Учебное занятие по математике
план-конспект урока по математике (4 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uz_po_mat-ke_4_kl._bondarenko.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

4 класс

Тип УЗ. Комплексное применение ЗУН.

Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел.

Цель для учителя: Создать благоприятные условия для комплексного применения знаний по теме и перевести деятельность учащихся с репродуктивной до творческой за счет использования методик КСО и индивидуального дифференцированного подхода.

Цели для учащихся:

Ученик знает:

  • алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел;
  • оформление записи в столбик;
  • приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Ученик умеет:

  • пользоваться алгоритмом и приемами сложения и вычитания многозначных чисел;
  • применять знания и умения в новых условиях, выполнять задания на различных уровнях;
  • вести учебный диалог, решать проблемные ситуации;
  • работать в паре, использовать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и нести чувство ответственности пред товарищами.

УЭ

Содержание учебного материала

Управление обучением

УЭ 0.

Организационный момент.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

- Проверьте свое рабочее место.

Самостоятельная проверка рабочего места

УЭ

1

Актуализация опорных знаний.

Цель: подготовить учащихся к самовыводу темы урока и целеполагания через устную работу.

1.1.

Игра «Расшифруй слово»

Цель: проверить знание алгоритма и письменного приема сложения и вычитания многозначных чисел.

Запись на доске:

46 + 54 + 86 +14 =                              200   И

(100 + 580) – 460 =                             220   Г

1342 + 626 =                                       1968  Р

3652 – 241 =                                       3411  А

  • Что видите?
  • Что предлагаете сделать?
  • Какое слово получилось?
  • В чем испытывали трудность?  
  • Почему?
  • Знакома ли вам  эта тема?
  • Какова же тема урока?
  • Что вы знаете по данной теме?
  • Что умеете?

Наблюдение за записью на доске.

Коллективная работа с использованием сигналов

Учебный диалог

Беседа по самовыводу темы и целеполагания.

УЭ

2

Закрепление  изученного материала.

Цель: закрепить знание алгоритма письменного приема сложения и вычитания многозначных чисел.

  • Что вы используете при работе над математическими выражениями такого вида? (алгоритм)
  • Давайте  его соберем. (На доске в произвольном порядке части алгоритма. Ученики вместе с учителем собирают его и сталкиваются с проблемой)
  • Все ли у нас получается?
  • Почему? (Не хватает части алгоритма)
  • Чего не хватает? (Складываем (вычитаем) десятки).
  • А теперь мы смогли выполнить это задание?
  • Докажите.

Учебный диалог.

Постановка учебной проблемы. Поиск ее решения.

2.1.

  • Возьмите карточку № 1.
  • Что видите? (502 + 1724 )
  • Что бы вы хотели сделать?
  • Что заметили?
  • Как удобнее записать?
  • Что будете использовать при решении?
  • Как будем работать?

         1724

       +   502

  • Как проверим? (по ключу)
  • Контрольная пара отвечает у доски.

Работа по карточке в ППС по алгоритму.

Сверка по ключу.

2.2.

Что помогло справиться с заданием?

Кому было трудно? Просигнальте карточками (+, -, ?)

Беседа по подведению итога работы в ППС

2.3.

На доске запись: 2, 8, 4, 9, 7, 0.

  • Что это?
  • Что можно записать, используя эти цифры? (Числа)
  • Предложите задание, используя эти числа.
  • Поработайте индивидуально и составьте каждый свой пример.
  • Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга.
  • Кто оценил своего товарища на «5»?
  • Кому было легко справиться с таким заданием?
  • Молодцы!
  • Ребята задание было одно, а как мы его выполнили?
  • А сколько разных выражений получилось? Почему?

Работа с доской

Учебный диалог

Взаимопроверка и взаимооценка

Беседа по подведению итога работы.

2.4.

Предлагаю поработать в ПСС «Ручейком» с целью отработки алгоритма сложения и вычитания многозначных чисел

4791 + 3205                 5658 – 2235

1186 + 8426                 87500 – 6932

3721 + 75                     107823 - 85139

Работай  в ПСС «Ручеек» письменно в тетрадях. Взаимооценка.

Алгоритм.

2.5.

  • Кому было трудно? Просигнальте.
  • В чем заключалась трудность?
  • Что помогло в работе?
  • Что отрабатывали?

Беседа по подведению итога работы (сигналы + и -)

2.6.

Работа с учителем.

  • Хотите поработать в паре со мной?

Я буду вашей парой.

Я буду читать задачу. Вы внимательно слушайте и решайте. Выберите и покажите карточки с решением и ответом, а я вам сигналом + ? покажу свое согласие. Но вы должны обосновать свой выбор и связать с темой урока.

Один фермер собрал 740 ц свеклы, а другой на 380 ц больше. Сколько центнеров свеклы собрали фермеры?

В швейной мастерской было 740м ситца. Когда сшили несколько платьев, расходуя на каждое по 3м, то в мастерской осталось 380м ситца. Сколько платьев сшили?

Фронтальная работа с учителем.

Использование обратной связи в виде карточек.

Самоосмысление и самовыражение.

2.7.

Сделайте вывод: где же можно применять знания письменного приема + и – многозначных чисел.

  • Как работали?
  • Какие умения отрабатывали?
  • Чем это задание не похоже на предыдущее?
  • А вы смогли его выполнить?
  • Что помогло?

Самовывод по  проделанной работе и беседа по подведению итога работы

УЭ

3

Отработка материала по модульной карточке.

Цель: отрабатывать навыки письменного приема + и – многозначных чисел по карточке с самовыбором задания.

3.1.

  • Прочитайте цель.
  • Как будем работать?
  • Покажите цветовыми сигналами свой выбор.
  • Выполняйте.

Работа по МК с правом выбора задания (разноуровнего)

3.2.

Подведение итогов работы по карточке.

  • Кто выбрал желтый цвет?
  • Как выполнили? Просигнальте (+, ?)
  • Кому было легко?
  • В чем испытывали затруднения?
  • Кто выбрал синий цвет?
  • Кто справился?
  • Кто выбрал зеленый цвет?
  • Я подведу итог работы по этому цвету.

Подведение итогов работы по МК с использованием карточек с сигналами (+, ?)

УЭ 4

Подведение итога урока.        

Цель: подвести итог всей работы на уроке.

  • Вернемся к теме урока.
  • Назовите ее.
  • Какие знания и умения отрабатывали?
  • У кого все получилось и в течение урока выставили себе +?
  • А кто затруднялся?
  • В чем?
  • Как вы думаете, почему?

Подведение итогов

УЭ 5

Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Р. ур. – с.75 № 5 (1, 2ст.)

К. ур. – используя числа 2, 7, 6, 4, 1, 9 выражения

Т.ур. – с.76 составить уравнения с многозначными числами.

Самовыбор домашнего задания

Учитель:                                С. В. Бондаренко

Модульная карточка

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

Цель: проверить знания и умения по теме: «Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел».

Выбери задание согласно цветному сигналу.

Покажи сигнал учителю.

Выполняя задания, опирайся на знание алгоритма.

1

Вычисли.

Записывай вычисления столбиком.

10.375 + 8.003                              600.100 – 92.016

                            6548 + 2794

Сделай вывод: с какой целью выполняли задания.

Проверь по ключу.

2

Используя цифры 2, 7, 6, 9, 4, 0, 5. составь и запиши 3 выражения, на + и – многозначных чисел.

Сделай вывод.

3

Разгадай ребусы:

     6 * 5 *                         3 * 6 *

    - * 8 * 4                          1 2 * 8

    2 8 5 6                             4 5 6

                                          * 9 2 1

                                          9 0 4 1

Сделай вывод: какие знания помогли выполнить задание?

Подойди с тетрадью к учителю

Алгоритм

1.

Пишу. …

2.

Складываю (вычитаю) единицы.

3.

+ (-) десятки.

4.

+ (-) сотни.

5.

Читаю ответ.

Математика

4 класс

Тип УЗ. Комплексного применения ЗУН.

Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел.

Цель для учителя: Создать благоприятные условия для комплексного применения знаний по теме и перевести деятельность учащихся с репродуктивной до творческой за счет использования методик КСО и индивидуального дифференцированного подхода.

Цели для учащихся:

Ученик знает:

  • алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел;
  • оформление записи в столбик;
  • приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Ученик умеет:

  • пользоваться алгоритмом и приемами сложения и вычитания многозначных чисел;
  • применять знания и умения в новых условиях, выполнять задания на различных уровнях;
  • работать в паре, использовать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и нести чувство ответственности пред товарищами.

Ход урока

УЭ

Содержание учебного материала

Управление обучением

УЭ 0.

Организационный момент.

Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия.

- Проверьте свое рабочее место.

Самостоятельная проверка рабочего места

УЭ

1

Актуализация опорных знаний.

Цель: подготовить учащихся к самовыводу темы урока и целеполагания через устную работу.

УЭ

1.1.

Игра «Расшифруй слово»

Цель: проверить знание алгоритма и письменного приема сложения и вычитания многозначных чисел.

Запись на доске:

46 + 54 + 86 +14 =                              200   И

(100 + 580) – 460 =                             220   Г

1342 + 626 =                                       1968  Р

3652 – 241 =                                       3411  А

  • Что видите?
  • Что предлагаете сделать?
  • Какое слово получилось?
  • А какие математические выражения было трудно считать в уме? Почему?
  • Знакома ли вам  эта тема?
  • Какова же тема урока?
  • Что вы знаете по данной теме?
  • Что умеет?

Наблюдение за записью на доске.

Коллективная работа с использованием сигналов

Беседа по самовыводу темы и целеполагания.

УЭ

2

Закрепление  изученного материала.

Цель: закрепить знание алгоритма письменного приема сложения и вычитания многозначных чисел.

  • Что вы используете при работе над математическими выражениями такого вида? (алгоритм)
  • Есть ли у вас алгоритм?
  • Давайте вспомним его.
  • Умеем ли мы работать с алгоритмом? Давайте докажем.

Поставьте себе прогностическую оценку

УЭ

2.1.

Работа по карточке №1 в ППС

  • Возьмите карточку № 1.
  • Что видите?
  • Что предлагаете сделать?
  • Что будете использовать при решении?
  • Как будем работать?

         1724

       + 5022

  • Как проверим? (по ключу)
  • Контрольная пара отвечает у доски.

Работа по карточке в ППС по алгоритму.

Сверка по ключу.

УЭ

2.2.

Что помогло справиться с заданием?

Кому было трудно? Просигнальте карточками (+, -, ?)

Беседа по подведению итога работы в ППС

УЭ

2.3.

На доске запись: 2, 8, 4, 9, 7, 0.

  • Что это?
  • Что можно выполнить, используя эти цифры?
  • Какое задание вы могли бы предложить, используя числа, которые вы составили?
  • Поработайте индивидуально и составьте каждый свой пример.
  • Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга.
  • Кто оценил своего товарища на «5»?
  • Кому было легко сравниться с таким заданием?
  • Молодцы!

Работа с доской

Взаимопроверка и взаимооценка беседа по подведению итога работы.

УЭ

2.4.

Работа в ПСС «Ручеек»

Предлагаю работать в ПСС «Ручейком» с целью отработки алгоритма сложения и вычитания многозначных чисел

4791 + 3205                 5658 – 2235

1186 + 8426                 87500 – 6932

3721 + 75                     107823 - 85139

Работай  в ПСС «Ручеек» письменно в тетрадях. Взаимооценка.

Алгоритм.

УЭ

2.5.

  • Кому было трудно? Просигнальте.
  • В чем заключалась трудность?
  • Что помогло в работе?
  • Что отрабатывали?

Беседа по подведению итога работы (сигналы + и -)

УЭ

2.6.

Работа с учителем.

  • Хотите поработать в паре со мной?

Я буду вашей парой.

Я буду читать задачу. Вы внимательно слушайте и решайте. Затем покажите карточку с решением и ответом, а я вам сигналом + ? покажу свое согласие. Но вы должны обосновать свой выбор и связать с темой урока.

Один фермер собрал 740ц свеклы, а другой на 380ц больше. Сколько центнеров свеклы собрали фермеры?

В швейной мастерской было 740м ситца. Когда сшили несколько платьев, расходуя на каждое по 3м, то в мастерской осталось 380м ситца. Сколько платьев сшили?

Фронтальная работа с учителем.

Использование обратной связи в виде карточек.

Самоосмысление и самовыражение.

УЭ

2.7.

Сделайте вывод: где же можно применять знания письменного приема + и – многозначных чисел.

  • Как работали?
  • Какие умения отрабатывали?

Самовывод по  проделанной работе беседа по подведению итога работы с использованием сигналов +, ?

УЭ3

Отработка материала по карточкам.

Цель: отрабатывать навыки письменного приема + и – многозначных чисел по карточке.

УЭ

3.1.

  • Прочитайте цель.
  • Учащиеся, которые получили карточку №1 будут работать со мной у доски.

Карточка №1

Задание: вычисли. Записывай вычисления столбиком

10 375 + 8 003

600 100 – 92 016

6 548 + 2 794

- Учащиеся, которые получили карточку №2 будут работать самостоятельно и проверять у консультанта.

Карточка №2

Задание:  используя цифры 2, 7, 6, 9, 4, 0, 5 составь и запиши 3 выражения на + и – многозначных чисел. Сделай вывод.

- Учащиеся, которые получили карточку №3 будут работать самостоятельно и проверять у учителя.

Карточка №3

 Задание: разгадай ребусы.

     6 * 5 *                                    3 * 6 *

     * 8 * 4                                    1 2 * 8

     2 8 5 6                                       4 5 6

                                                    * 9 2 1

                                                    9 0 4 1

Работа по МК

УЭ

3.2.

Подведение итогов работы по карточке.

  • Кому было легко работать по карточке №2?
  • Кто справился с карточкой №2?
  • Кому было легко работать по карточке №3?
  • Я подведу итоги работы по карточке №3.

Подведение итогов работы по МК с использованием карточек с сигналами (+, ?)

УЭ 4

Подведение итога урока.

Цель: подвести итог всей работы на уроке.

  • Вернемся к теме урока. Назовите.
  • Какие знания и умения отрабатывали? У кого все +?

Подведение итогов

УЭ 5

Домашнее задание.

Цель: обеспечить понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Р.ур. – с.75 № 5 (1, 2ст.)

К.ур. – используя числа 2, 7, 6, 4, 1, 9 выражения

Т.ур. – с.76 составить уравнения с многозначными числами.

Самовыбор домашнего задания

Составила:                                        С. В. Бондаренко

Модульная карточка

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

Цель: проверить знания и умения по теме: «Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел».

Выбери задание согласно цветному сигналу.

Покажи сигнал учителю.

Выполняя задания, опирайся на знание алгоритма.

1

Вычисли.

Записывай вычисления столбиком.

10.375 + 8.003                              600.100 – 92.016

                            6548 + 2794

Сделай вывод: с какой целью выполняли задания.

Проверь по ключу.

2

Используя цифры 2, 7, 6, 9, 4, 0, 5. составь и запиши 3 выражения, на + и – многозначных чисел.

Сделай вывод.

3

Разгадай ребусы:

     6 * 5 *                         3 * 6 *

    - * 8 * 4                          1 2 * 8

    2 8 5 6                             4 5 6

                                          * 9 2 1

                                          9 0 4 1

Сделай вывод: какие знания помогли выполнить задание?

Подойди с тетрадью к учителю

Модульная карточка

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Управление обучением

Цель: проверить знания и умения по теме: «Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел».

Выбери задание согласно цветному сигналу.

Покажи сигнал учителю.

Выполняя задания, опирайся на знание алгоритма.

1

Вычисли.

Записывай вычисления столбиком.

10.375 + 8.003                              600.100 – 92.016

                            6548 + 2794

Сделай вывод: с какой целью выполняли задания.

Проверь по ключу.

2

Используя цифры 2, 7, 6, 9, 4, 0, 5. составь и запиши 3 выражения, на + и – многозначных чисел.

Сделай вывод.

3

Разгадай ребусы:

     6 * 5 *                         3 * 6 *

    - * 8 * 4                          1 2 * 8

    2 8 5 6                             4 5 6

                                          * 9 2 1

                                          9 0 4 1

Сделай вывод: какие знания помогли выполнить задание?

Подойди с тетрадью к учителю

Карточка 1

Цель: закрепить знание алгоритма письменного приема + и – многозначных чисел.

1

Вычисли

       1724

       + 5022

Работай в ППС, используя алгоритм

Карточка 1

Цель: закрепить знание алгоритма письменного приема + и – многозначных чисел.

1

Вычисли

       1724

       + 5022

Работай в ППС, используя алгоритм

Карточка 1

Цель: закрепить знание алгоритма письменного приема + и – многозначных чисел.

1

Вычисли

       1724

       + 5022

Работай в ППС, используя алгоритм

Карточка 1

Цель: закрепить знание алгоритма письменного приема + и – многозначных чисел.

1

Вычисли

       1724

       + 5022

Работай в ППС, используя алгоритм

Карточка 1

Цель: закрепить знание алгоритма письменного приема + и – многозначных чисел.

1

Вычисли

       1724

       + 5022

Работай в ППС, используя алгоритм


+

?

+

?

+

?

+

?

(740+380)+740

(740 - 380) : 2

740 - 380 : 2

1860

120

550

200

220

3411

1968

4.791 + 3.205

5.658 – 2.235

1.186 + 8.426

87.500 – 6.932

3.721 + 75

107.823 – 85.139

5.658

                           –  2.235

3.423

4.791

                           +   3.205

7.996

 87.500

                          –    6.932

 80.568

1.186

                           +  8.426

9.612

107.823

                       –       85.139

  22.684

3.721

                             +     75

3.796

5.658 – 2.235

87.500 – 6.932

107.823 – 85.139

                               5.658

                                            – 2.235

                               3.423

                             87.500

                                         –   6.932

                             80.568

                            107.823

                                     –       85.139

                              22.684


Алгоритм

1.

Пишу. …

2.

Складываю (вычитаю) единицы.

3.

+ (-) десятки.

4.

+ (-) сотни.

5.

Читаю ответ.

Алгоритм

1.

Пишу. …

2.

Складываю (вычитаю) единицы.

3.

+ (-) десятки.

4.

+ (-) сотни.

5.

Читаю ответ.

Алгоритм

1.

Пишу. …

2.

Складываю (вычитаю) единицы.

3.

+ (-) десятки.

4.

+ (-) сотни.

5.

Читаю ответ.


+

+

+

+

+

+


Ключ:

10.375          600.100                 6.548

+  8.003         -    92.016             +  2.794

18.378          508.084                 9.342

Ключ:

10.375          600.100                 6.548

+  8.003         -    92.016             +  2.794

18.378          508.084                 9.342

Ключ:

10.375          600.100                 6.548

+  8.003         -    92.016             +  2.794

18.378          508.084                 9.342

Ключ:

10.375          600.100                 6.548

+  8.003         -    92.016             +  2.794

18.378          508.084                 9.342

Ключ:

10.375          600.100                 6.548

+  8.003         -    92.016             +  2.794

18.378          508.084                 9.342

Ключ:

10.375          600.100                 6.548

+  8.003         -    92.016             +  2.794

18.378          508.084                 9.342

Ключ:

10.375          600.100                 6.548

+  8.003         -    92.016             +  2.794

18.378          508.084                 9.342

Ключ:

10.375          600.100                 6.548

+  8.003         -    92.016             +  2.794

18.378          508.084                 9.342

Ключ:

10.375          600.100                 6.548

+  8.003         -    92.016             +  2.794

18.378          508.084                 9.342

Ключ:

10.375          600.100                 6.548

+  8.003         -    92.016             +  2.794

18.378          508.084                 9.342

Знаем:

  • алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел;
  • оформление записи в столбик;
  • приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Умеем:

  • пользоваться алгоритмом и приемами сложения и вычитания многозначных чисел;
  • применять знания и умения в новых условиях, выполнять задания на различных уровнях;
  • работать в паре, использовать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и нести чувство ответственности перед товарищами.

Знаем:

  • алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел;
  • оформление записи в столбик;
  • приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Умеем:

  • пользоваться алгоритмом и приемами сложения и вычитания многозначных чисел;
  • применять знания и умения в новых условиях, выполнять задания на различных уровнях;
  • работать в паре, использовать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и нести чувство ответственности перед товарищами.

Знаем:

  • алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел;
  • оформление записи в столбик;
  • приемы письменного сложения и вычитания многозначных чисел.

Умеем:

  • пользоваться алгоритмом и приемами сложения и вычитания многозначных чисел;
  • применять знания и умения в новых условиях, выполнять задания на различных уровнях;
  • работать в паре, использовать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и нести чувство ответственности перед товарищами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по математике в начальной школе.

Конспект учебного занятия по математике в начальной школе. .Класс: 1Тема учебного занятия: Счёт в пределах 10.Продолжительность учебного занятия: 30 мин.Тип учебного занятия: урок зак...

Конспект учебного занятия по математике в 3 классе на тему: «Закрепление изученного материала. Пути познания»

Тема урока: Закрепление изученного материала. Пути познания.Задачи: создать условия для обобщения и систематизирования знаний учащихся по теме «Умножение и деление двузначных чисел»; совершенств...

Разработка учебного занятия по математике

Урок в системе Эльконина - Давыдова 3 класс по теме "Распределительное свойство умножения"....

Учебное занятие по математике "Прибавление числа 4"

Технологическая карта учебного занятия по математике. Тема "Прибавление числа 4" 1 класс ( Гармония). Урок освоения новых знаний....

Технологическая карта учебного занятия по математике

Технологическая карта  учебного занятия по  математике в 4 классе. Тема: Сложение и вычитание многозначных чисел.Цель:Формирование навыка письменного сложения и вычитания многозначных чисел ...

Учебное занятие по математике " «УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ» 1 класс.

Цели урока: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов; учить детей самостоятельно производить классификацию объектов по двум существенным признакам (объедин...