Открытый урок по математике в 1 «А» классе Тема: «Сложение и вычитание чисел до двадцати»
план-конспект урока по математике (1 класс)
Тема: «Сложение и вычитание чисел до двадцати».
Основные цели:
1) сформировать умение выполнять вычисления с числами до двадцати;
2) актуализировать знание нумерации двузначных чисел до двадцати, умение представлять в виде суммы разрядных слагаемых, умение решать уравнения на сложение и вычитание.
Планируемые результаты (предметные):
выполняют сложение и вычитание с числами от 11 до 20 без перехода через десяток; находят в тексте задачи условие и вопрос, решают составные задачи, объясняют выбор действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Сложение и вычитание чисел до двадцати» | 356.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по математике в 1 «А» классе
ГБОУ РФМЛИ
Тема: «Сложение и вычитание чисел до двадцати»
Подготовила учитель начальных классов
Тигиева Елена Георгиевна
г. Владикавказ 2019 г
Урок 30
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Сложение и вычитание чисел до двадцати».
Основные цели:
1) сформировать умение выполнять вычисления с числами до двадцати;
2) актуализировать знание нумерации двузначных чисел до двадцати, умение представлять в виде суммы разрядных слагаемых, умение решать уравнения на сложение и вычитание.
Планируемые результаты (предметные):
выполняют сложение и вычитание с числами от 11 до 20 без перехода через десяток; находят в тексте задачи условие и вопрос, решают составные задачи, объясняют выбор действий.
Личностные результаты:
умеют задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и отвечать на него.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные
умеют осуществлять самопроверку.
Познавательные:
стремятся к расширению своей познавательной сферы, стараться производить свои мыслительные, логические операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Коммуникативные:
уметь доносить свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; демонстрировать свое понимание высказывания партнера по общению.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
1) загадка:
2) карточки с числами для задания № 1 (этап 2):
3) карточки с числами для задания № 2 (этап 2):
4) эталон названия чисел до двадцати (из урока № 29, часть 3, М-1);
5) карточки с числами для задания № 3 (этап 2):
6) карточка с заданием для пробного действия:
7) эталон сложения и вычитания чисел в пределах 20:
8) образец для самопроверки работы в парах (этап 6):
9) эталон для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):
Раздаточный материал:
1) индивидуальные планшетки;
2) эталоны к уроку 30, часть 3, М-1;
3) карточки с заданием для самостоятельной работы:
4) лестница «успеха» из урока 10 (этап 9).
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности:
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;
2) определить содержательные рамки урока: изучение чисел до двадцати.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Кем хотите стать вы, дети?
Кем хотите стать вы, дети? Козаев А.
Поскорее нам ответьте!
— Я хочу шофёром быть. Тадтаев Т.
Грузы разные возить.
— Я мечтаю о балете. Хачирова М.
Лучше нет его на свете.
— Я хочу врачом стать классным. Багаев А.
Буду всех лечить лекарством.
Очень вкусным, как конфета.
Съел его - болезней нету!
— В красках я души не чаю. Бирагов М.
Стать художником мечтаю.
Закажите мне портрет.
Справлюсь я, сомнений нет!
— Вы со мной, друзья, не спорьте, Шавлохов Т.
Я хочу стать первым в спорте.
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!
— Я хочу стать пианисткой. Зубкова В.
Замечательной артисткой.
Музыка со мною с детства,
Я люблю её всем сердцем.
— Я мечтаю стать скорей Саракаева А.
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть.
Дни рожденья отмечать.
Все профессии прекрасны. Козаев А.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!
- Что вам нужно делать, чтобы стать успешным человеком? (учиться)
- Что значит учиться? (каждый день узнавать что-то новое)
- Как же надо учиться? (Нужно стараться самим понять, что еще не знаем, а затем стараться самим «открывать» новые знания.)
- Сегодня вы продолжите изучать новое. Я желаю вам сделать новое открытие. Что нового вы изучили на прошлом уроке? (Числа до двадцати.)
- Сегодня вы продолжите работать над этой темой. С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Цель:
1) актуализировать знание нумерации двузначных чисел до двадцати, умение выполнять действия с разрядами двузначных чисел до двадцати, тренировать вычислительный навык;
2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Нумерация двузначных чисел до двадцати.
- Я предлагаю начать с чета до двадцати.
- Сосчитайте от 10 до 20 и от 20 до 10.
Работу можно организовать сначала фронтально, а потом в парах.
- Назовите последующее число 12, 16.
- Назовите предыдущее число 15, 19.
- Назовите соседей числа 10, 17.
- Какое число стоит между 14 и 16, 18 и 20?
- Назовите число, в котором 1 д. 2 е., 1 д. 6е., 1 д. 9 е.
Для удобства учитель может выписать эти числа на доску.
- Прочитайте числа и объясните, что обозначает каждая цифра в записи числа.
Учитель открывает на доске числа (Д-2):
2) Сумма разрядных слагаемых двузначных чисел до двадцати.
Учитель открывает на доске числа для задания № 2 (Д-3):
- Увеличьте каждое число на 10.
Учащиеся работают на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях, записывают только числа.
Проверка проводится фронтально: учащиеся показывают или называют результаты. Учитель фиксирует на доске согласованные ответы.
- Какие числа получились? (Двузначные числа, до двадцати.)
- Какие знания вам помогли при выполнении задания? (Знания разрядного состава чисел.)
Учитель фиксирует на доске эталон названий чисел до двадцати (Д-4).
- Прочитайте полученные числа.
3) Тренинг вычислительного навыка.
Учитель открывает на доске числа для задания № 3 (Д-2):
- Найдите разность 10 и данных чисел.
Учащиеся работают на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях. Записывают только ответы.
Проверка проводиться аналогично предыдущему заданию.
- Что вам помогло справиться с этим заданием? (Знание состава числа 10.)
4) Пробное действие.
- Какие знания вы вспомнили? (Мы потренировались в счете до двадцати, повторили разрядный состав двузначных чисел до двадцати, вспомнили состав числа 10.)
- Назовите следующий шаг в работе. (Мы должны будем выполнить пробное задание и поймём, что мы еще не знаем.)
Учитель открывает задание для пробного действия Д-6.
- Найдите значение выражения:
- Что нового в этом задании? (Надо вычесть из двузначного числа однозначное число, раньше мы вычитали только из 10 и однозначных чисел.)
- Как вы можете сформулировать цель своей работы? (Научиться выполнять действия с числами до двадцати.)
- Сформулируйте тему урока. (Действия с числами до двадцати.)
- Попробуйте выполнить это задание.
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках, записывая только ответ.
- У кого нет результата?
Учащиеся поднимаю руки.
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти разность чисел 17 и 3.)
- Кто получил ответ?
Учитель фиксирует на доске варианты ответов, из них выделяет правильный.
- Кто получил не правильный ответ, что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли правильно найти разность чисел 17 и 3.)
- Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте его. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем обосновать свой ответ.)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Что дальше надо сделать? (Разобраться, почему возникло затруднение.)
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны были найти разность чисел 17 и 3.)
- Какое правило вы использовали? (Счета десятками и единицами, представлением в виде разрядных слагаемых.)
- Чем это задание отличается от предыдущих? (Числа записаны цифрами, вычитаемое не совпадает с количеством единиц в уменьшаемом.)
- Почему же возникло затруднение? (Нет способа, с помощью которого мы могли выполнять вычисление.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
построить проект выхода из затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Сформулируйте цель? (Построить способ работы с числами до двадцати.)
- Что вы можете использовать для достижения цели? (Графические модели.)
- Как вы будете действовать?. (Запишем числа с помощью графических моделей, выполним вычисления, сделаем вывод.)
Учитель может план зафиксировать на доске.
5. Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Выполните план в группах.
Группы реализуют план на планшетках.
По окончанию работы, представители от каждой группы вывешивают на доску свой результат:
Мы выразили оба числа с помощью графической модели, воспользовались правилом действий с укрупненными единицами счета, в результате мы получили 4 е. и записали результат с помощью числа - это число 4. Делаем вывод: нужно из единиц вычесть единицы.
Возможное оформление работы:
В случае возникновения других мнений, проводиться коррекционная работа.
В случае возникновения затруднений у групп в реализации проекта, учитель организует подводящий диалог.
- Изменится ли правило для нахождения суммы таких чисел? (Нет, правило не изменится: будем складывать единицы.)
- Составим эталон. Как вы считаете, что будет в него входить? (Примеры.)
Учитель на доске поэтапно открывает эталон нумерации чисел до двадцати Д-7.
Учитель раздает учащимся эталоны Р-2.
- Рассмотрите эталон, что вы можете сказать? (Мы сделали верное открытие.)
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что позволяет вам открытый способ? (Выполнять действия с числами до двадцати.)
- Что теперь надо сделать? (Потренироваться в применении построенного способа.)
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
1) № 2 (а, б), стр. 58.
- Найдите № 2 на стр. 58.
- Выполните задания под буквами а и б.
Учитель заранее выносит задания на доску. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют с комментированием. Остальные учащиеся работают в учебниках.
2) № 3 (1 столбик), стр. 58.
- Найдите № 3 на стр. 58. Выполните первый столбик.
Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют с комментированием.
3) Работа в парах.
- Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.)
- Выполните № 2 и № 3 до конца в парах.
Проверка проводиться по образцу Д-8.
- Кто допустил ошибку? В чем она? (Допустили ошибки в вычислениях, ...)
- Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.
- Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы поняли, как выполнять вычисления с числами до двадцати.)
- Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выполнять вычисления с числами до двадцати.
Организация учебного процесса на этапе 7:
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы Р-3.
На выполнение задания отводится 2–3 минуты. Проверка проводится по эталону для самопроверки.
Учитель открывает на доске эталон для самопроверки Д-9. Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.
- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в вычислениях.)
- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
- У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем выполнять вычисления с двузначными числами до двадцати.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
организовать тренинг умения решать задачи на целое и части.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- При выполнении, каких заданий, вы можете использовать новый способ? (При решении задач, уравнений.)
- Я предлагаю вам решить задачу.
№ 7, стр. 59
- Найдите номер № 7 на стр. 59.
- Прочитайте задачу.
- Какого вида задача? (Это простая задача на целое и части.)
- Обоснуйте свой ответ. (В задаче говорится, что у мамы было 19 кусков сахара. Одну часть она положила в кашу, другую часть – в компот. Нужно узнать третью часть.)
- Решите задачу, заполнив схему.
Один учащийся работает у доски с комментированием, остальные в рабочих тетрадях.
Учитель заранее выносит схему на доску, учащиеся могут выполнять работу со схемой на индивидуальных планшетках. Решение задачи записывается в рабочую тетрадь.
Задача для группы
Взрослые медведи уехали с цирком на гастроли. Маша с Мишуткой прожили вдвоём 2 недели и ещё 6 дней. Сколько дней они прожили вдвоём?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: вычисления с двузначными числами до двадцати;
2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
3) оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 9:
- Что в конце урока надо сделать? (Повести итог и проанализировать свою работу.)
- Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы открыли правило выполнения вычислений с двузначными числами до двадцати.)
- Достигли ли цели? Докажите.
- Кому сегодня получилось открыть новый способ самостоятельно? Докажите.
- Оцените свою деятельность на лестнице успеха.
Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
- Какие же трудности у вас еще встречаются?
- Где можно над ними поработать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 100"
Этот конспект разработан для учащихся 2 классов. Закрепление пройденного материала идет ввиде путешествия по сказке "Буратино" с применением интеактивной доски....
Открытый урок по математике в 4 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел"
Урок по математике в 4 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел". Урок построен с учетом образовательных , развивающих, воспитательных технологий. данный урок является первым в разделе "Сложени...
Открытый урок по математике в 1 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20"
Урок по математике в 1 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" (закрепление). Программа "Школа 2100", учебник по математике "Моя математика", авторы Демидова, Козлова....
Открытый урок по математике во 2 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе.
Цель урока: ознакомление учащихся со сложением и вычитание по разрядам в пределах 100. Задачи урока:• отработать изученные вычислительные приемы, • закрепить умение решать задачи разными спо...
Конспект открытого урока по математике во 2 классе Сложение и вычитание двузначных чисел
Конспект открытого урока по математике во 2 классе Сложение и вычитание двузначных чисел...
Открытый урок по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд"
Урок математики по теме "Сложение и вычитание" чисел с переходом через разряд. Урок - игра , путешествие в сказку....
Открытый урок по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 100".
Открытый урок с презентацией по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 100"....