. 4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен. 5. Прочитать ответ. | Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы - поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: - целеполагание; Коммуникатив ные: - умение выражать свои мысли; |
5. | Новый материал. Составление алгоритма. (7 мин) (2 мин) | - Предлагаю записать пример столбиком самостоятельно и решить его, основываясь на данный алгоритм. - Посмотрим результаты. - Поднимите руки, кто не смог найти произведение? Что показалось для вас трудным? - Кто решил, можете объяснить алгоритм своих действий? Вызывает к доске ученика, верно решившего пример (если есть). - Подошла ли к вашему заданию данная схема? - Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? - Почему сложно было справиться с заданием? - Какую цель поставим дальше? -Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? Будем составлять алгоритм на карточках, фиксируя каждый шаг (вставляем пропущенные слова). - Как запишем пример в столбик. Объясните. -Какой первый шаг?
-Зафиксируйте первый шаг на карточке. -Второй шаг Теперь умножаем первый множитель на число десятков. -Записывать будем под десятками. -Зафиксируйте второй шаг на карточке. - Третий шаг. -Складываем неполные произведения. Замечательно. Мы все вместе смогли решить новое выражение. Чем отличается умножение на двузначное число от умножения на однозначное число? - Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? СЛАЙД 2
- Вы поставили цель узнать алгоритм умножения на двузначное число. Достигли цели? - Какие задания вы теперь сможете выполнять? ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 3 | Ответы учащихся. Записывает решение на доске (если может, комментирует). Нет. -Умножение на десятки. -Мы не знаем алгоритма умножения на двузначное число
-Узнать алгоритм умножения на двузначное число. -Уточнять уже известный. 136 умножить на 23. Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями) -Сначала умножаем первый множитель на число единиц. Ученик записывает на доске с комментированием. а) Сначала умножаем на 3 единицы 6*3=18. 18 единиц это 1дес и 8 ед. 8ед. записываем в разряде единиц, а 1 десяток запоминаем) б) 3 десятка умножаем на 3, получаем 9 десятков, и 1 запоминали, получаем 10 десятков, 0 записываем в разряд десятков. в) теперь 1 сотню умножаем на 3, получаем 3 сотни, и 1 запоминали, получаем 4 сотни, 4 записываем под сотнями, получилось 408 единицы. Заполняют первую и вторую строку алгоритма. -Умножаем 136 на 2 десятка. Получилось 272 десятков. Заполняют третью и четвёртую строку алгоритма. Заполняют пятую и шестую строку алгоритма. -Добавляется еще умножение на десятки. И когда записываем десятки, то при записи суммы десятков число сдвигается на один разряд влево. Еще когда умножаем на двухзначное число, делаем три шага: первый - умножаем на единицы, второй - умножаем на десятки и третий - складываем полученные числа. -В учебнике (сравнивают с объяснением темы на с. 44) Ответы учащихся. Умножать на двузначное число. | Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем; |
6. | Закрепление материала. Отработка алгоритма умножения. Коллективная и самостоятельная работа. (7 мин) | - Можно ли сказать, что вы всё уже сделали на уроке? - Какую цель вы поставите на следующий этап? - Что для этого надо сделать? - Решим с комментированием у доски. 182*24 116*83 - Понятен ли вам этот вычислительный приём? - Как проверить, что вы его усвоили? СЛАЙД 4 901*82 508*34 -Проверьте решение примеров. СЛАЙД 5 | -Нет. -Научиться применять построенный алгоритм при умножении на двузначное число. -Потренироваться в использовании нового алгоритма. Два ученика работают у доски, остальные в тетради. - Решить примеры самостоятельно. Самопроверка по готовым ответам с доски. | Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли; Регулятивные УУД: Овладение алгоритмом умножения; |
7. | Включение нового в систему знаний и повторения. (7 мин) | - При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения, приобретённые на уроке? Задача. СЛАЙД 6 Одна шоколадка стоит 147 руб. Сколько стоит 36 шоколадок? Найдите ответ в данной записи примера. Можно ли по этой записи определить, сколько стоит 6 шоколадок; 30 шоколадок;360 шоколадок? - Можем ли мы узнать сколько стоит 6 шоколадок?
- Значит. 30 шоколадок будет стоит 441р. А сейчас я предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять самостоятельно: уравнения на красной, синей, зелёной полосках. (На полосках представлены дифференцированные задания). Внимание на экран. СЛАЙД 7 Красная – (сложное) х-783=58*45 Синяя - (среднее) х : 12 =336 Зеленая – (легкое) 5 · х = 3190 - Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его. - Сверьте свою работу с образцом. СЛАЙД 8 | -При решении задач, уравнений. Дети читают задачу и решают ее, отвечая на первый вопрос. -Да. Смотрим первое число 882. Сначала ведь умножаем единицы. Нет, 4410 руб., мы просто не пишем нуль под разрядом единиц, а сдвигаем на один разряд влево. -36 шоколадок будет стоить 5292 руб. и 360 - тоже можно ответить не считая- добавить нуль- 5290 руб.) Выбирают и выполняют задание. Сверяют решение с образцом на слайде. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения. | Познавательные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение и поиск необходимой информации; Коммуникативные УУД: - умение достаточно полно и чётко выражать мысли; Регулятивные УУД: - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка. |
8. | Рефлексия учебной деятельности. (3мин) | -Какую цель ставили перед собой? - Достигли мы цели? -Как умножают на двузначное число? - Где и в каких случаях знания, полученные на уроке, могут пригодиться в жизни? - Молодцы, хорошо рассуждаете. Оцените свою работу (на полях в тетради). СЛАЙД 9 -Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. + -Вы считаете, что научились приему умножения, но вам ещё нужна помощь. = -Вы считаете, что было трудно на уроке. - | -Научиться умножать на двузначное число. -Достигли. Рассказывают алгоритм Ответы детей. | Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - умение структурировать знания; Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания; |
9. | Домашнее задание. (2 мин) | 1) стр. 44 № 157. 2)Придумать и записать задачу на умножение многозначного числа на двузначное – для тех, кто любит творить. СЛАЙД 10 | Записывают задание в дневники. |
АЛГОРИТМ УМНОЖЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ДВУЗНАЧНОЕ
1. НАЧИНАЕМ УМНОЖАТЬ С _______________ – ПИШЕМ ПОД ______________________.
2. НАЗЫВАЕМ ____________________ НЕПОЛНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
3. УМНОЖАЕМ НА _________________________ – ПИШЕМ ПОД _____________________.
4. НАЗЫВАЕМ _____________________ НЕПОЛНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
5. НЕПОЛНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ _________________________________.
6. ЧИТАЕМ __________________________________.
АЛГОРИТМ УМНОЖЕНИЯ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ДВУЗНАЧНОЕ
1. НАЧИНАЕМ УМНОЖАТЬ С _______________ – ПИШЕМ ПОД ______________________.
2. НАЗЫВАЕМ ____________________ НЕПОЛНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
3. УМНОЖАЕМ НА _________________________ – ПИШЕМ ПОД _____________________.
4. НАЗЫВАЕМ _____________________ НЕПОЛНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
5. НЕПОЛНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ _________________________________.
6. ЧИТАЕМ __________________________________.
3920 840 620 1000 60 7000 82000
99999 200
Ж С С У А Д А Й Р
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики в 4 классе ("Школа России") по теме " Деление и умножение многозначных чисел на двузначное число"
Урок математики интегрирован с ОБЖ. Учащиеся не только упражняются в решении примеров и задач на умножение и деление многозначных чисел, но также вспоминают правила дорожного движения, знакомятс...
Урок математики по теме "Письменный прием умножения многозначного числа на однозначное", 3 класс
Урок открытия нового знания по теме "Письменный прием умножения многозначного числа на однозначное" , 3 класс, УМК "Школа 2000". С элементами надпредметного курса "Мир деятельности"....
Конспект урока по математике 4 класс "Школа России" Тема : «Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначное число».
Предмет: Математика УМК: «Школа России»Класс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материалом...
Урок математики в 4 классе по теме "Письменный приём умножения многозначных чисел на двузначное число" по ФГОС
Урок математики по программе "Школа России". Цель: Создать условия для формирования знания, умения и навыки учащихся по теме «Умножение многозначного числа на...
конспект урока по математике 4 класс Школа России тема: " Письменный приём умножения многозначных чисел на двузначное число".
Урок" открытия" новых знаний. Цель: создать условия для формирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково- исследовательскую деятельность....
Письменный прием умножения многозначных чисел на двузначное число.
План- конспект...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМАМ: "ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ СЛОЖЕНИЯ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ", "УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ ЧИСЛО"
УРОКИ МАТЕМАТИКИ ПО УМК НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА (4 КЛАСС) С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПЛАТФОРМЫ UCHI.RU...