Урок -практикум "Взаимное расположение фигур на плоскости"
методическая разработка по математике (1 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Урок  математики в 1 классе "Взаимное расположение фигур на плоскости".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Класс: 2  класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний (1 урок по данной теме)                    

УМК: «Начальная школа XXI века»

Ф.И.О. учителя: Никитенко Валентина Николаевна

МБОУ СОШУИП№3 г. Лабытнанги  ЯНАО

Цели:

-дать понятие о пересекающихся и непересекающихся фигурах через решение практических задач; развивать пространственные представления, логическое мышление, математическую речь, внимание; повторить устные приёмы вычислений по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»;

-формировать интерес к предмету; стремление самостоятельно получать новые знания;

-формировать умение учитывать  разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формировать умение сличать способы действия и его результата с заданным эталоном;

Тема

Взаимное расположение фигур на плоскости.

Дидактическая задача

Формировать представление о взаимном  расположении фигур на плоскости.

Цели

Образовательные:

Учить практическим способам определять  взаимное  расположение фигур на плоскости . Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной и групповой работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; сопоставлять результаты своей работы с образцом.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в схеме, иллюстрациях; находить ответы на вопросы через выполнение практической деятельности; составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Дать понятие о пересекающихся и непересекающихся фигурах через решение практических задач;

Учить определять  взаимное  расположение фигур на плоскости;

Развивать пространственные представления, логическое мышление, математическую речь, внимание;

Повторить устные приёмы вычислений по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 100»;

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; сопоставлять результаты своей работы с образцом (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы через выполнение практической деятельности; составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД).

Ресурсы:

- основные

  • - Кочурова Е.Э., Рудницкая В.Н., Рыдзе О.А.  Математика. Учебник для 2-го класса.
  • - Кочурова Е.Э. Рабочая тетрадь., ч. 1 , Математика. 2 класс.
  • - набор геометрических фигур  ( треугольников белого, желтого и красного  цвета,  круг);
  • - интерактивная доска; веера
  • - электронный образовательный ресурс. Математика 2 класс Вентана-Граф

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа.

Методы

Проблемный диалог,   деятельностный     (исследовательская работа).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы работы на уроке

Результат

I. Мотивация к учебной деятельности

-Я очень рада видеть ваши внимательные  глаза. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране Математике. Удачи вам и новых открытий!

(Читают  подготовленные ученик и ученица)

У известного математика Чарльза Доджсона, который известен больше как автор сказок  «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье»   есть такой диалог.

 « Алиса подошла к дереву. Рядом с ней на ветке сидел кот.
Алиса:

-Извините пожалуйста, Вы не подскажете как мне пройти?
Кот:-А куда ты хочешь попасть?
Алиса:-А мне все- равно куда.
Кот:-Тогда все- равно как идти и куда.

Учитель:
-Как вы думаете, что хотел сказать этими словами кот?

-Конечно, очень важно знать цель своей работы.

-Какую цель мы ставим перед собой, идя в школу?

В каком праве для детей отражена эта цель?

Хорошо учиться

Дети имеют право на бесплатное образование

Фронтальная  работа

Мотивационный настрой учащихся

Эмоциональный настрой

обучающихся на урок,

волевая саморегуляция.

(Коммуникативные УУД).

 Готовность и способность обучающихся к

саморазвитию. (Личностные УУД)

II. Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников. 

Повторение изученного.

-Начнем наш урок с устного счета.

-Предлагаю решить логические задачи.

а) В очереди на приём к доктору Айболиту сидят 6 больных. Сначала доктор вызвал в кабинет тех, у кого болят зубы. Третий и пятый больные вошли в кабинет. Сколько больных осталось ждать своей очереди? (4)

б) Маше и Оле купили каждой по 14 карандашей. Во время рисования девочки сломали 10 карандашей. Сколько карандашей осталось? (18)

в) У крышки стола квадратной формы отпилили один угол. Сколько стало углов у стола? 

Задачи- рассуждения.

а) Два друга – Федя и Костя – получили в школе двойку и тройку.
Федины родители обычно ругают сына за тройки, а привыкшие к тройкам Костины родители ругают его только за двойки. Кому попадет на этот раз, если известно, что Федя не получил тройку?

(Федя – двойку, Костя – тройку)

б)Сколько месяцев в году имеют  по  28 дней?(Все месяцы)

в) Если один петух закукарекает, то человек проснётся. Сколько петухов должны закукарекать, чтобы проснулись три человека?   (Один)

б) -По какому предмету в нашей школе проходит декада?

-Кто принимал уже  принимал участие?

 - Послушайте, сейчас  ребята расскажут об истории возникновения геометрии.

в)  Продолжим  устный счет.

А сейчас быстро  сосчитайте  и назовите  слово.

47- 4

47- 9

47+20

47+3

47+23

48 -20

Ответ:  38-пе      43-ре      50-се      67-че     70-ни   28-е

  -Какое слово у вас получилось

- Как вы понимаете значение этого слова?

Ответы показывают, используя веера.

Отвечают с устным пояснением.

 По математике.

Выступление  заранее подготовленных детей

(используют презентацию)

Пересечение

Место, где пересекается что с  либо чем либо

Фронтальная работа

Умение решать примеры логические   задачи.

(Познавательные УУД)

Ориентироваться в своей системе знаний; составлять ответы на вопросы.

(Познавательные УУД)

Привитие интереса к предмету

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Развивать этические чувства, прежде всего

доброжелательность и эмоционально-

нравственная отзывчивость. (Личностные УУД).

III. Гимнастика для глаз  по методике

А.С.  Аветисова.

Упражнение 1.

     Не двигая головой, переведите взгляд с потолка на пол 8-12 раз. Обязательно фокусируйте взгляд в верхней и нижней точке. Упражнение 2.

 Теперь фокусировка должна стать шире. Глядите вправо, затем по диагонали поднимайте глаза вверх, и по такой же диагонали опускайте взгляд в левый угол внизу. Проделайте все в обратном направлении. Голову не перемещайте.

Упражнение 3.

  Перемещайте взгляд с правой фиксированной точки в левую сторону и обратно.

. Упражнение 4.

    После этого вращайте глазами по часовой стрелке и против часовой, не упуская из виду все, что видите. 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

IV.Изучение новых знаний. 

А)  Постановка проблемного диалога

Б)  Определение темы урока

В)Исследовательская деятельность

-Какие фигуры здесь изображены на рисунке?

C:\Users\Николай\Desktop\001.jpg

-Укажите признаки окружности, треугольника, четырёхугольника.

-Можно ли сказать, что эти  геометрические фигуры  пересекаются?

Как называется такое пересечение фигур?

-Как  будет звучать тема  нашего урока?

-Как вы  понимаете слово взаимное  расположение?

-Исследуем, как могут располагаться фигуры на плоскости.

-Сейчас мы будем работать в парах.

-Кто напомнит, как надо работать в парах?

-У вас на столах лежат треугольники. -Подумайте, как могут располагаться два треугольника на плоскости (на парте, на рабочем столе). -Смоделируйте разные варианты расположения двух треугольников.   (пересекаться и не пересекаться)

Вернемся к теме нашего урока

- Проведем исследовательскую работу ,  как могут располагаться две фигуры на  плоскости при  пересечении

Возьмите 3 фигуры: треугольник, белого, красного и  желтого цвета.

-Теперь мы будем исследовать, что может получаться, при взаимном расположении фигур на плоскости.

А) Касаются  только  вершинами, сторона и вершина .

 - Возьмите треугольники  красного  и желтого цвета. Расположите их на парте так, чтобы они касались только  одной вершиной друг с другом.

-Какая у них общая часть? (точка)

Б)  Присоедините  2 треугольника  сторонами.  ( отрезок)

- Возьмите треугольники желтого  и белого цвета. Присоедините треугольник с треугольником как на рисунке.

-Какая у них общая часть? ( Отрезок)

В) Наложите  треугольник  белого цвета  на треугольник  красного цвета как показано на рисунке. 

-Какая у них общая часть? (треугольник,  а также

пятиугольник)

Г)  -Положите  маленький круг внутри любого треугольника.

- Какая  у этих фигур общая часть?

   (круг)

-Давайте сделаем общий вывод, что же получается при  взаимном  пересечении  фигур на плоскости? (При пересечении геометрических фигур общей частью может быть любая фигура.)

- Как проверить наши выводы?

 ( стр. учебника 93)

-Где найти нужную информацию?

-Пригодятся ли вам эти знания ?

 -Где и когда?

-Достаточно ли нам полученных сейчас знаний, чтобы двигаться вперёд к новым открытиям?

Треугольник, круг, квадрат или могут назвать четырехугольник, многоугольник.

Да.

Такое  расположение фигур на плоскости, называется взаимное.

Взаимное расположение фигур на плоскости.

Общее для обеих сторон

Чтение правил при работе в парах

Пересекаться и не пересекаться.

Точка, тоже точка

Отрезок.

Треугольник и пятиугольник

круг

При пересечении геометрических фигур общей частью может быть любая фигура.)

Читают с. учебника 93

Обратиться к учебнику.

В жизни есть примеры, где  видны эти пересечения . Например, пересечение улиц, дорог, границ и т.д.)

Фронтальная работа

Работа в парах.

Фронтальная  работа.

Самостоятельная работа

Подведение под понятие.

Иметь представление о пересечении фигур на плоскости. (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

 (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

(Познавательные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

 Готовность и способность обучающихся к

саморазвитию. (Личностные УУД)

V.Первичная проверка понимания изученного.

-Выполним  задание в группах.

Группы получают одно одинаковое задание.

-  Определите общую часть данных фигур и соедините её с названием. (Приложение1 )          

-Проверим ваше решение!

- Сравните по эталону и оцените  свою работу.

Повторение правил поведения в группе:

Уважай своих товарищей.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

 Представители от групп  выходят к доске и  вывешивают свой ответ на доске.

Самооценка выполнения группами задания.

Работа в группах.

Уметь определять взаимное расположение фигур на плоскости.

(Познавательные  УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Сопоставлять результаты своей работы с образцом

(Регулятивные УУД).

 Готовность и способность обучающихся к

саморазвитию. (Личностные УУД)

VI. Динамическая пауза

Учитель показывает  геометрические фигуры. Дети выполняют действия, определенные  для каждой фигуры.

Квадрат – приседают.

Круг – кружатся на месте.

Треугольник – наклоны влево, вправо.

Пятиугольник – прыжки на месте.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

VII.Контроль и самоконтроль, коррекция.

- Следующее задание вы выполните самостоятельно.

Прочитайте про себя задание, выберите то, которое вам кажется интереснее и выполните его.

-Сравните свою работу с эталоном и оцените.

- Получилось ли у нас выполнить задание? Все справились?

- Что мы можем посоветовать тем ребятам, у которых пока возникают затруднения при выполнении заданий?

Задания разного уровня сложности.

Базовый уровень

Т. С.35 №2

Повышенный уровень сложности

Уч. С.94 №5,6

Обратиться к учебнику и повторить  то, что сегодня изучали.

Самостоятельная работа.

Уметь определять взаимное расположение фигур на плоскости..

(Познавательные  УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Сопоставлять результаты своей работы с образцом

VIII. Домашнее задание.

- Кто желает дома продолжить совершенствовать свои знания, хочу предложить сюрприз: «Задание в конверте». На перемене подойдите и возьмите задание.  (Приложение 2)

IX. Подведение итогов урока, рефлексия.

- Подведём итог урока.

-Что нового узнали  на уроке?

-Где эти знания вам могут пригодиться?

-Каждому из вас надо оценить свою работу на уроке.

-У вас на столах лежат треугольники разных красного, желтого и белого  цвета.

– Если вы считаете, что урок прошёл для вас с пользой, вам было всё понятно, вы научились и можете научить других – возьмите треугольник  красного цвета;

-Если вам было интересно, но чувствуете, что ещё не совсем разобрались и необходима помощь -  возьмите треугольник  желтого цвета.

-Если вам было трудно, не разобрались ни в чём, необходимо ещё потренироваться – возьмите треугольник  белого цвета.

-Правильно оцените свои знания и выберите нужный треугольник.

- Молодцы, спасибо за урок.

- В разных жизненных ситуациях.

Фронтальная  работа.

Передача информации  устным способом. (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

 Уметь выделять  и  формулировать  то,  что

усвоено и что нужно усвоить, определять

качество и уровень усвоения.

(Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

   

Приложение1.

1

                     2

3

4

Точка

Треугольник

Отрезок

Не пересекаются

Приложение2.

1. Расставьте на сторонах квадрата 8 точек так, чтобы на каждой стороне было по 3 точки.

2. Посчитай, сколько треугольников на рисунке.

Ответ:  12

https://3.404content.com/1/B7/38/1108478447569601711/fullsize.jpg

https://3.404content.com/1/B7/38/1108478447569601711/fullsize.jpg

https://3.404content.com/1/B7/38/1108478447569601711/fullsize.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Льюис Кэрролл

Слайд 5

Маше и Оле купили каждой по 14 карандашей. Во время рисования девочки сломали 10 карандашей. Сколько карандашей осталось?

Слайд 6

Два друга – Федя и Костя – получили в школе двойку и тройку. Федины родители обычно ругают сына за тройки, а привыкшие к тройкам Костины родители ругают его только за двойки. Кому попадет на этот раз, если известно, что Федя не получил тройку?

Слайд 9

Тема урока Взаимное расположение фигур на плоскости.

Слайд 12

ФИЗМИНУТКА приседаем кружимся на месте наклоны влево, вправо прыжки на месте

Слайд 13

Исследовательская работа

Слайд 18

При пересечении общей частью двух фигур может быть … точка отрезок многоугольник

Слайд 19

Вывод При пересечении геометрических фигур общей частью может быть любая фигура.

Слайд 27

Домашнее задание «Задание в конверте »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики с презентацией по теме "Взаимное расположение фигур на плоскости"

Конспект урока по УМК «Начальная школа XXI века» с использованием ИКТ. На уроке прослеживается дифференцированное обучение, создаётся ситуация свободного выбора....

Взаимное расположение фигур на плоскости.

Для 2 класса по Виноградовской программе....

Внеурочное занятие по математике «Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая».1 класс.

Внеурочное занятие по математике для  1 класса разработано в соответствии с требованиями ФГОС и соответствует возрастным особенностям обучающихся.   Материал представлени в виде конспек...

Математика 2 класс Взаимное расположение фигур на плоскости

Конспект урока + презентация урок математики во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века» Тема: Взаимное расположение фигур на плоскости...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ На тему: «Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами».

Открытое занятие на тему: "Шахматы. Шахматная доска. Особенности расположения фигур и пешек в начальном положении. Знакомство с шахматными фигурами "...