Рабочая программа по предмету "Математические представления" 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Программа предназначена для обучающихся 1 (дополнительного) класса со сложной структурой дефекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_1_klass.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 2127»

Салтыковская ул., д. 13Б, Москва, 111672

Телефон: (495) 701-2200, факс: (495) 701-2211, e-mail: 2127@edu.mos.ru, http://www.2127.mskobr.ru

ОКПО 51296098, ОГРН 5157746151921, ИНН/КПП 7720325492, 772001001

 Принято на заседании педагогического                             Утверждаю

 совета ГБОУ Школа №  2127                                               Директор ГБОУ Школа № 2127

 от «____»___________20___г.                                           _______________И.Ю. Солодкий

 Протокол № 1                                                                 «____»   ________________    20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Математические представления»

составлена на основе

программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), рекомендациям по воспитанию и обучению детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2011)

 1 дополнительный класс

 

2017 - 2018 учебный год

Мастрюкова О.В., учитель

Москва 2017 г.

МАТЕМАТИКА

Математические представления

Пояснительная записка

Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы составляют:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

Данная  рабочая программа по курсу «Математические представления» составлена для учащихся 1-го дополнительного класса на основе учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект (МО РФ от 03.04.2003 г. № 27/27 22-6), программно-методических материалов по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), рекомендациям по воспитанию и обучению детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2013 г.), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (под редакцией И.М. Бгажноковой, М., 2011).

Необходимость разработки данной программы обусловлена тем, что в классе обучаются дети с выраженным интеллектуальным недоразвитием, отягощенным сопутствующими заболеваниями и расстройствами аутистического спектра. У детей со сложной структурой дефекта глубоко недоразвита познавательная деятельность  с её процессами анализа и синтеза, что особенно   ярко обнаруживается при обучении их счету. В процессе обучения детей со сложной структурой дефекта счету необходимо предусмотреть систему знаний, умений и навыков, которые прежде всего явились бы  действенными, практически ценными и обеспечивали бы им подготовку к трудовой деятельности.

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трѐх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п.

 Учащиеся с выраженными нарушениями интеллекта имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.  В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования.

Для усвоения материала учащимся необходим более длительный период изучения тем. Кроме того, особенности развития не дают возможности в полном объеме изучить материал, предусмотренный Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Содержание программы 

Программа предполагает работу по следующим разделам: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».

  1. Количественные представления.

Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне), ориентируясь на признак цвета (красный, желтый, зеленый, синий), формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), величины предметов (большой, маленький, широкий, узкий, длинный, короткий, высокий, низкий).

Выбор соответствующего количества предметов без пересчета и с пересчетом.

Выделение одного, двух, трех предметов из множества.

Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счет.

Узнавание и выделение цифр 1, 2, 3.

Соотнесение числа, цифры и количества предметов в пределах 3.

Обучение прорисовыванию цифр 1, 2, 3 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно; лепке из пластилина.

  1. Представления о форме.

Выбор круга, квадрата, треугольника по подражанию действиям педагога, по образцу, по словесной инструкции.

Объединение фигур в группы по форме.

Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата, треугольника, их называние и показ.

Обучение вырезанию круга, квадрата, треугольника по контурам (с помощью взрослого).

  1. Представления о величине

Формирование понятий большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий в процессе различных наблюдений, дидактических игр и игровых упражнений.

  1. Представления о пространстве

Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Показ на себе, кукле, мягкой игрушке, плоскостном изображении основных частей тела и лица.

Перемещение различных игрушек вперед и назад, вверх и вниз по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

  1. Временные представления.

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков времен года.

Обучение математике детей со сложной структурой дефекта должно быть организовано на практической, наглядной основе, обеспечено соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся, а также важно проведение экскурсий, дидактических игр, наблюдений.

На уроках математики учащиеся считают различные предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и символами бумажных денег. Кроме этого, дети знакомятся мерами длины, массы, времени, стоимости, объема, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

Занятия на уроках практического счета продуктивны в том случае, когда они тесно связаны с другими учебными дисциплинами: чтением, письмом, предметно-практической деятельностью, рисованием и носят практическую направленность.

В процессе обучения математике детей со сложной структурой дефекта, используются следующие методы и приемы:

- совместные действия детей и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя;

- действия по образу, по словесной инструкции;

- приемы наложения и приложения, обводки шаблонов, трафаретов для закрепления представлений о форме, величине и количестве предметов;

- элементарные счетные действия с множествами предметов, тактильного и зрительного восприятия;

- воспроизведение величины, формы предметов, цифры с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и изображений цифр;
- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога формы, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

- соотнесение натуральных предметов с объемными и плоскостными изображениями;

- подготовительные наблюдения на прогулках за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня с целью формирования временных представлений;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств, для последующего более точного использования в процессе математической деятельности.

Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач. Умение устанавливать взаимно - однозначные соответствия могут использоваться при сервировке стола, при раздаче материала и инструментов участникам какого - либо общего дела, при посадке семян в горшочки и т.д. Умение пересчитывать предметы пригодится при выборе ингредиентов для приготовления блюда, отсчитывании заданного количества листов в блокноте, определении количества испеченных пирожков, изготовленных блокнотов и т.д. Зная цифры, ребенок сможет сообщить дату рождения, домашний адрес, номер телефона, различить дни на календаре, номер автобуса, сориентироваться в программе телевизионных передач и др. Представления об объемных геометрических телах и плоскостных геометрических фигурах, их свойствах пригодятся ребенку на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, труду. Освоение навыков простейших измерений, умения пользоваться инструментами (мерной кружкой, весами и т.д.) помогут ребенку отмерить нужное количество моющего средства, необходимое для стирки белья, определенное количество крупы для приготовления каши, отмерить ткань для пошива кухонного полотенца.

         Цель:

- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность. формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательная задача:

- дать знания об элементарных математических представлениях.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать основные мыслительные операции; через обучение математике повышать уровень общего развития учащихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;

- развивать речь учащихся, обогащать её математической терминологией;

Воспитательная задача:

- воспитывать у учащихся интерес к математике, целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, доводить начатое дело до завершения.

В целях более успешного развития и продвижения учащихся предусмотрено многократное повторение материала. Каждый урок оснащен демонстрационными пособиями и дидактическим материалом.

Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Продолжительность одного урока: первое полугодие - 35 минут; второе полугодие – 40 минут.

Форма реализации – очная.

Предполагаемые результаты обучения

Учитывая сложный состав учеников класса, предъявляются разноуровневые требования к овладению знаниями. Это дает возможность учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению ребенка с нарушенным интеллектом.

Содержание академического компонента предмета в рабочей программе значительно снижено по сравнению с базовым курсом. Учебный материал даётся в доступной форме, адекватной интеллектуальному развитию.

Дифференцированные требования к ЗУН учащихся в соответствии с уровнями обучения:

1 уровень:

- осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);

- выделять признаки цвета (красный, желтый, зеленый, синий), формы (квадрат, круг, треугольник), величины в предметах (с помощью взрослого);

- выделять один, два, три предмета из множества и собирать множество предметов (с помощью взрослого);

- выделять цифры 1, 2, 3 соотносить их с числом и количеством предметов (с помощью взрослого);

- писать цифры 1, 2, 3 по трафарету или по опорным точкам или самостоятельно;

- производить объединение фигур в группы по форме (шары, кубы, квадраты, круги, треугольники);

- перемещать различные предметы вперед и назад, вверх и вниз по полу и поверхности стола по словесной инструкции (с помощью взрослого).

2 уровень:

- осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);

- выделять признаки цвета (красный, желтый, зеленый, синий), формы (квадрат, круг, треугольник), величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;

- выделять один, два, три предмета из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

- выделять цифры 1, 2, 3 соотносить их с числом и количеством предметов (с помощью взрослого);

- писать цифры 1, 2, 3 по трафарету или по опорным точкам или самостоятельно;

- производить объединение фигур в группы по форме (квадраты, круги, треугольники (с помощью взрослого));

- перемещать различные предметы вперед и назад, вверх и вниз по полу и поверхности стола по подражанию действиям взрослого или по образцу.

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов

1

Свойства предметов. Сравнение предметов

12

2

Положение предметов в пространстве на плоскости

8

3

Временные представления

6

4

Геометрические формы

10

5

Дочисловые представления. Числа и цифры.

29

6

Подведение итогов

1

Итого

66

Календарно - тематическое планирование по предмету

«Математические представления»

 1 (дополнительный) класс

2017 – 2018 учебный год

п/п

Темы занятий

Дата проведения занятий

1

Выявление знаний, умений, навыков учащихся.

2

Цвет, назначение предметов.

3

Сравнение предметов по величине: большой – маленький.

4

Сравнение предметов по размеру: больше – меньше.

5

Одинаковые: по цвету, величине.

6

Сравнение предметов по цвету, величине.

7

Расположение предметов в пространстве: слева – справа.

8

Расположение предметов в пространстве: в середине, между.

9

Расположение предметов в пространстве: вверху – внизу.

10

Расположение предметов в пространстве: выше – ниже; верхний – нижний

11

Круг. Нахождение и показ круга среди других фигур.

12

Круг. Выделение предметов круглой формы.

13

Круг. Обводка круга по трафарету. Раскрашивание по инструкции.

14

Сравнение предметов по высоте: высокий – низкий, выше – ниже.

15

Сравнение предметов по двум признакам: цвету и высоте.

16

Сравнение предметов по глубине: глубокий – мелкий, глубоко – мелко.

17

Число и цифра 1. Соотношение количества, числительного и цифры 1. Лепка цифры 1 из пластилина.

18

Письмо цифры 1 по пунктиру.

19

Письмо цифры 1 по опорным точкам.

20

Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 1. Соотнесение числа, цифры 1 с соответствующим количеством пальцев, предметов.

21

Треугольник. Обводка по трафарету. Раскрашивание по инструкции.

22

Сравнение предметов по ширине: широкий – узкий, шире – уже.

23

Сравнение предметов по двум признакам: ширина, цвет.

24

Расположение предметов: близко – далеко; ближе – дальше.

25

Расположение предметов: «к, от».

26

Число и цифра 2. Соотношение количества, числительного и цифры 2. Лепка цифры 2 из пластилина.

27

Письмо цифры 2 по пунктиру.

28

Письмо цифры 2 по опорным точкам.

29

Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 2. Соотнесение числа, цифры 2 с соответствующим количеством пальцев, предметов.

30

Состав числа 2.

31

Знак «+». Запись примеров.

32

Сравнение предметных множеств: 1,2.

33

Решение примеров на сложение в пределах двух.

34

Расположение предметов: впереди – сзади, перед, за.

35

Последовательность предметов: первый – последний, крайний, после, следом, следующий за.

36

Сравнение предметов: толстый – тонкий.

37

Знак «-». Запись и решение примеров на вычитание в пределах 2.

38

Повторение. Арифметические операции в пределах 2.

39

Квадрат. Определение квадрата среди других фигур.

40

Выделение предметов квадратной формы.

41

Квадрат. Обводка по трафарету. Раскрашивание по инструкции.

42

Временные представления. Сутки: утро, день вечер, ночь.

43

Временные представления. Сутки: утро, день вечер, ночь.

44

Временные представления: рано – поздно.

45

Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день.

46

Временные представления: времена года; характерные признаки.

47

Быстро – медленно.

48

Сравнение предметов по весу: тяжелый – легкий, тяжело – легко.

49

Много – мало, несколько.

50

Один – много, ни одного.

51

Прямоугольник. Определение прямоугольника среди других фигур.

52

Выделение предметов прямоугольной формы.

53

Прямоугольник. Обводка по трафарету. Раскрашивание по инструкции.

54

Больше – меньше.

55

Столько же, одинаковое (равное) количество.

56

Задача. Решение простых задач по картинкам.

57

Задача. Решение простых задач по картинкам.

58

Число и цифра 3. Соотношение количества, числительного и цифры 3. Лепка цифры 3 из пластилина.

59

Число и цифра 2. Соотношение количества, числительного и цифры 2

60

Письмо цифры 3 по пунктиру.

61

Письмо цифры 3 по опорным точкам.

62

Письмо по пунктирам или по опорным точкам или самостоятельное письмо цифры 3. Соотнесение числа, цифры 3 с соответствующим количеством пальцев, предметов.

63

Состав числа 3.

64

Числовой ряд от 1 до 3.

65

Сравнение предметных множеств в пределах 3.

66

Контрольная работа.

Итого за год 66 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа, окружающий мир 1 класс (конструктор рабочих программ)

Рабочая прорамма по оружающему миру для 1 класса...

Рабочая программа Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ.

Рабочая программа  Окружающий мир 1 класс по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....