Рабочая программа по предмету Математические представления 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс)

Шитикова Екатерина Юрьевна

РП по предмету "Математические представления"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_matematich.predst.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

“ШКОЛА №2124 «Центр развития и коррекции”    

         

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим Советом

ГКОУ «Школа № 2124»

Протокол № ___  от «__» _______ 2018г

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом директора

ГКОУ «Школа № 2124»        

Приказ № ___  от «__» _______ 2018г

Директор ______ Колобаева И.Н.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 ПО ПРЕДМЕТУ (УЧЕБНОМУ КУРСУ)

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

3 КЛАСС

на 2018-2019 учебный год

        

(АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, 3 КЛАСС)

                               

                                                                                                                                                              Учитель: Шитикова Е.Ю.

Москва, 2018


Пояснительная записка

       Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основании АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

    Цель: овладение учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни.

      Задачи:

  • расширение  жизненного опыта учащихся;
  •  формирование доступных им видов деятельности (элементарной учебной, игровой, деятельности общения, наблюдения, предметно- практической, трудовой);
  • формирование  элементарных математических представлений о форме, величине;
  • формирование количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений;
  • формирование  умений  различать и сравнивать предметы по форме, величине;
  • создание условий для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
  • формирование учебной мотивации и интереса к уроку.

Общая характеристика учебного предмета

  У детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталости глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается на уроках по развитию элементарных математических представлений и конструированию. Особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников для их социально- бытовой адаптации.

             Наряду с конкретными задачами в ходе обучения математическим представлениям и конструированию «Программа» предусматривает реализацию и более широкой задачи — формирование у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на основе предметно-практической, игровой и элементарной учебной деятельности доступной их восприятию «картины мира».

Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку игрушки, предметы, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения - «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.

Описание места учебного предмета в учебном плане:

Класс

3 класс

Количество часов в неделю

2 часа

Итого в год

68 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных)  результатов.

Личностные результаты

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • проявлять познавательный интерес;
  • проявлять и выражать свои эмоции;
  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;
  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
  •  проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;
  • деятельность по подражанию;
  • деятельность по образцу;
  • деятельность по последовательной инструкции;
  • самостоятельная деятельность ученика;
  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут знать:

  • цвет, величину, размер, форму предметов;
  • положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга и  слова, их обозначающие; 
  • понятия  «верх-низ», «право-лево», «один-много»;
  • число и цифру 1, 2, 3, 4, 5;
  • понятия «утро», «день», «вечер», «ночь».

Предполагается (ожидается), что учащиеся будут  уметь:

  •  сравнивать предметы по величине, размеру;
  • определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение;
  •  устанавливать (называть) порядок следования предметов;
  •  узнавать (называть), классифицировать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
  • определять форму знакомых предметов; 
  • сравнивать количество предметов, определяя, где больше/меньше совместно с учителем;
  • писать цифры 1, 2, 3, 4, 5 (по обводке);
  • соотносить число, количество и цифры в пределах 5;
  • находить нужную картинку к соответствующим частям суток;
  • конструировать простейшие плоскостные фигуры (их счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Деньеша) методом наложения на образец;
  • выполнять пространственные постройки ( «Лего») по образцу совместно с учителем.

Содержание учебного предмета:

  1. Количественные представления:
  • нахождение одинаковых предметов;
  • объединение предметов в единое множество;
  • различение множеств (один, много, мало, пусто);
  • сравнение количества (один – много);
  • изменение количества (один – много);
  • число и цифра 1, 2, 3, 4, 5.
  1. Представления о форме:
  • круг;
  • квадрат;
  • треугольник;
  • точка;
  • прямая линия;
  • кривая линия.
  1. Представления о величине:
  • большой – маленький, больше – меньше;
  • длинный – короткий, длиннее – короче;
  • высокий – низкий, выше – ниже;
  • широкий – узкий; шире – уже;
  • тяжелый – легкий, тяжелее – легче;
  • глубокий – мелкий; глубже – мельче;
  • толстый – тонкий, толще – тоньше.
  1. Пространственные представления:
  • верх – низ; вверху – внизу;
  • право – лево, справа – слева;
  • впереди – сзади;
  • посередине;
  • первый – последний;
  • перед, после, между.
  1. Временные представления:
  • времена года;
  • сутки, части суток (утро, день, вечер, ночь);
  • рано – поздно.

Календарно-тематическое планирование: (Приложение 1)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. АООП для детей с нарушением интеллекта
  2. Математика. 3 класс: учебник для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-2 части / Т.В. Алышева. – М.: Просвещение, 2013.
  3. С.Д.Забрамная, Ю.А.Костенкова. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и чтения. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов. Владос, Москва, 2015.
  4. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения. С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева
  5. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./Гаврина С.Е., КутявинаН.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Художники Г.В.Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  6. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями  в развитии: Кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2001.


Приложение 1

Тема

Дата

Коррекционные Предметные

Задачи

Базовые учебные действия

1-2

Число и цифра 1.

Брать монеты по одной, опускать в копилку.

Последовательно выполнять отдельные операции, действия по образцу педагога

Удерживает произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

Выполняет последовательно организованные движения

Принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса

Понимает инструкцию по пиктограммам

Наблюдает за окружающими предметами

Принимает помощь от учителя

Наблюдает за окружающими предметами

Переключает взгляд с одного предмета на другой.

Выполняет действие способом рука-в-руке;

Подражает действиям, выполняемым педагогом

Понимает жестовую инструкцию

Фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики

3-4

Число и цифра 2.

Находить в окружающей обстановке мяч, прокатывает  мяч по столу.

5-6

Сравнение предметных множеств. Числовой ряд 1,2.

Находить в окружающей обстановке кубик.

7-8

Порядковые числительные «первый», «второй».

Находить разницу между предметами.

9-10

Сложение и вычитание в пределах 2.

Находить желтый круг, дорисовывать лучики (солнце)

11-12

Число и цифра 3.

Захватывать и удерживать карандаш, производить черкательные действия.

13-14

Сравнение предметных множеств 1, 2, 3.

Нанизывать разноцветные кольца на стержень пирамидки.

15-16

Числовой ряд 1, 2, 3. Порядковые числительные.

Ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов: длинный – короткий.

17

Контрольная работа.

18-19

Состав числа 3.

Показывать и выделять длинные и короткие предметы.

20-21

Сложение и вычитание в пределах 3.

Производить  манипуляции с лентами.

22-23

Сравнение чисел и действий над ними.

Переносить с одного места на другое бытовые предметы.

24-25

Сопоставление сравнения чисел и действий над числами.

Удерживать карандаш, проводить линии.

Находить свои личные вещи.

26-27

Число и цифра 4.

Ставить кубик на кубик, захватывает кубики правой рукой.

28-29

Числовой ряд 1, 2, 3, 4. Числовой ряд прямой и обратный.

Складывать на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор.

30

Контрольная работа

31-32

Два способа образования числа 4.

Ориентироваться в собственном теле.

33-34

Сложение и вычитание в пределах 4.

Поднимать руки вверх, вниз.        

35-36

Понятие об арифметической задаче.

Складывать вещи пополам, задействовав в работе обе руки одновременно.

37-38

Простые задачи на нахождение суммы.

Брать листок бумаги, рвать его на мелкие кусочки, мять.

39-40

Состав числа 4.

Брать и приносить предмет по требованию учителя. Понимать обращенную речь.

41-42

Сравнение чисел в пределе 4. Работа со счетами.

Закрывать и открывать глаза по требованию учителя.

43-44

Знакомство и работа с линейкой. Отсчет от 0.

Показывать на себе и на кукле части.

45-46

Решение задач по картинкам и рисункам учебника.

Выполнять действия в соответствии с режимом дня.

47-48

Решение примеров на сложение и вычитание в пределе 4.

Катать кольца от «Пирамиды» по комнате с помощью взрослого.

49-50

Число и цифра 5.

Выполнять действия по картинке.

51-52

Состав числа 5.

Сопровождать игру речью.

53

Контрольная работа.

54-55

Числовой ряд прямой и обратный. Порядковые числительные.

Вынимать из коробки один предмет, ставить его на стол. Соотносить предмет с показом одного пальчика. Играть с бусами разной величины.

56-57

Сравнение чисел и действий над ними. Нахождение большего и меньшего числа.

Показывать на пальцах один, много. Выполнять последовательно организованные движения.

58-59

Меры стоимости: монета 5 руб.

Набрасывать кольца на стержень.

Показывать жестом.

60-61

Решение примеров в пределе 5. Таблица сложения.

Определять один и много. Находить предметы контрастного размера.

62-63

Решение задач по картинкам и иллюстрациям. Таблица вычитания.

Брать предметы правой рукой перекладывать предметы в коробку по одному.

64-65-66

Временные понятия: неделя, число дней, их последовательность.

Выбирать предметы из множеств. Подставлять игрушки в отношении собственного тела: далеко, близко.

67

Контрольная работа

68

Повторение пройденного материала.

Дотягиваться до предметов вставая на цыпочки, поднимая руки вверх.

Находить предмет по требованию учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по предмету " Математические представления " 4 класс ( коррекционная школа).

Рабочая программа по предмету " Математические представления " для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1) 4 класс....

Рабочая программа по предмету "Математические представления и конструирование" (2 класс)

Рабочая программа для 2 класса по учебному предмету «Математические представления и конструирование» образовательной области «Математические представления, основы арифметики» с...

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс

Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта...

Рабочая программа по предмету "Математические представления" 2 класс

Программа предназначена для обучающихся 2 класса со сложной структурой дефекта...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Математические представления» для обучающихся с ОВЗ 2 класса

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по предмету «Математические представления» для обучающихся с ОВЗ 2 класса...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Математические представления»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный п...