Технологическая карта на тему: "Доли"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Суюшкина Карина Михайловна

Тема урока: «Доли»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока:  первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое доля; уметь делить целое на доли; уметь определять, называть и сравнивать доли целого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_doli_3_klass.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Доли»

Тип урока: «открытие» новых знаний

Цель урока:  первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли.

Планируемые результаты:

Предметные: знать, что такое доля; уметь делить целое на доли; уметь определять, называть и сравнивать доли целого.

Метапредметные УУД: 

Познавательные: перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться в тетради и на развороте учебника; уметь сравнивать цель и результат; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать еѐ.

Регулятивные: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своѐ предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.

Коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим выполненную работу; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Личностные способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; применять правила делового сотрудничества; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий; выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

Ресурсы: учебник УМК «Школа России» Математика - 3 класс (2 часть), М. И. Моро, наглядный материал.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

  • Прозвенел и смолк звонок

Начинается мы урок. Так что время не теряем И учиться начинаем!

  • Откройте тетради и запишите дату, классная работа. – Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы открываем какую-то тайну. Один ученый сказал: “Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед”. Это значит, нужно самому трудиться, и тогда все непременно получится. – Сегодня я предлагаю на уроке провести небольшое исследование. А что значит исследовать?  

- Скажите, какими качествами нужно обладать ученику, чтобы на уроке сделать для себя открытие?  

– Помогать при исследовании нам будут научные книги: наши учебники.

Исследовать тему мы будем по этапам: Зарядка для ума.

  1. Определение темы, цели.
  2. Практический этап.
  3. Работа с книгой.
  4. Проблемный этап.
  5. Итоги исследования.

-На партах у вас листы самооценки, в которых будем фиксировать оценку своей работы на разных этапах урока.

Если у вас все получилось, вы не допустили ошибок - закрасьте первый круг зеленым цветом; если вы не уверены в своем ответе или были допущены незначительные ошибки - желтым, если не смогли - красным.

Произносят рифмовку, настраиваются на рабочую атмосферу, готовят тетрадь к работе.

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

(Открывать чтото новое, неизвестное) (Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддерживать

товарища.)

 

 

Получают инструкцию к работе на уроке.

Р: Способствовать формированию ответственного отношения к учению.

К: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Л: мотивы учебной деятельности и личного смысла учения.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

)Минутка чистописания с элементами логического мышления

Решите задачи: запишите в тетрадь только ответы числа.

Булка хлеба стоит 20 руб. Сколько стоит половинка булки?

Что значит “половина”? (Целое разделим на две равные половины и возьмем одну часть)

Карандаш стоит 3 руб. Сколько стоят 5 таких карандашей?

Стороны прямоугольника 5см и 4 см. Найдите площадь прямоугольника?

Проанализируйте записанные числа.(10, 15,20)  - Какую закономерность увидели? Какое должно быть следующее число? А за ним?  Запишите всю строку.

Математический диктант.  

- Постарайтесь выполнить задания правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.

 _ Запишите только ответы в строчку, через запятую.

  • Число 25 разделить на 25.
  • На сколько число 26 больше, чем 9?

*Во сколько раз число 48 больше 8?

*Число 7 увеличьте на 6.  

*Число 7 увеличьте в 4 раза.

  • Число 25 уменьшите на 6.

*Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 2 и 5 см.

*Число 5 увеличьте в 3 раза. 

Обсуждают и записывают результаты вычислений. Осуществляют:  самопроверку по образцу на доске.

Р: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

К: Уметь управлять своим поведением, слушать других.

П: Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

  1. Выявление места и причины затруднений.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Где в окружающем мире еще встречаются дольки? - В математике такие части от целого называются доли.(карточки со словами доли и целое прикрепляю к доске)

-Кто догадался, какая тема нашего урока?  

-Ребята, вы молодцы! Тема нашего урока «Доли».

-Какую цель перед собой поставим?

Что вы хотите узнать на уроке по этой теме?

1.Что такое доли?  

2.Как образуются доли?  

3.Как называются доли?  

4.Как сравнить доли?

-Перейдем к следующему этапу исследования

- Ребята, а как это - разделить на доли?

-Что такое доля? (Доля – это часть) (на доске карточки со словами доля  часть) (Беру яблоко и говорю):

-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком, чтобы получить доли? (Разрезать на части)

(Разрезаю  яблоко на две неравные части)

-Правильно я разрезала?  

Получились доли?  

-Почему не получились доли? (Части неравные)

А как правильно разрезать? (разделить на равные)

Анализируют, делают речевые высказывания.

Р: Умение контролировать свою деятельность., уметь оформлять свои мысли в устной форме.

П: Осознавать необходимость нового знания.

  1. Построение проекта выхода из затруднений.

Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

А теперь поработаем вместе и объясним, какое открытие мы сделали, прочитав учебник.

- Дано яблоко. Мы его принимаем как целое. На сколько частей оно поделено? Как называется эта часть на языке математики? На сколько частей разделено второе яблоко? Как называется одна такая часть?

- Вернемся к нашей полоске бумаги. Какую долю полоски мы закрасили синим цветом? зеленым?

В первых учебниках математики (в XVII веке) доли назывались - «ломаные числа». Современное обозначение долей берет свое начало в Древней

Индии. Долгое время доли считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка “попасть в доли”, что означает “попасть в трудное положение”.

Читают текст, находят в тексте информацию.

 

Выявляют закономерность.

Называют доли.

 

Подготовленный ученик читает историческую справку.

Р: Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно.

К: Развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли.

П: Уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя).

  1. Реализация построенного проекта.

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Работа с учебником.  с.92, №2

Какого цвета 1/3 доля? (Розового) 

Какого цвета1/6 доля? (Синего) – Какого цвета   ½ доля? (Зелѐного) 

Какого цвета  1/4 доля? (Жѐлтого)

Сравнение долей.          

Возьмите еще одну такую же полоску бумаги. Сложите ее три раза.

Разверните. Сколько долей получилось? Как называется одна такая доля?

А теперь положите образованные вами доли перед собой, одна под другой.

Сравните их.  Сделайте вывод.

 Подводим итог урока. С чем познакомились.

Анализируют объекты.

 

 

 

 

 

Формулируют выводы.

К: Уметь управлять своим поведением, слушать других; владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи.

П: Развивать умение извлекать необходимую информацию из математических текстов;

использовать полученную информацию в практической деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский урок по теме "Доли.Образование и сравнение долей"

Урок математики в 3 классе УМК "Школа России". Может быть использован и в других УМК....

урок математики на тему "Доли, половина, четверть. Определение доли"

урок математики на тему "Доли, половина, четверть. Определение доли", УМК "Школа России"...

Тема: Доли. Образование и сравнение долей 4 класс УМК "Школа России"

Тема: Доли. Образование и сравнение долей 4 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по теме "Доли"- 3 класс

Технологическая карта урока по математике 3 класс по теме "Доли". Знакомство учащися с понятием "доли". Учащиеся научаться определять доли и сравнивать их...

Технологическая карта урока математики по теме "Доли"

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса основной школы. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности по математике. Содержание учебного материала соответствует цели урока, требования...

Технологическая карта урока математики на тему «Доли. Образование и сравнение долей» УМК "Школа России"

Тема урока «Доли. Образование и сравнение долей» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования общих представлений о доле числа, их запи...