Открытый урок по математике в 1 «А» классе Тема: «Сложение и вычитание чисел до двадцати»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Тигиева Елена Георгиевна

Тема: «Сложение и вычитание чисел до двадцати».

Основные цели:

1) сформировать умение выполнять вычисления с числами до двадцати;

2) актуализировать знание нумерации двузначных чисел до двадцати, умение представлять в виде суммы разрядных слагаемых, умение решать уравнения на сложение и вычитание.

Планируемые результаты (предметные):        

выполняют сложение и вычитание с числами от 11 до 20 без перехода через десяток; находят в тексте задачи условие и вопрос, решают составные  задачи, объясняют выбор действий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок

по математике в 1 «А» классе

ГБОУ РФМЛИ

Тема: «Сложение и вычитание чисел до двадцати»

            neznaika18                    neznaika07

Подготовила учитель начальных классов

Тигиева Елена Георгиевна

г. Владикавказ 2019 г

Урок 30

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Сложение и вычитание чисел до двадцати».

Основные цели:

1) сформировать умение выполнять вычисления с числами до двадцати;

2) актуализировать знание нумерации двузначных чисел до двадцати, умение представлять в виде суммы разрядных слагаемых, умение решать уравнения на сложение и вычитание.

Планируемые результаты (предметные):        

выполняют сложение и вычитание с числами от 11 до 20 без перехода через десяток; находят в тексте задачи условие и вопрос, решают составные  задачи, объясняют выбор действий.

Личностные результаты:        

умеют задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл  имеет для меня учение? – и отвечать на него.

Универсальные учебные действия (метапредметные):        

Регулятивные 

умеют осуществлять самопроверку.

Познавательные: 

стремятся к расширению своей познавательной сферы, стараться производить свои мыслительные, логические операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Коммуникативные:

уметь доносить свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; демонстрировать свое понимание высказывания партнера по общению.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) загадка:

2) карточки с числами для задания  1 (этап 2):

3) карточки с числами для задания  2 (этап 2):

4) эталон названия чисел до двадцати (из урока  29, часть 3, М-1);

5) карточки с числами для задания  3 (этап 2):

6) карточка с заданием для пробного действия:

7) эталон сложения и вычитания чисел в пределах 20:

8) образец для самопроверки работы в парах (этап 6):

9) эталон для самопроверки самостоятельной работы (этап 7):

Раздаточный материал:

1) индивидуальные планшетки;

2) эталоны к уроку 30, часть 3, М-1;

3) карточки с заданием для самостоятельной работы:

4) лестница «успеха» из урока 10 (этап 9).

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;

2) определить содержательные рамки урока: изучение чисел до двадцати.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Кем хотите стать вы, дети?
Кем хотите стать вы, дети?                    Козаев А.
Поскорее нам ответьте!
— Я хочу шофёром быть.                      Тадтаев Т.
Грузы разные возить.
— Я мечтаю о балете.                             Хачирова М.
Лучше нет его на свете.
— Я хочу врачом стать классным.        Багаев А.
Буду всех лечить лекарством. 
Очень вкусным, как конфета. 
Съел его - болезней нету!
— В красках я души не чаю.                  Бирагов М.
Стать художником мечтаю. 
Закажите мне портрет. 
Справлюсь я, сомнений нет!
— Вы со мной, друзья, не спорьте,        Шавлохов Т.
Я хочу стать первым в спорте. 
Шайбу мне забить - пустяк,
Я играю за "Спартак"!
— Я хочу стать пианисткой.                   Зубкова В.
Замечательной артисткой. 
Музыка со мною с детства, 

Я люблю её всем сердцем.
— Я мечтаю стать скорей                       Саракаева А.
Воспитателем детей.
С ними петь, гулять, играть. 
Дни рожденья отмечать.
Все профессии прекрасны.                      Козаев А.
Все профессии важны.
Знаем мы, что наши руки
Будут Родине нужны!

- Что вам нужно делать, чтобы стать успешным человеком? (учиться)

- Что значит учиться? (каждый день узнавать что-то новое)

- Как же надо учиться? (Нужно стараться самим понять, что еще не знаем, а затем стараться самим «открывать» новые знания.)

  • Сегодня вы продолжите изучать новое. Я желаю вам сделать новое открытие. Что нового вы изучили на прошлом уроке? (Числа до двадцати.)
  • Сегодня вы продолжите работать над этой темой. С чего начнете работу? (С повторения необходимых знаний.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) актуализировать знание нумерации двузначных чисел до двадцати, умение выполнять действия с разрядами двузначных чисел до двадцати, тренировать вычислительный навык;

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Нумерация двузначных чисел до двадцати.

  • Я предлагаю начать с чета до двадцати.
  • Сосчитайте от 10 до 20 и от 20 до 10.

Работу можно организовать сначала фронтально, а потом в парах.

  • Назовите последующее число 12, 16.
  • Назовите предыдущее число 15, 19.
  • Назовите соседей числа 10, 17.
  • Какое число стоит между 14 и 16, 18 и 20?
  • Назовите число, в котором 1 д. 2 е., 1 д. 6е., 1 д. 9 е.

Для удобства учитель может выписать эти числа на доску.

  • Прочитайте числа и объясните, что обозначает каждая цифра в записи числа.

Учитель открывает на доске числа (Д-2):

2) Сумма разрядных слагаемых двузначных чисел до двадцати.

Учитель открывает на доске числа для задания  2 (Д-3):

  • Увеличьте каждое число на 10.

Учащиеся работают на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях, записывают только числа.

Проверка проводится фронтально: учащиеся показывают или называют результаты. Учитель фиксирует на доске согласованные ответы.

  • Какие числа получились? (Двузначные числа, до двадцати.)
  • Какие знания вам помогли при выполнении задания? (Знания разрядного состава чисел.)

Учитель фиксирует на доске эталон названий чисел до двадцати (Д-4).

  • Прочитайте полученные числа.

3) Тренинг вычислительного навыка.

Учитель открывает на доске числа для задания  3 (Д-2):

  • Найдите разность 10 и данных чисел.

Учащиеся работают на индивидуальных планшетках или в рабочих тетрадях. Записывают только ответы.

Проверка проводиться аналогично предыдущему заданию.

  • Что вам помогло справиться с этим заданием? (Знание состава числа 10.)

4) Пробное действие.

  • Какие знания вы вспомнили? (Мы потренировались в счете до двадцати, повторили разрядный состав двузначных чисел до двадцати, вспомнили состав числа 10.)
  • Назовите следующий шаг в работе. (Мы должны будем выполнить пробное задание и поймём, что мы еще не знаем.)

Учитель открывает задание для пробного действия Д-6.

  • Найдите значение выражения:

  • Что нового в этом задании? (Надо вычесть из двузначного числа однозначное число, раньше мы вычитали только из 10 и однозначных чисел.)
  • Как вы можете сформулировать цель своей работы? (Научиться выполнять действия с числами до двадцати.)
  • Сформулируйте тему урока. (Действия с числами до двадцати.)
  • Попробуйте выполнить это задание.

Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках, записывая только ответ.

  • У кого нет результата?

Учащиеся поднимаю руки.

  • Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти разность чисел 17 и 3.)
  • Кто получил ответ?

Учитель фиксирует на доске варианты ответов, из них выделяет правильный.

  • Кто получил не правильный ответ, что показало ваше пробное действие? (Мы не смогли правильно найти разность чисел 17 и 3.)
  • Кто смог получить правильный ответ, обоснуйте его. Назовите правило, которым вы пользовались. (Мы не можем обосновать свой ответ.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель: 

1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

  • Что дальше надо сделать? (Разобраться, почему возникло затруднение.)
  • Какое задание вы выполняли? (Мы должны были найти разность чисел 17 и 3.)
  • Какое правило вы использовали? (Счета десятками и единицами, представлением в виде разрядных слагаемых.)
  • Чем это задание отличается от предыдущих? (Числа записаны цифрами, вычитаемое не совпадает с количеством единиц в уменьшаемом.)
  • Почему же возникло затруднение? (Нет способа, с помощью которого мы могли выполнять вычисление.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:

построить проект выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  • Сформулируйте цель? (Построить способ работы с числами до двадцати.)
  • Что вы можете использовать для достижения цели? (Графические модели.)
  • Как вы будете действовать?. (Запишем числа с помощью графических моделей, выполним вычисления, сделаем вывод.)

Учитель может план зафиксировать на доске.

5. Реализация построенного проекта.

Цель:

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

3) организовать уточнение общего характера нового знания.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  • Выполните план в группах.

Группы реализуют план на планшетках.

По окончанию работы, представители от каждой группы вывешивают на доску свой результат:

Мы выразили оба числа с помощью графической модели, воспользовались правилом действий с укрупненными единицами счета, в результате мы получили 4 е. и записали результат с помощью числа - это число 4. Делаем вывод: нужно из единиц вычесть единицы.

Возможное оформление работы:

В случае возникновения других мнений, проводиться коррекционная работа.

В случае возникновения затруднений у групп в реализации проекта, учитель организует подводящий диалог.

  • Изменится ли правило для нахождения суммы таких чисел? (Нет, правило не изменится: будем складывать единицы.)
  • Составим эталон. Как вы считаете, что будет в него входить? (Примеры.)

Учитель на доске поэтапно открывает эталон нумерации чисел до двадцати Д-7.

Учитель раздает учащимся эталоны Р-2.

  • Рассмотрите эталон, что вы можете сказать? (Мы сделали верное открытие.)
  • Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
  • Что позволяет вам открытый способ? (Выполнять действия с числами до двадцати.)
  • Что теперь надо сделать? (Потренироваться в применении построенного способа.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель: 

создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) № 2 (а, б), стр. 58.

  • Найдите  2 на стр. 58.
  • Выполните задания под буквами а и б.

Учитель заранее выносит задания на доску. Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют с комментированием. Остальные учащиеся работают в учебниках.

2) № 3 (1 столбик), стр. 58.

  • Найдите  3 на стр. 58. Выполните первый столбик.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют с комментированием.

3) Работа в парах.

  • Вы поработали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.)
  • Выполните  2 и  3 до конца в парах.

Проверка проводиться по образцу Д-8.

  • Кто допустил ошибку? В чем она? (Допустили ошибки в вычислениях, ...)
  • Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.
  • Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы поняли, как выполнять вычисления с числами до двадцати.)
  • Как в этом убедиться? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: 

организовать самопроверку и самооценку учащимися умения выполнять вычисления с числами до двадцати.

Организация учебного процесса на этапе 7:

Учитель раздает учащимся карточки с заданием для самостоятельной работы Р-3.

На выполнение задания отводится 2–3 минуты. Проверка проводится по эталону для самопроверки.

Учитель открывает на доске эталон для самопроверки Д-9. Проводиться вербальная поэтапная проверка. Учащиеся по шагам вместе с учителем проверяют правильность вычислений.

  • У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
  • Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в вычислениях.)
  • Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
  • У кого нет ошибок? Сделайте вывод? (Мы умеем выполнять вычисления с двузначными числами до двадцати.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 

организовать тренинг умения решать задачи на целое и части.

Организация учебного процесса на этапе 8:

  • При выполнении, каких заданий, вы можете использовать новый способ? (При решении задач, уравнений.)
  • Я предлагаю вам решить задачу.

 7, стр. 59

  • Найдите номер  7 на стр. 59.
  • Прочитайте задачу.
  • Какого вида задача? (Это простая задача на целое и части.)
  • Обоснуйте свой ответ. (В задаче говорится, что у мамы было 19 кусков сахара. Одну часть она положила в кашу, другую часть – в компот. Нужно узнать третью часть.)
  • Решите задачу, заполнив схему.

Один учащийся работает у доски с комментированием, остальные в рабочих тетрадях.

Учитель заранее выносит схему на доску, учащиеся могут выполнять работу со схемой на индивидуальных планшетках. Решение задачи записывается в рабочую тетрадь.

Задача для группы

Взрослые медведи уехали с цирком на гастроли. Маша с Мишуткой прожили вдвоём 2 недели и ещё 6 дней. Сколько дней они прожили вдвоём?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: 

1) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке: вычисления с двузначными числами до двадцати;

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9:

  • Что в конце урока надо сделать? (Повести итог и проанализировать свою работу.)
  • Какое открытие вы сделали на уроке? (Мы открыли правило выполнения вычислений с двузначными числами до двадцати.)
  • Достигли ли цели? Докажите.
  • Кому сегодня получилось открыть новый способ самостоятельно? Докажите.
  • Оцените свою деятельность на лестнице успеха.

Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.

  • Какие же трудности у вас еще встречаются?
  • Где можно над ними поработать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 100"

Этот конспект разработан для учащихся 2 классов. Закрепление пройденного материала идет ввиде путешествия по  сказке "Буратино" с применением интеактивной доски....

Открытый урок по математике в 4 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Урок по математике в 4 классе "Сложение и вычитание многозначных чисел". Урок построен с учетом образовательных , развивающих, воспитательных технологий. данный урок является первым в разделе "Сложени...

Открытый урок по математике в 1 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20"

Урок по математике в 1 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 20" (закрепление). Программа "Школа 2100", учебник по математике "Моя математика", авторы Демидова, Козлова....

Открытый урок по математике во 2 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» с учетом требований системно-деятельностного подхода к обучению в начальной школе.

Цель урока: ознакомление учащихся со сложением и вычитание по разрядам в пределах 100. Задачи урока:• отработать изученные вычислительные приемы, • закрепить умение решать задачи разными спо...

Конспект открытого урока по математике во 2 классе Сложение и вычитание двузначных чисел

Конспект открытого урока по математике во 2 классе  Сложение и вычитание двузначных чисел...

Открытый урок по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд"

Урок математики по теме "Сложение и вычитание" чисел с переходом через разряд. Урок - игра , путешествие в сказку....

Открытый урок по математике во 2 классе "Сложение и вычитание чисел в пределах 100".

Открытый урок с презентацией по математике во 2 классе  "Сложение и вычитание чисел в пределах 100"....