Внеурочное занятие по математике «Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая».1 класс.
план-конспект занятия (1 класс)

Внеурочное занятие по математике для  1 класса разработано в соответствии с требованиями ФГОС и соответствует возрастным особенностям обучающихся.   Материал представлени в виде конспекта занятия и презентации.  Содержание данного конспекта направлено на то, чтобы раскрыть представления о геометических фигурах и  более подробно показать роль данных   фигур в повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx409.8 КБ
Файл prezentatsiya_k_vneurochnomu_zanyatiyu.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая».

Класс: 1.

Направление: общеинтеллектуальное.

Цель: познакомить с геометрическими фигурами – точкой и линией; формировать умение правильно изображать на бумаге точку и линию.

Задачи:

Образовательные:

- приобретать знания о геометрической фигуре точке и особенностях линий.

- понимать назначение геометрических фигур в окружающей среде;

- формировать умения изображать точку и линию(виды линий) на бумаге.

Воспитательные:

- знать основные моральные нормы поведения на занятии, отношения к животным и ориентироваться на их выполнение;

- освоить способность к оценке своей учебной деятельности, адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

Развивающие:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации или совместно с учителем;

- использовать знаково-символические средства;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- грамотно и с полнотой выражать свои мысли;

-соотносить информацию представленную в разных формах;

-проводить анализ и синтез по заданиям;

- умение ориентироваться на листе бумаги и на определенном расстоянии друг от друга проводить линии.

Ход занятия

Тема: «Точка. Линия, изображение точки и линий на бумаге. Линии: прямая, кривая, взаимное расположение линий на плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая».

1. Организация начала

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

На уроке будь старательным,(небрежным)
Будь спокойным и внимательным.(не внимательным)
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.(перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать 
Надо руку поднимать(опускать)

И соседу не мешать.

- Какие качества мы возьмем сегодня на занятие?

внимательным

старательным

не перебивать

 невнимательным

опускать

поднимать

перебивать

небрежным

2. Вводная часть

Подведение к теме.

- Для того чтобы узнать какая сегодня будет тема занятия вам нужно будет отгадать ребусы.

СЛАЙД 1(картинка ребуса)

5-а,3-ч,4-к,2-о,1-Т.

ТОЧКА

3-н, 2-и,1-я,5-Л, 4-и.

ЛИНИЯ

-Чтобы отгадать первое слово, вам нужно расположить цифры в прямом порядке. Кто первый отгадал слово? Поднимайте руку. Чтобы отгадать второе слово вам нужно расположить цифры в обратном порядке.

- Молодцы! Получается, что наше занятие будет связано с этими двумя понятиями.

- Но чтобы нам понять, о чем конкретно будет говориться в занятии, нам нужно с вами посмотреть на эту картинку.

-Что вы видите?( Дом,облако,снег)

- А из каких наружных частей у нас состоит нарисованный дом?(из линий)

-Да правильно, дом у нас состоит из линий. Но из каких линий?(Кривых и прямых)

-А что напоминает снег? Какую геометрическую фигуру? (точку)

-А облако из чего состоит?(из кривых линий)

-Соответственно облако состоит у нас из замкнутых кривых линий.

-На основании этого, как вы думаете, какая у нас будет тема занятия?( Знакомство с точкой и линией с видом линии.)

-Правильно сегодня мы с вами не только познакомимся с точкой и прямой(видами прямых), но и научимся правильно изображать на бумаге точку и линии.

Постановка задач и целеполагание.

- Как вы думаете, чему мы с вами сегодня научимся?( чертить линии и изображать точки)

-Что узнаем?(что такое точка и линия, виды линий).

-А с помощью чего мы сможем изобразить фигуры на бумаге?( с помощью инструментов)

-Правильно. Первый наш вопрос, на который нам нужно будет сегодня ответить «Какими инструментами нужно пользоваться при знакомстве с линией и точкой?»

- А вы знаете, для чего придумали эти геометрические фигуры и каково их значение?

- Наш второй вопрос, на который мы с вами ответим «Какое значение имеет геометрические фигуры точка и линия, для чего они нужны в повседневной жизни?»

- Ребята, а хорошо ли вам известны линии?

 - Третий проблемный вопрос на который мы дадим ответ Какие бывают линии и как их правильно изображать?»

УЧИТЬ ДО УРОКА ПРОПИСАЛ НА ДОСКЕ ВСЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ.

- А как мы сможем с вами сможем  разрешить задачи урока?( нам нужно найти ответ на вопросы.)

-Правильно, найдя ответы на вопросы мы с вами придем к разрешению задач.

-Сейчас я вам раздам листочки, в них уже даны проблемные вопросы- их всего 3. Возле каждого проблемного вопроса нарисована лесенка. После каждого выполнения заданий вы должны будете отметить 

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

 Ответ на первый проблемный вопрос

 - Отгадайте загадки и вы узнаете, какими инструментами мы будем пользоваться на занятиях.

Палочка волшебная

Есть у меня, друзья,

Палочкой этой

Могу построить я

Башню, дом и самолет

И большущий пароход

  (карандаш)

В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом совсем значении

Я планка для черчения.

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю.

  (линейка)

Живёт в пенале, в готовальне,

И может жить в карандаше!

А на работе он стирает,

Стирает всё, вокруг, везде!

(Ластик)

 УЧИТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ ИНСТРУМЕНТЫ, УЧЕНИКИ ПОВТОРЯЮТ.

-Я вам сейчас покажу, как правильно нужно держать линейку и карандаш.        

- Мы с вами ответили на первый вопрос? (да)

- Научились пользоваться инструментами.

-А теперь оцените сами себя. Напоминаю вам уровни самооценки. Отметьте себя на той ступеньке, на  которой посчитаете нужнным.

Физминутка(Показ видео)

Ответ на второй проблемный вопрос.

УЧИТЕЛЬ ДЕМОНСТРИРУЕТ КАРТИНКИ. Слайд 3

 - Что вы видите на картинке? (Птицы клюют зерна)

- На что похожи зерна? (ответы детей)

-Что нарисовано на второй картинке (Ночное небо)

-На что похожи звездочки? (ответы детей)

- Что нарисовано на третьей картинке ( луна)

- На что похожа луна?

-Как вы думаете как можно нарисовать зерна, луну, звезды?

- Верно, надо коснуться карандашом листа бумаги – получатся точки.

-Точка является самой главной фигурой. Без нее, не существовало бы вообще науки геометрии. А мы знаем, что без геометрии нам не обойтись в повседневной жизни.

-  А где вам встречалась точка?( когда пишем на уроке письма, когда делаем какие то измерения)

- А на что похожа точка?(приводят примеры)

 - А что вы видите на этих картинках? ( рельсы, мостик, сердечко)

              

- На что они похожи? (на линии)

Линия-это вторая по значимости геометрическая фигура. Без нее также нельзя построить абсолютно ничего. Линии окружают нас повсюду.

- А как вы думаете для чего нужны линии в повседневной жизни?(ответы детей)

-Ну а теперь мы будем с вами играть.  Я вам раздам фигурки. Вы должны будете их также скопировать. А я посмотрю кто самый ловкий и аккуратный из вас.

- М ы ответили с вами на второй вопрос? (да)

-Оцените себя в листе самооценки.

Ответ на третий проблемный вопрос.

-Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. И будем путешествовать парами.

- Но прежде, кто мне может сказать, как нужно работать в паре?( работаем совместно, работаем тихо, помогаем соседу, ведем себя вежливо)

 -Итак мы отправимся в путешествие по поиску Деда Мороза.

Нужно пройти лабиринт.

По какой дороге быстрее добраться к деду морозу. Нарисуйте правильный путь.

https://c.pxhere.com/photos/0e/12/away_meadow_crossroads_decision_curves_roll_forest_chapel-636562.jpg!d

Чтобы пройти через этот мост и реку, нужно найти здесь линии и указать, какие это линии.

А теперь у нас на пути озеро. Как мы можем пройти его ?

-Мы позовем друга деда мороза, который нам поможет наслать снежную вьюгу на озеро.  И последнее покроется льдом.

-Нарисуйте озеро у вас в последней свободной графе.

- Ребята, во всех заданиях нам встречались линии.

-Все нашли путь до деда мороза?  Путь мы проложили КРИВОЙ линией .

-Давайте я проверю. Какая пара справилась с этим заданием поднимает руку.

- По какой дороге нам быстрее всего добраться?(по левой)

-Почему? (Она более прямая)

- Ну, наверное, и на третьей картинке вы определили все линии. ( Мостик и река кривые незамкнутые линии)

- А озеро у нас будет являться линией? (Да)

- Да, ребята озеро будет являться замкнутой линией, потому что не имеет конца и начала, нигде не прерывается.

НА ОСНОВЕ ВЫПОЛНЕННОГО ЗАДАНИЯ МОЖНО ВЫЯВИТЬ, ЧТО ЛИНИИ БЫВАЮТ КРИВЫМИ, ПРЯМЫМИ, ЗАМКНУТЫМИ И НЕ ЗАМКНУТЫМИ.

- Теперь мы ответили на третий вопрос?( Да)

-Оцените свою работу по заданию в листе самооценки.

3. Заключительная часть.

- Какие это фигуры?(называют фигуры)

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ РАЗ.

- Данные геометрические фигуры очень важны. Как я уже говорила без знания этих фигур нельзя построить другие геометрические фигуры. Такие как,

              

- Ну а теперь скажите, чему вы сегодня научились?(научились изображать на бумаге точку и линию)

- А что нового узнали?( узнали, какие бывают линии, какие инструменты нужны для черчения, и какое назначение  имеет точка и линия в окружающей среде.)

- А теперь посмотрите на свой лист самооценки и на доску. Мы с вами ответили на все три вопроса?( Да) Я поставлю «+» около каждого вопроса.

Какие задания нам помогли ответить на вопросы и разрешить задачи урока?(ответы детей)

- Теперь оцените свою работу за все занятие. В бланке самооценивания отметьте, насколько вы хорошо работали на уроке, и все ли вам было понятно.

-Ну, а теперь покажите, какое у вас настроение. Дайте пять своему соседу по парте ладошкой, сосед отвечает вам взаимностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

5-а,3-ч,4-к,2-о,1-Т. Точка 3-н, 2-и,1-я,5-Л, 4-и. Линия

Слайд 3

ТОЧКА. ЛИНИЯ, ИЗОБРАЖЕНИЕ ТОЧКИ И ЛИНИЙ НА БУМАГЕ. ЛИНИИ: ПРЯМАЯ, КРИВАЯ, ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ЛИНИЙ НА ПЛОСКОСТИ. ЗАМКНУТАЯ И НЕЗАМКНУТАЯ КРИВАЯ

Слайд 5

1. Как проложить путь от снеговика до деда Мороза?

Слайд 6

2. По какой дороге быстрее?

Слайд 7

3. На какие линии похожи объекты на рисунке?

Слайд 8

4. Как пройти через озеро?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. 1 класс. Урок 12. Замкнутые и незамкнутые кривые. Презентация

http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_12_zamknutye_i_nezamknutye_krivye_prezentacija/2012-09-16-105 Урок 12. Замкнутые и незамкнутые кривые  В презентации отображены:  ...

Взаимное расположение линий и точек на плоскости.

Знакомство учащихся с новой геометрической фигурой и расположением точек на плоскости....

Математика Замкнутые и незамкнутые линии, 1 класс (учебник И. И. Аргинской, методика Л. В. Занкова)

МатематикаЗамкнутые и незамкнутые линии, 1 класс (учебник И. И. Аргинской, методика Л. В. Занкова)...

Урок математики "Понятия «ломаная линия», «звено ломаной». Построение ломаных линий." 1 класс Кощеева Елена Анатольевна, учитель начальных классов

На уроке математики  в занимательной форме дети получат представление о «ломаной линии», «звене ломаной линии».                       ...

Презентация "Точка, линия, прямая и кривая линии. Число 2 . Цифра 2"

Презентацию можно использовать при подготовке к 1 классу по курсу "Математика"...

Разработка урока: "Точка. Линия.Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч"

Технологическая карта урока математики и презентация к уроку....