Рабочая программа по предмету Математические представления 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс)
РП по предмету "Математические представления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_matematich.predst.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
“ШКОЛА №2124 «Центр развития и коррекции”
СОГЛАСОВАНО
Педагогическим Советом
ГКОУ «Школа № 2124»
Протокол № ___ от «__» _______ 2018г
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом директора
ГКОУ «Школа № 2124»
Приказ № ___ от «__» _______ 2018г
Директор ______ Колобаева И.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
3 КЛАСС
на 2018-2019 учебный год
(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 3 КЛАСС)
Учитель: Шитикова Е.Ю.
Москва, 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основании АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цель: овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.
Задачи:
- расширение жизненного опыта учащихся;
- формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);
- формирование элементарных математических представлений о форме, величине;
- формирование количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений;
- формирование умений различать и сравнивать предметы по форме, величине;
- создание условий для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- формирование учебной мотивации и интереса к уроку.
Общая характеристика учебного предмета
У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталости глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается на уроках по развитию элементарных математических представлений и конструированию. Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников для их социально- бытовой адаптации.
Наряду с конкретными задачами в ходе обучения математическим представлениям и конструированию «Программа» предусматривает реализацию и более широкой задачи — формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира».
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения - «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Класс | 3 класс |
Количество часов в неделю | 2 часа |
Итого в год | 68 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной, коллективной деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- деятельность по последовательной инструкции;
- самостоятельная деятельность ученика;
- умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:
- цвет, величину, размер, форму предметов;
- положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга и слова, их обозначающие;
- понятия «верх-низ», «право-лево», «один-много»;
- число и цифру 1, 2, 3, 4, 5;
- понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».
Предполагается (ожидается), что учащиеся будут уметь:
- сравнивать предметы по величине, размеру;
- определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
- устанавливать (называть) порядок следования предметов;
- узнавать (называть), классифицировать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
- определять форму знакомых предметов;
- сравнивать количество предметов, определяя, где больше/меньше совместно с учителем;
- писать цифры 1, 2, 3, 4, 5 (по обводке);
- соотносить число, количество и цифры в пределах 5;
- находить нужную картинку к соответствующим частям суток;
- конструировать простейшие плоскостные фигуры (их счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Деньеша) методом наложения на образец;
- выполнять пространственные постройки ( «Лего») по образцу совместно с учителем.
Содержание учебного предмета:
- Количественные представления:
- нахождение одинаковых предметов;
- объединение предметов в единое множество;
- различение множеств (один, много, мало, пусто);
- сравнение количества (один – много);
- изменение количества (один – много);
- число и цифра 1, 2, 3, 4, 5.
- Представления о форме:
- круг;
- квадрат;
- треугольник;
- точка;
- прямая линия;
- кривая линия.
- Представления о величине:
- большой – маленький, больше – меньше;
- длинный – короткий, длиннее – короче;
- высокий – низкий, выше – ниже;
- широкий – узкий; шире – уже;
- тяжелый – легкий, тяжелее – легче;
- глубокий – мелкий; глубже – мельче;
- толстый – тонкий, толще – тоньше.
- Пространственные представления:
- верх – низ; вверху – внизу;
- право – лево, справа – слева;
- впереди – сзади;
- посередине;
- первый – последний;
- перед, после, между.
- Временные представления:
- времена года;
- сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь);
- рано – поздно.
Календарно-тематическое планирование: (Приложение 1)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- АООП для детей с нарушением интеллекта
- Математика. 3 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013.
- С.Д.Забрамная, Ю.А.Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. Владос, Москва, 2015.
- Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
- Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2001.
Приложение 1
№ | Тема | Дата | Коррекционные Предметные Задачи | Базовые учебные действия |
1-2 | Число и цифра 1. | Брать монеты по одной, опускать в копилку. | Последовательно выполнять отдельные операции, действия по образцу педагога Удерживает произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. Выполняет последовательно организованные движения Принимать цели и произвольно включаться в деятельность Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса Понимает инструкцию по пиктограммам Наблюдает за окружающими предметами Принимает помощь от учителя Наблюдает за окружающими предметами Переключает взгляд с одного предмета на другой. Выполняет действие способом рука-в-руке; Подражает действиям, выполняемым педагогом Понимает жестовую инструкцию Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики | |
3-4 | Число и цифра 2. | Находить в окружающей обстановке мяч, прокатывает мяч по столу. | ||
5-6 | Сравнение предметных множеств. Числовой ряд 1,2. | Находить в окружающей обстановке кубик. | ||
7-8 | Порядковые числительные «первый», «второй». | Находить разницу между предметами. | ||
9-10 | Сложение и вычитание в пределах 2. | Находить желтый круг, дорисовывать лучики (солнце) | ||
11-12 | Число и цифра 3. | Захватывать и удерживать карандаш, производить черкательные действия. | ||
13-14 | Сравнение предметных множеств 1, 2, 3. | Нанизывать разноцветные кольца на стержень пирамидки. | ||
15-16 | Числовой ряд 1, 2, 3. Порядковые числительные. | Ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов: длинный – короткий. | ||
17 | Контрольная работа. | |||
18-19 | Состав числа 3. | Показывать и выделять длинные и короткие предметы. | ||
20-21 | Сложение и вычитание в пределах 3. | Производить манипуляции с лентами. | ||
22-23 | Сравнение чисел и действий над ними. | Переносить с одного места на другое бытовые предметы. | ||
24-25 | Сопоставление сравнения чисел и действий над числами. | Удерживать карандаш, проводить линии. Находить свои личные вещи. | ||
26-27 | Число и цифра 4. | Ставить кубик на кубик, захватывает кубики правой рукой. | ||
28-29 | Числовой ряд 1, 2, 3, 4. Числовой ряд прямой и обратный. | Складывать на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор. | ||
30 | Контрольная работа | |||
31-32 | Два способа образования числа 4. | Ориентироваться в собственном теле. | ||
33-34 | Сложение и вычитание в пределах 4. | Поднимать руки вверх, вниз. | ||
35-36 | Понятие об арифметической задаче. | Складывать вещи пополам, задействовав в работе обе руки одновременно. | ||
37-38 | Простые задачи на нахождение суммы. | Брать листок бумаги, рвать его на мелкие кусочки, мять. | ||
39-40 | Состав числа 4. | Брать и приносить предмет по требованию учителя. Понимать обращенную речь. | ||
41-42 | Сравнение чисел в пределе 4. Работа со счетами. | Закрывать и открывать глаза по требованию учителя. | ||
43-44 | Знакомство и работа с линейкой. Отсчет от 0. | Показывать на себе и на кукле части. | ||
45-46 | Решение задач по картинкам и рисункам учебника. | Выполнять действия в соответствии с режимом дня. | ||
47-48 | Решение примеров на сложение и вычитание в пределе 4. | Катать кольца от «Пирамиды» по комнате с помощью взрослого. | ||
49-50 | Число и цифра 5. | Выполнять действия по картинке. | ||
51-52 | Состав числа 5. | Сопровождать игру речью. | ||
53 | Контрольная работа. | |||
54-55 | Числовой ряд прямой и обратный. Порядковые числительные. | Вынимать из коробки один предмет, ставить его на стол. Соотносить предмет с показом одного пальчика. Играть с бусами разной величины. | ||
56-57 | Сравнение чисел и действий над ними. Нахождение большего и меньшего числа. | Показывать на пальцах один, много. Выполнять последовательно организованные движения. | ||
58-59 | Меры стоимости: монета 5 руб. | Набрасывать кольца на стержень. Показывать жестом. | ||
60-61 | Решение примеров в пределе 5. Таблица сложения. | Определять один и много. Находить предметы контрастного размера. | ||
62-63 | Решение задач по картинкам и иллюстрациям. Таблица вычитания. | Брать предметы правой рукой перекладывать предметы в коробку по одному. | ||
64-65-66 | Временные понятия: неделя, число дней, их последовательность. | Выбирать предметы из множеств. Подставлять игрушки в отношении собственного тела: далеко, близко. | ||
67 | Контрольная работа | |||
68 | Повторение пройденного материала. | Дотягиваться до предметов вставая на цыпочки, поднимая руки вверх. Находить предмет по требованию учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Рабочая программа по предмету " Математические представления " 4 класс ( коррекционная школа).
Рабочая программа по предмету " Математические представления " для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1) 4 класс....
Рабочая программа по предмету "Математические представления и конструирование" (2 класс)
Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Математические представления и конструирование» образовательной области «Математические представления, основы арифметики» с...
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс
Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта...
Рабочая программа по предмету "Математические представления" 2 класс
Программа предназначена для обучающихся 2 класса со сложной структурой дефекта...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математические представления» для обучающихся с ОВЗ 2 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математические представления» для обучающихся с ОВЗ 2 класса...
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления»для освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный п...