Предмет: Математические представления и конструирование.
методическая разработка по математике
Предмет: Математические представления и конструирование
Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР вариант 2
Класс: 7
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mp_i_konstruirovanie1.docx | 36.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Цели рабочей программы
Основной целью является формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-значимой адаптации учащихся.
Цель программы состоит в максимальном включении обучающихся в образовательный процесс, в формировании доступных им видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
- Задачи программы:
− развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности;
- формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях;
- формирование элементарных общеучебных умений;
- овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности;
- развитие познавательных интересов жизненобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровье сберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления;
- общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Предмет «Математическое представление и конструирование» также интегрируется с различными предметами программы и направлениями коррекционно-развивающей области.
- Информация о программе и внесенных коррективах .
В 7 классе на изучение предмета «МП и конструирование» отводится 102 часа в год, из них обязательная нагрузка составляет 34 часа в год (1 раз в неделю), самостоятельная работа – 68 часов в год. С учетом выходных и праздничных дней программа может быть скорректирована.
- Информация об используемом учебнике.
Используются учебные пособия и дополнительная развивающая литература, рекомендованные Программой образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/ Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под. ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой.- СПб.: ЦДК проф.Л.Б.Баряевой,2011.-480 с.
- Планируемый уровень достижения обучающимися овладения образовательной программой.
Результатом обучения по «Программе» должна стать социальная адаптация детей, максимально возможная самостоятельность в процессе жизнедеятельности, то есть социализация
6. Содержание учебного предмета, курса.
Данная рабочая программа включает в себя следующие разделы:
- Конструирование
Конструирование фигур, игрушек (транспортных средств, мебели и.т.д.) из палочек и различных конструкторов. Складывание предметных и сюжетных разрезных картинок.
- Количественные представления
Знакомство с числами и цифрами первого десятка . Счет различно расположенных объектов с целью формирования представлений учащихся о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана.
Развитие понимания отношений между числами натурального ряда.
Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на сложение и вычитание на бытовые темы.
Различные упражнения с цифрами. Работа на калькуляторе.
- Представления о форме
Выкладывание из природного материала, рисование, лепка плоскостных и пространственных фигур, линий. Составление ритмических композиций из фигур по образцу. Упражнения на узнавание плоскостной фигуры, целого предмета по его фрагментам.
- Представление о величине
Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам, рисование объектов различной величины.
Игры и упражнения, направленные на формирование представлений об относительности (транзитивности) величины. Закрепление измерительных навыков.
- Пространственные представления
Развитие способности учащихся ориентироваться в трехмерном пространстве, в двухмерном пространстве. Упражнения и игры, направленные на формирование и развитие топологических представлений.
- Временные представления
Использование часов в реальной бытовой жизни. Работа с календарями природы и погоды.
Уточнение представлений об астрономических символах: солнце, луне, месяце, звездах.
7.Характеристика ученика.
Обращенную речь понимает с трудом , собственная речь- отдельные звуки. Не понимает последовательность событий. Концентрация внимания слабая . Требует постоянного контроля. Память механическая. Ограниченный объём памяти. Эмоционально холоден . Может вести себя импульсивно. Любит слушать музыку, музыкальные инструменты, смотреть мультфильмы. Требует постоянное сопровождение взрослого в учебном процессе.
8.Календарно-тематическое планирование:
Обязательная нагрузка:
Тема (раздел) | Дата план | Коррекция даты | Наименование темы урока | Кол-во часов |
1 четверть | ||||
Конструирование: | 07.09 | Конструирование: Игры и игровые упражнения. | 1 | |
14.09 | Игры с использованием конструкторов разных размеров, из разных материалов. | 1 | ||
21.09 | Конструирование из палочек по образцу (мосты, ворота). | 1 | ||
28.09 | Конструирование из палочек по образцу. | 1 | ||
05.10 | Игры, упражнения на выделение одного-пяти предметов из множества. | 1 | ||
12.10 | Постройки по образцу. | 1 | ||
19.10 | Обучение практическим действиям присчитывания. | 1 | ||
26.10 | Счет объектов в любом порядке. | 1 | ||
2 четверть | ||||
Представления о форме | Группировка предметов по форме . | 1 | ||
Упражнения, подводящие к решению арифметических задач . | 1 | |||
Закрепление представлений о линии. Рисование линий на песке. | 1 | |||
Ориентировка в пространстве | Закрепление навыков перемещения в пространстве различных помещений и представлений о схеме собственного тела и лица . | 1 | ||
Ориентировка в трехмерном пространстве по указательным точкам. | 2 | |||
Временные представления. | Временные представления. Использование часов в реальной жизни. | 2 | ||
3 четверть | ||||
Временные представления. | Работа с календарем природы и погоды. | 1 | ||
Конструирование из строительного материала. | 1 | |||
Количественные представления: | Упражнения на определение состава числа в пределах 4-х. Знакомство с количеством в пределах пяти и цифрой 5. | 1 | ||
Рисование цифр по трафаретам, | 1 | |||
Закрепление знания учащимся номеров телефонов специальных служб и способов их вызова. | 1 | |||
Игровые упражнения на идентификацию и выделение по словесной инструкции предметных множеств. | 1 | |||
Обучение решению арифметических задач | 1 | |||
Представление о форме: | Представление о форме:по трафарету, | 1 | ||
Выкладывание плоскостных фигур из природного материала . Рисование фигур на песке, манке, в тетради. | 1 | |||
Закрепление представлений о линии (прямая, извилистая). Рисование линий на песке. | 1 | |||
4 четверть | ||||
Представление о величине: | Знакомство учащихся с возможностью измерения предметов с помощью руки, ноги. | 1 | ||
Игры на пространственную ориентировку. | 1 | |||
Пространственные представления: | Игры на пространственную ориентировку | 1 | ||
Упражнения с пиктограммами обозначающими направление движения. | 2 | |||
Временные представления. | Использование часов в реальной жизни. Упражнение с игрушечными часами, перевод стрелок. | 1 | ||
Регулирование времени по часам (по песочным часам, по таймеру). | 1 | |||
Работа с календарем природы. Астрономические символы. | 1 |
9.Тематическое планирование:
Часы самостоятельной работы:
Тема (раздел) | Тема уроков | Кол-во часов |
Конструирование: | Игры и игровые упражнения с тематическими сборно-разборными игрушками | 1 |
Игры и игровые упражнения с разрезными картинками со смысловыми разъемами. | 1 | |
Упражнения с разрезными картинками с использованием образца; на узнавание целого предмета по фрагментам | 2 | |
Игры с использованием конструкторов разных размеров, из разных материалов. | 2 | |
Конструирование из палочек по образцу. Палочки Кюинзенера. | 2 | |
Количественные представления. | Игры на выделение одного-пяти предметов из множества. Формирование представления о возможности разъединения множества из любых предметов. | 1 |
Постройки по образцу. | 2 | |
Обучение практическим действиям присчитывания | 2 | |
Счет объектов в любом порядке | 2 | |
Представления о форме: | Группировка предметов по форме с опорой на образец. | 2 |
Упражнения, подводящие к решению арифметических задач с открытым результатом на наглядном материале | 1 | |
Закрепление представлений о линии. Рисование линий на песке. Выкладывание с помощью ниток. | 2 | |
Пространственные представления: | Игры и упражнения на закрепление навыков перемещения в пространстве и представлений о схеме собственного тела и лица | 1 |
Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам. | 2 | |
Ориентировка в трехмерном пространстве по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам) | 2 | |
Временные представления. | Использование часов в реальной жизни. Упражнение с игрушечными часами | 2 |
Работа с календарем природы и погоды. «Что такое символ». Упражнение в нахождении астрономического символа. | 2 | |
Рисование по трафарету солнца, луны, звезд и. т. д. Выкладывание из геометрических фигур. | 2 | |
Конструирование | Конструирование из строительного материала (из 4-5 дет.) Анализ взаимного расположения частей конструкции. | 1 |
Создание знакомых построек из разнообразного строительного материала и обыгрывание их. | 2 | |
Количественные представления | Упражнения на определение состава числа в пределах 4-х. | 2 |
Число и цифра 5. Соотнесение количества в пределах 5 с пальцами руки | 2 | |
Рисование цифр от 0 до 5 по трафаретам, на песке, лепка из глины, пластилина, выкладывание из природного материала, шнурков | 1 | |
Лепка цифр от 0 до 5 из соленого теста, письмо цифр на доске, в тетради | 1 | |
Закрепление знания учащимся номеров телефонов специальных служб и способов их вызова | 2 | |
Игровые упражнения на идентификацию и выделение по образцу предметных множеств . | 1 | |
Обучение решению арифметических задач с открытым результатом на наглядном материале в пределах 3 | 2 | |
Представление о форме | Выкладывание плоскостных фигур из природного материала (шишек, желудей). | 2 |
Обводка по трафарету, опорным точкам круга, прямоугольника и др. геометрических фигур. | 2 | |
Лепка пространственных фигур из пластилина | 1 | |
Рисование фигур на песке, манке, грифельной доске, в тетради. | 1 | |
Составление композиций из фигур по образцу. | 2 | |
Представление о величине | Обучение учащихся ориентироваться на размер изображений при выполнении практических и игровых действий. | 2 |
Пространственные представления | Игры на пространственную ориентировку с режиссерскими куклами . | 2 |
Игровые упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела. | 1 | |
Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам, рисование объектов различной величины . | 2 | |
Наблюдение, дидактические игры на отношение к величине (близко-далеко). | 2 | |
Сюжетно-ролевая игра «Азбука дорожного движения» | 2 | |
Временные представления | Использование часов в реальной жизни. Упражнение с игрушечными часами, перевод стрелок. | 2 |
Работа с календарем природы. Астрономические символы. | 2 |
Лист коррекции.
Дата | Внесенные изменения | Примечание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование"
Материал урока предназначен для ознакомления учащихся специальной коррекционной школы VIII вида (классов ОР) с видами часов и направлен на развитие временных и количественных представлений, а также ко...
Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование"
Материал урока предназначен для ознакомления учащихся специальной коррекционной школы VIII вида (классов ОР) с видами часов и направлен на развитие временных и количественных представлений, а также ко...
Методическая разработка интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование". Тема: "Представления о величине: большой, маленький, средний"
Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития....
Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование" во 2 класее. Тема урока: "Действие сложение"
Формирование математических представлений вызывают большие сложности у детей с умственной отсталостью. В большой степени затруднения связаны с абстрактностью понятий, которыми оперир...
бинарный урок по предметам: математические представления и конструирование и ручной труд " Воспроизведение комбинаций из 2-3 деталей строительного набора."
бинарный урок по предметам : математические представления и конструирование и ручной труд "Воспроизведение комбинаций из 2-3 деталей строительного набора" в 3-ем классе с детьми с умеренной и тя...
Методическая разработка конкурса «Математический Петербург» по предметам «Математические представления и конструирование», «Наш город» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью
Разрабатывая этот Конкурс, мы преследовали цель: создание условий для обучающихся с умеренной умственной отсталостью возможности показать достижения в освоении учебных предметов «Математические предст...
Урок-занятие по предмету: математические представления и конструирование. Тема:"Формирование представлений о геометрической форме".
Тип урока: Комбинированный урокФорма урока: урок-занятие Цели: Обучающая цель: Формировать представления о квадрате, круге, треугольнике и умение отличать друг от друга эти геометрические фигуры...